Мы пронесем через столетья ваш подвиг, славу, героизм.
Этот раздел школьного музея рассказывает о ноябре - декабре 1941 года на территории Коськовского сельского поселения (Шиженской волости), о дороге жизни, спасшей блокадный Ленинград от голодной смерти. Главная задача - собрать сведения о ветеранах Великой Отечественной войны, о тружениках тыла, о людях, кторые не жалели сил и самой жизни для победы над немецко-фашистскими захватчиками. Просим всех, у кого есть фотографии, документы, любые сведения о жителях поселения того времени, сообщать в Коськовскую школу. Мы обязаны сохранить имена тех, кто завоевал победу и подарил нам будущее.
https://disk.yandex.ru/i/KOBul0EeMxE_fw Танкисты в боях за Тихвин.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОСЬКОВО. ГОД 1941.
Для каждого жителя Ленинградской земли слово «блокада» стало священным. 900 дней мужества и героизма, голода и лютой смерти, беззаветной веры в победу над фашизмом. О героических защитниках города на Неве, об отважных водителях, преодолевавших, рискуя жизнью, страшные километры по льду Ладожского озера, о Дороге жизни, спасавшей умирающий Ленинград, известно очень много. Сегодня я хочу приоткрыть еще одну страницу в священной книге памяти о защитниках Ленинграда.
Коськовское сельское поселение – это 21 деревня. Расположены эти деревни по берегам рек Шижня и Паша. На западе поселение граничит с Волховским районом, на востоке и юго-востоке – деревня Ладвуши, Ганьково, Шугозеро. Такое географическое положение определило степень участия его жителей в Великой Отечественной войне, в спасении осажденного Ленинграда.
Как известно, немецко-фашистская армия в сентябре 1941 года не смогла силой оружия овладеть Ленинградом. Тогда Гитлер провозгласил новый план – взять город голодом, на голод он смотрел как на своего верного союзника по уничтожению населения. Но до тех пор, пока сохранялась связь Ленинграда со страной через Ладожское озеро, гитлеровцы не могли на это рассчитывать. Все надежды ставка Гитлера возлагала на окружение города двойным кольцом, чтобы взять его измором. А для этого одной из важнейших задач было – захватить Тихвин.
Жители поселения вспоминают, что через наши деревни шли войска из Волхова на Тихвин. Вот что об этом рассказывает Девяткина Александра Васильевна: «Мой отец Родионов Василий Иванович в 1941 году был забран в армию. Осенью 1941 года с Паши через Печеничино он со своим отрядом проходил через Ульянино на Тихвин. А после победы под Тихвином шел обратно. Некоторые войска возвращались через Кайваксу, а некоторые через нас. Помню, что и раненых, и все нужное, и пушки тащили на конях. Машин не помню. Также через нас с Волхова везли раненых в Коськово в госпиталь. Наши бабы с деревень ходили и носили продукты туда».
Из этих воспоминаний, а также из рассказов Миролюбовой А.В., Никулина Н. Д. мы знаем, что в Коськово, в здании школы находился госпиталь. Госпиталь стоял недолго. Местные жители носили раненым еду. Начальство госпиталя проживало в другом доме. Здесь же, напротив старой школы, находится старое кладбище – жальник. Там были похоронены воины. На могиле стоял большой железный крест. После войны их перезахоронили в братскую могилу в Тихвине. Однако, говорят, что перезахоронены не все, потому что находили много черепов. В Книге памяти Ленинградской области есть сведения о том, что 22.11.1941 года в Коськово находился ХППГ 818 – хирургический полевой подвижной госпиталь. Также медсанбат стоял и в деревне Середка.
