Инновационная деятельность на базе КФУ"

Фатхутдинова Резеда Ильдусовна

Главная цель инновационной деятельности - развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как деятельность по созданию, внедрению, распространению и использованию инноваций. Основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественной педагогической практики.
Причины возникновения инновационной деятельности: 
- стремление учителя повысить качество образования
- возрастающие запросы образования.       
К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном  учреждении образования ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии начального общего образования и относятся к таким изменениям в работе учителя, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления педагога, вносит в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Введение инновационных проектов в  учреждениях образования помогает воспитывать и обучать детей в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих учащихся. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения. Инновация – нововведение, новшество. Инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации.

Инновация - этот термин появился прежде всего в сфере экономики и производства. Это новшество, некий коммерческий "продукт"с новыми потребительскими свойствами, по способу производства более  эффективен, по сравнению с "продуктами" той же группы.
Но не всякий конечный продукт человеческой деятельности можно назвать инновацией, а только тот, который качественно лучше аналогичных предыдущих, а его "производство" более эффективно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx51.54 КБ
Файл tatar_tele._suztezm_4_nche_klass.pptx314.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     «В душе каждого ребенка

                                                                                есть невидимые струны.

                                                                      Если тронуть их умелой рукой,

                                                                                они красиво зазвучат»

                                                                                                                           В. А Сухомлинский

Тема: «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования универсальных учебных действий  младших школьников».

     Уважаемые коллеги, думаю вы со мной согласитесь, что новые ФГОС второго поколения ставят перед нами и новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования. Одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится исследовательская  деятельность самого ребёнка.

Именно исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность каждого ребёнка мыслить творчески и нестандартно, а также стимулирует  развитие  познавательной активности и творческого потенциала одарённого ребёнка, формирует универсальные учебные действия.

             Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными. Их развитие невозможно, если не сделать обучающихся активными участниками планирования, организации и проведения урока, т. е. процесс обучения должен быть личностно - ориентированным.

В своей работе я использую следующие формы организации исследовательской работы:

  • Ø урок – исследование
  • Ø урок коллективной исследовательской деятельности
  • Ø защита проекта
  • Ø научно – практическая конференция

Сегодня вашему вниманию хочу представить урок- исследование по окружающему миру на тему «Вода растворитель»

Урок окружающего мира в 3 «а» классе  по УМК «Планета знаний»

Тема урока:   Вода – растворитель.

Цели урока:

  1. создать условия для определения учащимися   свойства воды - растворитель;
  2. формировать исследовательские умения в практической деятельности;
  3. формировать универсальные учебные действия:
  • коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе,  построение речевых высказываний,  лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества),
  • личностные (умение любоваться красотой окружающего мира, умение соблюдать установленные правила),
  • регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция),
  • познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение выделять существенное,  наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).

Оборудование:

  • ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку;
  • химическая посуда для опытов: стаканы, мерные ложки;
  • вещества для опытов: соль, сода, песок, вишневый сок, мел, вода;
  • акварельные краски,  таблетки,  мыло, пакетик растворимого кофе, бутылка минеральной воды;
  • карточки-задания для фиксации результатов групповой работы.

Этап   урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФУУД

(формирование универсальных учебных действий)

  1. Организационный момент

И так начинаем наш мастер –класс.

-Подумайте, о чем идет речь в загадке?

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Включение детей в деятельность

Это –вода.

Введение в тему позволяет продолжить формирование умения формулировать и обосновывать свое мнение, связывает научные знания в систему

II. Этап мотивирования к учебной деятельности

 

Вода!   Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире.                                      

                                Антуан де Сент-Экзюпери

- Почему Антуан де Сент-Экзюпери  французский лётчик, писатель, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»?

- Жизнь зародилась в воде.

- Вода необходима для организма человека, для растений и животных.

- Без воды невозможна жизнь на Земле.

Определение и обоснование темы урока

Познавательные общеучебные УУД (анализ текста)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

- Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и  моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода - это самая большая и удобная дорога.  По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.  

Вот она какая, вода!            

- Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.

- Вспомним свойства, которыми обладает вода, которые вы узнали на прошлом уроке

Растворитель – это свойство воды или нет?

- Да

- Нет

Ответы детей

Выбирают карточки

Познавательные УУД (умение классифицировать

Регулятивные  УУД (прогнозирование)

Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим знак вопроса.

                                                 ?          

Постановка проблемы

Познавательные УУД (постановка проблемы)

III. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема: Вода – растворитель?

Что будет сегодня объектом исследования?

Объект - вода. Предметом исследования будет свойство – растворитель.

