Доклад " Состояние работы логопедической службы в коррекционном интернате."

Бутова Маргарита Ивановна 1949

 Состояние   работы логопедической  службы с детьми  удовлетворительное.  Поставлены звуки детям с фонематическими нарушениями,  проводилась работа по развитию фонематического восприятия, зрительного, лексики, устной и письменной речи...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlklad_sostoyanie_log.sl_.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

   Формирование правильной речи и других функциональных систем у умственно отсталых детей , коррекция их поведения представляют собой единый организованный , целенаправленный воспитательный и учебный процесс. При речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: отставание психического развития, поведенческие и эмоциональные нарушения, , нарушении внимания, памяти , умственной работоспособности.

   Нарушение познавательной деятельности накладывает отпечаток и на формирование активного и пассивного словаря. Словарный запас беден , ограничено обиходно – бытовой тематикой. В словаре детей преобладают существительные с конкретным значением. Их речь лишена слов различных грамматических категорий., обозначающих абстрактные понятия, они не знакомы с названиями видовых и родовых понятий (растение, инструмент).

Работа по обогащению словаря у умственно отсталых детей предполагает и уточнение слов_ синонимов,  антонимов.    На занятиях эта работа проводится.   Также   проводится работа по расширению и обогащению словаря - посуда, овощи, фрукты, транспорт, деревья цветы…

  Отличается малая распространённость предложений .   Дети пользуются простыми предложениями . Редко второстепенные члены могут выражаться наречиями, качественными прилагательными. +При ответах требуются полные , распространенны ответы.

   У наших детей наблюдается искажение слоговой структуры, которая проявляется , начиная с трёхсложных слов, чаще в словах со стечением согласных.  Более  характерными являются  искажение структуры  отдельного слога со стечением согласных.  Самыми распространёнными являются пропуски при их стечении как  в начале, так и в середине слова.  В большинстве случаев наблюдается перестановка слогов и пр0пуск звука или слога. Чаще искажаются слова мало знакомые и редко употребляемые. Наблюдается очень сильное нарушение слоговой структуры у Камышева С. .,Никотинной О. Иногда бывает трудно понять о чём они говорят .Заставляешь их говорить медленно , правильно произнося звуки. Тоже самое наблюдается и при чтении .

    У детей с нарушением интеллекта отмечается несформированность словообразования и словоизменения. Обнаружено неправильное согласование слов в предложениях, нарушение лексической и синтаксической сочетаемости слов, а также выражений, отражающих причинно – следственные, временные, пространственные, и другие отношения. При работе на занятии с карточками учащиеся с трудом могут согласовать существительное с прилагательным в нужном числе, падеже, роде.

  Устная речь школьников позволяет представить полную картину речевого нарушения. Она бедна. Учащиеся с трудом составляют правильное распространённое предложение . При помощи наводящих вопросов приходится исправлять. При помощи учителя дети составляют предложения, рассказ из деформированного текста, по опорным словам, по картине , по серии сюжетных картин. Сформированная связная речь - важнейшее условие успешности обучения ребёнка в школе.  Коррекционная работа по развитию устной речи проводится на занятиях всегда с помощью учителя.

   Индивидуальные занятия посещают 6 человек. У этих детей нарушено звукопроизношение   В их основе не одна , а целый ряд причин.:  недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушения речевой моториики   т. . д... Поставлен сонорный  Шеламовой А. , Белякину В. , Солдатову Д. Но всё равно недостатки звукопроизношения у этих детей выражались в виде замен, искажений, смешений. Замены осуществляются по признаку акустико - артикуляционного сходства. Чаще всего страдает произношение шипящих, парных звонких и глухих согласных. Особенностью нарушений звукопроизношения является большая трудность использования в самостоятельной речи имеющих правильных речевых установок.

 Речь детей  часто монотонна , маловыразительная, , лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная , в других _ ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый. У  возбудимых – крикливый, резкий. На занятиях  ведётся работа  по развитию правильного речевого дыхания .  Всё это и есть просодическая сторона речи  .

     Кроме того  на занятиях   большую роль уделяю коррекции развития  фонематического,  зрительного восприятия,   зрительной памяти,  коррекции развития  пространственного представления, моторики, сенсорики,  фонематического слуха.  Состояние   логопедической  службы  удовлетворительное.

  Рекомендации.

  1. Уделять большое внимание  разработке  новых эффективных приёмов  и методов работы.
  2. Оказывать квалифицированную  помощь детям с нарушением речи .
  3. Взаимодействие с учителями, воспитателями, психологом, так как занятия с психологом могут оказывать существенную помощь в формировании психической базы ребёнка.
  4. Совершенствовать широкого спектра педагогических мероприятий , повышающих эффективность  учебно- воспитательного процесса.

                     Динамика

          роста