Главные вкладки
Мельникова Ольга Юрьевна
Сообщение «Организация музыкально – звуковой среды в дошкольном образовательном учреждении». Музыкальный руководитель Мельникова О.Ю. Октябрь Цели и задачи 1.Правильная организация музыкально звуковой среды, ведущая к оздоровлению детей и эстетизации их жизнедеятельности. 2.Сохранение природной звуковой среды для нормального психического здоровья ребёнка. 3.Развивать интерес и творческое отношение к музыке. 4.Обогащать ребёнка впечатлениями, развивать музыкально- сенсорные способности на основе народной и классической музыки. Звуковая среда – совокупность звуков, отражающих звуковую действительность, обеспечивающих детям её слуховое восприятие. Музыкально - звуковая среда - это целостное и комплексное понятие, включающее в себя разнообразные звуковые характеристики окружающего мира. Оно адекватно передаёт взаимосвязь шумов, звуков и музыки, давая представление обо всех составляющих звуковой среды. Звуковой мир ребенка включает в себя: • музыкально-звуковое окружение, организованное взрослыми педагогами в рамках воспитательно-образовательного процесса; • шумо-звуковое окружение, которое формирует у ребенка звуковой образ мира, т.е. представление о звуковой действительности, в том числе и музыкальной. В настоящее время существует множество программ музыкального воспитания детей. Они нацелены на развитие интереса и творческого отношения к музыке, развитие музыкальных способностей, обогащение ребёнка впечатлениями в различных видах музыкальной деятельность на основе народной и классической музыки. Особое место в окружающей нас звуковой среде отводится музыкальным звукам. Музыкально-звуковая среда – это музыкальное окружение ребёнка, организованное взрослыми с целью воздействия на личность. Пифагор считал музыку одним из главных средств воспитания. Важнейшим понятием он считал способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в самом рождении и смерти. Чувство ритма – врожденное свойство человека. Ритм можно чувствовать, слышать и даже видеть. В искусстве ритм приобретает особое значение. Бехтерев в своих исследованиях пришел к выводу, что музыкальный ритм способен установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, успокоить перевозбужденных детей и растормошить замедленных Центр чувства ритма, согласно исследованиям, находится в левом полушарии (интеллектуальности). Следовательно, ритм музыки влияет на интеллектуальную активность ребенка. Поэтому музыку Моцарта, например, психологи рекомендуют включать перед написанием контрольной работы. Напротив, однообразный, повторяющийся ритма снижает внимание детей, оказывает подавляющее действие. Гармонизирующее действие музыки на психологические процессы можно использовать в работе с детьми. Раздражение, гнев можно снять музыкой Вагнера, от угнетения, меланхолии можно освободиться, слушая произведения Бетховена, при нервном истощении использовать музыку Грига. К произведениям, улучшающим внимание, помогающим сосредоточиться, относятся сочинения Чайковского, Дебюсси, Шумана. Организация музыкально-звуковой среды состоит из материального и эмоционального компонентов: • материальный компонент включает в себя использование звучащих игрушек, музыкальных инструментов, картинок, красочных книг и иллюстраций, дидактических пособий; • эмоциональный компонент проявляется в процессе общения педагога с ребенком. Формой такого общения могут быть занятия, направленные на восприятие и воспроизведение музыкальных произведений и звуков; • содержательный компонент организации музыкально-звуковой среды является звуковой материал: аудио и видео – кассеты, диски с записями музыкальных произведений, шумами и звуками природного и социального происхождения. В итоге, задача педагога – упорядочить шумо-звуковую среду, а музыкально-звуковую – адаптировать к возрасту детей.