опыт работы по ТРИЗ

Щербинина Светлана Николаевна

Коллаж из сказок

 как один из приемов технологии ТРИЗ

в формировании креативного мышления 

дошкольников младшего возраста ».

 

        Развитие креативных способностей личности является ключевым требованием личностно ориентированной образовательной парадигмы.  Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы активности и творческой инициативы.  В этом контексте проблема формирования креативного мышления  детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность.

    Работая в детском саду компенсирующей направленности, при организации образовательной деятельности с дошкольниками,  имеющими нарушение зрения, столкнулась  с такими проблемами :  как с бедностью  и однообразием ассоциативных связей, стереотпностью  мышления, подменой образов  воображения образами памяти. Это  затрудняло дальнейшее познавательное развитие  моих воспитанников.

    В своей профессиональной деятельности направила усилия на формирование креативного творческого мышления у дошкольников с нарушением зрения. Оптимальным  средством  предстала технология ТРИЗ, Автор  ( Генрих Саулович Альтушер).  И один из её   приемов «коллаж из сказок», выбор данного приема обоснован  возрастными особенностями моих воспитанников. Детям младшего дошкольного возраста  близок  фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством.

  Основной особенностью  данного приёма  является   акцент на самостоятельность работы воспитанников,  минимум прямой помощи от педагога ,  максимум детской  активности  и инициативы  , а  так же умелое направление  течение мыслей   маленьких подопечных в нужное русло.

        Коллаж из сказок - это  придумывание новой сказки на основе уже известных детям . Например: новые жители Теремка.   Кто разбил  яйцо курочки  Рябы? Где путешествовал  Колобок?  Знакомые герои в новых обстоятельствах,  ломает привычные стереотипы и сказка звучит по новому.

        Система работы  направлена на достижение основной цели развитие нестандартного мышления, формирование у дошкольника с ОВЗ умений  управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций .

        В результате практической деятельности была  разработана система занятий  познавательной и художественно – эстетической направленности с использованием   приема  технологии ТРИЗ  «коллаж из сказок» для младших дошкольников.

  Совместно с  педагогами ,  воспитанниками  и их родителями в  была создана   библиотека  из сказок, сочинённых   детьми   «В гостях у сказки»,  «Волшебный театр», изготовленный   из бросовых  и подручных материалов,  детская авторская  аудиотека    «Мои первые сказки», лепбуки «Русские народные сказки».

        Благодаря  использованию элементов технологии ТРИЗ у воспитанников  повышается  познавательная активность, самостоятельность, творческая  инициатива.

       Сравнительный анализ  результатов диагностики  уровня развития креативных способностей  воспитанников свидетельствует  об эффективном использовании приёма «коллаж из сказок» технологии ТРИЗ ( 38% высокий уровень , 62% средний уровень ). Диагностический инструментарий состоял из педагогического наблюдения за деятельностью воспитанников в а так же диагностической экспресс- методики В. Кудрявцева и В. Синельникова .

        Новизна педагогического опыта заключается в том, что педагог ненавязчиво  подводит ребенка к свободе  мысли, слова,  эмоций и его  раскрепощению, не только в организованной деятельности , но и в самостоятельной повседневной жизни.

      Неотъемлемой  частью работы воспитателя  является работа с родителями (законными представителями) ребенка.

        Включенность родителей в образовательную  деятельность  позволяет организовать партнерское взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений. Знакомство родителей с данным приёмом осуществлялось через такие формы работы как:

- мастер –касс «Сказка по новому», «Сказка выдумки»

- совместная творческая деятельность «Мой театр», Студия звукозаписи «Колокольчик»

- совместные экскурсии в библиотеку и т.д.

       В результате применения приёма «коллаж из сказок»  удалось, укрепились взаимоотношения между детьми,  родителями и воспитателями,  повысился уровень  развития  творческой инициативы детей и родителей, а так же их раскрепощенность в общении.

Практическая значимость опыта работы заключается в том, что он применим в повседневной практике любого дошкольного учреждения, и является средством повышения компетентности педагогов в вопросах формирования креативного мышления младших дошкольников.

Коллаж из сказок  как один из приемов технологии ТРИЗ в формировании креативного мышления  дошкольников младшего возраста ».

        Развитие креативных способностей личности является ключевым требованием личностно ориентированной образовательной парадигмы.  Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы активности и творческой инициативы.  В этом контексте проблема формирования креативного мышления  детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность.

