КРУГ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ "РАЗВИВАЙ-КА"
КРУГ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ "РАЗВИВАЙ-КА"
Подготовили и провели: педагог дополнительного образования МАДОУ МО №11 «Ёлочка» Булатова И. Н.
воспитатель МАДОУ МО №11 «Ёлочка» Николаева Е. И.
план проведения круга педагогического общения "развивай-ка"
Цель: презентация педагогического опыта работы по созданию развивающей среды в ДОУ для формирования позитивных межличностных отношений в группе сверстников.
1 часть:
а) мини сообщение: "Цвет в интерьере детских садов"
педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности Булатова И. Н.
б) практическая часть: творческая игра "Одень меня со вкусом"
2 часть:
а) мини сообщение: "Создание позитивного микроклимата в группе детского сада"
воспитателя подготовительной группы Николаевой Е.И.
б) практическая часть: игра "Ковер мира"
СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
"ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ ДЕТСКИХ САДОВ"
"Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность.
Цветом может пользоваться каждый,
но только беззаветно преданный ему он позволяет постичь свои тайны"
(И. Иттен)
Мы часто замечаем, что определенные цвета вызывают особые душевные состояния. Цвет может успокаивать, приносить умиротворение, или напротив, раздражать, вызывать гнев. Опираясь на свои ощущения, мы стараемся окружить себя той цветовой гаммой, в которой чувствуем себя наиболее комфортно. В особенности мы проявляем старание при выборе интерьера для помещения. Как известно, цвет выражает нашу индивидуальность и то состояние, в котором мы любим пребывать. Но все-таки, в природе существует определенный закон, действия цвета на психологическое состояние человека. О нем мы и хотим вам рассказать...
Цветовое решение интерьеров дошкольных учреждений активно воздействует на ребенка: или положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психологическое: или становится преградой, мешающей ребенку проявить творческую индивидуальность, может отрицательно повлиять даже на процесс обучения.
Потому очень важно создать правильную "цветовую обстановку", отвечающую разнообразным потребностям детей и способную предотвратить "угасание ориентировочных реакции" зрительных ощущений.
Исследования показали: детям больше нравятся красный, пурпурный, розовый, желтый, оранжевый, бирюзовый цвета, особенно красный. Их привлекают яркие, контрастные сочетания, например красного и зеленого, оранжевого и синего, желтого и фиолетового. А вот черный, серый и темно-коричневый цвета вызывают отрицательные эмоции.
В зависимости от назначения помещений их цветовые решения могут быть различными. Длительное время дети проводят в групповой и игровой комнатах. Характер использования этих помещений требует создания спокойной цветовой среды, поэтому для окраски их стен желательно использовать светлые теплые тона, например желтовато-зеленые, которые служат благоприятным фоном для разнообразной детской деятельности. В интерьер этих помещений желательно включать небольшие яркие пятна: игрушки, детские рисунки, предметы обстановки и т. д. Для занавесок лучше использовать легкие светлые ткани, гладкие или с неярким рисунком. Золотистый тон занавесок создаст ощущение солнечного освещения. Если окна выходят на север, откосы целесообразно окрасить в светло-желтый цвет: тогда попадающий в комнату свет кажется более теплым и солнечным.
Короткое пребывание детей в раздевалке, на лестничной клетке и во внутренних переходах позволяет активизировать пространственно-цветовую характеристику этих помещений за счет более насыщенных цветов: красного, оранжевого, охристого, желто-зеленого.
Для спален целесообразно применять разбеленные и приглушенные тона. Плитки, используемые для покрытия пола, позволяют создать геометрический орнамент или геометрические композиции. Наиболее целесообразно делать пол светлого цвета с графическим выделением отдельных зон. Можно применять и ворсовые ткани, лучше зеленого цвета, что напомнит детям зеленый луг.
Когда размышляют над цветом стен, мебели, занавесок и др., необходимо решить гармоничной ли будет композиция, составленная из этих цветов, ведь гармония создается в результате выполнения определенных правил сочетания цветов и оттенков. Можно сочетать оттенки одного цвета: разбеливая или "утемняя" какой-либо цвет, можно получить его оттенки, различающиеся по светлоте и насыщенности (голубой, бело-голубой, светло-голубой, темно-голубой) или цветовому тону (например, для желтого -желтовато-розовый, желто-зеленый и др.).
При сочетании двух контрастных цветов один из них должен доминировать, т. е. занимать наибольшую площадь, и быть неярким, а второй цвет может быть ярче, но занимать меньшую площадь. Можно цвет заменять его оттенками, например с оранжевым сочетать не синий, а сине-зеленый и сине-фиолетовый. С контрастными тонами хорошо смотрятся белый цвет и небольшое количество светло-серого.
