Опыт работы по правовому воспитанию детей
Положение детей в России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих детские сады, школу в связи с тяжелым материальным положением в семье и т.д. Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на полноценное детство. Зачастую это происходит из-за не знания прав, как взрослыми, так и самими детьми.
Развитие правосознания личности — процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Однако наиболее активно взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности формируются в дошкольные годы. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.
Соответственно правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность.
Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по правовому воспитанию детей | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы «Правовое воспитание детей дошкольного возраста
с 4 до 7 лет».
Положение детей в России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих детские сады, школу в связи с тяжелым материальным положением в семье и т.д. Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на полноценное детство. Зачастую это происходит из-за не знания прав, как взрослыми, так и самими детьми.
Развитие правосознания личности — процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Однако наиболее активно взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности формируются в дошкольные годы. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.
Соответственно правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность.
Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.
Придя в детский сад в 2004 году, я увидела много нарушений прав детей со стороны родителей - это обзывание, унижение, избивание ремнём, лишения прогулки, допускают жестокие по отношении к психике ребёнка высказывания, угрожают лишить своей любви, заставляют стоять на коленях в углу. При этом было установлено, что следы побоев детей тщательно скрываются родителями, и тем не менее существуют единичные случаи, когда воспитатели фиксируют их на теле у ребёнка. Поразительным фактором является то, что даже при наличии на теле ярко выраженных побоев и гематом дети не обращаются за помощью к взрослым, в частности к воспитателям своей группы.
Были выявлены нарушения со стороны воспитателей – открытое неприятие и постоянная критика ребёнка, угрозы в адрес ребёнка проявляющиеся в словесной форме унижающее достоинство малыша, усаживание ребёнка на стул на длительное время.
Так как, меня выбрали общественным инспектором по правовому воспитанию в детском саду, то я задумалась о проблеме правового сознания детей дошкольного возраста. Понимая важность и актуальность данной проблемы, педагоги нашего дошкольного учреждения принимают решение: изучение основных документов по защите прав ребёнка должно стать составной частью общего воспитательного процесса.
К сожалению, основные документы по защите прав ребёнка написаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно знакомить с правами и обязанностями ребёнка, а при выборе формы обучения донести смысл, опасность нарушения прав человека , при этом, не исказив их содержания.
Но чтобы учить детей – надо знать самим. Как это ни парадоксально, но тестирование педагогов в октябре месяце 2004 г, с целью выяснения знаний у педагогов основных положений правовых документов по защите прав ребёнка показало следующие результаты:
60, 2 % - имеют представления об основных документах по защите прав ребёнка;
52 % - знают требования программы по правовому воспитанию
47% - недостаточно осознают важность данной проблемы
22% - имеют слабые представления о методах и приёмах формирования правовой культуры дошкольников
Анализ предметно-развивающей среды ДОУ в начале учебного года показал:
- недостаток современного методического материала по работе с дошкольниками по правовому воспитанию;
- недостаток печатного наглядного материала для детей;
- отсутствие пособий, игрушек, оборудования для проведения ситуативных игр.
В ходе опроса родителей выяснилось, что многие не считают ущемлением прав ребёнка такие наказания как:
* лишение различных удовольствий – 68 %
* ставят в угол – 26%;
* запугивают - 73 %
* лишают общения ( подолгу не разговаривают) – 48%
Несмотря на это, родители считают свое поведение вполне оправданным
С целью выяснения знаний был проведён опрос детей старшего дошкольного возраста. Из 46 детей опрошенных в октябре месяце 2004 года
- 10,5 % - смогли назвать свои обязанности по дому, по группе;
- 30 % - владеют информацией о своей семье;
- 19 % - знают о правилах поведения в обществе;
- 21.5 % - имеют представления о доме, его традициях;
Диаграмма 1. Знания детей по правовому воспитанию.
Таким образом, анализ работы по формированию у детей основ правового воспитания выявил основные проблемы:
1. Отсутствие соответствующей предметно-развивающей среды и методического обеспечения, способствующего формированию у детей основ правового воспитания.
2. Недостаточная взаимосвязь между субъектами образовательного процесса: педагогами, в обучении детей основам правовой культуры
3. Отсутствие программы по формированию основ правовой культуры
4.Дети слабо ориентируются в вопросах правового воспитания, не сформированы представления о семье как о гаранте прав ребёнка, слабые у детей представления о мире, о странах мира, правилах дружбы, этикета, нет знаний у детей о семейных традициях.
На основании вышеперечисленных проблем, были проведены следующие мероприятия:
- разработан тематический план по формированию основ правовой культуры у детей дошкольного возраста;
- методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию основ правовой культуры;
- конспекты занятий для всех возрастных категорий воспитанников ДОУ. Составлен план работы с родителями и педагогами, который включает в себя ряд мероприятий по расширению знаний, информационные листы, анкетирование, конспекты развлечений для детей и родителей, наглядную пропаганду, консультации для педагогов, семинары, практикумы, оформление альбомов «Моя семья», игровую деятельность, встречу с интересными людьми, развлечения, викторины;
- обогащение предметно развивающей среды необходимым наглядно-дидактическим и методическим материалом.
