Доклад " Состояние работы логопедической службы в коррекционном интернате."
Состояние работы логопедической службы с детьми удовлетворительное. Поставлены звуки детям с фонематическими нарушениями, проводилась работа по развитию фонематического восприятия, зрительного, лексики, устной и письменной речи...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlklad_sostoyanie_log.sl_.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование правильной речи и других функциональных систем у умственно отсталых детей , коррекция их поведения представляют собой единый организованный , целенаправленный воспитательный и учебный процесс. При речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: отставание психического развития, поведенческие и эмоциональные нарушения, , нарушении внимания, памяти , умственной работоспособности.
Нарушение познавательной деятельности накладывает отпечаток и на формирование активного и пассивного словаря. Словарный запас беден , ограничено обиходно – бытовой тематикой. В словаре детей преобладают существительные с конкретным значением. Их речь лишена слов различных грамматических категорий., обозначающих абстрактные понятия, они не знакомы с названиями видовых и родовых понятий (растение, инструмент).
Работа по обогащению словаря у умственно отсталых детей предполагает и уточнение слов_ синонимов, антонимов. На занятиях эта работа проводится. Также проводится работа по расширению и обогащению словаря - посуда, овощи, фрукты, транспорт, деревья цветы…
Отличается малая распространённость предложений . Дети пользуются простыми предложениями . Редко второстепенные члены могут выражаться наречиями, качественными прилагательными. +При ответах требуются полные , распространенны ответы.
У наших детей наблюдается искажение слоговой структуры, которая проявляется , начиная с трёхсложных слов, чаще в словах со стечением согласных. Более характерными являются искажение структуры отдельного слога со стечением согласных. Самыми распространёнными являются пропуски при их стечении как в начале, так и в середине слова. В большинстве случаев наблюдается перестановка слогов и пр0пуск звука или слога. Чаще искажаются слова мало знакомые и редко употребляемые. Наблюдается очень сильное нарушение слоговой структуры у Камышева С. .,Никотинной О. Иногда бывает трудно понять о чём они говорят .Заставляешь их говорить медленно , правильно произнося звуки. Тоже самое наблюдается и при чтении .
У детей с нарушением интеллекта отмечается несформированность словообразования и словоизменения. Обнаружено неправильное согласование слов в предложениях, нарушение лексической и синтаксической сочетаемости слов, а также выражений, отражающих причинно – следственные, временные, пространственные, и другие отношения. При работе на занятии с карточками учащиеся с трудом могут согласовать существительное с прилагательным в нужном числе, падеже, роде.
Устная речь школьников позволяет представить полную картину речевого нарушения. Она бедна. Учащиеся с трудом составляют правильное распространённое предложение . При помощи наводящих вопросов приходится исправлять. При помощи учителя дети составляют предложения, рассказ из деформированного текста, по опорным словам, по картине , по серии сюжетных картин. Сформированная связная речь - важнейшее условие успешности обучения ребёнка в школе. Коррекционная работа по развитию устной речи проводится на занятиях всегда с помощью учителя.
Индивидуальные занятия посещают 6 человек. У этих детей нарушено звукопроизношение В их основе не одна , а целый ряд причин.: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушения речевой моториики т. . д... Поставлен сонорный Шеламовой А. , Белякину В. , Солдатову Д. Но всё равно недостатки звукопроизношения у этих детей выражались в виде замен, искажений, смешений. Замены осуществляются по признаку акустико - артикуляционного сходства. Чаще всего страдает произношение шипящих, парных звонких и глухих согласных. Особенностью нарушений звукопроизношения является большая трудность использования в самостоятельной речи имеющих правильных речевых установок.
Речь детей часто монотонна , маловыразительная, , лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная , в других _ ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый. У возбудимых – крикливый, резкий. На занятиях ведётся работа по развитию правильного речевого дыхания . Всё это и есть просодическая сторона речи .
Кроме того на занятиях большую роль уделяю коррекции развития фонематического, зрительного восприятия, зрительной памяти, коррекции развития пространственного представления, моторики, сенсорики, фонематического слуха. Состояние логопедической службы удовлетворительное.
Рекомендации.
- Уделять большое внимание разработке новых эффективных приёмов и методов работы.
- Оказывать квалифицированную помощь детям с нарушением речи .
- Взаимодействие с учителями, воспитателями, психологом, так как занятия с психологом могут оказывать существенную помощь в формировании психической базы ребёнка.
- Совершенствовать широкого спектра педагогических мероприятий , повышающих эффективность учебно- воспитательного процесса.
Динамика
роста