опыт работы по ТРИЗ
Коллаж из сказок
как один из приемов технологии ТРИЗ
в формировании креативного мышления
дошкольников младшего возраста ».
Развитие креативных способностей личности является ключевым требованием личностно ориентированной образовательной парадигмы. Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы активности и творческой инициативы. В этом контексте проблема формирования креативного мышления детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность.
Работая в детском саду компенсирующей направленности, при организации образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, столкнулась с такими проблемами : как с бедностью и однообразием ассоциативных связей, стереотпностью мышления, подменой образов воображения образами памяти. Это затрудняло дальнейшее познавательное развитие моих воспитанников.
В своей профессиональной деятельности направила усилия на формирование креативного творческого мышления у дошкольников с нарушением зрения. Оптимальным средством предстала технология ТРИЗ, Автор ( Генрих Саулович Альтушер). И один из её приемов «коллаж из сказок», выбор данного приема обоснован возрастными особенностями моих воспитанников. Детям младшего дошкольного возраста близок фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством.
Основной особенностью данного приёма является акцент на самостоятельность работы воспитанников, минимум прямой помощи от педагога , максимум детской активности и инициативы , а так же умелое направление течение мыслей маленьких подопечных в нужное русло.
Коллаж из сказок - это придумывание новой сказки на основе уже известных детям . Например: новые жители Теремка. Кто разбил яйцо курочки Рябы? Где путешествовал Колобок? Знакомые герои в новых обстоятельствах, ломает привычные стереотипы и сказка звучит по новому.
Система работы направлена на достижение основной цели развитие нестандартного мышления, формирование у дошкольника с ОВЗ умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций .
В результате практической деятельности была разработана система занятий познавательной и художественно – эстетической направленности с использованием приема технологии ТРИЗ «коллаж из сказок» для младших дошкольников.
Совместно с педагогами , воспитанниками и их родителями в была создана библиотека из сказок, сочинённых детьми «В гостях у сказки», «Волшебный театр», изготовленный из бросовых и подручных материалов, детская авторская аудиотека «Мои первые сказки», лепбуки «Русские народные сказки».
Благодаря использованию элементов технологии ТРИЗ у воспитанников повышается познавательная активность, самостоятельность, творческая инициатива.
Сравнительный анализ результатов диагностики уровня развития креативных способностей воспитанников свидетельствует об эффективном использовании приёма «коллаж из сказок» технологии ТРИЗ ( 38% высокий уровень , 62% средний уровень ). Диагностический инструментарий состоял из педагогического наблюдения за деятельностью воспитанников в а так же диагностической экспресс- методики В. Кудрявцева и В. Синельникова .
Новизна педагогического опыта заключается в том, что педагог ненавязчиво подводит ребенка к свободе мысли, слова, эмоций и его раскрепощению, не только в организованной деятельности , но и в самостоятельной повседневной жизни.
Неотъемлемой частью работы воспитателя является работа с родителями (законными представителями) ребенка.
Включенность родителей в образовательную деятельность позволяет организовать партнерское взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений. Знакомство родителей с данным приёмом осуществлялось через такие формы работы как:
- мастер –касс «Сказка по новому», «Сказка выдумки»
- совместная творческая деятельность «Мой театр», Студия звукозаписи «Колокольчик»
- совместные экскурсии в библиотеку и т.д.
В результате применения приёма «коллаж из сказок» удалось, укрепились взаимоотношения между детьми, родителями и воспитателями, повысился уровень развития творческой инициативы детей и родителей, а так же их раскрепощенность в общении.
Практическая значимость опыта работы заключается в том, что он применим в повседневной практике любого дошкольного учреждения, и является средством повышения компетентности педагогов в вопросах формирования креативного мышления младших дошкольников.
Коллаж из сказок как один из приемов технологии ТРИЗ в формировании креативного мышления дошкольников младшего возраста ».
Развитие креативных способностей личности является ключевым требованием личностно ориентированной образовательной парадигмы. Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы активности и творческой инициативы. В этом контексте проблема формирования креативного мышления детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность.
