4. Учебно - методические материалы
1. Ознакомление младших дошкольников с животным миром
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является обесценивание таких нравственных качеств, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе. . Я считаю, что формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.
Я считаю, что тема моей педагогической работы актуальна для детей младшего возраста, так как необходимо с самого раннего возраста предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
Целью моей работы является – ознакомление младших дошкольников с животным миром. Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно объединить в три группы:внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения), среда обитания, характер приспособления к условиям жизни, приносимая польза.
При ознакомлении младших дошкольников с животным миром в соответствии с программой я ставлю перед собой три воспитательные задачи:
1) формирование представлений о животных,
2) развитие эмоционально – положительного отношения к ним,
3)воспитание нравственного поведения в природе.
Знакомство с животным миром проводится не только в НОД, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и дидактические игры в вечернее время – все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы.
В своей педагогической работе для решения задач по ознакомлению с животным миром я использую следующие методы и формы работы:
1. Наглядные методы: наблюдения, рассматривание картин.
2. Словесные методы: рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы, использование потешек, загадок.
3. Практический метод: дидактические игры.
Именно в детском саду я имею возможность целенаправленно формировать такое нравственное качество, как заботливость, отслеживать динамику изменений в нравственной сфере дошкольников. И помимо этого взаимодействовать с их родителями, что позволяет выявить особенности проявления ребёнком заботы к объектам природы в семье. Осуществляя, работу по ознакомлению младших дошкольников с животным миром важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными: во многих домах держат собак, кошек, рыб и др. Для этого я даю родителям рекомендации по использованию в условиях семьи художественной литературы природоведческого содержания, по организации совместно с взрослыми совместных наблюдений, игр. Давались практические советы по уходу за животными, их содержанию дома, организации живого уголка. Кроме того, я советовала родителям не забывать давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы, подавать собственный пример заботливого и бережного отношения к животным. В целях педагогического просвещения родителей в уголок для родителей были помещена следующая информация: «Значение домашних животных для нравственного воспитания ребёнка», « Правила поведения по отношению к животным», «Если дома есть животное». Была создана папка – передвижка «Животные – наши друзья», организована выставка книг природоведческого содержания. Для родителей был оформлен стенд «Наши четвероногие друзья». Для его оформления использовались фотоматериалы наблюдения детей за животными в детском саду.
Моя работа по ознакомлению младших дошкольников с животным миром дала неплохие результаты.
У детей сформировались следующие качества:
- интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать о их жизни и повадках;
- осознание необходимости охранять животных, заботиться о них;
- желание ухаживать за живым существом;
- эмоциональность восприятия и общения с животным.
2. Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
В организации работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию я применяю следующие формы работы:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ:
1. Беседы.
«Основы нравственных отношений в семье».
2. Консультации.
«Генеалогическое древо».
После моей консультации с отдельно взятыми семьями о составлении генеалогического древа семьи появились родословные данных семей.
Оформили выставку семейного древа. Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному. Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.
3. Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционная форма общения с семьей, как "Родительская почта". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ:
1. Родительские собрания. Это одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.
Современные родительские собрания - прежде всего педагогическое просвещение родителей, это и консультации, и дискуссии, и семейные праздники. Особое внимание уделяется нетрадиционной методике проведения, принципам вариативности. Родительское собрание предполагает обязательное включение теоретического материала, практических упражнений, фрагментов занятий с детьми, игр с родителями и совместных игр - упражнений родителей и детей.
Мною было проведено родительское собрание «Тепло родного очага». Данное собрание было проведено в нетрадиционной форме с участием семей воспитанников. Каждая семья продемонстрировала «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции своей семьи.
Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи.
Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи. Каждая семья выбрала свой девиз: «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё богатство».
Дети читали стихи о семье, пели песни.
Родители вспоминали пословицы о семье.
При подготовке к собранию была оформлена выставка совместного творчества детей и родителей рисунки «Моя семья».
2. Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы.
Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети. Родители – самые близкие и дорогие люди! И как бы нам не было тяжело организовывать на утренниках совместные игры, номера с родителями и детьми, делать это нужно как можно больше. Потому что родители видят, что дети гордятся ими, детям хочется больше петь, танцевать, играть совместно с родителями, ведь пройдут годы, дети забудут песни, стихи, которые были на утренниках, но в их памяти сохранится тепло общения, радость, сопереживание.
В нашем детском саду традиционным стал литературный конкурс чтецов, посвященный Дню матери, чтобы в стихах, прославить женщину, чье имя - Мать! На память об этом конкурсе дети получили грамоты и сладкие призы.
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю. Так в ноябре прошёл фольклорный праздник «Только трудом держится дом».
Немаловажным является и то, что фольклорный праздник закончился ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме. В группе было организовано чаепитие с выпечкой.
Праздник «Ай, да, папы!» не только дал возможность детям – участникам представить своих пап, но и доказать, что их папы самые сильные и смелые.
Досуг для мам «Ах, какой денёк чудесный» доставил всем много радостных и волнующих минут. Мамы, бабушки и дети приняли самое активное участие в играх, конкурсах, в чтении стихов. Взрослые гордились своими детьми, а дети были приятно удивлены талантами своих мам и бабушек. А мы были рады желаниям родителей сотрудничать с нами.
9 мая в нашем детском саду проводятся различные мероприятия, посвящённые этой знаменательной дате. Это тематические занятия, праздники, возложение цветов к памятнику неизвестного солдата. Задача данных мероприятий – проследить связь поколений, и поэтому почётные гости на нём – непосредственные участники тех событий – родственники наших воспитанников.
Традиционно в нашем детском саду в мае проходит праздник, посвящённый Дню семьи «Семья моя – мой отчий дом!». Этот праздник позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям.
Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и душевных сил. Но такую радость они нам приносят, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!
НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ:
1.Родительские уголки – это хороший метод общения с родителями. Для каждого педагога очень важно использовать любую возможность контакта с родителями. Ведь родители регулярно могут узнавать об успехах своих детей, получить информацию о проводимых занятиях и других мероприятиях, получить мудрые советы по воспитанию детей.
2. Фотовыставки:
«Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе», «Для меня всегда герой самый лучший папа мой», «Наши мамы», «Наши папы», «Ёлка в гости к нам пришла и веселье принесла», «Любит очень детвора детский сад в любое время года», «Лучше всех на свете мама», «Наши девочки», «Бедующие Защитники Отечества» и многие другие. Родители приняли в их организации активное участие. Эта форма работы показала мне, что она пользуется у родителей популярностью.
3. Библиотека для родителей.
Я даю рекомендации по использовании в условиях семьи художественной литературы по определённой теме и предлагаю для чтения детям.
4. В своей работе использую информационные буклеты в помощь родителям.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Родители помогли в оформлении альбомов по нравственно-патриотическому воспитанию: «Моя Родина – Россия», «Золотое кольцо России», «Города старинные мастерами славные», «Рода войск», «Вооружённые силы Российской Федерации», «Символика РФ», «Нижегородское ополчение», «Великие полководцы», «Из истории Московского Кремля», «Герои былин», «Обмундирование воинов», «Семья», «Профессии», «Праздники России».
Я уверена, что все эти формы нам помогают активизировать родителей в нашей совместной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Все это дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.