Выступления на семинарах ШМО
«Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в реализации комплексных задач по социализации адаптированной в социуме личности обучающегося с ТМНР» (из опыта).
«Формирование личностных результатов у обучающихся с ТМНР в условиях реализации ФГОС в процессе обучения и внеурочной деятельности».
«Проектная деятельность как метод воспитания детей с ТМНР».
«Особенности работы классного руководителя в классе детей с ТМНР».
Дидактическое многофункциональное пособие «Чудо-дерево».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королев Московской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
(в рамках проектной деятельности 1 «В», 6 «В» и 7 «Б» классов)
Подготовили: Кульбацкая Л. В., Саленек Е. А., Тешкина П. Ю.
МКОУ ШИ
15. 01. 2019
1 слайд:
Тема нашего выступления: Формирование личностных результатов у обучающихся с тмнр в условиях реализации фгос в процессе внеурочной деятельности
(в рамках проектной деятельности
1 «в», 6 «в» и 7 «б» классов)
2 слайд: Что такое внеурочная деятельность?
Внеурочная деятельность в рамках фгос:
«… образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов (прежде всего личностных и метапредметных)
Целью нашей внеурочной деятельности является:
- создание условий для достижения обучающимися с ТМНР необходимого социального опыта для жизни в современном обществе.
Работа по внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие обучающихся. Вся система внеурочной деятельности призвана объединить в единый процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач школы, служить созданию гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности.
3 слайд: Формы внеурочной деятельности классного руководителя в рамках фгос по направлениям:
- Коррекционно-развивающее направление
- Спортивно-оздоровительное направление
- Духовно-нравственное направление
- Социальное направление
- Общекультурное направление
4 слайд
Коррекционно-развивающее направление
- Коррекционно-развивающее направление представлено коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими, дефектологическими и психокорреционными занятиями, индивидуальными и групповыми).
- Необходима тесная связь классного руководителя со специалистами коррекционного блока: психологом, логопедом, дефектологом.
5 слайд:
Спортивно-оздоровительное направление реализуется в следующих формах:
- Занятия по внеурочной деятельности (в рамках ФГОС, 1 «В»)
- Тематические классные часы
- Проектная деятельность
- Спортивно-оздоровительные мероприятия
6 слайд:
Духовно-нравственное направление реализуется в следующих формах:
- Занятия по внеурочной деятельности (в рамках ФГОС, 1 «В»)
- Тематические классные часы
- Проектная деятельность
- Внеклассные мероприятия
- Экскурсии
- Участие в конкурсах, которые формируют и укрепляют нравственные основы
7 слайд:
Социальное направление реализуется в следующих формах:
- Занятия по внеурочной деятельности (в рамках ФГОС, 1 «В»)
- Тематические классные часы
- Проектная деятельность
- Внеклассные мероприятия
- Экскурсии
8 слайд:
Общекультурное направление реализуется в следующих формах:
- Занятия по внеурочной деятельности (в рамках ФГОС, 1 «В»)
- Тематические классные часы
- Проектная деятельность
- Экскурсии
- Выезды в кинотеатры и театры
9 слайд
Какие личностные результаты необходимо достигать в процессе внеурочной деятельности?
- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему городу, России;
- ценностное отношение к труду, человеку труда, трудолюбие;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
10 слайд
- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни;
- способность ориентироваться в окружающем мире, принимать элементарные решения;
- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты (в зависимости от психофизических возможностей);
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
11 слайд
Достигать все эти личностные результаты, нам классным руководителям 1 «В», 6 «В» и 7 «Б» классов очень помогают тематические классные часы, внеклассные и общешкольные мероприятия, экскурсии, выезды в театры.
На слайде представлены наши совместные внеурочные мероприятия: открытый классный час «В мире сказок» и организованное нами общешкольное мероприятия по здоровьсбережению « Мир сказок – путь к здоровью».
12 слайд
И особенно хотелось бы выделить метод проектов. Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:
1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.
2. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».
3. Конечно, у учащихся с ТМНР закладывается естественное ограничение на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся с ТМНР в проектную деятельность нужно обязательно с начальных классов.
4. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
5. Использование проектной деятельности в работе с детьми с нарушением интеллекта будет способствовать развитию всех сторон психики, а самое главное социализации детей с ТМНР.
6. Наш опыт работы показал, что именно проектная деятельность позволяет учащимися с ТМНР не только воспринимать учебный материал с интересом, успешнее социализироваться, но и самому быть в большей или меньшей мере (в силу диагностических особенностей обучающихся) участником этого процесса. Мы провели совместно уже немало проектов.
О нашем долгосрочном проекте «Город профессий» более подробно расскажет Тешкина П. Ю., классный руководитель 7 «Б» класса.
13-37 слайды – проект «Город профессий». Как через данную проектную деятельность были достигнуты наиболее важные для обучающихся с ТМНР личностные результаты.
