психолого - педагогический практикум для учителей
Данная информация будет полезна школьным психологам. Описаны конкретные упражнения, для преодоления конфликтов в педагогической среде. Данный курс расчитан на 1 год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_uchiteley.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого - педагогический практикум для учителей.
« Методы и приёмы преодоления конфликтных ситуаций»
2012-2013 учебный год.
Подготовила:
Педагог – психолог МБОУ СОШ №3
Новикова Е.С.
Цель практикума - понимание природы конфликта, формирование отношения к конфликтам как к новым возможностям творчества и самосовершенствования. Развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации. Отработка навыков « Я высказывания», способствующих разрешению конфликтных ситуаций, демонстрация стиля сотрудничества как одного из основных элементов профилактики разрешения конфликтов, выявление факторов эффективного общения, способствующих достижению взаимопонимания между участниками, позитивное утверждение личности.
Люди часто представляют конфликт как борьбу между двумя сторонами, сражающимися за победу. Никто не может избежать конфликтов – они занимают важное место в нашей жизни. Однако гораздо эффективней воспринимать конфликт как проблему, в решении которой принимают участие обе стороны. Конфликт может быть использован для открытия альтернативных возможностей и поиска перспектив роста.
Объектом исследования: являются упражнения и тренинги на преодоление конфликтов.
Предметом исследования являются конфликты в педагогическом коллективе.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ психологической литературы по с проблеме конфликтов с целью дать понятие конфликтов
- выявить причины конфликтов
- определить формы и методы профилактики конфликтов
- разработать и реализовать упражнения и тренинги по профилактике конфликтов
- определить эффективность упражнений и тренингов.
Основные правила групповой работы:
- принцип « Здесь и теперь» ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент.
- « искренность и открытость» это правило способствует получению для себя и предоставлению другим участникам честной обратной связи.
- «принцип Я» основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самосознании, самоанализе. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа.
- «активность» если участник ничего не говорит, это ещё не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная внутренняя позиция.
« конфиденциальность» все, о чём говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – это является условием создания психологической безопасности.
Календарно- тематическое планирование:
Сентябрь- октябрь. Этап знакомства.
Программное содержание: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для её работы, совместная выработка норм и принципов работы данной группы.
Игры и упражнения на сплочение группы: « первое впечатление», « мы похожи», « найди пару», « любое число», « что в нём нового».
Ноябрь-декабрь. Этап конфронтации.
Программное содержание: понимание природы конфликта, знакомство с тактиками преодоления конфликтов.
Игры и упражнения: проработка конфликтных ситуаций в ролевых играх, ситуативная игра « аэропорт», « испорченный телефон», « и тут вы ему говорите»- знакомство с коммуникативными техниками.
Январь-февраль. Работа с собственным эмоциональным состоянием.
Программное содержание: показать способы снятия внутренней напряжённости, агрессии, гнева, приобретение навыков избавления от обиды и других негативных эмоций, а также умения уменьшать преувеличенную значимость страха для человека, которую он высказывает. На преодоление этих конфликтов направлены предложенные упражнения:
« хорошее и плохое», « что мне мешает», « передача эмоций», « полёт птиц».
Март-апрель. Этап согласия и сотрудничества.
Программное содержание: формирование навыков общения с разными группами людей, освоение активного стиля общения, отработка навыков понимания окружающих людей. « Список качеств важных дл общения», « я в тебе уверен», « выход из контакта»
Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счёт того, что тренер всё время- приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы задаёт себе 3 вопроса:
- Какой цели я хочу достичь?
- Почему я хочу достичь этой цели?
- Какими средствами я хочу это достичь?
Подводя общий итог тренинга, каждый член группы составляет письмо самому себе, отвечая на такие вопросы:
- Что нового я узнал о себе во время занятий группы?
- Что нового я узнал о других?
- Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе?
- Каким образом я буду это делать?
Соглашение вкладывается в конверт и сдаётся. Через месяц можно раздать конверты, и у участников будет ещё одна возможность «встретить самого себя» таким, которым каждый из них видел себя в конце работы группы.
Хотелось бы закончить свою работу словами одного филосова: « в двух случаях из трёх люди ссорятся потому, что не доверяют друг другу. Они воображают, что за самым невинным замечанием кроются всевозможные задние мысли. Они хотят, чтобы весь мир мыслил одинаково. Идеи могут быть одинаковыми, но они окрашены различными переживаниями, и формы их выражения различны».