Представление инновационного опыта работы
Представление инновационного опыта работы
учителя начальных классов Черепахиной Анны Ивановны.
Тема инновационного педагогического опыта «Освоение и реализация технологии деятельностного подхода и проблемного обучения на уроках».
Актуальность и перспективность
Современное общество развивается быстрыми темпами, поэтому и школа должна идти в ногу со временем. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Значит, школа должна готовить своих учеников к новым условиям жизни. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Для осуществления этого требуется умело организовывать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательную активность, улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность, гибкость ума. Я считаю, решить данную задачу можно используя в своей работе системно-деятельностный метод, который использует УМК «Школа 2100». Данный УМК построен на технологической основе дидактической системы деятельностного метода. Он содержит теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий, реализующую системно-деятельностный подход. Проблемный характер изложения содержания обеспечивается уже на базовом уровне реализации дидактической системы «Школа 2100». Деятельностный метод способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком нового, позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Моя задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление моих учеников, повысить познавательную активность, использовать те богатейшие возможности, которые дала им природа и о существовании которых мы можем и не подозревать.
Я считаю, используя технологию деятельностного метода, поможет мне развить в детях, вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать её на основе теоретических знаний, уметь использовать свои знания в самых разных жизненных ситуациях.
Концептуальность.
Для успешной реализации технологии базового процесса в любой системе деятельности необходимо выполнение определённых требований для элементов системы.
Такими требованиями являются семь условий успешной реализации технологии деятельностного метода, сформированные в виде дидактических принципов:
Принцип деятельности успешной реализации в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе собственной деятельности.
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики.
Принцип целостного представления о мире предполагает формирование у ребёнка обобщённого, целостного представления о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечить его усвоение на уровне социально безопасного минимума.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессовых факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к системному перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Перечисленные дидактические принципы систематизируют идеи традиционной дидактики и обеспечивают целенаправленное решение задач развивающего обучения в общеобразовательной школе.
Я стараюсь в своей работе реализовать принцип минимакса. Данный принцип позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то я должна обеспечить с помощью этого принципа индивидуальный подход к каждому школьнику. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный - возьмёт всё и будет двигаться дальше. Все остальные будут находиться между этими двумя уровнями. Они сами выберут свой уровень. Темп задаётся высокий, а оценивается только обязательный результат и успех. Это формирует у учащихся установку на успешность.
Наличие теоретической базы.
Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.
5. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя делает вывод о том, что он уже умеет.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Привожу примеры из опыта работы.
1. Рассматривая тему «Периметр многоугольника» на первом этапе провожу групповую работу – разделить геометрические фигуры на группы. Проверяем, по какому принципу делили. Выясняем что нам известно про геометрические фигуры. Фрагмент урока.
Проводим графический диктант.
-Что это такое помните?
-Отступили от работы 2 клеточки вниз, от полей 4 клетки ставим точку и от неё начинаем выполнять работу.
-Проведите 3 клетки вниз на уголок вправо, 6 клеток влево, 3 клетки вверх на уголок вправо, соединили с начальной точкой. Что у вас получилось?
(Замкнутая ломаная, треугольник)
Как назовём данный треугольник? (АВС)
-Что можем сделать со сторонами треугольника? (Измерить)
-Используя данные измерения, что можем вычислить?
-Найти длину ломаной или сумму длин сторон треугольника.
-Вычислите сумму длин сторон треугольника.
Взаимопроверка.
-Ребята, а посмотрите, как вычислил Вова Колесников. (Выводится на экран. )
Кто выполнил задание так, на полях ставим плюс.
-Как вычисляли? (Сложили длины всех сторон)
-Вова Колесников благодарит вас за работу.
-Ребята, удобно записывать – сумма длин сторон? (пояснение очень длинное)
-Как же можно заменить?
-Заменить более коротким словом.
«Открытие» нового знания.
-Действительно это длинное название можно заменить, одним словом. Вы узнаете, прочитав текст в учебнике. Откройте страницу 6 и найдите, что такое сумма длин сторон, и как обозначается?
( Это слово периметр и обозначается буквой Р (пэ))
-Давайте посмотрим, как выглядела бы наша запись, когда вычисляли периметр треугольника. (Вводится на экран)
Формулирование темы и целей урока.
-Какова же тема и цели нашего урока?
(Дети сообщают с помощью учителя)
-А теперь выполним задание №1 с. 6 (Работа в паре)
-1 ряд будет работать с прямоугольником.
-2 ряд – с квадратом.
-3 ряд – с треугольником.
-Назовите план ваших действий.
1. Измеряем стороны фигур.
2. Находим периметр.
-Как запишем? ( Р =…)
Следующим этапом является самостоятельная работа с последующей проверкой, но уже не проговариваем алгоритм действий.
Рефлексия деятельности. (Выводится на экран)
Ребята, какое открытие сделал Вова вместе с нами на уроке?
Проанализируйте свою работу на уроке, закончив предложения:
Я узнал…
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
-А кто попробует словесно оценить свою работу?
-А работу класса?
Сегодня на уроке все работали очень хорошо.
2. При изучении темы род имён существительных предлагаю такое задание:
«Подбери пару». (Подобрать парное существительное женского рода.)
отец - … мужчина - … бык - ...
дедушка - … дядя - … козёл - …
сын - … ткач - … баран - …
брат - … сосед - … кот - …
внук - … мальчик - … волк - …
Проверка.
Можно ли считать такими же парами: керосин – керосинка, мельник – мельница, кувшин – кувшинка, кузнец – кузница? Почему?
На моих уроках дети учатся самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей своей работы я считаю идею личностно-ориентированного подхода в обучении школьников. Цель данного обучения: подготовка школьника нового типа: внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к окружающим людям, способного решать и ставить новые задачи, делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения; обеспечение условий, способствующих сохранению состояния здоровья ребёнка.
Оптимальность и эффективность средств.
Развитие способностей – это важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс
пронизывает все этапы развития личности ребенка, побуждает к инициативе и самостоятельности принимаемых решений, к свободному самовыражению, уверенности в себе. В своей работе я использую проблемные методы обучения: а) проблемного изложения; б) частично-поисковый; в) исследовательский. Формы организации учебного пространства коллективные: а) парное взаимодействие; б) микрогрупповое взаимодействие; в) групповое взаимодействие; г) межгруп-повое взаимодействие. Работая в паре или в группах, учащиеся выполняют задания репродуктивного характера в игровой форме, проигрывают ситуации, предложенные в заданиях, сравнивают результаты, объединяют найденные решения задач, приобретают навыки проверки результатов, придумывают задания друг для друга, работают по образцу. А также учатся распределять роли, устанавливать очерёдность действий, умение слушать, устанавливать контакт, проявлять сдержанность.
Большое внимание уделяю проектному обучению, которое способствует развитию интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением, формирует навыки работы с научной литературой, повышает самостоятельность в исследовательской деятельности, развивает аналитическое, ассоциативное и логическое мышление, устную речь; компьютерным технологиям, повышающим уровень учебной мотивации, компьютерной грамотности, развивающим навыки самостоятельного поиска информации.
Результативность.
Проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Мои ученики участвуют в международных и всероссийских конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа», конкурсе-олимпиаде «Познание и творчество». Показывают хорошие результаты на школьных и городских научно-практических конференциях, на предметных олимпиадах, становятся победителями и лауреатами различных конкурсов. Высокое качество знаний по итогам внешнего мониторинга: математика - 85,7%, русский язык -72%, проверка общеучебных умений - 89 %.