При сочетании трех разных цветов один должен преобладать (цвет стен или цвет мебели, если она закрывает большую поверхность стен), два других - являться дополнением (коврики, занавески и др.).
Цветовое решение интерьеров детских садов в целом должно быть светлым. Не следует использовать много ярких цветов; это может вызвать впечатление хаоса, беспокойство, в то же время "одноцветность" создаст впечатление однообразия, скуки и незавершенности оформления. Следует придерживаться главного правила: цвет, который будет занимать наибольшую площадь, должен быть неярким, а чем ярче цвет, тем меньшую площадь он должен занимать.
Цвет можно использовать и для визуального изменения высоты, длины, величины помещения: теплые цвета, темные тона имеют свойство приближать поверхности, а холодные цвета, прежде всего белый, светлые тона - удалять. Так, для "уменьшения" длины коридоров их торцевую стену следует сделать теплой (по цвету) или более темной. А вот потолок лучше делать белым или светлее стен.
Продуманное использование цвета в интерьере дошкольного учреждения позволяет создать правильное цветовое оформление, более сильное по эмоциональному воздействию на детей и более экономичное, особенно по сравнению с разнообразными, дорогостоящими отделочными материалами.
Для современного дошкольного образования характерно обращение к личностно-ориентированной педагогике.
Предметная развивающая среда - одно из условий полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
Любому детскому саду нужны игрушки и игры, игровое и спортивное оборудование развивающего типа. Мебель и оборудование, игрушки, конструкторы, дидактические пособия и материалы, атрибуты для детских праздников - все изделия для детей должны быть безопасны, причем безопасны как с точки зрения санитарно-гигиенической, так и, что не менее важно, с точки зрения психической. Они должны быть эстетически привлекательны, обеспечивать, ребенку комфортное состояние. И наконец, игры и игрушки обязательно должны служить целям психического, физического и духовного развития, способствовать организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Развивающая предметная среда детства должна отвечать следующим психолого-педагогическим критериям:
* соответствие уровню психического развития ребенка;
* системность;
* многофункциональность;
* сомасштабность ребенку;
* трансформируемость;
* модульность;
* вариативность по содержанию и функциональным возможностям и др.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ.
"Одень меня со вкусом"
Материал:
Предлагается силуэт фигуры девушки или юноши. Краски или карандаши - (красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый цвета).
Инструкция:
Нужно раскрасить силуэт в те цвета, которые вы предпочитаете в одежде, в повседневной жизни.
Сочетание цветов и оттенков
Основные цвета | Гармонирующие цвета и оттенки | Негармонирующие цвета и оттенки |
Чисто красный | Зеленый, синий, синевато-зеленый, золотисто-желтый, серый | Фиолетовый, кирпичный, коричневый, каштановый, красновато-желтый |
Розовый | Бордо, коричневый, серый | Синий, красный, каштановый, сиреневый |
Оранжевый | Небесно-голубой, зеленый, фиолетовый, лиловый, коричневый, белый | Красный |
Коричневый | Беж, синий с зеленоватым оттенком, серый, золотистый | Бордо, каштановый, сиреневый, розовый |
Желтый | Зеленый, коричневый, золотистый | Бордо, розовый |
Голубой | Красный, коричневый, синий, оранжевый, светло-фиолетовый | Бордо, темно-фиолетовый, сиреневый |
Синий
| Красный, серый, золотистый, бордо | Зеленый, сиреневый, розовый, коричневый |
Фиолетовый | Золотистый, желтый, оранжевый, зеленый, светло-зеленый, травяной, цвет «морской волны» | Красный, кирпичный |
Сиреневый | Серый, каштановый, светло-фиолетовый, зеленый | Синий, кирпичный, красный, бордо, золотистый, розовый |
Бордо | Зеленый, сине-зеленый, серый, розовый, синий | Сиреневый, каштановый, красный, золотистый |
Серый | Черный, зеленый, красный, синий, розовый, желтый, голубой | Коричневый, беж |
СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
"СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА"
Ввести ребенка в мир человеческих отношений -
одна из важных задач воспитания личности ребенка
дошкольного возраста. Детей надо приучать жить
среди людей, формируя у них определенные
психологические качества (внимание, волю, эмоции)
и навыки общения.
В.А. Сухомлинский
Предлагаем опыт проектирования предметно-развивающей среды, на-правленной главным образом на социализацию дошкольников, многие компоненты которой созданы руками педагогов.
