советы для родителей
Советы для родителей:
упражнения для развития мелкой моторики, артикуляционной моторики, развития фонематических процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
советы логопеда для родителей | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения
на развитие артикуляционной и мелкой моторики
Дорогие родители!
Развитие тонкой моторики рук имеет огромное значение для развития речи детей. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. В связи с этим пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться нарушение письма. Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития как устной, так и письменной речи.
Играйте со своим ребенком в пальчиковые игры, учите его закручивать гайки, закрывать и открывать ключом замок, зашнуровывать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы.
Я предлагаю Вам специальные игры и упражнения для развития мелкой моторки рук.
Желаю удачи!
Упражнения и игры
на развитие мелкой моторики
- Разминать пальцами пластилин, глину, соленое тесто.
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.
- Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку, заниматься бисероплетением.
- Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
- Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, заводить механические игрушки ключиком.
- Заниматься с мелким строительным материалом, конструктором.
- Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы.
- Рисовать по трафарету буквы, геометрические фигуры, штриховать.
- Рисовать по точкам, пунктирным линиям.
- Пришивание пуговицы иголкой.
- Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и на аккуратность.
- Заготавливаем капусту
Руками имитируем соответствующие действия:
- Мы капусту рубим! (2р.) - прямыми, напряжёнными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз.
- Мы капусту режем! (2р.) - энергичные движения прямыми ладонями вперёд-назад.
- Мы капусту солим! (2р.) - пальцы собраны "щепотью", "солим капусту".
- Мы Капусту Жмём! (2р.)- энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно.
- Мы морковку Трём! (2 р.) - пальцы одной руки сжаты в кулак и со-вершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.
- Замок
Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.
-На двери висит замок.(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.)
-Кто его открыть бы смог?
- Потянули! (Пальцы - в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.)
- Покрутили! (Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе.)
- Постучали! (Пальцы, остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.)
И - открыли! (Расцепить пальцы.)
Дорогие родители!
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом.
Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Я предлагаю Вам специальные упражнения для развития артикуляционной моторки.
Желаю удачи!
Упражнения на развитие артикуляционной моторики
Хоботок
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
Заборчик
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Лопаточка
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Чашечка
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Иголочка
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Горка
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
Трубочка
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Часики
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Змейка
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
Качели
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Игры на развитие фонематического слуховосприятия
Уважаемые родители!
Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
Назови первый звук
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).
Сложи звук
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
Скажи наоборот
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
Определи первый гласный звук
Произносите ребёнку слова, выделяя голосом первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.
Зоркий глаз
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
Что лишнее?
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Чистоговорки
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Назови слова на звук …
Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.
Весёлое название
Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
Баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.
Какое слово задумано?
Взрослый показывает детям картинки и называет их, пропуская первый звук
(…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).
Поймай звук
Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.
Подскажи звук
Взрослый предлагает детям договаривать последний звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.