Интегрированный урок по технологии "Проблемное обучение"
Интегрированный урок по технологии «Проблемное обучение»
в 6 классе
по теме «Индивидуальный стиль
Н.А. Некрасова
(субстантивированные слова)»
Учитель: Попова Ольга Александровна
МБУ гимназия № 35 г. о. Тольятти
Цель урока:
познакомить учащихся с понятиями стиль и язык писателя ( поэта ); с таким явлением в языке как субстантивация, со стихотворениями Некрасова, показать на примере стихотворений использование субстантивированных слов и их роль в стилистике поэта; развивать умение учащихся находить в текстах стихотворений субстантивированные слова и определять их группу обозначений-характеристик; определять тематику и проблематику стихотворений; развивать внимание, наблюдательность, речь учащихся; пополнять словарный запас ребят; воспитывать любовь к поэзии Н. А. Некрасова.
Тип урока: объяснение нового материала
Используемая технология: проблемное обучение
Оборудование: сборник стихотворений Н. А. Некрасова, портрет поэта.
Ход урока:
- Организационный момент. Сообщение целей и задач урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного поэта Н. А. Некрасова, с особенностями его художественного почерка, с его неповторимой индивидуальной стилистикой.
„То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…” Эту мысль Некрасов по-разному повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что желать счастья родине – значит ненавидеть все, что ее позорит. Истинный патриотизм не может мириться с угнетением и рабской покорностью.
- Как жил поэт, о чем мечтал, к чему стремился, мы узнаем с вами прямо сейчас.
2. Доклад учащегося о жизни поэта.
3. Слово учителя.
- Изучая творчество то или иного писателя, поэта, мы обращаем внимание на стиль письма, средства художественной выразительности, которые присущи именно этому творцу своего поэтического мира. Что же мы понимаем под словом стиль( стиль поэта )?
Стиль- манера письма, способ использования отобранных автором языковых средств.( определение термина дано на доске ).
- А что мы относим к средствам языка? Средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, метафоры, синекдохи и т. д. Не следует путать такие понятия как язык писателя и стиль.
Язык писателя- совокупность языковых средств, отобранных писателем из литературного языка и живой разговорной речи. Итак, чем же отличаются понятия язык и стиль писателя?
- Сегодня мы говорим именно о стиле поэта, об использовании языковых средств в его стихотворениях, а средства выразительности относятся к словарному богатству языка, соответственно связаны с лексикологией. Давайте вспомним определения термина лексика.
- С какими разделами науки о языке связана лексика? А что такое словообразование, а способы словообразования? Назовите основные способы образования слов в русском языке.
- А знакомо ли вам слово субстантивация?
4. Объяснение нового материала.
Субстантивация ( от латинского ) – существительное. Переход слов других частей речи в разряд имен существительных. В имена существительные чаще всего переходят прилагательные ( главным образом относительные ) и причастия. Например: Больной поправился. (существительное ). Больной ребенок. ( прилагательное ).
- Попробуйте привести свои примеры субстантивированных слов.
Использование субстантивированных слов имеет непосредственное отношение к индивидуальному стилю Некрасова. Субстантивированные слова являются неотъемлемой принадлежностью лексики самих некрасовских произведений и выступают как характерная примета его художественного почерка. Очень много субстантивированных слов встречается в стихотворениях Некрасова, причем большинство из них представляют своего рода наименования-характеристики или ключевые словообразы: бедный, голодные, богатые, ликующие и другие.
Например: стихотворение Размышления у парадного подъезда , 1858.
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! В тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…
- Как вы понимаете, о каких счастливых идет речь?
Субстантивированные слова, наименования-характеристики делятся на 2 группы.
- Попробуйте предположить какие характеристики войдут в эти группы, как они будут разделяться?
Итак, первая группа более многочисленная представляет собой класс неимущих – страдающего и угнетенного народа ( несчастные, слабые и т. д. )
Например: О погоде. Крещенские морозы. 1865
Уходи от голодных, больных,
Озабоченных, вечно трудящихся,
Уходи, уходи, уходи!
Петербургскую голь пощади!
Вторая группа – представители привилегированных классов ( сильные, ликующие и т. д. )
Например: Рыцарь на час. 1860.
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови,
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!
Обратите внимание, субстантивированные слова выражены причастиями.
Две группы наименований-характеристик противопоставлены друг другу. Как мы называем такие слова, и какой прием использует поэт? ( антонимы, антитеза ).
Таким образом, субстантивированные слова содержат семантическое обоснование ( т. е. следует говорить прежде всего о значении слова ).
5. Закрепление изученного.
Мы уже знаем, что Некрасов поэт из народа, писал о народе, для народа и ради народа. Таким образом, основная направленность и тематика произведений Некрасова- народность. Поэт зовет туда, где трудно дышится, где горе слышится. Давайте попробуем вместе с поэтом ощутить страдания, терпение и гнев русского народа.
На примере нескольких стихотворений постараемся увидеть, является ли оправданным использование субстантивированных слов в лирике поэта.
1)Стихотворение Школьник. 1856.
-Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок-
Невеселая дорога…
Эй! Садись ко мне дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славных путь
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый –
Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете-
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете-
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай и не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
- О чем это стихотворение?
- Кто такой архангельский мужик?
- К чему нас призывает поэт?
- Назовите субстантивированные слова, которые использует Некрасов в данном стихотворении.
- Какую роль они играют в данном тексте?
- А если бы не было субстантивированных слов, удалось бы автору так четко оформить стихотворные фразы?
- К какой группе мы отнесем данные субстантивированные слова?
Рассмотрим несколько отрывков из стихотворений. Найдите в них субстантивированные слова, определите группу наименований-характеристик и их роль в тексте.
1) Не из тех ли только он бездушных,
Что в столице много встретишь ты,
Одному лишь голосу послушных-
Голосу тщеславной суеты?
( Гадающей невесте 1855 )
2) Но…брат мой! Кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
( Поэт и гражданин 1855-1856 )
- Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…
( Сеятелям 1876 )
6. Обобщение.
- Удалось ли вам вместе с автором сопереживать, сумели ли вы представить картины прошлого?
- Оправдано ли употребление субстантивированных слов в лирике Некрасова?
- Являются ли субстантивированные слова характерной чертой индивидуального стиля поэта и почему?
7. Домашнее задание.
В стихотворении Железная дорога найти субстантивированные слова, определить их группу и значение.
8. Оценивание учащихся.