Обобщение и распространение опыта работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий и методик в работе с дошкольниками"
На данной странице представлен материал на муниципальный конкурс педагогических достижений в номинации " Воспитатель года 2013"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 комбинированного вида
Опыт работы по теме:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК
В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
Инструктор по физической культуре
МБДОУ д/с № 14
Шабуневич Татьяна Николаевна
ЗАТО г. Североморск
2013 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………... | 3 | |
ГЛАВА 1. | Актуальность, цели и задачи опыта…………………………….. | 4 |
1.1. | Актуальность опыта………………………………………………… | 4-6 |
1.2. | Цели и задачи опыта работы……………………………………….. | 6-8 |
1.3. | Этапы реализации опыта работы………………………………….. | 8-11 |
ГЛАВА 2. | Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ…………………………………. | 11 |
2.1. | Рассмотрение вопроса использования здоровьесберегающих технологий в рамках Программы развития МБДОУ д/с №14 и Программы «Здоровье»…………………………………………….. | 12-15 |
2.2. | Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ………………….. | 15-16 |
2.3. | Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ…………………………………... | 16-19 |
2.4. | Взаимодействие с сотрудниками ДОУ……………………………. | 19-21 |
2.5. | Взаимодействие с родителями…………………………………….. | 21-23 |
ГЛАВА 3. | Система мониторинга здоровья………………………………… | 23-25 |
ГЛАВА 4. | Результаты работы……………………………………………….. | 25-28 |
Используемая литература………………………………………… | 29 |
«…Всё, что мы делаем, мы делаем для тех,
кого любим сильнее всего – для наших детей».
Д.Медведев
Введение
В современных условиях совершенствования системы образования особое внимание уделяется проблеме сохранения и укрепления здоровья человека. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны. К сожалению, в силу недостаточного культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека.
Ухудшение стартового уровня здоровья новорожденных детей приводит к последующему нарушению здоровья детей дошкольного возраста. Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей приобретают хронические заболевания, и только один ребенок из трех остается здоровым (А.А. Баранов, Н.Н. Куинджи, И.С. Песчаная, Г.Н. Сердюковская, Т.И. Стукалова, А.М. Черных).
Анализ показателей состояния здоровья дошкольников за последнее десятилетие выявил неблагоприятные тенденции: в 2,7 раза сократилось количество детей 1-ой группы здоровья (с 15,6 до 5,7%), в то же время в 2,3 раза возросла численность 3-ей группы здоровья (с 11,8 до 26,9%). Большинство детей (60-70%) во всех возрастных группах имеют 3-4 морфофункциональных отклонения, только 10-20% детей 1-2 отклонения.
Поэтому укрепление и сохранение здоровья на этапе дошкольного детства – это одна из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования на современном этапе, а состояние здоровья воспитанников ДОУ является важнейшей качественной характеристикой системы дошкольного образования
ГЛАВА 1. Актуальность, цели и задачи опыта.
Многие философы ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первоеместо здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…»
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в настоящее время формируются теоретико-методические основы нормативно-правовой базы, реализуются здоровьесберегающие ресурсы дошкольных образовательных учреждений и системы образования в целом.
Согласно утверждению М.М.Безруких, Э.М.Казина, С.А.Сенникова, А.Г.Сухарева и др., ДОУ реально становится важнейшим звеном в сохранении здоровья детей. И отправной точкой здоровьесберегающей деятельности современного ДОУ является реализация здоровьесберегающих технологий в условиях психолого-педагогического процесса, которые можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики и как совокупность приемов, форм и методов организации воспитания и обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников и педагогов (Н.К.Смирнов).
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299) к ДОУ предъявляются общие требования, отражающие целевые и ценностные ориентиры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие через интеграцию всех образовательных областей. Содержание образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья. Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Таким образом, содействие физическому развитию детей является одной из главных целей государственной политики РФ в области образования.
1.1.Актуальность опыта.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей,поступающих в школу.
Мониторинг состояния здоровья воспитанников МБДОУ д/с № 14 показал следующие результаты (Таблицы 1,2)
Таблица 1
Анализ заболеваемости детей в МДОУ д/с №14
и количества детей по группам здоровья.