8 ноября 1941 года фашистские войска захватили Тихвин, тем самым перекрыв железнодорожную ветку Волхов – Тихвин, имевшую важное стратегическое значение для обороны Ленинграда. Сложившееся положение потребовало постройки новой дороги в обход занятого врагом Тихвина. 24 ноября 1941 года было принято решение построить военную автомобильную дорогу от станции Заборье до Ладожского озера в обход Тихвина, от Подборовья – на Шугозеро и далее в Кобону. Новая дорога получила название «Военно-автомобильная дорога № 102» (сокращенно ВАД 102) и проходила по труднопроходимым маршрутам нескольких районов Ленинградской области, в том числе и по территории Коськовского поселения. Местные жители прокладывали трассу плечом к плечу с советскими воинами. На строительство дороги вышли женщины, старики, дети. Об этом сохранились воспоминания жителей деревни Сукса. Земля начинала покрываться ледяной коркой, выпал первый снег, но люди продолжали упорно вгрызаться в мерзлый грунт и выкорчевывать деревья, выстилать дорогу через болота и непроходимые леса.
Через две недели после начала работ, 6 декабря 1941 года, по дороге прошла первая колонна с продовольствием и боеприпасами для осажденного города. Более 300 километров составила протяженность ВАД 102, ставшей частью Дороги жизни.
Следует отметить, что сведений об этой дороге, действующей всего 25 дней, немного и они порою противоречивы. Есть упоминания о том, что не только автомашины, но и гужевой транспорт использовали на этой дороге для доставки грузов в Кобону. Перевозка первых дней показала крайне медленную оборачиваемость автомашин. Автоколонна, отправленная в Новую Ладогу, вернулась через 14 дней, то есть за сутки проходила 35 километров. За три дня движения только на участке Новая Ладога – Еремина Гора застряло более 350 грузовых автомашин. Об одном случае, когда через реку Сукса пытались переправиться машины, вспоминают и наши жители. «выдержит или не выдержит старый мост», - рассуждали водители. И тогда один из них сказал: «То, что делали старые люди, сделано на совесть. Обязательно выдержит!». Вот такая была вера в свой народ.
06.12.41 – 06.01.42– период действия объездных автомобильных дорог: вначале – протяженностью в 320 км, до времени освобождения г. Тихвина 9 декабря. Далее с 20-х чисел декабря автомобильная трасса передвинулась к Тихвину.
Понятно, что этот путь перевозки груза в Ленинград и эвакуации людей из осажденного города по этим «заозёрным» объездным автодорогам был вынужденным и существовал всего 25 суток, т.е. являлся лишь небольшим отрезком времени из всей эпопеи. Проезд по такой трассе для эвакуированных представлял собой невообразимое испытание. Эта многокилометровая дорога, преодолеваемая автотранспортом в течение 2 – 3 – 4 суток (!) при морозной погоде истощенных ленинградцев, была подобна аду, хотя на дороге были устроены пункты обогрева и питания. Но несмотря на все трудности, именно эта, такая несовершенная по всем техническим меркам дорога, не позволила Ленинграду погибнуть в самые страшные блокадные дни.
После освобождения Тихвина Военный Совет Ленинградского фронта своим постановлением перенес перевалочные базы со станций Заборье и Подборовье в Тихвин и обязал начальника Военно-автомобильной дороги генерала А. М. Шилова изменить трассы для переброски грузов от Тихвина до Новой Ладоги. Новая трасса для движения автомашин с грузом общей протяженностью 115 километров проходила по маршруту Тихвин – Красная Нива – Новая Ладога; трасса для движения порожних машин протяжением 155 километров проходила по маршруту Тихвин – Кайвакса – Новинка – Коськово – Колчаново – Новая Ладога.
Таким образом, проанализировав имеющиеся документальные свидетельства, воспоминания старожилов, военные мемуары, можно сделать вывод, что в течение 1941-1942 года жители Коськовского сельского поселения были непосредственными участниками Дороги жизни. Обогревая вывезенных жителей блокадного Ленинграда, помогая солдатам вытаскивать вязнущие грузовики, корчуя лес и выстилая дорогу на болоте, они вносили свой вклад в спасение Ленинграда, в дело Великой Победы.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ОСЕНЬ 1941 ГОДА НА ТЕРРИТОРИИ КОСЬКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ.
