«Наше здоровье- в наших руках»

 Трухина Светлана  Алексеевна

 

 «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умствен­ное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

                                                                                                                      (Василий Александрович Сухомлинский).

    Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

 

    Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

   Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

 

    Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.    

    Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

   Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.    

 

    Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

    Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»..

 

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой,
  • прогулки.
  • Рациональное питание,
  • соблюдение правил личной гигиены:
  • закаливание,
  • создание условий для полноценного сна

   Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития   организма, а также сохранение здоровья.

   Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

  • постепенность;
  • систематичность;
  • комплексность;
  • учет индивидуальных особенностей.

   Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез.  Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем:

  • его здоровье
  • дружелюбное отношение друг к другу,
  • развитие умения слушать и говорить,
  • умения отличать ложь от правды
  • бережное отношение к окружающей среде, к природе
  • медицинское воспитание,
  • своевременное посещение врача,
  • выполнение различных рекомендаций
  • формирование понятия "не вреди себе сам"

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

  • утренняя гимнастика (ежедневно);
  • физкультурные занятия (3 раза в неделю);
  • музыкально - ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительный бег (ежедневно);
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
  • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
  • спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

   Необходимо поддержания и укрепления здоровья детей.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

  • формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
  • воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
  • помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  • развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  • вырабатывать навыки правильной осанки;
  • обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
  • развивать художественный интерес

    Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zavtra.ppt2.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» Василий Александрович Сухомлинский.

Слайд 2

ЗДОРОВЫЙ И СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЕНОК Я – сильный, у меня красивое стройное тело. Я – здоров, у меня ничего не болит. Я – счастлив, у меня хорошее настроение. Я всех люблю и никому не делаю зла. Здоровый и счастливый ребенок Я сильный, у меня красивое стройное тело. Я – здоров,у меня ничего не болит. Я всех люблю и никому не делаю зла. Я – счастлив,у меня хорошее настроение

Слайд 3

ПЛАНЕТА « ЗДОРОВЬЕ »: ПСИХИЧЕСКОЕ; СОМАТИЧЕСКОЕ; НРАВСТВЕННОЕ;ФИЗИЧЕСКОЕ; ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ. Психическое Нравственное Эмоциональное Соматическое Физическое

Слайд 4

. Занятия физкультурой. Прогулки. Рациональное питание. Соблюдение правил личной гигиены. Закаливание. Создание условий для полноценного сна.

Слайд 5

«СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА- НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ» Постепенность; Систематичность; Комплексность; Учет индивидуальных особенностей.

Слайд 6

ПООЩРЯЯ РЕБЕНКА, МЫ СОХРАНЯЕМ И УКРЕПЛЯЕМ ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Слайд 7

ДРУЖЕЛЮБНОЕ ОТНОШЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ

Слайд 8

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СЛУШАТЬ И ГОВОРИТЬ

Слайд 9

УМЕНИЯ ОТЛИЧАТЬ ЛОЖЬ ОТ ПРАВДЫ

Слайд 10

БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, ПРИРОДЕ

Слайд 11

МЕДИЦИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, СВОЕВРЕМЕННОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ВРАЧА

Слайд 12

ВЫПОЛНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Слайд 13

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ « НЕ ВРЕДИ СЕБЕ САМ»

Слайд 14

ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: Создание системы двигательной активности в течении дня:

Слайд 15

ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ: -формировать представления о том, что быть здоровым- хорошо, а болеть – плохо; о некоторых признаках здоровья; -воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим; Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения; -развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких; -вырабатывать навыки правильной осанки; -обогащать знания детей о физкультурном движении в целом

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