Год | Пропуски по болезни одним ребёнком | % детей с 1-й группой здоровья | % детей со 2-й группой здоровья | % детей с 3-й группой здоровья |
2007 | 25,2 | 14,4% | 73,8% | 11,9% |
2008 | 23 | 19,3% | 66,7% | 14% |
2009 | 28 | 14,4% | 67,9% | 17,7% |
2010 | 18,8 | 17,3% | 68,3% | 14,4% |
Анализ показывает, что в настоящее время лишь 15% детей, посещающих ДОУ, являются абсолютно здоровыми (имеют 1 группу здоровья).
Таблица 2.
Анализ физического здоровья детей (хронических заболеваний)
Год Количество детей (чел./%) заболевания | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Бронхиальная астма | 4 (1,98%) | 11 (5,31%) | 11 (5,26%) | 10 (4,88%) |
ЧДБ | 10 (4,95%) | 13 (6,28%) | 12 (5,74%) | 13 (6,34%) |
Лор-заболевания | 14 (6,93%) | 16 (7,73%) | 29 (13,88%) | 26 (12,68%) |
Заболевания сердечно-сосудистой системы | 47 (23,27%) | 50 (24,15%) | 51 (24,4%) | 49 (23,9%) |
Группа педиатра (ДЖВП, анемия, бронхиальная астма, цистит, пневмонии и т.д). | 41 (20,3%) | 43 (20,77%) | 44 (21,05%) | 38 (18,54%) |
Эндокринные заболевания | 10 (4,95%) | 13 (6,28%) | 17 (8,13%) | 20 (9,75%) |
Нарушения опорно-двигательного аппарата | 22 (10,89%) | 23 (11,11%) | 33 (15,79%) | 26 (12,68%) |
Хирургическая патология | 25 (12,38%) | 26 (12,56%) | 29 (13,88%) | 29 (14,15%) |
Стабильно высоким остается количество вновь поступивших детей с хроническими заболеваниями (бронхиальная астма, ЧДБ, хронический тонзиллит, аденоиды, заболевания почек). Подавляющее большинство воспитанников имеют ослабленный иммунитет, фтизиатрическую патологию.
Таблица 3.
Анализ физической подготовленности
Виды движений | 2008-2009 | 2009-2010 | ||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
Бег | 35,4% | 53,8% | 10,8% | 22 % | 70,3 % | 7,7 % |
Прыжки | 40,2% | 45,3% | 14,5% | 42,5 % | 45,9 % | 11,6 % |
Метание | 38,8% | 46,8 | 14,4% | 24 % | 59,5 % | 16,5 % |
Лазание | 23,8 | 61,4% | 14,8 | 28,7 % | 62,1 % | 9,2 % |
Следовательно, тема опыта очень актуальна для успешной организации работы детского сада в оздоровлении и в целом в развитии детей. Именно совместные усилия участников образовательного процесса, смогут наиболее успешно повлиять на здоровьесбережение дошкольников.
1.2. Цели и задачи опыта работы.
Исходя из анализа мониторинга, включающего разные показатели (анализ состояния здоровья детей, анализ заболеваемости и физической подготовленности воспитанников) определены, цели, задачи работы.
Цель: внедрить здоровьесберегающие технологии, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи:
- разработать эффективную комплексную систему формирования здоровья детей дошкольного возраста;
- обосновать и внедрить в деятельность дошкольного учреждения эффективные формы оздоровления дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий и методик;
- снизить уровень заболеваемости, укрепить здоровье детей, формировать мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни;
- целенаправленно развивать физические качества;
- обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье;
В основу опыта положены общеметодические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы и методы воспитательно-образовательного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих технологий.
- Принципнаучности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
- Принцип активности и сознательности — успех в работе мы определяем через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
- Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы.
- Принцип «Не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе здоровьесберегающих технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка.
- Принцип повторения – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип доступности и индивидуализации.Оздоровительная работа в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Создаются индивидуальные оздоровительные программы, учитывающие особенности здоровья и развития ребенка. Процесс же сопровождения мы рассматриваем как совокупность последовательных действий, обеспечивающий развитие здоровой личности ребенка.
- Принцип системного подхода. Оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат –оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).
- Принцип оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Стремимся к тому, чтобы оздоровительную направленность имели не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
- Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.
