самостоятельность у детей
Опубликовано 16.04.2014 - 21:36 - Петросян Татьяна Александровна
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремяться выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать - я сам! Часто по разным причинам - из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка - мы стремимся сделать все за него сами.
Подход к развитию самостоятельности требует необходимых условий, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности.
Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.
Ранний возраст
Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.
Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но следует быть внимательными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.
Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: "Я сам!". Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто взрослые на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: "Не мешай!", "Отойди", "Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю" и т.д. Нужно стараться давать ребенку возможность попробовать свои силы. не только самостоятельности, но и трудолюбия. Надо поддерживать ребенка и одобрять его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.
Дошкольный возраст
В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе.
Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.). Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.
Главная задача на сегодняшний день – научить незащищенных детей быть самостоятельными, уверенными в себе, адаптированными к условиям жизни в современном обществе. И только при правильной организации воспитания, широком вовлечении детей в разные виды деятельности, где преобладают мотивация деятельности, определённые установки происходит получение желаемого результата.
Современная педагогика считает, что наиболее благоприятные результаты воспитания достигаются в условиях содружества семейного воспитания и детского сада. Поэтому регулярные беседы с родителями - это необходимое условие воспитания самостоятельности у детей.
Подход к развитию самостоятельности требует необходимых условий, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности.
Обязательно даже при неудачной попытке что-то сделать самостоятельно или помочь взрослому нужно отметить желание ребенка это сделать, поощрить его, рассмотреть вместе с ним причину неудачи и закрепить на будущее правильные действия.
Во время кормления, следует побуждать ребенка держать ложку самостоятельно, обучать элементам этикета за столом. Предварительно закрепляя эти навыки во время самостоятельных игр с куклами.
Вот несколько советов, как научить ребенка правильно одеваться самостоятельно:
Порядок действий
Способы действий
Место ребёнка,
расположение вещей
Действия взрослого
Платье снять и
повесить
Потянуть платье за ворот двумя
руками преред-вниз, высвобождая
голову.
Затем потянуть рукав за обшлаг,
за конец рукава (не за плечо!)
вниз сначала с одной руки, потом
с другой.
Рукава и все платье не должны
при этом выворачиваться наизнанку
Стоя за спинкой стула, повесить
на спинку стула подолом вниз,
застёжкой вверх (если она
сзади) или вниз (если она ж
спереди)
Расстегните пуговицы, если самостоятельные
попытки ребенка оказались безрезультатным;
направляйте движения руки и головы ребенка
вперед-вниз при стягивании платья, вниз - при
стягивании рукава.
Покажите, как взять (за плечевые швы) вещь
застежкой к себе или от себя, повесьте вещь
совместным действием с ребенком,
разглаживайте ее, приговаривая:"Несомнется
платьице, пока Оля спит"
Рубашку снять и
повесить
Расстегнуть две верхние пуговицы;
дальше - как платье деыочки
Так же, как платье
Такая же помощь, как девочке
Пальто снять
Расстегнуть пуговицы начиная с
нижней (!), приспустить пальто с
плеч, выдернуть одну руку из
рукава, затем потянуть за обшлаг
другой рукав свободной рукой
Стоя у вешалки, пальто
повесить на отдельный крючок
Расстегните одну-две верхние пуговицы.
Приспустите ребенку пальто с плеч сами,
придержите его за спущенный рукав,
помогите малышу найти петельку, за которую
надо вешать пальто
Обувь снять и
поставить
Ноги в обуви поставить вместе;
Наклоняясь, развязать шнурки
(отстегнуть застежку и т.п.), ноги
поочередно вынуть из обуви так,
чтобы обувь оказалась между
ступнями ног
Наклонившись и не вставая со
стула, рукой задвинуть под стул
сразу пару обуви
Помогите расстегнуть обувь, если
самостоятельные попытки ребенка не
приводят к результату;
покажите движение, которым обувь
задвигается под стул
Платье (рубашку)
надеть
"Влезть" в платье (рубашку):
ребенок не снимая вещи со спинки
стула (!), наклоняется и
просовывает голову в ворот платья,
затем выпрямляется и поочередно
просовывает руки в рукава
Стоя за спинкой стула
Придержите подол, помогите ребенку
сделать нужное движение руками, чтобы
попасть в рукава
Обувь надеть
Выдвинуть обувь из-под стула
одновременно (!), поставить между
ступнями ног, вставить ноги в
обувь, застегнуть
Сидя на стуле
Покажите, как выдвинуть обувь и поставить
ее, как застегнуть
Не отступайте от принятого порядка и способов действий, поощряйте, хвалите ребенка за то, что он делает все правильно: «Вот как Машенька положила колготки на сиденье стула, резиночкой на краешек стула, шов наверху». За те действия, которые ребенок начинает выполнять без напряжения, без усилия, хвалить не надо.
На первых порах малышу еще нужна помощь, но такая, чтобы не подавлять в нем стремления к самостоятельности. Совместным действием с ним только чуть-чуть подправляйте движения ребенка. Он должен почувствовать их «рисунок», то, что приводит к желаемому результату.
Обратите внимание: сначала действие совершается ребенком, и лишь после неудавшейся попытки вы приходите ему на помощь. Причем не делая за него, а способствуя самостоятельному действию.
Постарайтесь сделать процесс одевания и раздевания приятным для ребенка. Поощряйте его стремление к самостоятельности. Называйте предметы одежды, обуви.
Для того, чтобы закрепить привычку у детей убирать за собой игрушки, можно несколько раз с ними сделать это в игровой форме («Кто быстрее?) или включив весёлую музыку. Так, в непринуждённой форме ребёнку легче будет запомнить эти немаловажные и обязательные для него действия.
Самообслуживание постоянно будет необходимо человеку в его жизни, оно является незаменимой характеристикой любой трудовой деятельности!