2.3. Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План индивидуальной работы
с учащимися, испытывающими трудности при освоении образовательной программы по русскому языку и математике
во 2 классе Б
на 2017-2018 учебный год
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам нашей школы, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цель и задачи программы:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и математике;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- пробуждение природной любознательности;
- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности;
- создание максимально благожелательных отношений учителя и учащихся к слабому ученику.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
- получение знаний за курс 2 класса;
- выбор форм получения знаний.
Родителей:
- в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
- в стабилизации отношений в семье, в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
- решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Принципы построения - приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задания.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)
3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц.
4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.
5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
9. Выдача ответа или результата выполнения задания.
10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
11. Постановка наводящих вопросов.
12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
14. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо учитывать следующее:
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Краткая характеристика слабоуспевающих учащихся 2 класса Б.
1. Халилов Расул
2. Сидорова Полина
3. Пелин Нелли
4. Шаранов Александр
Эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль правильности выполнения.
План индивидуальной работы со слабоуспевающим учащимся
2 класса Б
МБОУ СОШ №22
имени Г.Ф. Пономарева
ФИО учителя: Ермакова Юлия Юрьевна
Фамилии учеников:
1. Халилов Расул
Предмет: русский язык
Пробелы в знаниях уч-ся: работа над правописанием изученных орфограмм.
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
1.Индивидуальные дополн. занятия. | Сроки. |
Индивидуальные занятия. | Каждую среду |
2. Дифференцированные задания. Работа с тетрадью. | Методические пособия. |
1. Карточки для индивидуальной работы. | 1. Арасланова Г. А. «Справочник тренажёров по русскому языку». |
2. Задания с выбором ответа. | 2. Вахрушева Т. В., Попова Е.В. «300 упражнений по русскому языку». |
3. Деформированные задания. | 3. Нефёдова Е. А., Узорова О. В. «350 правил и упражнений по русскому языку». |
4. Тетради – тренажёры. | 4. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Справочное пособие по русскому языку». |
5. Экспресс-контроль (отрывные карточки) | 5. А.А. Назаренко «Проверочные работы» |
6. Зачётные работы | 6. Е.В. Гусева «Зачётные работы» по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной . |
3. Дифференцированный контроль. | Сроки. |
1. Контрольные диктанты. | По плану четверти. |
2. Словарные диктанты. | |
3. Самостоятельные работы. | |
4. Проверочные работы. | |
5. Тесты. | |
4.Консультации для родителей. | Сроки. |
Индивидуальные консультации. | По четвергам. |
План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
2 класса Б
МБОУ СОШ №22
имени Г.Ф. Пономарева
ФИО учителя: Ермакова Юлия Юрьевна
Фамилии учеников:
1. Халилов Расул
2. Пелин Нелли
3. Шаранов Александр
4. Сидорова Полина
Предмет: математика
Пробелы в знаниях уч-ся: решение задач, сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток.
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
1.Индивидуальные дополн. занятия. | Сроки. |
Индивидуальные занятия. | Каждый четверг |
2. Дифференцированные задания. Работа с тетрадью. | Методические пособия. |
1. Карточки для индивидуальной работы. | 1. Волкова С. И. «Карточки с математическими заданиями. 2 класс». |
2. Задания с выбором ответа. | 2. Герман О. И. «Математика. 2 класс. Карточки заданий». |
3. Деформированные задания. | 3. Моршнева Л.Г. «Математика. Тетрадь с печатной основой для учащихся 2-го класса». |
4. Тетради – тренажёры. | 4. Узорова О. В. «Сборник примеров для письменных вычислений по математике». |
5. Перфокарты. | |
3. Дифференцированный контроль. | Сроки. |
1. Контрольные работы. | По плану четверти. |
2. Самостоятельные работы. | |
3. Проверочные работы. | |
4. Тесты. | |
4.Консультации для родителей. | Сроки. |
Индивидуальные консультации. | По четвергам. |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ, РЕАЛИЗУЕМОЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Рабочая программа предмета «Умники и умницы» для 2 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам» и предназначена для изучения во внеурочной деятельности.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа реализуется в 2017-2018 учебном году в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф. Пономарева. В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
- делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать, называть последовательность простых действий; - делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков; - находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику; - называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку; - точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами; - подбирать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины; - узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый; - узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм; - решать ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание); - заполнять магические квадраты размером 3×3; - находить число перестановок не более чем из трёх элементов. | -воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации; -определять учебную задачу; -ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения; -владеть своим вниманием; -сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания; -владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности; Использовать основные приемы мыслительной деятельности: -описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать предметы, явления; - определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род - вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. -самостоятельно мыслить и творчески работать;- владеть нормами нравственных межличностных отношений. |
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
- cамостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей простые правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий.
