Конкурс "Учитель года"

Сорокопытова Ольга Геннадьевна

Конкурсные материалы: защита опыта, публичная лекция, мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon uchitel_goda.zip29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Защита опыта работы по теме «Текст на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся».

1 слайд. Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию опыт работы по теме «Текст на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся».

2 слайд. Актуальные проблемы образования позволили выделить следующие концептуальные позиции филологического образования:

- русский язык и литература – основные предметы, способствующие социализации нового поколения;

- необходимо формирование речевой личности, способной быть активным членом общества;

-  потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией;

- практическая реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников.

3 слайд. Исследования, проводимые в нашей школе в 2002 году совместно с кафедрой педагогики БелГУ, выявили недостаточный уровень сформированности интеллектуальных и речевых умений и навыков. Состояние преподавания русского языка в школе, анализ результатов ЕГЭ по русскому языку также указали на трудности в практике работы:

- традиционные приемы и методы обучения не соответствуют задачам формирования устной и письменной речи;

- недостаточное умение школьников работать с текстом, правильно выражать свои мысли, редактировать высказывание;

- снижение уровня сформированности ряда речевых умений и навыков, лежащих в основе интеллектуальной компетенции.

Считаю, что причинами является:

- отсутствие системы совершенствования правописных и речевых навыков в единстве;

- недостаточно внимания уделяется  практике лингвистического анализа языковых явлений текста;

- речевая культура испытывает сильнейший натиск жаргона и заимствованных слов;

- разрыв единого пространства изучения русского языка и литературы.

Отсюда вытекает главное противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

Это и привело меня к созданию собственного методического опыта.

4 слайд. Ведущей педагогической идеей опыта является использование текста на уроках русского языка как основы создания развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание человеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.

     В теоретическую базу опыта вошли идеи ученых:

Л.П.Федоренко – речевая среда и способы ее формирования  на уроках русского языка; Н.А.Пленкина – умение целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации; Т.М.Пахновой – текст как материал для создания собственного речевого высказывания; А.Д.Дейкиной – родной язык как средство духовно-ориентированного мышления, способствующего творческой самореализации личности.

5 слайд. Целью моего опыта является создание условий для формирования интеллектуального и речевого развития учащихся.

Основу формирования интеллектуального и речевого развития составляют следующие компетенции:

- лингвистическая, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ текста;

- языковая, т.е. практическое владение родным  языком, соблюдение его норм;

- коммуникативная, т.е. умение воспринимать чужую речь и строить собственное речевое высказывание;

- интеллектуальная, т.е. умение проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

6 слайд. Мною были поставлены задачи инновационной деятельности:

1) Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся.

2) Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

3) Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей.

7 слайд. Обратимся к экрану. Интеллектуальное и речевое развитие в процессе работы с текстом осуществляется на уроках русского языка, во внеклассной деятельности, в сфере дополнительного образования.

8 слайд. Новизна опыта состоит:

- в совершенствовании средств обучения и развития учащихся;

- в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся;

- в использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку;

- в творческом комплексном применении педагогических технологий П.Я.Гальперина (теории поэтапного формирования умственных действий: мотивационный, ориентировочный, операционный,  контрольно-самооценочный уровни) и Т.М.Пахновой (текст как материал для создания собственного речевого высказывания).

Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов и т. д.) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ, обобщение речеведческих навыков,  синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. Орфография и пунктуация здесь предмет исследования и игры, предмет обобщения и систематизации.

9 слайд. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- понимать читаемый текст;

- определять тему и основную мысль текста;

- формулировать основную мысль высказывания, развивать высказанную мысль;

- аргументировать свою точку зрения;

- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

10 слайд. При этом я использую следующие средства достижения цели:

- подбор текстового дидактического материала воспитательной и развивающей направленности;

- комплексная работа с текстом;

- диктанты с изменением текста;

- работа с текстами миниатюрами, сравнение двух текстов;

- система интеллектуально-лингвистических упражнений;

- система ситуативных упражнений;

- самодиктанты;

- лингвистический анализ текста;

- сочинения-миниатюры;

- дидактические игры.

