Экзамен
полезная информация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oge_izmeneniya_2015.docx | 10.41 КБ |
prichastie.docx | 15.45 КБ |
obrazets_sochineniya-rassuzhdeniya.docx | 11.44 КБ |
plan_sochineniya-rassuzhdeniya.docx | 15.37 КБ |
cheredovanie_v_korne.docx | 12.93 КБ |
pravopisanie_pristavok.docx | 11.41 КБ |
Предварительный просмотр:
На сайте ФИПИ опубликованы планируемые изменения в контрольно-измерительных материалах основного государственного экзамена (ОГЭ) за 2015 год. В заданиях планируются лишь незначительные изменения.
Русский язык – принципиальных изменений нет.
1) Изменилось количество заданий в экзаменационной работе (количество заданий сократилось с 18 до 15).
2) Изменен максимальный балл за выполнение работы (уменьшен с 42 до 39).
3) Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.
4) Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 2–14: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа.
5) Добавлены два альтернативных задания 15.2 и 15.3 (сочинение-рассуждение).
Предварительный просмотр:
Причастие-это особая форма глагола, которая совмещает грамм.значение глагола и прилагательного и обозначает признак предмета по действию.
Причастный оборот.
К причастию, как и к глаголу, могут относиться зависимые слова. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. (Листья, тронутые заморозком, пожелтели.) Причастный оборот является одним членом предложения.
Запятые при причастном обороте.
- Если ПО стоит после определяемого слова, то он на письме выделяется запятыми. (Искры, (какие?) ярко пылающие, были похожи на звезды.)
- Если ПО стоит в начале предложения, т.е. перед определяемым словом, то он НЕ выделяется запятыми.(Какие?) Ярко пылающие искры были похожи на звезды.
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ
НАСТОЯЩЕЕ | ВРЕМЯ | ||
Д Е й С Т В | От основы глаголов переходных и непереходных несовершенного вида I спр. -УЩ-, -ЮЩ- II спр. -АЩ-, -ЯЩ- Эти суффиксы формообразующие, не входят в основу слова. | от основы глаголов переходных несовершенного вида I спр. -ОМ-, -ЕМ- II спр. -ИМ-, -ЫМ- Эти суффиксы формообразующие, не входят в основу слова. | С Т Р А Д А |
И Т Е Л Ь Н Ы е | от основы глаголов переходных и непереходных совершенного и несовершенного вида -Ш- -ВШ- Эти суффиксы формообразующие, не входят в основу слова. | от основы глаголов переходных совершенного и несовершенного вида -НН- -ЕНН- -ЁНН- -Т- Эти суффиксы формообразующие, не входят в основу слова. | Т Е Л Ь Н Ы е |
ПРОШЕДШЕЕ | ВРЕМЯ |
!!!Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени могут образовывать краткие формы. В предложении они являются именной частью составного именного сказуемого (Ответ был получен). В суффиксах кратких страдательных причастий пишется ВСЕГДА одна Н. НО!!! В суффиксах кратких отглагольных прилагательных пишется столько Н, сколько в полных. Отличие кр.прич. от кр.отгл.прил. (клятва сдержана, т.е. клятву сдержали-можно заменить глаголом, значит краткое прич.; девочка сдержанна-заменить глаголом нельзя, значит крат.прилагательное.
Причастие и отгл.прил.
НН Н
1)есть приставка, кроме –не- в остальных случаях
2)если слово на ованный, еванный
Искл: кованый, жеваный
3)есть зависимые слова
4)слово образовано от бесприст. гл. СВ
5)в полных страдательных причастиях пр.времени
Слитное и раздельное написание –НЕ- с причастиями
слитно раздельно
1)если без НЕ не употр.(негодующая речь) 1)с краткими причастиями (концерт не окончен)
2)нет зависимых слов и против. с союзом А 2)есть противопоставление с союзом А и зависимые слова
Предварительный просмотр:
Образец сочинения-рассуждения (ОГЭ русский язык).
Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. (204 слов)
Предварительный просмотр:
ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки.
То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
· о богатстве, выразительности, точности русской речи;
· о средствах выражения мыслей;
· о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
· о взаимосвязи лексики и грамматики;
· о роли синтаксиса в человеческом общении;
· о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
· сформулировать позицию автора высказывания;
· выразить своё отношение к ней.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
· автор анализирует
· характеризует
· рассуждает
· отмечает
· доказывает
· сравнивает
· сопоставляет
· противопоставляет
· называет
· описывает
· разбирает
· подчёркивает
· ссылается на...
· останавливается на ...
· раскрывает содержание
· отмечает важность
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
· действительно
· на самом деле
· не могу не согласиться с автором высказывания
· я полностью согласен с ...
· вынужден согласиться с ...
· я разделяю точку зрения автора высказывания
· я поддерживаю мнение автора
· бесспорно мнение автора о том, что ...
· и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
· примеров должно быть 2;
· примеры должны быть из указанного текста;
· приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические.
Например:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - этосуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.
Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Предварительный просмотр:
1.Чередующиеся гласные в корне
В следующих корнях пишется и, если есть суффикс а
бер - бир
дер - дир
мер - мир
пер - пир
тер - тир
блест - блист
жег - жиг
чет - чит
стел - стил соберу - собирать
задеру - задирать
замереть - замирать
запереть - запирать
стереть - стирать
блестеть - блистать
разжечь - разжигать
зачесть - зачитать
расстелю - расстилать
Исключения: чета, сочетание, сочетать
Кас/кос
Если есть суффикс а - пишется кас, если нет - кос
касание - прикоснуться
Мак/мок
Мак - пишется в словах со значением "погружать в жидкость"
Мок - со значением "пропускать жидкость" или "содержать жидкость"
обувь промокает, мокрица
Плав/плов
Плов пишется в словах пловец, пловчиха, пловцы и производных от них
Плав - пишется во всех остальных словах (сплавлять лес)
Скак/скоч
В корне скак - пишется гласная а
В корне скоч - пишется гласная о
скакать, соскочить
Исключения: скачу, скачок
Лаг/лож
В корне лаг - пишется гласная а
В корне лог - пишется гласная о
слагать, сложить
Исключение: полог
В следующих корнях пишется без ударения о, под ударением а
гар - гор
зар - зор
клан - клон
твар - твор загар - загореть
зарево - зорька
кланяться - поклон
тварь - творец
Исключения: заря, зоревать, утварь, изгарь (что-то перегоревшее), пригарь (привкус гари)
Рос/раст/ращ
В корне рос - пишется гласная о
В корнях раст, ращ - пишется гласная а
выросший, растение, наращение
Исключение: Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав, подростковый
Равн/ровн
Равн - пишется в словах со значением "равный, одниаковый"
Ровн - со значением "ровный, гладкий, прямой"
уравнение, уровень
Исключение: равнина
2. Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением. (чародей-чары)
3. Правописание безударных гласных в корне непроверяемых ударением. (словарные слова)
(ватрушка, каморка)
Предварительный просмотр:
Правописание приставок
1. Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -З, -С)
Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения.
Для них характерно традиционное написание.
2. Буквы З, С на конце приставок
В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет.
3. Буквы О, А в приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.
В приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС- под ударением пишется О, без ударения - А.
4. Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-.
Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.
5. НЕ и НИ в местоимениях и отрицательных наречиях
В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения - НИ.
Правописание выражений:
не кто иной, как... - никто иной не...;
не что иное, как... - ничто иное не...
Правописание сочетаний:
ему все нипочём; это ни к чему; остался ни с чем; остался ни при чём; я тут ни при чём.