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради.
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, – анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и слудовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
- Сравнение (6 часов)
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
- Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
- Элементы логики (7 часов)
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
- Развитие речи (8 часов)
Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы текстов. Знакомство со словарями..Изобразительные средства языка: Сравнение олицетворение.
- Развитие аналитических способностей (3 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
На занятие по РПС во втором классе отводится 40-45 минут.
Рекомендуемая модель занятия такая:
- «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).
- Разминка (3-5 минут).
Во втором классе увеличивается количество вопросов, включенных в разминку. Сами вопросы становятся более сложными. Увеличивается темп вопросов и ответов.
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10-15 минут).
Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и в 1 классе, своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Для развития внимания и зрительной памяти почти в каждое занятие включен зрительный диктант.
В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
- Весёлая переменка (3-5 минут).
- Логически-поисковые и творческие задания (10—15 минут).
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать -(5 минут).
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Методы и приемы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно совращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный перевод на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя — поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | ||
I.Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | - |
II. Свойства, признаки и составные части предметов | 4 | - | 4 |
III. Сравнение | 6 | - | 6 |
IV. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями | 4 | - | 4 |
V. Элементы логики | 7 | - | 7 |
VI. Развитие речи | 8 | - | 8 |
VII. Развитие аналитических способностей | 3 | - | 3 |
VIII.Обобщающее занятие «Наши достижения» | 1 | - | 1 |
Итого | 34 | 1 | 33 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учителя:
- Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1, 2 ,3, 4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2011г.).
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
4. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. 2-е издание. Д.В.Григорьев, П.В. Степанов – Москва «Просвещение» 2011.
6. "Юным умникам и умницам. 36 занятий для будущих отличников. Развитие познавательных способностей". Л.В. Мищенкова(8-9 лет) / Методическое пособие, –М.: Издательство РОСТ, 2011.
Для ученика:
1.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1, 2, 3, 4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2013г.).
2. Техническое оснащение программы.
Средства обучения:
- аудиовизуальные;
- технические(проектор, компьютер);
- учебное оборудование;
- наглядные пособия.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Педагогика здоровья» для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы Л.А.Обуховой, Н.А.Лемяскиной, О.Е.Жиренко, «Планета здоровья», с использованием методического пособия: Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О.Е. «135 уроков здоровья, или Школа докторов природы». 1-4 классы. – М.: ВАКО., 2014.
Место курса в учебном плане
Данная программа реализуется в 2017-2018 учебном году в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф. Пономарева. В соответствии с Образовательной программой, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Программа физкультурно-спортивной направленности в системе внеурочной деятельности ориентирована на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни.
Планируемые результаты
В результате усвоения программы учащиеся научатся:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
Учащиеся получать возможность узнать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
—овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
—находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Содержание курса
Почему мы болеем.
Причины болезни. Признаки болезни.
Практические занятия
Тест «Твое здоровье. Игра-соревнование «Кто больше?» Практикум «Как помочь больному»
Кто и как предохраняет нас от болезней
Как организм помогает себе сам? Что такое здоровый образ жизни. Режим дня.
Практические занятия
Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?» Составление памятки. Оздоровительная минутка.
Кто нас лечит.
