Презентация "Использование мнемотехники в развитии речи детей"

Миронова Татьяна Михайловна

 

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №79 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ПОДГОТОВИЛА: воспитатель первой кв. категории Миронова Татьяна Михайловна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Слайд 2

Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживаются зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов при пересказе помогает лучше и быстрее запомнить текст. Для пересказа сказки или рассказа можно составить мнемотаблицу. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, то есть текст, зашифрованный значками. ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?

Слайд 3

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию речи Мнемотаблицы- схемы Обогащение словарного запаса Отгадывание и загадывание загадок Пересказ художественной литературы Заучивание стихов Обучение составлению рассказов

Слайд 4

Структура мнемотехники мнемотехника мнемоквадраты мнемотаблицы мнемодорожки

Слайд 5

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам . Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица

Слайд 6

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3. Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образцы), т.е. происходит обработка метода запоминания. Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе. Этапы использования мнемотаблиц

Слайд 7

Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Пересказ сказки с опорой на символы (образцы), т.е. происходит обработка метода запоминания. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы

Слайд 8

Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу. Этапы работы над стихотворением с использованием мнемотаблиц

Слайд 9

Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Слайд 10

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов . ВЫВОДЫ

Слайд 11

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Результаты Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка

Слайд 12

Список литературы