Регулятивные  УУД (умение формулировать тему и выявлять объект исследования)

- Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут пять исследовательских групп. В каждой группе 3 человек: руководитель, докладчик и  лаборант.

(Дети в каждой группе распределяют роли)

- Исследование – это один из видов профессиональной деятельности человека, который при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы.

Фильтр – это приспособление для очистки воды.

Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами)

- Роли в ваших группах уже распределены, но этого недостаточно. В каждой группе существуют правила.

- Правила работы в группах

  • Каждый выполняет свою роль
  • Говорим по очереди
  • Вкус веществ не определяем!!!

 И только соблюдая все правила, ваша группа сделает точный вывод!
- Поднимите руки, кому понятны правила.

Пояснение работы в группах

Личностные УУД (умение соблюдать установленные правила)

- Господа ученые, перед нашим научным центром стоит важная цель. Назовите ее.

(Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель».)

Постановка цели

Регулятивные  УУД (целеполагание)

- Перед вами план действий. Каждая группа будет работать с одним из пяти возможных веществ, отгадав загадку. После,  мы обобщим опыт всех групп.

IV. Реализация проекта

- Прошу руководителей подойти за заданиями для групп (отгадывают загадку)

  Подкрашена вода и  с ягодами она.          (Вишнёвый сок)

Отдельно - я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна.                        (Соль)

Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу. 
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я ...                                            (мелом)

Есть у соли  сестра. Она
Изжогу вылечить должна.
Кто знает свойств моих природу,
Ответит сразу, кто я: ...                                  (Сода)

Если встретишь на дороге

 То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу.                              (Глина).

Руководители получают карточку, зачитывают ее группе

(см. Приложение 1).

- Прошу лаборантов подойти на склад за необходимым оборудованием и веществами.

- Давайте вспомним  Технику безопасности  (слайд)                            

Лаборанты получают   посуду и вещества. Начинают проводить опыт, наблюдать, фиксировать результаты.      (Музыка воды)

Групповая работа

Проводят опыты

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества)

Познавательные УУД

(умение работать с текстом, умение выделять существенное, умение наблюдать, делать выводы)

Господа ученые, ждём результатов ваших исследований, выступает докладчик, лаборант демонстрирует результат.

Докладчик группы №1:

- После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Вывод: соль растворилась.  

Докладчик группы №2:

- После того, как насыпали в воду соду, размешали, мы  увидели, что сода стала незаметной. Вывод: сода растворяется в воде.

Докладчик группы №3:

Мы налили в воду вишневый сок. Он смешался с водой и  равномерно по ней распределился.  Вода поменяла цвет. Вывод: сок растворяется в воде.                                      

- Какой вывод вы сделали?

Соль растворяется в воде.

Сода растворяется в воде.

Сок растворяется в воде.

- Соль, сода, сок смешались с водой и теперь их трудно или даже невозможно отделить друг от друга. Они растворились.

- Итак, мы заслушали отчеты 3 групп. Результаты их опытов у вас перед глазами.  Вернемся к свойствам воды (они на доске).  Какие будут предложения?

- Убрать вопросительный знак и добавить свойство «растворитель» к свойствам воды.

Самооценка и коррекция

Систематизация знаний .

Коммуникативные УУД

(построение речевых высказываний)

Регулятивные УУД  (коррекция)

- Предоставляем слово 4 группе.

Докладчик группы  №4:

Мы насыпали в воду глину. Она опустилась на дно. Вывод: глина  не растворяется в воде.

- Даем слово 5 группе

Докладчик группы №5:

Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился.

- Мы заслушали отчеты еще 2 групп.   Какой вывод  сделаем?

(Вода растворяет не все вещества.)

- Вспомните вопрос, который стоял перед научным  центром.

(Вода – растворитель?)

- Как вы сейчас ответите на него?

Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.

Познавательные логические УУД (обобщение, формулирование выводов)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Итак, вы узнали новое свойство воды.

-Еще раз проконтролируем результаты наших действий  на материале учебника.

Откроем содержание учебника и найдем тему «Вода – растворитель»

с. 87   учащиеся читают по учебнику

Теперь это свойство попробуем применить в жизни.

Я,  как руководитель, даю каждой группе объект. Ваша задача – прокомментировать, как он связан с водой и ее свойством - «растворитель».

Учитель выдает по группам:

1. акварельные краски

2. таблетки

3. мыло

4. пакетик растворимого кофе

5. минеральная вода

Идет обсуждение в группах с последующим озвучиванием.