Работая в детском саду компенсирующей направленности, при организации образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, столкнулась с такими проблемами : как с бедностью и однообразием ассоциативных связей, стереотпностью мышления, подменой образов воображения образами памяти. Это затрудняло дальнейшее познавательное развитие моих воспитанников.
В своей профессиональной деятельности направила усилия на формирование креативного творческого мышления у дошкольников с нарушением зрения. Оптимальным средством предстала технология ТРИЗ, Автор ( Генрих Саулович Альтушер). И один из её приемов «коллаж из сказок», выбор данного приема обоснован возрастными особенностями моих воспитанников. Детям младшего дошкольного возраста близок фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством.
Основной особенностью данного приёма является акцент на самостоятельность работы воспитанников, минимум прямой помощи от педагога , максимум детской активности и инициативы , а так же умелое направление течение мыслей маленьких подопечных в нужное русло.
Коллаж из сказок - это придумывание новой сказки на основе уже известных детям . Например: новые жители Теремка. Кто разбил яйцо курочки Рябы? Где путешествовал Колобок? Знакомые герои в новых обстоятельствах, ломает привычные стереотипы и сказка звучит по новому.
Система работы направлена на достижение основной цели развитие нестандартного мышления, формирование у дошкольника с ОВЗ умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций .
В результате практической деятельности была разработана система занятий познавательной и художественно – эстетической направленности с использованием приема технологии ТРИЗ «коллаж из сказок» для младших дошкольников.
Совместно с педагогами , воспитанниками и их родителями в была создана библиотека из сказок, сочинённых детьми «В гостях у сказки», «Волшебный театр», изготовленный из бросовых и подручных материалов, детская авторская аудиотека «Мои первые сказки», лепбуки «Русские народные сказки».
Благодаря использованию элементов технологии ТРИЗ у воспитанников повышается познавательная активность, самостоятельность, творческая инициатива.
Сравнительный анализ результатов диагностики уровня развития креативных способностей воспитанников свидетельствует об эффективном использовании приёма «коллаж из сказок» технологии ТРИЗ ( 38% высокий уровень , 62% средний уровень ). Диагностический инструментарий состоял из педагогического наблюдения за деятельностью воспитанников в а так же диагностической экспресс- методики В. Кудрявцева и В. Синельникова .
Новизна педагогического опыта заключается в том, что педагог ненавязчиво подводит ребенка к свободе мысли, слова, эмоций и его раскрепощению, не только в организованной деятельности , но и в самостоятельной повседневной жизни.
Неотъемлемой частью работы воспитателя является работа с родителями (законными представителями) ребенка. Включенность родителей в образовательную деятельность позволяет организовать партнерское взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений. Знакомство родителей с данным приёмом осуществлялось через такие формы работы как:
- мастер –касс «Сказка по новому», «Сказка выдумки»
- совместная творческая деятельность «Мой театр», Студия звукозаписи «Колокольчик»
- совместные экскурсии в библиотеку и т.д.
В результате применения приёма «коллаж из сказок» удалось, укрепились взаимоотношения между детьми, родителями и воспитателями, повысился уровень развития творческой инициативы детей и родителей, а так же их раскрепощенность в общении.
Практическая значимость опыта работы заключается в том, что он применим в повседневной практике любого дошкольного учреждения, и является средством повышения компетентности педагогов в вопросах формирования креативного мышления младших дошкольников.
«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут, любят, ценят, в который спешу с интересными идеями, с хорошим настроением.
Воспитатель - это первый , после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце, ибо воспитание - длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости.
Воспитатель - центральная фигура в детском саду. Он на виду у всех: детей и родителей. Наша работа – одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен много знать и уметь, быть внимательным и чутким, красиво и грамотно говорить, быть интересным и умным собеседником, уметь создать такую обстановку, чтобы дети чувствовали себя как дома, а родители доверяли тебе.
Что для меня профессия «воспитатель»? Это возможность постоянно находиться в мире детства, сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость своей профессии , когда видишь широко раскрытые глаза детей; жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест. Глядя в них, понимаешь, что нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.