       Работая в детском саду компенсирующей направленности, при организации образовательной деятельности с дошкольниками,  имеющими нарушение зрения, столкнулась  с такими проблемами :  как с бедностью  и однообразием ассоциативных связей, стереотпностью  мышления, подменой образов  воображения образами памяти. Это  затрудняло дальнейшее познавательное развитие  моих воспитанников.

     В своей профессиональной деятельности направила усилия на формирование креативного творческого мышления у дошкольников с нарушением зрения. Оптимальным  средством  предстала технология ТРИЗ, Автор  ( Генрих Саулович Альтушер).  И один из её   приемов «коллаж из сказок», выбор данного приема обоснован  возрастными особенностями моих воспитанников. Детям младшего дошкольного возраста  близок  фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством.

       Основной особенностью  данного приёма  является   акцент на самостоятельность работы воспитанников,  минимум прямой помощи от педагога ,  максимум детской  активности  и инициативы  , а  так же умелое направление  течение мыслей   маленьких подопечных в нужное русло.

        Коллаж из сказок - это  придумывание новой сказки на основе уже известных детям . Например: новые жители Теремка.   Кто разбил  яйцо курочки  Рябы? Где путешествовал  Колобок?  Знакомые герои в новых обстоятельствах,  ломает привычные стереотипы и сказка звучит по новому.

        Система работы  направлена на достижение основной цели развитие нестандартного мышления, формирование у дошкольника с ОВЗ умений  управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций .

        В результате практической деятельности была  разработана система занятий  познавательной и художественно – эстетической направленности с использованием   приема  технологии ТРИЗ  «коллаж из сказок» для младших дошкольников.

       Совместно с  педагогами ,  воспитанниками  и их родителями в  была создана   библиотека  из сказок, сочинённых   детьми   «В гостях у сказки»,  «Волшебный театр», изготовленный   из бросовых  и подручных материалов,  детская авторская  аудиотека    «Мои первые сказки», лепбуки «Русские народные сказки».

        Благодаря  использованию элементов технологии ТРИЗ у воспитанников  повышается  познавательная активность, самостоятельность, творческая  инициатива.

       Сравнительный анализ  результатов диагностики  уровня развития креативных способностей  воспитанников свидетельствует  об эффективном использовании приёма «коллаж из сказок» технологии ТРИЗ ( 38% высокий уровень , 62% средний уровень ). Диагностический инструментарий состоял из педагогического наблюдения за деятельностью воспитанников в а так же диагностической экспресс- методики В. Кудрявцева и В. Синельникова .

        Новизна педагогического опыта заключается в том, что педагог ненавязчиво  подводит ребенка к свободе  мысли, слова,  эмоций и его  раскрепощению, не только в организованной деятельности , но и в самостоятельной повседневной жизни.

           Неотъемлемой  частью работы воспитателя  является работа с родителями (законными представителями) ребенка. Включенность родителей в образовательную  деятельность  позволяет организовать партнерское взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений. Знакомство родителей с данным приёмом осуществлялось через такие формы работы как:

- мастер –касс «Сказка по новому», «Сказка выдумки»

- совместная творческая деятельность «Мой театр», Студия звукозаписи «Колокольчик»

- совместные экскурсии в библиотеку и т.д.

       В результате применения приёма «коллаж из сказок»  удалось, укрепились взаимоотношения между детьми,  родителями и воспитателями,  повысился уровень  развития  творческой инициативы детей и родителей, а так же их раскрепощенность в общении.

Практическая значимость опыта работы заключается в том, что он применим в повседневной практике любого дошкольного учреждения, и является средством повышения компетентности педагогов в вопросах формирования креативного мышления младших дошкольников.

 

«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

 

        Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут, любят, ценят, в который спешу с интересными идеями, с хорошим настроением.

        Воспитатель - это первый , после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце, ибо воспитание - длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости.

       Воспитатель - центральная фигура в детском саду. Он на виду у всех: детей и родителей. Наша работа – одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен много знать и уметь, быть внимательным и чутким, красиво и грамотно говорить, быть интересным и умным собеседником, уметь создать такую обстановку, чтобы дети чувствовали себя как дома, а родители доверяли тебе.

       Что для меня  профессия «воспитатель»? Это возможность постоянно находиться в мире детства, сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость своей профессии , когда видишь широко раскрытые  глаза детей;  жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест. Глядя в них, понимаешь, что нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.