Этапы реализации | Мероприятия по реализации опыта работы | Срок реализации |
I. Подготовительный Цель – провести анализ здоровьесберегающих технологий, определить их значимость и возможность использования в работе ДОУ. |
| январь-сентябрь 2010 г. |
II. Практический Цель – внедрение здоровьесберегающих технологий в практику работы ДОУ, внесение корректив. |
| 2010-2012 г. |
III. Аналитико-обобщающий Цель - обобщить опыт работы. |
оформление наглядного материала. | 2012-2013 |
ГЛАВА 2. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
В настоящее время выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профилактические. Это технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- физкультурно-оздоровительные. Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка;
- здоровьесберегающие образовательные технологии. Это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и проводится с учетом основных целей и задач дошкольного учреждения, определенных и направлений деятельности учреждения определенных в Программе развития МБДОУ
д/с № 14, принятой педагогическим советом (протокол № 2 от 28.11.2011г.) и утвержденной приказом заведующего детским садом № 334/1 от 28.11.2011г., а также целей и задач Программы «Здоровье».
- Рассмотрение вопроса использования здоровьесберегающих технологий в рамках Программы развития МБДОУ д/с №14 и Программы «Здоровье».
Программа развития образовательного учреждения формируется как совокупность основных направлений работы, выстроенных для достижения целей и задач МБДОУ. Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников и неорганизованных детей в образовательных и иных услугах, а также с учетом возможных рисков, возможных в процессе реализации программы.
Стратегическая цель программы: создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьеформирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.
Детский сад с приоритетным направлением - коррекция нарушений речевого развития детей дошкольного возраста должен реализовывать как единые для всех учреждений базовые приоритеты, так и сугубо специфические. Это находит отражение в тактических целях развития учреждения, одна из которых - повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Исходя из целей, мы поставили перед собой ряд задач, в том числе и задач, направленных на сохранение и укрепление здоровье воспитанников:
- Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников (блок «Здоровье»).
- Повышать качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста (блок «Мать и дитя»).
- Привести в соответствие с требованиями предметно-развивающую среду и материально-техническую базу учреждения (блок «Безопасность и качество»).
Достижение стратегической и тактических целей, решение поставленных задач обеспечивается за счет планомерной осуществления программных мероприятий в рамках реализации следующих блоков:
Основные мероприятия по реализации программы развития.
Концептуальные направления | Содержание работы |
Блок «Здоровье» |
|
Блок «Мать и дитя» |
|
Блок «Безопасность и качество» |
|
В дошкольном образовательном учреждении творческим коллективом разработана программа “Здоровье”, в которой отражена перспектива здоровьесберегающей деятельности на три года.
Цель программы «Здоровье»: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья в особых климато-географических условиях Крайнего Севера.
Задачи:
- Совершенствовать здоровьесберегающую среду в ДОУ.
- Способствовать охране и укреплению здоровья детей, совершенствовать их физическое развитие; способствовать повышению сопротивляемости защитных свойств организма, улучшению физической и умственной работоспособности.
- Формировать у всех участников образовательного процесса представления о здоровом образе жизни и осознанное отношение к своему здоровью.
- Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
- Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.
- Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний. Совершенствовать систему профилактическо-оздоровительной работы.
- Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации и здоровья.
Таким образом, отправной точкой моего опыта работы стали Программа развития МБДОУ д/с № 14 и программа «Здоровье», в которых определены основные цели и задачи коллектива по здоровьесбережению на три года.
- Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Здоровьесберегающая среда, созданная в нашем дошкольном образовательном учреждении, представляет собой систему, состоящую из образовательного процесса, социального и предметного компонентов иориентирована на развитие компетенций ребенка, его эмоционально-оценочного отношения к здоровью, субъектно-поведенческого опыта детей в подвижных играх.
- физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием и другими спортивными атрибутами и тренажерами (велотренажеры, батут, сухой бассейн, эллипсоид, беговая дорожка, диски здоровья, балансиры);
- спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить физкультурные занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе;
- в группах созданы спортивные мини - центры, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием: для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения, заболеваний верхних дыхательных путей;
- медицинское оборудование – бактерицидные лампы, бактерицидные лампы облучатели, витофоны, ультразвуковые ингаляторы, ингаляторы «Ромашка».
Таким образом, условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить организацию оздоровительной работы и оптимальную физическую активность детей.
- Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ строится с учетом требований Основной общеобразовательной программы МБДОУ д/с № 14, разработанной на основе программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой и Т.И. Бабаевой (с 2 до 7 лет), и «Программой воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой (с 1 г.6 м. до 2 лет) и в соответствии с Программой «Здоровье» разработанной коллективом МБДОУ д/с № 14, принятой педагогическим советом (протокол №2 от 28.11.2011 г.) и утвержденной приказом заведующего детским садом № 334/1 от 28.11.2011 г.
Исходя из условий нашего дошкольного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей, мы смогли включить в систему физкультурно-оздоровительной работы, следующие здоровьесберегающие технологии.
- Пальчиковая гимнастика – Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, проводится в любой удобный отрезок времени.
- Дыхательная гимнастика – Проводятся в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Для этого необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. В проведение дыхательной гимнастики, включаем звуковое дыхание М. Лазарева. Комплекс звукового дыхания направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области легочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает дренаж мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Упражнения этого комплекса могут выполняться ежедневно, упражнения подойдут для физминуток, динамических пауз, а так же как элемент расслабления – перед сном.
- Гимнастика для глаз – Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения. В своей работе используем игры и упражнения, разработанные специалистами по охране зрения детей В. Ф. Базарным, Э. С. Аветисовым и Г. А. Шичко. Их рекомендуется проводить в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
- Бодрящая гимнастика после сна – Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения может быть различна: гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, пробежки по массажным дорожкам. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, кольца с шипами и др.). Дети выполняют гимнастику босиком.
- Корригирующая гимнастика – Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. В своей работе широко использую комплексы самооздоровления В.Т. Кудрявцева – провожу их, как часть физкультурного занятия, развлечения, во время проведения утренней гимнастики и индивидуальной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии.
- Психогимнастика по методике М. Чистяковой – Используется для организации психологической безопасности детей дошкольного возраста в коллективе детей. Такие игры и упражнения помогают снятию психоэмоционального напряжения, развивают умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим, демонстрируют различные эмоции (зависти, страха, радости), регулировать свое эмоциональное состояние, правильно реагировать на жизненные обстоятельства.
- Релаксация – Проводится в зависимости от состояния детей и целей, для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
- Оздоровительные игры А. С. Галанова – Игры и упражнения, направлены на развитие ребенка и преодоление последствий его заболеваний (игры на формирование правильной осанки, преодоление плоскостопия, снижение веса, преодоление болезней носа и горла, задержки психического развития и т.д.). Проводятся во всех формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми всех возрастов.
- «Гимнастика маленьких волшебников». Элементы йоги для детей по Нестерюк Т. и Шкода А. – Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук. При проведении «гимнастики маленьких волшебников» происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Но в отличие от лечебного применения, ребенок здесь не просто «работает» - он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Например: «Лепим ушки для Чебурашки», «Лепим» красивое лицо». Эти игровые упражнения могут проводиться во всех возрастных группах.
- Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки. – Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом, руками, ногами, ушами. Он основан на стимуляции биологически активных точек. Является доступным для детей всех возрастов.
- Обширное умывание – Как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий во время умывания.
- Цветотерапия – Цвет оказывает огромное влияние на человека, не зависимо от того, обращаем мы на него внимание или нет. Поэтому уделяем особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ и групповых помещений. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Желтый цвет – цвет здоровья, дает жизненную энергию, улучшает настроение, положительно влияет на учебу и приобретение навыков. Зеленый цвет – дает уверенность в себе, успокаивает нервную систему. Не стоит красить стены в темные и холодные тона, тем более в условиях Крайнего севера, где подолгу длится полярная ночь.
- Экологический ландшафт – Создание здоровой экологической среды. В данном случае для нас речь идет о выборе растений в групповых комнатах, которые обладают полезными свойствами. Например, хлорофитум и аспарагус – прекрасно очищает воздух от пыли. Герань – полезна детям с заболеваниями дыхательных путей. Бегонии снижают общее содержание микробных клеток в воздухе помещений. Бальзамин контролирует влажность воздуха.
- Взаимодействие с сотрудниками ДОУ.
Детский сад – это целостный организм, где все, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья доверенных нам детей. Поэтому очень важно в моей работе руководствоваться принципом целостности, комплексности педагогических процессов, который выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.