Мне очень близко восточное изречение « Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит солнце, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое –на жирной, глинистой. Каждому нужен свой, особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии». Так и в моей работе каждому ребёнку необходима любовь, понимание и поддержка его индивидуальности.
Работая в детском саду, я ни разу не усомнилась в выборе профессии, но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко - воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания и преданности. А ты должен всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Ведь именно от тебя зависит, какими выйдут в школьную жизнь твои дети.
Стремление учиться и открывать новые грани в своей профессии привели меня к необходимости получить высшее образование; постоянно совершенствовать своё мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики; идти вперёд, осваивая новые технологии, нетрадиционные методы . Мне нужны разнообразные знания, чтобы в полной мере удовлетворять любознательность современного ребёнка, помогать познавать окружающий мир. Перед воспитателем стоит не простая задача – научить детей воспринимать и понимать всё прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. Мы всегда должны быть интересны детям. Не даром говорят : хочешь развивать, развивайся сам; хочешь быть интересным, интересуйся. Я в постоянном творческом поиске. Ведь только творческий педагог может окрылить своим талантом, верой, теплом. Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться. Стоит пробовать, дерзать, творить. Я не отношу себя к гениям педагогического труда, но искренне стремлюсь быть человеком порядочным, честным, быть примером для своих ребят.
Считаю, что вся педагогическая деятельность по своей сути является творческой. Интересующийся воспитатель, увлечённый воспитатель – это счастье для ребёнка. Потому делаю всё, чтобы моим детям было со мной интересно, весело, комфортно, чтобы они видели во мне умного и доброго друга.
Терпеливость и доброжелательность нужна не только в работе с детьми, но и с родителями. Я отношусь к своим родителям с уважением, считаюсь с их мнением, даже если оно расходится с моим представлением о педагогике. Скажу не без гордости, мои родители - это мои партнёры, мои соучастники, друзья в общем важном и интересном деле.
Чем дольше живу в своей профессии, тем яснее понимаю мудрость древних: сейте хлеб – это на годы, выращивайте лес – это на десятилетия, занимайтесь воспитанием – это на века.
Я счастливый человек! Я горжусь своей профессией, своими воспитанниками. Ведь в том, что они становятся умными, культурными, образованными и счастливыми людьми, есть маленькая частичка моего труда. А когда мои родители говорят: «Спасибо Вам за любовь, чуткость, терпение и помощь в воспитании наших детей!» - это и есть главная оценка моего воспитательского труда.
Практический материал по ТРИЗ
Игры и упражнения по ТРИЗ в работе с дошкольниками https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/08/30...
Круги Луллия Г.С.Альтшуллера https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/09/11...
Копилка игр и упражнения по технологии ТРИЗ Г.С.Албьшуллера https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/08/30...
Картотека игр по ТРИЗ https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/08/30...
Конспект НОД в старшей группе "Спасение колобка" https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/09/08...
Конспект НОД с использованием приемов ТРИЗ в младшей группе "Встреча весны" https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/09/08...
Конспект НОД в средней группе "В гостях у мышонка" https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/09/11...
Конспект НОД в средней группе с элементами ТРИЗ "Страна игрушек" https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/09/08...
БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛА ПО ТРИЗ ВЫ НАЙДЕТЕ НА ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ В Р АЗДЕЛЕ "РАЗНОЕ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
-ключевое требование к личности в условиях современного общества - особые образовательные потребности воспитанников МКДОУ Актуальность
Т ехнология Р ешения И зобретательных З адач Автор: Генрих Саулович Альтушер «ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию»
«Коллаж из сказок» - придумывание новой сказки на основе известных -знакомые герои в новых обстоятельствах -сказки от стишка -спасательные ситуации в сказках
Цель : развитие нестандартного мышления, формирование у дошкольника с ОВЗ умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. с.итуаций
Результативность уровень развития креативных способностей воспитанников с ОВЗ
цель : вовлечение семьи в образовательную деятельность, посредством организации партнерских взаимоотношений. Работа с родителями
Спасибо внимание!