Человек с самого рождения готов к восприятию окружающего мира. В раннем возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности - познанию окружающего мира и себя в нем. Поэтому правильно организованная предметная среда поможет взрослому обеспечить гармоничное развитие дошкольника и его социализацию (социализация - это процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в обществе. Один из источников социализации - первичный опыт, связанный с периодом дошкольного возраста, с формированием основных психических функций и элементарных норм поведения в социуме)
Среда в широком смысле - это условия, которое государство создает для развития детей, а также культура, традиции и обычаи народа. При более детальном рассмотрении - это непосредственное предметное окружение ребенка.
Известно, что дошкольное учреждение - это место, где дети получают первый опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрос-лыми и сверстниками, в которой возможно одновременное включение всех детей в активную познавательно-творческую деятельность, которая позволяет им в легкой и непринужденной форме получать и развивать навыки общения.
При проектировании предметной среды очень важно учитывать особенности дошкольников: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, их личностные характеристики, половой состав группы.
Обстановка во всех возрастных группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребенка, пособия должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей.
При создании среды должна быть предусмотрена возможность её изменения с тем, чтобы заранее смоделировать ситуации сюжетно-ролевых игр для одних детей, а другим предоставить набор функционально-игровых предметов, которые позволят им реализовать их стремление к творческому моделированию игровой ситуации.
Для этого на наш взгляд, очень полезно использование нестандартного оборудования: коробки - идеальное средство для построения домика, корабля и многого другого. Кусок ткани, картона, подвижная ширма в т.ч. изготовленная руками воспитателей - все это может служить материалом для постройки. Особенно пригодится мелкая мебель - стулья, пуфики мягкие модули. (В.А. Недоспасова "Растем играя" стр. 29)
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Чем привлекательна для них игра? В игре ребенок не просто воспроизводит различные ситуации из реальной жизни, но и, беря на себя роль, вживается в неё, и сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни - он определяет вое место, свой путь среди людей.
Поэтому немаловажные задачи в работе педагога - формирование межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
В связи с этим каждый новый учебный год следует начинать с диагностики межличностных отношений детей в группе, чтобы определить, какое положение в ней занимает каждый ребенок, насколько ему комфортно в группе, удовлетворена ли его потребность в общении со сверстниками. Для этого проводятся наблюдения и социометрическое исследование. На основе полученных данных планируется дальнейшая коррекционно-развивающая работа по данной проблеме.
Для решения задач социально-нравственного воспитания дошкольников можно применять некоторые эффективные методы и приемы. Например, в старшей дошкольной группе можно изготовить "Ковер мира". Он представляет собой вышитое на куске ткани (1,5 х 1,5 м) солнце с голубем, где желтый круг - символ доброты, тепла, единения, целостности, лучи - имена каждого ребенка группы (они вышиты нитками разного цвета с целью обратить внимание детей на то, "что все мы разные, но мы вместе", и надо быть внимательнее и терпимее к проявлению индивидуальных особенностей каждого ребенка); белый голубь - символ мира во всем мире. Ковер постоянно находится в игровой зоне и по мере необходимости дети его берут, раскладывают, садятся на него (каждый около своего имени) и на ковре обсуждают возникшие проблемы, ссоры (кто-то не уступил игрушку, кого-то не взяли в игру и т.д.). Затем дети мирятся, произнося "мирилки". Такой "Ковер мира" позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает детей отказаться от драк, споров, заменяя их, обсуждением проблемы друг с другом.
Мирилка:
Чтобы солнце улыбалось, Веселятся все вокруг!
Нас с тобой согреть старалось! Поскорей давай мириться:
Нужно просто стать добрей - Ты мне друг!
И мириться нам скорей! - И ты мне друг!
Хватит нам уже сердиться, Мы обиды все забудем,
И дружить как прежде будем!
Еще одна удачная находка - создание "Уголка настроения" для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Для этого на магнитной доске помещены фотографии всех детей группы в полный рост. У каждого ребенка в руках ниточка, к которой крепится вырезанный из бумаги воздушный шарик (на каждого ребенка заготовлены по три шарика на магнитах. Цвет шарика можно менять в зависимости от настроения: красный цвет - хорошее настроение, зеленый - спокойное, синий - настроение плохое). Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение к своей фотографии: прикрепляют шарик соответствующего цвета. В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то и цвет шарика на доске он тоже меняет.
В начале этой работы дети будут сосредоточены только на Цвете своего шарика, на своем состоянии. Но при проведении систематических бесед, анализе настроения детей, при изучении мимических проявлений, оказании поддержки и сочувствия со стороны воспитателя и детей друг к другу, дошкольники сами будут обращать внимание на настроение других детей ("Ты, почему такой грустный?" "У тебя плохое настроение?") и попытаются помочь своему сверстнику ("Ты повесил синий шарик. Почему у тебя плохое настроение? "Что случилось? "Давай, поиграем вместе"). Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмблему и девиз группы, например: "Как вишенки на ветке - дружат в группе детки".