Для того чтобы эффективно организовать здоровьесберегающую среду в группах детского сада педагог должен обладать высоким уровнем развития здоровьесберегающих компетенций, таких как:
- осведомленностью, сознательностью, наличием профильных знаний, в области СанПиН, психофизиологических особенностей, закономерностей физического развития, особенностей развития движений детей;
- «практической готовностью»: умелостью, способностью к осуществлению деятельности, направленной на здоровьесбережение детей (проектирование профессиональной деятельности при подготовке занятий, учитывая особенности возраста, особенностей здоровья, варьирование продолжительности этапов занятия, а также методов и форм работы в зависимости от степени утомляемости, места занятия в системе режима дня);
- наличием «профессионального мотива и ценностного отношения к ребенку»: действенностью, положительной мотивацией на осуществление здоровьесберегающей деятельности.
Изучив, совместно с зам.зав. по УВР, основные проблемы педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологи, определила формы работы с педагогами с целью повышения уровня профессиональных здоровьесберегающих компетенций.
Проблема | Формы работы |
Недостаточность знаний в области методики физического воспитания (например, воспитатель без специального «дошкольного» образования). | Консультация инструктора физического воспитания; лекция с элементами беседы, проблемная лекция, «Круглый стол», дискуссия, конференция, психолого-педагогический семинар, защита проектов, тестирование. |
Недостаточность знаний психофизиологических особенностей, закономерностей физического развития, особенностей развития движений. | |
Недостаточная ориентированность в современных здоровьесберегающих технологиях. | |
Недостаточная ориентированность в современных диагностиках уровня физического развития и физической подготовленности детей; проблемы в осуществлении диагностической работы, трактовки результатов, недостаточный учет состояния здоровья. | Семинар-практикум, работа в малых группах, практическое занятие, творческая работа, педагогическая мастерская. |
Затруднения в построении здоровьесберегающей среды | |
Затруднения в процессе планирования мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. | Консультация, работа в малых группах, практическое занятие. |
Затруднения во взаимодействии с родителями по выработке единых требований к здоровьесбережению в ДОУ и семье. | Практическое занятие. |
Таким образом, результативное внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ будет достигнуто лишь совместно с педагогом, обладающим профессиональными здоровьесберегающими компетенциями.
Основными направлениями, требующими совместной деятельности с медицинскими работниками, прежде всего, являются:
- Изучение физического состояния детей посещающих детский сад. Так, в начале года, после оценки физического развития и здоровья детей, совместно с медицинской сестрой заполняем листы здоровья, физического и двигательного развития детей. Получаем дополнительную информацию о детях от педагога-психолога, учителя-логопеда и родителей, через анкетирование, индивидуальные беседы.
- Разработка рекомендаций к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, выделение дифференцированных групп детей, требующих коррекционной работы при профилактике заболеваний ОДА, сердечнососудистой, дыхательной и других систем.
- Предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной деятельности, т.е. рациональному чередованию нагрузки (оптимальное составление сетки занятий), соблюдению режима дня и двигательного режима.
- Осуществление медико-педагогического контроля над физкультурными занятиями (2 раза в год). Качественный и количественный контроль эффективности занятия, как правило, проводит медицинская сестра, а анализирует заместитель заведующего по УВР и инструктор по физическому воспитанию.
- Формирование у детей начальных представлений о ЗОЖ. Проводя эту работу, привлекаю медицинских работников к проведению интегрированных занятий по валелогии, развлечений, консультаций для педагогов и родителей.
Таким образом, планирование совместной деятельности и тесное сотрудничество с медицинским и педагогическим персоналом позволяет достичь единых требований при внедрении здоровьесберегающих технологий.
- Взаимодействие с родителями.
Здоровье детей - это та цель, где, безусловно, сходятся интересы и семьи, и детского сада. И особое место здесь занимает проблема сохранения и укрепления здоровья детей, а именно - обеспечение полноценного физического развития ребенка, закаливание организма, повышение его тренированности и устойчивости к утомлению, совершенствованию физиологических функций.
Мы сформулировали основные принципы, из которых следует исходить в профилактической работе с родителями:
- Ребенок до школы не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Этот выбор делает за него семья (он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в т.ч. насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это делают другие члены семьи и т.д.).
- Основные поведенческие привычки, в т.ч. связанные с риском для здоровья, формируют у ребенка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребенка.
- Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье своих детей, но и за здоровье своих будущих внуков. Это связано с тем, что одинаковый вклад в поведенческие привычки детей, связанные с риском развития хронических заболеваний, вносит семья, где сегодня воспитывается ребенок, и та семья, где прошло детство его родителей. (На примере курения это означает следующее: если курят родители, то их дети с очень высокой вероятностью также станут курильщиками, и почти с такой же вероятностью будут курить их внуки).
На основании этих принципов определили основные задачи в работе с семьей:
- оказание помощи родителям в вопросах сохранения здоровья детей, воспитания и развития;
- привлечение взрослых к активному и педагогически грамотному участию в воспитании детей;
- развитие компетентности родителей в вопросах использования здоровьесберегающих технологий.
Работа с родителями строится с учетом принципов:
- открытости детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живут и развиваются его дети);
- принцип сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей;
- принцип создания активной здоровьесберегающей развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Привлекая родителей к деятельности дошкольного учреждения, работаем по следующим этапам:
Первый этап – актуализация потребностей родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
Второй этап – педагогическое просвещение родителей как заказчиков образовательной услуги в дошкольном учреждении.
Третий этап – партнерство педагогов, родителей, специальных служб в деятельности дошкольного учреждения.
Крайне важно, как складывается взаимодействие взрослых в процессе формирования сотрудничества детей, родителей и педагогов, где результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами.
С целью формирования педагогической компетенцииродителей и для реализации содержания работы по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей используем различные формы деятельности:
- оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса (в детском саду работает консультационный пункт, «Школа заботливого родителя», проводятся консультации, семинары практикумы, круглые столы с просмотром видеоматериалов и т.д.);
- анкетирование;
- родительские собрания;
- дни открытых дверей;
- открытые просмотры оздоровительных мероприятия в режиме дня;
- активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана (участие в совместных праздниках и развлечениях, обмен опытом семейного воспитания);
- оформление папок, ширм, консультаций, информационных стендов, буклетов, фото стендов, газет.
Таким образом, деятельность сотрудников детского сада и родителей определяется главной целью - создать коллектив единомышленников: родителей и педагогов, способных вести оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА 3. Система мониторинга здоровья.
Основным методом оптимизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является «мониторинг здоровья» ребенка, который осуществляется медицинским и педагогическим персоналом.
Мониторинг состояния здоровья воспитанников – это возможность составить объективное представление о качестве физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, эффективности используемых здоровьесберегающих технологий, выявить сильные и слабые звенья в данной работе и на этой основе осуществить корректировку и уточнение последующих задач и действий коллектива по его реализации.
Цель мониторинга состоит в комплексном, динамическом и аналитическом отслеживании состояния здоровья детей и физической подготовленности для дальнейшего планирования и коррекции образовательного процесса, повышения эффективности работы специалистов ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей.
Исходя, из Основной общеобразовательной программы МБДОУ д/с № 14 использую следующие методики:
- Образовательная область «Физическая культура» Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. «Методика изучения особенностей развития физических качеств и освоения основных движений у детей дошкольного возраста».
Тестовые задания
- Образовательная область «Здоровье» Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. «Комплексная диагностика культуры здоровья детей дошкольного возраста». Наблюдение, опросник, игры.
Мониторинг деятельности ДОУ по обеспечению здоровьесбережания.
Параметры | Критерии оценки | Периодич-ность | Показатели | Инструмента-рий | Ответственный |
Создание здоровьесберегающей среды ДОУ | Соответствие развивающей среды ДОУ требованиям Программы | 1 раз в год | 90-100% соответствует требованиям | Смотр-конкурс подготовки ДОУ к началу учебного года | Заведующий, зам.зав. по УВР, члены комиссии |
Отсутствие травматизма среди воспитанников. | ежемесячно | Количество случаев | Анализ документации | Заведующий | |
Анализ состояния здоровья воспитанников | Анализ физического развития воспитанников | 2 раза в год | Соответствие физического развития N | Антропометрия | Старшая медсестра |
Анализ заболеваемости воспитанников | Ежемесячно, ежеквартально, за полугодие, за год | количество пропусков одним ребенком | Анализ табеля посещаемости, отчет 85-К | Заведующий, старшая медсестра, воспитатели, зам. зав. по УВР | |
Реализация основной образовательной программы | Уровень физической подготовленности (диагностика результатов освоения образовательной области «Физическая культура» у детей дошкольного возраста) | 2 раза в год | % детей освоивших программу | Анализ диагностики | Воспитатели, зам. зав. по УВР |
Уровень компетенции родителей | Активность родителей в мероприятиях ДОУ по профилактике заболеваемости (родительские собрания, консультации, викторины, выставки семейного творчества). | Ежеквартально | % участников мероприятий | Наблюдение, анализ протоколов собраний | Зам. зав. по УВР |
Уровень компетентности родителей по вопросам формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности | 2 раза в год | 70-80% повысили уровень знаний | Анкетирование | Зам. зав. по УВР |
ГЛАВА 4. Результаты работы
Организация работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ позволила достичь следующих результатов:
- Накоплен опыт комплексного подхода при решении задач сохранения и укрепления здоровья детей;
- Снизилась заболеваемость детей дошкольного возраста;
- Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее.