11 слайд. В качестве иллюстрации к сказанному, приведу алгоритм лингвистического анализа текста.

1. Читаем выразительно текст.

 2. Выясняем значение непонятных слов.

3. Определяем тему, идею, тип и стиль текста с доказательствами.

4. Находим выразительные средства речи, определяем, с какой целью их употребляет автор.

5. Еще раз обращаемся к основной мысли текста, соотносим идею с сегодняшней жизнью, опытом детей.

12 слайд. Приведу пример интеллектуально-речевого упражнения.

Задание: прочитайте пары предложений, определите, какое обозначает причину названного в них явления, а какое – следствие.

Запишите их в следующем порядке: сначала причина, затем – следствие. При написании избегайте повтора одинаковых слов, заменяйте их другими, близкими по смыслу.

1) Около этого р..стения (не) бывает инея. Кипрей выделяет т..плоту.

2) Береза в тундре (не) может выр..сти большой. В тундре суровая з..ма.

3) Кактусы р..стут в сухом и жарком климате. Кактусы долгое время могут обх..диться без в..ды.

Проверка данного упражнения проводится по нескольким направлениям: сначала выявляется и обосновывается порядок записи предложений каждой пары, после этого проверяется орфографическая грамотность. При этом формирование орфографической зоркости сочетается с осуществлением определенных умственных операций (группировка, классификация, исключение «лишнего» и т.д.). В нашем случае  детям можно предложить такое задание: «Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по орфограммам. Объясните их написание».

13 слайд. В своей работе опираюсь на принципы:

- диалогичность;

- апелляция к субъектному опыту учащихся;

- развивающая направленность;

- интегрированность;

- антиципация.

Использую оптимальные методы работы:

- метод эксперимента;

- проблемное изложение нового материала;

- метод проектов;

- беседа;

- поиск-рассуждение;

- творческая мастерская;

- групповая форма работы;

- эвристический метод.

14 слайд. Опыт работы по теме позволяет провести самоанализ результатов профессиональной деятельности.

1. Работа с текстом создает условия для формирования положительной мотивации изучения русского языка у большинства учащихся.

2.Более эффективно проходит развитие интеллектуальных умений и навыков, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие.

3. Обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.

15 слайд. Качество знаний учащихся за последние три года стабильное: по русскому языку в пределах 52-57%, по литературе – 73-78%.

16 слайд. Результаты ЕГЭ по русскому языку за последние три года показывают динамику роста качества знаний с 14%  в 2004-2005 учебном году до 46% - в 2006-2007.

17 слайд. Медалисты подтверждают свои оценки на экзаменах в школе и при поступлении в ВУЗ.

18 слайд. Обратите внимание на то, что наблюдается рост оценок «хорошо» и «отлично» за содержание творческих работ.

19 слайд. С помощью этой диаграммы мы можем оценить рост сформированности интеллектуальных умений за последние три года на примере 9а класса по критериям: сравнение, доказательство, обобщение.

20 слайд. За последние три года увеличилось количество призеров в творческих конкурсах, олимпиадах с 12% в 2004-2005 учебном году до 64% - в 2006-2007.

21 слайд. Учащиеся занимают призовые места в районных конкурсах: за три последних года – 5 призовых мест; в районных олимпиадах – 4 призовых места.

22 слайд. Мои ученики выбирают профессии, связанные с филологической направленностью.

За последние три года поступили:

- на филологический факультет  БелГУ- 1 человек;

- на факультет журналистики – 2 человека;

- на библиотечно-информационный факультет Белгородского государственного института культуры и искусств – 2 человека.

Уважаемые коллеги!

 Считаю, что данная технология создает условия для воспитания свободной личности, которая может реализовать себя на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне.

 Благодарю вас за внимание.