(до 2005 года – Шиженский сельский Совет)
Коськовское поселение – это 21 деревня. Расположены эти деревни по берегам рек Шижня и Паша.
На западе поселение граничит с Волховским районом, на востоке и юго-востоке - деревня ладвуши, Ганьково, Шугозеро.
По свидетельствам старожилов, через наше поселение в 1941 году проходили советские войска, готовясь к наступлению на Тихвин. А после разгрома фашистов под Тихвином проходили обратно.
Степанова Вера Ивановна вспоминает, что в Коськово в здании старой школы находился госпиталь. ХППГ 818 - Хирургический полевой подвижной госпиталь. 22. 11 41 год. Об этом рассказывала и Мельяновская Мария Васильевна. Госпиталь стоял недолго. Местные жители носили раненым еду. Начальство госпиталя проживало в другом доме. Здесь же, напротив старой школы, находится старое кладбище – жальник. Там были похоронены воины. На могиле стоял большой железный крест. После войны их перезахоронили в братскую могилу в Тихвине. Однако, говорят, что перезахоронены не все, потому что находили много черепов. В Книге памяти Ленинградской области есть сведения о том, что 22.11.1941 года в Коськово находился ХППГ 818 – хирургический полевой подвижной госпиталь.
Из воспоминаний Девяткиной (Родионовой) Александры Васильевны, деревня Ульянино.
Мой отец Родионов Василий Иванович в 1941 году был забран в армию. Осенью 1941 года с Паши через Печеничино он со своим отрядом проходил через Ульянино на Тихвин. А после победы под Тихвином шел обратно. Некоторые войска возвращались через Кайваксу, а некоторые через нас. Помню, что и раненых, и все нужное, и пушки тащили на конях. Машин не помню. Также через нас с Волхова везли раненых в Коськово в госпиталь. Наши бабы с деревень ходили и носили продукты туда.
Свекр Александры Васильевны – Девяткин Александр Иванович. Его привезли раненого в Тихвинский госпиталь. Там он скончался от ран.
Из воспоминаний Анны Александровны Никулиной (девичья фамилия Иванова), 1929 года рождения, деревня Сукса.
Я помню, что через Суксу проходили войска осенью 1941 года. У нас в огороде стояли машины, которые перевозили грузы, артиллерию. Весь огород был залит соляркой, даже картошка потом не росла. В домах стояли солдаты на постое.
Из Ленинграда – Кобона – Новая Ладога – Паша - Мурово – Перетник – Бос – Медвежка – Сукса – Коськово – Тихвин.
Тихонова Ангелина Михайловна , деревня Сукса
Она рассказывала, что у них в доме был на чердаке пулемет, оставшийся с войны. На болоте Соколий мох, за Ульянино, местные жители нашли сбитый советский самолет. Старожилы рассказывали, что летчик был жив, но выйти в деревню побоялся. Так и умер. К этому самолету водил житель деревни Ульянино Алексеев Александр.
Миролюбова Александра Васильевна (девичья фамилия Вахрушевская), деревня Вахрушево
Вспоминает, что в 1941 году у них в деревне, а также в Середке и в других окрестных деревнях стояли беженцы из Тихвина.
Про войну я мало помню, небольшая ведь была. Знаю, что взято из деревни 19 мужиков, а вернулись только 2. Через Вахрушево шли солдаты на Медвежку. Холодно было, снег. Слышно было, как Волхов бомбили. Солдат шло много. придут, целая изба, вповалку ночевали не один раз. Попадали знакомые мужики с Тумища, с Санькова. Они видели, как отца ранили на Карельском. Шли пешком. Настилали дорогу на Медвежку. Солдаты голодные были. Под лестницей капуста лежала мерзлая, так они всю съели. Рассказывают, как один солдат взял у местного мальчишки гороху поесть, так его расстреляли. Не знаю, правда аль нет. А у Кулиновых хотели корову со двора выгнать на снег, а коня своего поставить. Так дедко пригрозил, что начальству пожалуется. Тогда отстали.
