Презентация "Использование мнемотехники в развитии речи детей"
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование мнемотехники в развитии речи детей (презентация) | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживаются зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов при пересказе помогает лучше и быстрее запомнить текст. Для пересказа сказки или рассказа можно составить мнемотаблицу. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, то есть текст, зашифрованный значками. ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию речи Мнемотаблицы- схемы Обогащение словарного запаса Отгадывание и загадывание загадок Пересказ художественной литературы Заучивание стихов Обучение составлению рассказов
Структура мнемотехники мнемотехника мнемоквадраты мнемотаблицы мнемодорожки
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам . Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3. Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образцы), т.е. происходит обработка метода запоминания. Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе. Этапы использования мнемотаблиц
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Пересказ сказки с опорой на символы (образцы), т.е. происходит обработка метода запоминания. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы
Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу. Этапы работы над стихотворением с использованием мнемотаблиц
Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов . ВЫВОДЫ
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Результаты Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка
Список литературы