(презентация в распечатанном виде прилагается)
13 слайд
На слайде представлен наш проект «Город профессий». Как через данную проектную деятельность были достигнуты наиболее важные для обучающихся с ТМНР личностные результаты. Итак, проект «Город профессий» - это два в одном. Непосредственно сам макет, где мы видим дома, дороги, клумбы, деревья, детей, девочек и мальчиков. Каждый дом, представленный на макете , будь-то школа, больница или столовая, дает детям возможность изучать профессии повара, врача, учителя. Мы планируем потом в процессе изучения профессий дополнять макет, убирая например, дом - столовая и, ставя вместо него, здание пожарной охраны или почты, или аптеки… И еще очень важный момент. Если мы уберем все и снимем травяной настил, то увидим игровое поле. Игровое поле – это тоже мир профессий. И для этой игры у нас есть специальный кубик и игровые фигуры. Это мальчики и девочки на деревянных подставках.
14 слайд
Актуальность данного проекта в том, что, изучая профессии в самой доступной для наших детей, наглядной игровой форме, мы социализируем детей, а социальная адаптация – это самое важное для детей с ТМНР.
15 слайд
Ожидаемые результаты:
Знать профессии людей, орудия их труда, в том числе и профессии своих родителей.
Привлечь к нашей проектной деятельности родителей. На данном этапе нашего долгосрочного проекта с этими задачами мы частично справились. Теперь с помощью нашего макета и игрового поля, мы будем закреплять тему: мир профессий.
16 слайд
Как я уже говорила, наш проект «Город профессий» - проект долгосрочный. Он состоит из трех этапов. Первый – подготовительный. Второй –создание непосредственно самого макета. И третий этап ( он еще не реализован) – это создание методического комплекта к нашему проекту «Город профессий».
17 слайд
Начался наш проект с открытого классного часа «В мире профессий», на котором дети с ТМНР в доступной наглядной форме, с помощью игровых технологий познакомились с миром профессий. Также на совместный открытый классный час были приглашены и представители наших школьных профессий.
18 слайд
На слайде вы видете нашего вахтера Татьяну Михайловну Русакову, медсестру Елену Емельяновну, уборщицу Софью Загитовну. Они пришли на наш классный час и рассказали ребятам о своем нелегком труде.
19 слайд
Также в рамках первого подготовительного этапа нашего проекта мы совершили ряд экскурсий. Экскурсии – это тоже одна из форм внеурочной работы.
20 слайд
Экскурсия в школьный медицинский кабинет.
21 слайд
Экскурсия в школьную столовую.
22 слайд
Экскурсия в школьную швейную мастерскую.
23 слайд
Экскурсия в школьную прачечную.
24 слайд
В рамках нашего проекта «Город профессий» была создана выставка «В мире профессий».
25 слайд
Также был создан стендовый доклад «Город профессий».
26 слайд
И стенгазета «Профессии моих родителей». Кстати, при создании этой стенгазеты произошло настоящее сплочение учителя, родителей и детей. Родители с удовольствием выслали свои фото на рабочих местах и скинули по вацапу учителю, учитель распечатал в цвете эти фото, а дети с удовольствием клеили. Вот посмотрите, с каким удовольствием работает, например, Максим Борисов, ученик 7 Б класса. Далее такая газета вешается в классе на видное место. И ежедневно можно наблюдать, что дети подходят и показывают своих родителей на фото. Таким образовам улучшается еще и психологическая атмосфера в классе.
27 слайд
Метод проектов уникален разнообразием. В нашем проекте «Город профессий» присуствовала и театральная деятельность.
Мы поставили сценку «Ванька-встанька» по Самуилу Яковлевичу Маршаку. В сценке ярко представлена профессия врач. В роли врача ученик 6 в класса Тимофей.
28 слайд
Как же мы создавали вот этот удивительный макет с гордым названием «Город профессий». Слайды говорят сами за себя. Вот мы вырезаем и кладем травяной настил.
29-30 слайды
Вот мы сделали макеты домов
31 слайд
Теперь начинаем красить основу. В этом процессе работали все ребята. Даже Николай Слесарев, сначала с помощью учителя, а потом самостоятельно: весь перемазался краской и был очень доволен.
32 слайд
А это наша дидактическая игра, которую сейчас не видно на представленном вам макете «Город профессий». Сама дидактическая игра под сьемным зеленым травяным настилом. К игре прилагается кубик и фишки. Это вот такие мальчики и девочки, которые у нас стоят на деревянных подставках.
Игра очень простая. И с помощью учителя все наши дети могут принять в ней участие, постепенно изучая и расширяя свои знания о мире профессий.
33-34 слайды
Вот он наш «Город профессий». Всем ребятам он очень понравился. И родители, которые увидели этот макет, были приятно удивлены, какая работа проводится в стенах МКОУ ШИ с их детками.
35 слайд
Какие же личностные результаты сформировал у обучающихся наш совместный проект «Город профессий»?
- трудолюбие;
• навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
36 слайд
Следующий этап проекта «Город профессий» – это разработка методических комплектов для методической игры «В мире профессий». Планируется разработать методический комплект по каждой профессии, которая присутствует на игровом поле.
Проект долгосрочный. Запланированы в дальнейшем:
- театрализованная деятельность в рамках проекта
- виртуальные экскурсии в мир профессий
- создание макетов-домов (парикмахерская, пожарная охрана, почта, продуктовый магазин, булочная и так далее) Но это все впереди. А сейчас я завершаю наше выступление.
37 слайд
- Спасибо за внимание.