Помню, самолет упал недалеко на болоте. Солдаты приехали, разобрали его и вывезли на конях. Еще мать вывозила с ними.
На Пастушьем болоте за Середкой упал самолет. Плохо помню, вроде летчик на парашюте спустился, что парусину на платья разбирали. А летчика там и похоронили.
В Ратилово, Соколий мох болото. Тоже есть самолет. Сашка Алексеев водил туда, показывал.
Жители деревень Саньково и Харитановщина вспоминают, что через деревню проходили войска. Шли через болото со стороны Вахрушево и Мягрино в сторону деревни Ладвуши, а потом на Шугозеро.
В стороне от Исаково, ближе к Ладвушам, до войны был хутор Лёпуй. На этом хуторе местные жители видели немецких солдат.
Иванова Вера Алексеевна, деревня Коково.
В 1941 году осенью через деревню проходили наши солдаты. Одежда на них рваная, сапоги разбитые. Помню, отец отдал одному солдату свои сапоги. Шли они, кажется, в сторону Лодейного Поля.
Кулинова Нина Ивановна, деревня Сукса 1928года рождения.
Отец мой на фронте не был. Он был оставлен здесь, готовил место для жителей, если придут немцы. На Таволзок свезли подукты, одежду. Там был старый барак, туда все и свозили. Таволзок – это речка, которая за Медвежкой впадает в Суксу. Туда и должен был отец эвакуировать колхоз «Набат» (деревни Тумово и Сукса).
Помню, проходили лыжники в белых халатах. Просили поесть. Дома в ту осень хлеб пекли каждый день. Все колхозные запасы зерна отдали людям. Все кладовые были пустые. Кладовые были на месте дома Никулина Николая Дмитриевича. Мы хлеб носили солдатам. Шли с Медвежки на Тихвин. Были машины.
У Жаровой (Полуйчик) жил эвакуированный мужик без ноги, с деревяшкой, и семья его. У юши Лукьяновой тоже стояли беженцы.
По самолет плохо помню. Этой зимой, сын мне рассказывал, будто бы по телевизору показывали, как у нас на Сокольем мху подымали самолет.
Никулин Николай Дмитриевич, 1931 года рождения. Уроженец деревни Середка.
Сентябрь 1941 года. За Вахрушевым, 1,5-2 км к Мягрино, упал самолет. Его, видимо, подбили под Волховом. Самолет тяжелый, 2-х моторный, моторы перевернули. С Сарожи (там находился аэродром) приезжали летчики, разобрали самолет и вывезли. А что с летчиками стало, не знаю. Тоже, наверное, увезли.
Осенью 1941 года выпрыгнул с парашютом летчик на Кулиге, ходил по Пастушьему болоту. А в июле 1942 года я с братом Василием пошел за морошкой туда. Нашли останки летчика. Без документов, пистолет, компас, комбинезон, унты, деньги 2 рубля 65 копеек. Вынесли с болота и похоронили на пригорке, на сухом месте. Когда ходили на болото, то ягоды оставляли на могилке, цветы. Помню, летчик был смуглый, осталось немного темных волос на висках. Он не смог выйти к деревни. Выстрелы были, может и он стрелял. Но тогда взрослым было не до этого, мальчишек не пускали. Неизвестно было, свои там или немцы. В 60-е годы летчика перезахоронили в Березовик.
Помню также однажды походили моряки. Одеты в полную боевую форму: бушлаты, ножи на поясе, автоматы. На головах, несмотря на холод, бескозырки. Численностью небольшой – подразделение. Но шли красиво, без остановки, единым шагом.
Был специальный строительный батальон, который готовил дорогу – зимник. Вымощена была дорога через лес и болото. Шли не только пехотинцы. Помнит и орудия. 2 трактора тащили орудия тяжелые, типа гаубиц. Спустились под мост через Суксу, решали: выдержит или нет. Один из солдат сказал:»Старики крепко делали, должен выдержать»
В Середке стоял медсанбат. Молоденькие медсестры. В Суксе – штаб.
