Конкурс "Учитель года"
Конкурсные материалы: защита опыта, публичная лекция, мастер-класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_goda.zip | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Защита опыта работы по теме «Текст на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся».
1 слайд. Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию опыт работы по теме «Текст на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся».
2 слайд. Актуальные проблемы образования позволили выделить следующие концептуальные позиции филологического образования:
- русский язык и литература – основные предметы, способствующие социализации нового поколения;
- необходимо формирование речевой личности, способной быть активным членом общества;
- потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией;
- практическая реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников.
3 слайд. Исследования, проводимые в нашей школе в 2002 году совместно с кафедрой педагогики БелГУ, выявили недостаточный уровень сформированности интеллектуальных и речевых умений и навыков. Состояние преподавания русского языка в школе, анализ результатов ЕГЭ по русскому языку также указали на трудности в практике работы:
- традиционные приемы и методы обучения не соответствуют задачам формирования устной и письменной речи;
- недостаточное умение школьников работать с текстом, правильно выражать свои мысли, редактировать высказывание;
- снижение уровня сформированности ряда речевых умений и навыков, лежащих в основе интеллектуальной компетенции.
Считаю, что причинами является:
- отсутствие системы совершенствования правописных и речевых навыков в единстве;
- недостаточно внимания уделяется практике лингвистического анализа языковых явлений текста;
- речевая культура испытывает сильнейший натиск жаргона и заимствованных слов;
- разрыв единого пространства изучения русского языка и литературы.
Отсюда вытекает главное противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
Это и привело меня к созданию собственного методического опыта.
4 слайд. Ведущей педагогической идеей опыта является использование текста на уроках русского языка как основы создания развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание человеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.
В теоретическую базу опыта вошли идеи ученых:
Л.П.Федоренко – речевая среда и способы ее формирования на уроках русского языка; Н.А.Пленкина – умение целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации; Т.М.Пахновой – текст как материал для создания собственного речевого высказывания; А.Д.Дейкиной – родной язык как средство духовно-ориентированного мышления, способствующего творческой самореализации личности.
5 слайд. Целью моего опыта является создание условий для формирования интеллектуального и речевого развития учащихся.
Основу формирования интеллектуального и речевого развития составляют следующие компетенции:
- лингвистическая, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ текста;
- языковая, т.е. практическое владение родным языком, соблюдение его норм;
- коммуникативная, т.е. умение воспринимать чужую речь и строить собственное речевое высказывание;
- интеллектуальная, т.е. умение проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
6 слайд. Мною были поставлены задачи инновационной деятельности:
1) Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся.
2) Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
3) Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей.
7 слайд. Обратимся к экрану. Интеллектуальное и речевое развитие в процессе работы с текстом осуществляется на уроках русского языка, во внеклассной деятельности, в сфере дополнительного образования.
8 слайд. Новизна опыта состоит:
- в совершенствовании средств обучения и развития учащихся;
- в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся;
- в использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку;
- в творческом комплексном применении педагогических технологий П.Я.Гальперина (теории поэтапного формирования умственных действий: мотивационный, ориентировочный, операционный, контрольно-самооценочный уровни) и Т.М.Пахновой (текст как материал для создания собственного речевого высказывания).
Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов и т. д.) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. Орфография и пунктуация здесь предмет исследования и игры, предмет обобщения и систематизации.
9 слайд. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- понимать читаемый текст;
- определять тему и основную мысль текста;
- формулировать основную мысль высказывания, развивать высказанную мысль;
- аргументировать свою точку зрения;
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
10 слайд. При этом я использую следующие средства достижения цели:
- подбор текстового дидактического материала воспитательной и развивающей направленности;
- комплексная работа с текстом;
- диктанты с изменением текста;
- работа с текстами миниатюрами, сравнение двух текстов;
- система интеллектуально-лингвистических упражнений;
- система ситуативных упражнений;
- самодиктанты;
- лингвистический анализ текста;
- сочинения-миниатюры;
- дидактические игры.
11 слайд. В качестве иллюстрации к сказанному, приведу алгоритм лингвистического анализа текста.
1. Читаем выразительно текст.
2. Выясняем значение непонятных слов.
3. Определяем тему, идею, тип и стиль текста с доказательствами.
4. Находим выразительные средства речи, определяем, с какой целью их употребляет автор.
5. Еще раз обращаемся к основной мысли текста, соотносим идею с сегодняшней жизнью, опытом детей.
12 слайд. Приведу пример интеллектуально-речевого упражнения.
Задание: прочитайте пары предложений, определите, какое обозначает причину названного в них явления, а какое – следствие.
Запишите их в следующем порядке: сначала причина, затем – следствие. При написании избегайте повтора одинаковых слов, заменяйте их другими, близкими по смыслу.
1) Около этого р..стения (не) бывает инея. Кипрей выделяет т..плоту.
2) Береза в тундре (не) может выр..сти большой. В тундре суровая з..ма.
3) Кактусы р..стут в сухом и жарком климате. Кактусы долгое время могут обх..диться без в..ды.
Проверка данного упражнения проводится по нескольким направлениям: сначала выявляется и обосновывается порядок записи предложений каждой пары, после этого проверяется орфографическая грамотность. При этом формирование орфографической зоркости сочетается с осуществлением определенных умственных операций (группировка, классификация, исключение «лишнего» и т.д.). В нашем случае детям можно предложить такое задание: «Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по орфограммам. Объясните их написание».
13 слайд. В своей работе опираюсь на принципы:
- диалогичность;
- апелляция к субъектному опыту учащихся;
- развивающая направленность;
- интегрированность;
- антиципация.
Использую оптимальные методы работы:
- метод эксперимента;
- проблемное изложение нового материала;
- метод проектов;
- беседа;
- поиск-рассуждение;
- творческая мастерская;
- групповая форма работы;
- эвристический метод.
14 слайд. Опыт работы по теме позволяет провести самоанализ результатов профессиональной деятельности.
1. Работа с текстом создает условия для формирования положительной мотивации изучения русского языка у большинства учащихся.
2.Более эффективно проходит развитие интеллектуальных умений и навыков, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие.
3. Обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.
15 слайд. Качество знаний учащихся за последние три года стабильное: по русскому языку в пределах 52-57%, по литературе – 73-78%.
16 слайд. Результаты ЕГЭ по русскому языку за последние три года показывают динамику роста качества знаний с 14% в 2004-2005 учебном году до 46% - в 2006-2007.
17 слайд. Медалисты подтверждают свои оценки на экзаменах в школе и при поступлении в ВУЗ.
18 слайд. Обратите внимание на то, что наблюдается рост оценок «хорошо» и «отлично» за содержание творческих работ.
19 слайд. С помощью этой диаграммы мы можем оценить рост сформированности интеллектуальных умений за последние три года на примере 9а класса по критериям: сравнение, доказательство, обобщение.
20 слайд. За последние три года увеличилось количество призеров в творческих конкурсах, олимпиадах с 12% в 2004-2005 учебном году до 64% - в 2006-2007.
21 слайд. Учащиеся занимают призовые места в районных конкурсах: за три последних года – 5 призовых мест; в районных олимпиадах – 4 призовых места.
22 слайд. Мои ученики выбирают профессии, связанные с филологической направленностью.
За последние три года поступили:
- на филологический факультет БелГУ- 1 человек;
- на факультет журналистики – 2 человека;
- на библиотечно-информационный факультет Белгородского государственного института культуры и искусств – 2 человека.
Уважаемые коллеги!
Считаю, что данная технология создает условия для воспитания свободной личности, которая может реализовать себя на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне.
Благодарю вас за внимание.