Группа №1: «Акварельные краски растворяются в воде»

Группа №2: «Таблетки растворяются в воде»

Группа №3: «Мыло растворяется в воде»

Группа №4: «Кофе растворяется в воде»

Группа №5: «Минеральные вещества растворяются в воде»

- Минеральная вода содержит в себе растворенные минеральные вещества, полезные для организма человека.  Посмотрите внимательно на бутылку с минеральной водой. Что значит надпись «газированная»?

  «Газированная» значит «содержит газы»

- Что нужно сделать, чтобы их увидеть?

 Надо встряхнуть бутылку и приоткрыть крышку.

Учитель выполняет рекомендации  детей. Дети  наблюдают, как пузырьки газа поднимаются на поверхность.

- Почему их не было видно?  

Они растворились в воде

- Сделайте вывод.  

Газы тоже растворяются в воде.

- Итак, в воде растворяются не только твердые (соль, сода), жидкие (сок), но и газообразные вещества.

VII.  Итог урока, оценивание

-Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат - открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз.

(Вода – растворитель)

- Как вы доказали, что вода – растворитель?   (Ставили опыты.) 

- Достигла ли цели ваша лаборатория?               (да)

X.  Рефлексия учебной деятельности

- Как вам работалось в группе?

- Легко ли вам было заполнять карточку?

- Были проблемы в работе лаборантов?

- Хорошо ли группа вас подготовила к докладу?

Закрасьте воду в своём стаканчике   (слайд)

Работа по группам

Обсуждение в группах

Оценки за работу

Познавательные общеучебные УУД (умение использовать полученные знания в практической деятельности)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Регулятивные УУД (самооценка)

Регулятивные  УУД  

Познавательные УУД (работа с информацией)Личностные  УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Приложение 1

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Насыпьте соль в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

2.Вылейте солёную воду в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: _________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________.

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и  найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Налейте вишнёвый сок в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

2.Вылейте  воду с вишнёвым соком в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________.

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и  найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Насыпьте мел   в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

2.Вылейте  воду с мелом  в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________.

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и  найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Насыпьте глины  в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

2.Вылейте  воду с глиной  в воронку с фильтром

________________________

________________________

_______________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________.

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и  найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

1.Насыпьте соды  в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

2.Вылейте  воду с содой  в воронку с фильтром.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: _________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________ .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

4 нче сыйныф , татар теле дәресе Казан шәһәре Совет районының “ 175 нче урта гомуми белем мәктәбе ” гомуми белем муни ципаль бюджет учреждениесе башлангыч сыйныф укытучысы Ф әтхетдинова Резеда Илдус кызы Сүзтезмә һәм җөмлә

Слайд 3

Шүрәле у рман е гет а гачлар балта Куркыныч Шүрәле к уе урман б атыр егет б иек агачлар ү ткен балта

Слайд 4

Б әйләүче чараларны күзәтегез Мәктәпкә таба бара әнисенә булыша авылга хәтле кайтты укытучыны тыңлый

Слайд 5

Б әйләүче чараларны күзәтегез Мәктәп кә таба бара әнисе нә булыша авыл га кайтты укытучы ны тыңлый

Слайд 6

Б әйләүче чараларны күзәтегез К ышкы көн җиңел таш авыр мәсьәлә тәмле алма

Слайд 7

Көн кышкы. Таш җиңел. Мәс ь әлә авыр. Алма тәмле.

Слайд 8

Менә бу ( , өч катлы бина) мәктәп. Анда зур) сыйныф бүлмәләре бик күп. (Мәктәптә, авылда) дәресләр сәгать сигездә башлана. Анда китапханә бар. Мәктәптә еш кына (җылы, күңелле) кичәләр, язучылар белән очрашулар уздырыла. Безнең сыйныф бик ( якты, дус) һәм тату. кызыл (түгәрәк,

Слайд 9

Менә бу өч катлы бина мәктәп . Анда зур сыйныф бүлмәләре бик күп. Мәктәптә дәресләр сәгать сигездә башлана. Анда китапханә бар. Мәктәптә еш кына күңелле кичәләр, язучылар белән очрашулар уздырыла. Безнең сыйныф бик дус һәм тату.

Слайд 10

Өйгә эш. ( сайлап алырга) 246 нчы күнегүдән 1 - 5 сүзтезмә сайлап язарга; 2- 5 сүзтезмәне төзелеше ягыннан тикшерергә

Слайд 11

Нәрсә ул сүзтезмә? Сүзтезмәдә сүзләр бер-берсе белән ничек бәйләнә? 3. Сүзтезмә нинди сүзләрдән төзелә? 4. Нинди сүз төзелмәләре сүзтезмә була алмый? 5. Ияртүче сүзе буенча сүзтезмә төрләрен әйтегез.