Цель:
Максимально способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний.
Определила задачи:
Образовательные:
Формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.
Формировать понимание взаимозависимости прав и обязанностей, способность строить дружеские отношения со сверстниками, не ущемляя права других.
Учить оперировать правовыми знаниями в собственном поведении и реализовывать основы правового поведения в различных видах деятельности.
Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Формировать качества самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
Воспитательные:
Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг другу.
Воспитывать в детях толерантность.
Воспитывать гуманные чувства.
Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
Развивающие:
Развивать морально – нравственную сферу детей и подготовить их к позитивному участию в жизни общества.
Развивать представления о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.
Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка
Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Эффективность осуществления правового воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения возможна в контексте общей системы нравственного воспитания при следующих условиях:
- использовании в комплексе разнообразных средств и методов воспитания, позволяющих детям глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения;
- создании в группе детей атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и уважительных отношений;
- обеспечении преемственности воспитательных усилий педагогов и родителей.
Детям дошкольного возраста доступна система знаний о правах человека, четко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора:
- права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;
- права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;
- права, знание которых может способствовать, развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.
Формирование у детей представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.
Реализация образовательных программ требует тесного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, что обусловливает необходимость конструирования педагогами открытого педагогического процесса ДОУ.
Зачастую родители не знают законов, не знают не только своих прав, но и обязанностей. Поэтому важное значение имеет информирование родителей о работе с детьми по развитию правового сознания.
Основные задачи работы с родителями:
- создание основ развивающего взаимодействия (партнёрство и сотрудничество) с целью развития каждого участника образовательного процесса; повышение культурного уровня родителей, педагогов, детей (единство образования, воспитания, обучения);
- обеспечение необходимыми знаниями родителей о гуманистической ориентации воспитания детей в семье.
Принципы работы с родителями
* Целенаправленность, систематичность, плавность;
* Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом специфики каждой семьи;
* Возрастной характер работы с родителями;
* Доброжелательность, открытость
Методы изучения семьи: анкетирование; наблюдение за ребёнком; посещение семьи ребёнка; беседы с родителями.
Формы работы с родителями:
Общие | Групповые | Индивидуальные |
Дни открытых дверей Презентация ДОУ Конкурсы Выставки Анкетирование | Собрания Консультации Участие родителей в методических мероприятиях | Беседы Обсуждение результатов обследование ребёнка консультации |
Формы работы с педагогами
- семинары,
- анкетирование,
- консультации,
- практикумы,
- мини-дискуссии,
- обогащение развивающей среды,
- приобретение методического материала,
- методические советы
Формы работы с детьми
- Беседы
- Тематические занятия
- Оформление альбомов
- Игровая деятельность
- Встречи с интересными людьми
- Развлечения
- Викторины КВН
- Выставки рисунков
- Видеосалон
- Интервьюирование детей
- Занятия для снятия психоэмоционального напряжения.
По итогам реализации программы, в течение двух лет, были получены следующие результаты:
Диаграмма 2. Знания детей по правовому воспитанию в группе № 1 в результате работы в течение двух лет.
Группа №1.
Высокий уровень повысился на 55 %
Средний уровень повысился на 11 %
Низкий уровень понизился на 44 %
Диаграмма 3. Знания детей по правовому воспитанию в группе № 2
Высокий уровень повысился на 31 %
Средний уровень повысился на 3 %
Низкий уровень понизился на 28 %
Таким образом, знания по правовому воспитанию детей в подготовительной группе показали высокий уровень 63 % (дети отвечают самостоятельно), средний уровень 18 % (дети отвечают с помощью наводящих вопросов), низкий уровень 19 % ( не чего не отвечают).
Если сравнить 2004 год и 2006 годы, то получились следующие результаты.
Диаграмма 3. Сравнительный анализ знаний детей по правовому воспитанию
в группе №1 по результатам правового воспитания.
Диаграмма 4. Сравнительный анализ знаний детей по правовому воспитанию в группе №2
Вывод:
Таким образом, опыт работы доказывает, что только при объединении усилий всех субъектов образовательного процесса, при творческом подходе к реализации представленной программы, возможен качественный рост уровня знаний детей по формированию основ правовой культуры
Ребёнок становится более свободным, уважает себя и других людей, понимает их чувства, переживания, поступки, мысли. Понимает права и обязанности свои и других людей.
Владеет терминологией по правовому воспитанию.
У детей сформированы навыки слушать других, проводить анализ с точки зрения морально – нравственных ценностей, общаться с другими, решать проблемы и выяснять свой статус – кво.
Дети обладают знаниями, что существуют документы по правам человека; того, какие права в них закреплены; того, что этими правами обладают все люди в мире и что они неотъемлемы.
У них выработаны установки: убеждённость в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям от рождения, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше.
Гладченко Инна Викторовна