Какие врачи нас лечат. Встреча с врачом-педиатром.
Практические занятия
Динамический час. Валеологический самоанализ.
Прививки от болезней.
Инфекционные болезни. О прививках.
Практические занятия
Игра-соревнование «Кто больше?» Анализ стихотворения С.Михалкова «Прививка». Игра «Полезно – вредно»
Что нужно знать о лекарствах.
Какие лекарства мы выбираем? Домашняя аптечка.
Практические занятия
Игра «Валеологический светофор». Практикум «В аптеке»
Как избежать отравлений.
Отравление лекарствами. Пищевые отравления.
Практические занятия
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» Практикум «Помоги себе сам». Оздоровительная минутка.
Безопасность при любой погоде.
Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза.
Практические занятия
Игра «Полезно – вредно». Динамический час.
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте
Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице.
Практические занятия
Игра «Валеологический светофор». Практикум «Пешеходный переход». Игра «Да и нет»
Правила поведения на воде
Вода – наш друг. Правила купания в открытой воде.
Практические занятия
Динамический час. Викторина «Водоемы нашей местности»
Правила обращения с огнем.
Чтобы огонь не причинил вреда. Правила поведения при пожаре.
Практические занятия
Практическая работа «Эвакуация при пожаре в школе». Командная игра «Пожарная каска»
Как уберечься от поражения электрическим током.
Чем опасен электрический ток? Правила обращения с бытовыми электроприборами.
Практические занятия
Первая помощь пострадавшему.
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.
Травмы. Как казать первую помощь.
Практические занятия
Практикум по теме. Динамический час.
Как защититься от насекомых.
Укусы насекомых. Как оказать первую помощь.
Практические занятия
Практикум по теме. Викторина «Насекомые»
Предосторожности при обращении с животными.
Что мы знаем о собаках и кошках? Первая помощь при укусах кошек и собак. Правила обращения с животными.
Практические занятия
Анкетирование «Четвероногий друг». Практикум «Помоги себе сам»
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.
Отравление ядовитыми веществами. Отравление угарным газом. Первая помощь.
Практические занятия
Практикум по теме.
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.
Как помочь себе при тепловом ударе. Как уберечься от мороза.
Практические занятия
Практикум «Помоги себе сам»
Первая помощь при травмах.
Растяжение связок и вывих костей. Переломы. Если ты ушибся или порезался.
Практические занятия
Наложение холодного компресса. Наложение шины. Бинтование раны.
Первая помощь при попадании инородны тел в глаз, ухо, нос.
Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело
Практические занятия
Практикум по теме. Оздоровительная минутка.
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.
Укусы змей. Первая помощь.
Практические занятия
Игра «Самый внимательный»
Сегодняшние заботы медицины
Неизлечимые болезни века. Как вырасти здоровым. Я выбираю движение.
Практические занятия
Тест «Оцени себя сам»
Практические занятия. Классная выставка «Мы дружим с физкультурой и спортом». Игра «Эрудит»
Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде. Как научиться плавать (советы). Практические занятия.Подвижные игры «Море волнуется», «Совушка»
И снова и гигиене. Анализ «Вредных советов» Г.Остера и «Очень правдивой истории» Л.Яхнина. Практические занятия. Викторина «Чистота и здоровье». Игры «Письма», «Отгадай-ка!»