- Разработаны и внедрены в практику: система занятий; учебно-методические материалы для детей, педагогов, родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей;
- Установлены партнерские отношения в плане «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель», через: мотивацию родителей на совместную оздоровительно-профилактическую работу; преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка.
Анализ заболеваемости дошкольников в МБДОУ д/с № 14
за 2009-2012 г. г. (%)
2009 - 2010 уч. г. | 2010 – 2011 уч. г. | 2011 – 2012 уч. г. | |
Группы раннего возраста | 35 | 28,9 | 27 |
Группы дл детей дошкольного возраста | 16,7 | 14,7 | 13,8 |
по ДОУ | 21,8 | 18,1 | 17,3 |
Анализ физической подготовленности воспитанников МБДОУ д/с № 14
Виды движений | 2010-2011 | 2011-2012 | ||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
Бег | 38,4% | 51,1% | 10,5% | 46,5% | 43,9 | 9,6 |
Прыжки | 54,9% | 35,8% | 9,3% | 59,6% | 33,4 | 7% |
Метание | 29,7% | 57% | 13,3% | 33,3% | 56,2% | 10,5 |
Лазание | 25,7% | 60,1% | 14,2% | 27,1% | 59,8% | 13,1 |
Анализ освоения Основной общеобразовательной программыМБДОУ д/с № 14
по образовательной области «Физическая культура»
2010 – 2011 уч. г. | 2011 – 2012 уч. г. | |
высокий | 30,3 % | 31,5 % |
средний | 59,7 % | 59,5 % |
низкий | 10 % | 9 % |
Таким образом, внедрение здоровьесберегающих технологий и вся система физкультурно-оздоровительной работы позволяет достичь положительной динамики в снижении заболеваемости и высоких результатов по физической подготовленности детей.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе «Остров здоровья». Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2006.
- Бересневой З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М.: Творческий Центр 2008.
- Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5 – 6 лет. М.: ТЦ Сфера 2008.
- Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников. – СПб.: Речь 2007.
- Галанов А.С. Игры, которые лечат. - М.: Творческий Центр 2006.
- Голицина Н. С., Бухарова Е. Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников – М.: Скрипторий 2003, 2006.
- Горбатенко О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно методическое пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.
- Лазарев М. Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: руководство для воспитателей ДОУ. – М.: Академия здоровья, 1997.
(парциальная программа, физкультурно-оздоровительного направления).
11. Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004.
- Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста - М.: Владос 2004.
- Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.: Речь 2007.
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. Опыт создания авторской программы на базе дошкольного учреждения № 199 г. Новгорода. – М: ЛИНКА-ПРЕСС, 1993. – С. 3 – 64.
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М., 1987. – 63 с.
Комментарии
В современных условиях
В современных условиях совершенствования системы образования особое внимание уделяется проблеме сохранения и укрепления здоровья человека. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.Согласно утверждению М.М.Безруких, Э.М.Казина, С.А.Сенникова, А.Г.Сухарева и др., ДОУ реально становится важнейшим звеном в сохранении здоровья детей. И отправной точкой здоровьесберегающей деятельности современного ДОУ является реализация здоровьесберегающих технологий.
В современных условиях
В современных условиях совершенствования системы образования особое внимание уделяется проблеме сохранения и укрепления здоровья человека. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.Согласно утверждению М.М.Безруких, Э.М.Казина, С.А.Сенникова, А.Г.Сухарева и др., ДОУ реально становится важнейшим звеном в сохранении здоровья детей. И отправной точкой здоровьесберегающей деятельности современного ДОУ является реализация здоровьесберегающих технологий.