Каждое утро можно начинать с традиционного приветствия "Минута вхождения в день".
Звучит музыка. Дети встают в круг.
Педагог: Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки , ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол. А за что ты, Кирилл любишь свои руки? Маша, а ты любишь свои руки? (Ответы детей)
Педагог:
Что за чудо-чудеса: Сильные руки не бросятся в драку,
Раз рука и два рука! Добрые руки погладят собаку,
Вот ладошка правая, Умные руки умеют лепить,
Вот ладошка левая. Чуткие руки умеют дружить.
И скажу вам, не тая, Руки всем нужны, друзья!
Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Дети встают в круг, держась за руки.
"Утро радостных встреч" - каждый понедельник, после выходных дней, дети собираются, и проводится беседа, кто, чем занимался в выходные дни, рады ли снова видеть друг друга. Вся группа приветствует сверстника после болезни: дети рассказывают, какие события произошли в его отсутствие в детском саду (например, начали оформлять выставку совместных работ с родителями, в группе появились новые игрушки и т.д.).
Необходимо проводить специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Это могут быть коллективные работы, создание проблемных ситуаций, требующих общего решения (например, дать задание одинаково раскрасить рисунки, имея при этом два разных карандаша на двоих). Регулярно проводить занятия и этические беседы на темы "Все мы разные", ""Мы рядом", "Научился сам - научи товарища", "Что значит - настоящий друг?", "Учусь прощать" и т.д. Каждую пятницу можно подводить итоги добрых дел. В группе находится "Шкатулка добрых дел": за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой - синюю. Таким образом,* определяется количество добрых и злых дел, затем размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет детей и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим "вкладом" в общие хорошие дела всей группы.
Совместно с детьми можно составить правила группы "Что можно делать, а что нельзя". Правила можно изобразить схематично и повесить в определенный уголок по нравственному воспитанию, по необходимости подводить ребенка и предложить ему самому назвать необходимое в данный момент правило.
* Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
* Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать сам - наручи и его. Если товарищ попал в беду - помоги ему, чем можешь.
* Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
* Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
* Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
* Не завидуй - радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.
* Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.
* Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
* Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем, умей договариваться.
* Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся вовремя оказать ему поддержку.
* В игре соблюдай правила, старайся выигрывать честно.
* Не смейся над товарищем, если он попал в беду.
Система работы по данной проблеме даст хорошие результаты, будет способствовать развитию взаимопомощи, социальных чувств, формированию положительного отношения друг к другу. Зачастую дошкольники' стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера. Отсутствие положительного опыта общения и приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения и конфликтам.
Задача педагога помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни. Создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
Мирилки (от слова «мир» мириться, дружить}
Умение мириться - очень важный навык, мы должны научить детей прощать, это поможет в жизни. Всем известно, что игра детей без ссор не обходиться. Мирилки и были придуманы на этот случай. Мирилки - короткие стишки - созданы для помощи детям, ведь так сложно произнести порой первые слова примирения. Произнес веселый стишок, улыбнулся другу - вот и ссоре конец, а кто помирился - молодец.
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось!
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем, и дружить как прежде будем!
Помирились мы с тобой,
Дальше кулаки запрячем.
Ты мой друг, и я твой друг.
Мы смеёмся, и не плачем.
Мир, мир, а не драка,
Ты хороший, а не бяка,
Обещаем не кусаться,
Не дразнится, не щипаться.
Все игрушки пополам.
Угощенья тоже нам.
Тот, кто больше не дерется,
А лишь весело смеётся.
С тем всегда хотят дружить,
Верной дружбой дорожить.
Давай никогда не ссориться
-Никогда, никогда!
Давай навсегда помиримся.
Навсегда, навсегда!
Одни песенки поем,
Одни игры затеваем.
Мы поссорились немножко.
Виновата в этом кошка.
Скажем грозно «Киска брысь!»
А себе: «Мирись, мирись!»
Любим мы мириться,
Любим в мире жить.
А драчунов и забияк
Не будем мы любить.
Ир-ир-ир-ир!
Наступил мир, мир.
Ба - ба - ба - ба.
Снова дружба.
Ты мой друг, и я твой друг.
Становись скорее в круг.
Здесь мы все друзья,
Ссориться друзьям нельзя!
Мы предлагаем вашему вниманию посмотреть предметно развивающую среду в группах нашего детского сада.
Просим вас подойти к столу, где расположен «Ковер мира». На нем вы видите листочки, пожалуйста, возьмите любой из них. Предлагаем каждому из вас произнести «Мирилку» которые говорят дети нашего детского сада..
На этом круг педагогического общения закончил свою работу, спасибо.