Мать за нами строго следила, чтоб не сбежали на фронт. Баранков Алексей и лагунов Павел из Середки ушли с войсками как сыны полка. Сестра Баранкова – Горская Лидия – живет на Святом.
Осенью 1941 года хотели согнать в Ленинград скот, но не смогли. Коровы боялись всего, разбегались. Местные власти готовились к оккупации. Никулин Николай Михайлович – председатель колхоза «Набат», Иван Молчанов – председатель колхоза «Просвещение». Делали землянки, имущество кое-какое свезли. Есть за Середкой место, боровинка на болоте «Заоськое», там и делали землянки.
Лучших лошадей забрали в 1941 году, а в 1943 возвращать начали. Помню мою лошадь – Пойга. Мальчишками приходилось и в ночное водить колхозных лошадей. Колхоз продолжал работать. Однажды в 1943 году к нам за морковкой приезжал летчик толи из Сарожского аэродрома, толи из Залющика. Хвалил нашу морковку и говорил, что прилетят ребята с задания, а я их свежей морковкой накормлю.
Из книги Д. В. Павлова «Ленинград в блокаде». Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва, 1967 г.
Стр. 35.
Все надежды ставка Гитлера теперь возлагала на успешное проведение осады, на окружение города двойным кольцом, чтобы взять его измором. Расстояние между правым флангом финских войск по реке Свирь и немецкими частями на рубеже восточнее Мги составляло 120-130 км. Для воздействия на обороняющихся командование группы «Север» решило предпринять глубокий обход Ленинграда с востока, выделив для этой цели 39-й моторизованный корпус, укомплектованный большим количеством танков. Командующему корпусом генералу Шмидту ставятся задачи:
а) закрыть доступ в город через Ладожское озеро;
б) соединиться с финнами на реке Свирь;
в) захватить Тихвин и далее двинуть войска на Вологду, перерезать коммуникации Карельскому фронту.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр Гитович Строитель дороги Он шел по болоту, не глядя назад, Он бога не звал на подмогу, Он просто работал как русский солдат И выстроил эту дорогу. На запад взгляни и на север взгляни — Болото, болото, болото. Кто ночи и дни выкорчевывал пни, Тот знает, что значит работа. Пойми, чтобы помнить всегда и везде: Как надо поверить в победу, Чтоб месяц работать по пояс в воде, Не жалуясь даже соседу! Все вытерпи ради родимой земли, Все сделай, чтоб вовремя, ровно, Одно к одному по болоту легли Настила тяжелые бревна. ...На западе розовый тлеет закат, Поет одинокая птица; Стоит у дороги и смотрит солдат На запад, где солнце садится. Он курит и смотрит далеко вперед, Задумавший точно и строго, Что только на запад бойцов поведет Его фронтовая дорога. 1942
Для каждого жителя Ленинградской земли слово «блокада» стало священным. 900 дней мужества и героизма, голода и лютой смерти, беззаветной веры в победу над фашизмом. О героических защитниках города на Неве, об отважных водителях, преодолевавших, рискуя жизнью, страшные километры по льду Ладожского озера, о Дороге жизни, спасавшей умирающий Ленинград, известно очень много. Сегодня я хочу приоткрыть еще одну страницу в священной книге памяти о защитниках Ленинграда.
Коськовское сельское поселение – это 21 деревня. Расположены эти деревни по берегам рек Шижня и Паша. На западе поселение граничит с Волховским районом, на востоке и юго-востоке – деревня Ладвуши , Ганьково, Шугозеро. Такое географическое положение определило степень участия его жителей в Великой Отечественной войне, в спасении осажденного Ленинграда .
Как известно, немецко-фашистская армия в сентябре 1941 года не смогла силой оружия овладеть Ленинградом. Тогда Гитлер провозгласил новый план – взять город голодом, на голод он смотрел как на своего верного союзника по уничтожению населения. Но до тех пор, пока сохранялась связь Ленинграда со страной через Ладожское озеро, гитлеровцы не могли на это рассчитывать. Все надежды ставка Гитлера возлагала на окружение города двойным кольцом, чтобы взять его измором. А для этого одной из важнейших задач было – захватить Тихвин .