       Мне очень близко восточное изречение « Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит солнце,  другое -  прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину; одно произрастает  на песчаной почве, другое –на  жирной, глинистой. Каждому нужен свой, особый, только для него подходящий  уход, иначе  оно не достигнет совершенства в своём развитии». Так и в моей работе  каждому ребёнку необходима любовь, понимание и поддержка его индивидуальности.

        Работая в детском саду, я ни разу не усомнилась в выборе профессии, но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко - воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания и преданности. А ты должен  всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Ведь именно от тебя зависит, какими выйдут в школьную жизнь твои дети.

       Стремление учиться и открывать новые грани в своей профессии привели меня  к необходимости получить высшее образование;  постоянно совершенствовать своё мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики;  идти вперёд, осваивая новые технологии, нетрадиционные методы . Мне нужны разнообразные знания, чтобы в полной мере удовлетворять любознательность современного ребёнка, помогать познавать окружающий мир. Перед воспитателем стоит не простая задача – научить  детей воспринимать и понимать всё прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию.    Мы всегда должны быть интересны детям. Не даром говорят : хочешь развивать, развивайся сам; хочешь быть интересным, интересуйся. Я в постоянном творческом поиске. Ведь только творческий педагог  может окрылить своим талантом, верой, теплом. Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться. Стоит пробовать, дерзать, творить. Я не отношу себя к  гениям педагогического труда, но искренне стремлюсь быть человеком порядочным, честным, быть примером для своих ребят.

       Считаю, что вся педагогическая деятельность по своей сути является творческой.  Интересующийся воспитатель, увлечённый воспитатель – это счастье для ребёнка. Потому делаю всё, чтобы моим детям было со мной интересно, весело, комфортно, чтобы они видели во мне умного и доброго друга.

        Терпеливость и доброжелательность нужна не только в работе с детьми, но и с родителями. Я отношусь к своим родителям с уважением, считаюсь с их мнением, даже если оно расходится с моим представлением  о педагогике. Скажу не без гордости, мои родители - это мои партнёры, мои соучастники, друзья в общем важном и интересном деле.

       Чем  дольше живу в своей профессии, тем яснее понимаю мудрость древних: сейте хлеб – это на годы, выращивайте лес – это на десятилетия, занимайтесь воспитанием – это на века.

       Я счастливый человек! Я горжусь своей профессией, своими воспитанниками. Ведь в том, что они становятся умными, культурными, образованными и счастливыми людьми, есть маленькая частичка моего труда. А когда мои родители говорят: «Спасибо Вам за любовь, чуткость, терпение и помощь в воспитании наших детей!» - это и есть главная оценка моего воспитательского труда.

 

Практический материал по ТРИЗ

Игры и упражнения  по ТРИЗ в работе с дошкольниками                       https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/08/30...

Круги Луллия Г.С.Альтшуллера                                                                      https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/09/11...

Копилка игр и упражнения по технологии ТРИЗ Г.С.Албьшуллера      https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/08/30...

Картотека игр по ТРИЗ                                                                                      https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/08/30...

Конспект  НОД в старшей группе  "Спасение колобка"                            https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/09/08...

Конспект НОД с использованием приемов ТРИЗ в младшей группе "Встреча весны"    https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/09/08...

Конспект НОД  в средней группе "В гостях у мышонка"                            https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/09/11...

Конспект НОД в средней группе с элементами ТРИЗ  "Страна игрушек"   https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/09/08...

 

БОЛЬШЕ    МАТЕРИАЛА   ПО   ТРИЗ    ВЫ    НАЙДЕТЕ   НА   ГЛАВНОЙ  СТРАНИЦЕ    В Р АЗДЕЛЕ "РАЗНОЕ"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx2.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Коллаж из сказок» как один из приемов технологии ТРИЗ в формировании креативного мышления дошкольников младшего возраста

Слайд 2

-ключевое требование к личности в условиях современного общества - особые образовательные потребности воспитанников МКДОУ Актуальность

Слайд 3

Т ехнология Р ешения И зобретательных З адач Автор: Генрих Саулович Альтушер «ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию»

Слайд 4

«Коллаж из сказок» - придумывание новой сказки на основе известных -знакомые герои в новых обстоятельствах -сказки от стишка -спасательные ситуации в сказках

Слайд 5

Цель : развитие нестандартного мышления, формирование у дошкольника с ОВЗ умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. с.итуаций

Слайд 7

Результативность уровень развития креативных способностей воспитанников с ОВЗ

Слайд 8

цель : вовлечение семьи в образовательную деятельность, посредством организации партнерских взаимоотношений. Работа с родителями

Слайд 10

Спасибо внимание!