О пользе витаминов. Беседа «Что я знаю про витамины». Практические занятия.Инсценировка «Спор овощей». Игры «Вершки и корешки», «Кто больше». Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»
Наша безопасность. Беседа «Очень подозрительный тип». Практические занятия. Практикум «Один дома» «Встреча на улице»
Народные игры. Рассказ о народных подвижных играх. Практические занятия. Разучивание игры «Городки»
Подвижные игры. Доктора природы (обобщение). Практические заняти. Разучивание игр «Салки», «Русская лапта»
2 класс
(1 час в неделю – 34 часа в год)
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретические | Практические | ||
1 | Почему мы болеем | 3 | 2 | 1 |
2 | Кто и как предохраняет нас от болезней | 2 | 1 | 1 |
3 | Кто нас лечит | 1 | 1 | 0 |
4 | Прививки от болезней | 2 | 1 | 1 |
5 | Что нужно знать о лекарствах | 2 | 1 | 1 |
6 | Как избежать отравлений | 2 | 1 | 1 |
7 | Безопасность при любой погоде | 2 | 1 | 1 |
8 | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | 2 | 1 | 1 |
9 | Правила безопасного поведения на воде | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Правила общения с огнем | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Как уберечься от поражения электрическим током | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Как уберечься от порезов, ушибов, переломов | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Как защититься от насекомых | 1 | 1 | 0 |
14 | Предосторожности при обращении с животными | 2 | 1 | 1 |
15 | Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом | 2 | 1 | 1 |
16 | Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении | 2 | 1 | 1 |
17 | Инородные тела | 2 | 1 | 1 |
20 | Сегодняшние заботы медицины | 5 | 4 | 1 |
Итого: | 34 | 20 | 14 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е « 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2014г.
- Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент», 1998г
- Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». – М.: ВАКО, 2010
- Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 192 с.
- КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.
- Ковалько В.И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2007 г.
- Гостюшин А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебник, 1-4 кл. М.1997г.
- Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г.
- Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.
- Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.-СПб..1998г.
- «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» \под Сократова.М..2005г.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования, на основе авторской программы « Социокультурные истоки» для общеобразовательных учреждений под ред. И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкина, доктора исторических наук, УМК программы серии «Социокультурные истоки» : научно-методический сборник, учебное пособие
для 2 класса А. В. Камкин.»Истоки» – М.:Издательский дом «Истоки».
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа реализуется в 2017-2018 учебном году в соответствии с учебным планом внеурочной деятельности МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф. Пономарева, имеет духовно-нравственное направление развития личности обучающегося. В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа « Социокультурные истоки» для 2 класса рассчитана на 34 часа (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
|
|
Личностные УУД направлены на:
- уважительное отношение к вечным ценностям человека;
- формирование у них устойчивого интереса к Истокам;
- реализацию их творческого потенциала в процессе занятий.
Познавательные УУД направлены на:
- осознание обучающимися роли социальных категории Мир, Слово, Образ, Книга в жизни человека;
- введение обучающихся в мир родного языка, развитие языкового чувства.
Коммуникативные УУД направлены на:
- приобщение школьников к продуктивному сотрудничеству в процессе выполнения заданий;
- развитие способности к продуктивному сотрудничеству со сверстниками при работе в парах, группах;
- формирование доброжелательности. Умение слушать и слышать собеседника, размышлять в слух, обосновывать свою позицию высказывать свое мнение.
Регулятивные УУД направлены на
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Родной очаг (8 часов)
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ - мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей - основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД - люди, происходящие от одного предка. Род - твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ - территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (7 часов)
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива - творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море - конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (9 часов)
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни. БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Г орн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (10 часов)
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Г имн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют - труд души? Главные праздники года.
КНИГА. Библия - Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА - образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.
Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Г остеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда
№п/п | Раздел | Количество часов | Формы организации учебных занятий | Формы контроля |
1 | Родной очаг | 8 | Занятие, экскурсия, праздник, беседа | Проект по разделу |
2 | Родные просторы | 7 | ||
3 | Труд земной | 9 | ||
4 | Труд души | 10 | ||
Итого 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1997. - 96 с.
- Зеньковский В. В. проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.
- Истоковедение. Том 1. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 320 с.
- Истоковедение. Том 2. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 368 с.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е изд. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: «Карапуз», 2001. - 304 с.
- Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений,- Издательский дом «Истоки», 2011г.
- Н.В.Котельникова Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса. Части I и II./ Под общей редакцией
- Кузьмина И.А.,- Издательский дом «Истоки», 2011г.
- Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
- Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
- 2 класс. Методическое пособие. Активные формы обучения. Системная разработка
- интерактивная доска.
- -видеопроектор.
- -экспозиционный экран