И з воспоминаний старожилов. Жители поселения вспоминают, что через наши деревни шли войска из Волхова на Тихвин. Вот что об этом рассказывает Девяткина Александра Васильевна: «Мой отец Родионов Василий Иванович в 1941 году был забран в армию. Осенью 1941 года с Паши через Печеничино он со своим отрядом проходил через Ульянино на Тихвин. А после победы под Тихвином шел обратно. Некоторые войска возвращались через Кайваксу, а некоторые через нас. Помню, что и раненых, и все нужное, и пушки тащили на конях. Машин не помню. Также через нас с Волхова везли раненых в Коськово в госпиталь. Наши бабы с деревень ходили и носили продукты туда ».
У нас в постояльцах был раненый солдат. Помню, вечером, когда затопят лежанку, мы с братом печем в ней картошку, лук. И солдата угощали. А он и говорит однажды маме: «Ты еду-то побереги. Нас хоть чем-нибудь да накормят. А вы с чем останетесь, когда мы уйдем?». ( Шиженская А.С.) Миролюбова А.В. Во время войны в Исаково работал детский сад. Детей в нем не кормили, еду нужно было приносить с собой. (Арефьева Л.Я.) В течение 1941-42 гг мы, молодые женщины, работали в Залющике и в Сароже на аэродроме. Мы закрывали хвоей самолёты, маскировали их от фашисткой авиации. (Арефьева П.П.) Во время войны работали в колхозе. Тяжело было, все делали женщины и ребятишки. Ближе к зиме, когда заканчивались полевые работы, всех женщин, у которых не было маленьких детей, отправляли на заготовку леса. Вот там мы и хватили горюшка. Сами пилили, сами и вывозили иной раз бревна. Холодно, одежонка плохая, ели не досыта. Но молодые были, не унывали . (Юрченко К.И.) Через нашу деревню солдаты проходили осенью 1941 года. Точной даты не помню, но было холодно. Еды почти не было, все вывезли, одна мерзлая капуста под лестницей. Так и ту съели. Помню, что в Ульянино , на болоте, самолет нашли и парашют. Из него потом платья шили. (Миролюбова А.В)
Из этих воспоминаний, а также из рассказов Миролюбовой А.В., Никулина Н. Д ., Кулиновой Н. И. мы знаем, что в Коськово, в здании школы находился госпиталь. Госпиталь стоял недолго. Местные жители носили раненым еду. Начальство госпиталя проживало в другом доме. Здесь же, напротив старой школы, находится старое кладбище – жальник. Там были похоронены воины. На могиле стоял большой железный крест. После войны их перезахоронили в братскую могилу в Тихвине. Однако, говорят, что перезахоронены не все, потому что находили много черепов. В Книге памяти Ленинградской области есть сведения о том, что 22.11.1941 года в Коськово находился ХППГ 818 – хирургический полевой подвижной госпиталь. Также медсанбат стоял и в деревне Середка . Кулинова Н. И.. Здание школы, в которой во время войны был госпиталь.
8 ноября 1941 года фашистские войска захватили Тихвин, тем самым перекрыв железнодорожную ветку Волхов – Тихвин, имевшую важное стратегическое значение для обороны Ленинграда. Сложившееся положение потребовало постройки новой дороги в обход занятого врагом Тихвина. 24 ноября 1941 года было принято решение построить военную автомобильную дорогу от станции Заборье до Ладожского озера в обход Тихвина, от Подборовья – на Шугозеро и далее в Кобону . Новая дорога получила название «Военно-автомобильная дорога № 102» (сокращенно ВАД 102) и проходила по труднопроходимым маршрутам нескольких районов Ленинградской области, в том числе и по территории Коськовского поселения. Местные жители прокладывали трассу плечом к плечу с советскими воинами. На строительство дороги вышли женщины, старики, дети. Об этом сохранились воспоминания жителей деревни Сукса . Земля начинала покрываться ледяной коркой, выпал первый снег, но люди продолжали упорно вгрызаться в мерзлый грунт и выкорчевывать деревья, выстилать дорогу через болота и непроходимые леса.
ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ Военного совета Ленинградского фронта № 00419 24 ноября 1941 г. Для подвоза продовольствия, горючего и боеприпасов в Ленинград и эвакуации населения и имущества из Ленинграда построить к 30 ноября 1941 г. фронтовую автомобильную дорогу на трассе: ст. Заборье, Серебрянская, Великий Двор, Лахта , Никульское , Шаньгово , Еремина Гора, Новинка, Ямское, Корпино , Новая Ладога, Кобона с общим грузооборотом в оба конца – 2000 тонн в сутки, с открытием на ст. Заборье перевалочной базы. Строительство дороги возложить на комиссию Ленинградского Обкома ВКП(б) (т. Воротов) со сроком окончания к 1 декабря 1941 г. Начальником фронтовой дороги назначить генерал-майора интендантской службы Шилова с подчинением его начальнику тыла Ленинградского фронта. […] Штат управления дороги установить – 35 человек. […] […] Начальнику Авто-бронетанкового управления Ленинградского фронта полковнику Дементьеву к 26 ноября 1941 г. выделить из состава армейского транспорта Ленинградского фронта 1000 автомашин и 100 автоцистерн с водительским составом, передав их в распоряжение командира 17-й ОАТБ для работы на дороге. Заместителю начальника штаба Ленинградского фронта генерал-майору Семашко к 27 ноября сформировать: А) два дорожно-эксплуатационных полка и из выделенных Исполкомом Ленгорсовета и начальником АБТУ фронта машин – 4 автомобильных батальона, из них 1 батальон для подвоза горючего, 2 – для подвоза продовольствия и 1 батальон для подвоза боеприпасов; Б) управление перевалочной базы.
Через две недели после начала работ, 6 декабря 1941 года, по дороге прошла первая колонна с продовольствием и боеприпасами для осажденного города. Более 300 километров составила протяженность ВАД 102, ставшей частью Дороги жизни. Памятник ЗИСу-5 – автомобилям , на которых везли драгоценные грузы, поставлен в Подборовье в1968 г
Трасса действовала до освобождения Тихвина и освобождения Северной железной дороги до станции Мга, и она является памятником великого подвига людей. Дорога жизни, о которой немного известно, не позволила Ленинграду погибнуть в самые страшные блокадные дни 1941-года
После освобождения Тихвина Военный Совет Ленинградского фронта своим постановлением перенес перевалочные базы со станций Заборье и Подборовье в Тихвин и обязал начальника Военно-автомобильной дороги генерала А. М. Шилова изменить трассы для переброски грузов от Тихвина до Новой Ладоги. Новая трасса для движения автомашин с грузом общей протяженностью 115 километров проходила по маршруту Тихвин – Красная Нива – Новая Ладога; трасса для движения порожних машин протяжением 155 километров проходила по маршруту Тихвин – Кайвакса – Новинка – Коськово – Колчаново – Новая Ладога.
Список литературы. Литература. 1. Военно-историческая библиотека. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. М., Полигон, 2005 г. 2. Кардашов В. И. Ближе всех к Ленинграду. Лениздат , 1986 г. 3. Комаров Н. Я., Куманев Г. А. Блокада Ленинграда: 900 героических дней. 1941-1944. Исторический дневник. Комментарии. М., ОЛМА – ПРЕСС, 2004 г. 4. Комаров Н.Я.. Феномен блокадного Ленинграда. Издательство Кучково поле, Международный благотворительный фонд "Живая память" 5. Павлов Д. В. Ленинград в блокаде. Лениздат , 1985 г. 6. Сапаров А. Дорога жизни. Повесть о блокадном времени. М., Советская Россия, 1967 г.