Моя педагогическая философия.
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» (Аристотель)
Мария Монтессори особое значение придавала подготовке педагога, выделяя важнейшие профессиональные и личностные качества. «Первый шаг, который должен сделать будущий воспитатель, - это подготовить себя.
Так какими же качествами должен обладать воспитатель? Первое, что следует отметить, - это выработка особой внутренней позиции по отношению к ребёнку, исследовательский характер работы воспитателя, постижение методов экспериментальной педагогики, практические навыки организации условий свободной жизни детей – вот основополагающие моменты в становлении воспитателя. Для выявления в природе ребёнка особой жизненной тайны, понимания механизмов психофизического развития, его духовной жизни, достижения иного развития ребёнка «… необходимо сделать основополагающий шаг, от которого зависит всё дальнейшее: взрослым нужно измениmься», - пишет М. Монтессори. А изменения приходят с овладением новыми профессиональными знаниями, с разными формами самообразования, постоянным стремлением к самосовершенствованию.
Что же должен осознать в себе воспитатель, от чего отказаться и какие качества развить? Гнев, высокомерие, обвинение, тирания недопустимы и неприемлемы, взамен следует выработать в себе смирение и встать на позиции служения разуму и душе ребёнка. Вера воспитателя в созидательную его силу, готовность к оказанию ему помощи в саморазвитии, трепетное, благоговейное отношение – вот оружия воспитателя.
Личность воспитателя составляет неотъемлемую часть окружающей среды, поэтому предъявляются высокие требования к внешнему виду и поведению взрослого, работающего с детьми в детских садах. Взрослый – это образец для всех детей. Они подражают его манерам, внешнему виду, поведению, мимике и жестам, заимствуют его лексику и интонацию. Каждый воспитатель должен следить за собой, держаться с достоинством и по ходу корректировать своё поведение.
Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу и от «влюблённости в своё дело». Если одним словом ответить на вопрос: «Кто я?» Не раздумывая я ответила бы: «Я – воспитатель». Наверное, это не правильно, наверное правильнее было бы сказать: «Я – мать», или «Я – женщина», или «Я – человек». Но «Я – воспитатель!» Ведь воспитатель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а, прежде всего – перед ребёнком.
Именно воспитатель открывает ребёнку дверь в мир, и от того, как он это сделает, зависит на мой взгляд, многое. Мою педагогическую философию определяет воспитанник, ребёнок в личности которого я должна найти, развить и сохранить те зёрнышки душевного таланта, которые бесспорно там «рассыпаны». И пусть не все выпускники окажутся наделёнными великолепными способностями и талантами, зато я думаю все вспомнят наше содружество и сотворчество.
А вообще, педагогическое мастерство не случайная удача, не счастливые находки, а систематический и кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Победа ребёнка становится и моей победой. Именно в такие минуты я говорю сама себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание моё – нести любовь и радость».
Все мы были детьми. Все мы родом из детства. Я с детством не расстанусь никогда, потому что я воспитатель. В этом моя огромная человеческая радость, а может быть, и большее – счастье.