ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Соломенцева Елена Николаевна

Планы, программы, результаты профилактики в школе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ ВНИМАНИЯ»

1.Конвенция ООН о правах ребёнка 1989 г.

2.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

3.Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями)

4.Семейный Кодекс Российской Федерации.

5.Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

6.Закон Липецкой области от 22 августа 2007 г. N 87-ОЗ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области" (с изменениями и дополнениями)

7.Устав  Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат с.Ериловка»

8. Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 N 3-ФЗ (последняя редакция)

8 января 1998 года N 3-ФЗ

9. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ
"Об ограничении курения табака"






Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»

Тренинг ко дню инвалидов

«Мы все одинаковые»

http://xn--55-emchf3a.xn--p1ai/attachments/Image/VORDI.png?template=generic

                                                      2020г.

Цель:

Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.

Оборудование: части бумажного человечка, магниты, карточки с терминами; сердечко (на каждого ученика); воздушные шарики;

музыкальный и видеоматериал: Диана Гурцкая « Волшебное стекло», музыка для релаксации, «День инвалидов», социальный видеоролик, «Твори добро», «Доступная среда».

Ход классного часа.

  1. Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой.

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня (перечисляются имена учащихся). А что вы хотите пожелать мне? Глубоко вдохните и выдохните.… Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам успехов, хорошего здоровья и бережного отношения друг к другу.

2. Вступительное слово:

- Ребята, тему сегодняшнего классного часа мы узнаем, когда выполним задание.

- Что прикреплено к доске? (части тела бумажного человечка).

-Давайте, соединим их и посмотрим, что у нас получится.

- Сколько рук у человека?

-Сколько ног у человека?

- У нас получился человек? Это полноценный, здоровый человек. Так ли это?

-А теперь соединим оставшиеся на доске части человеческого тела.

-Чего не хватает у человека?

-Можно ли этого человека назвать полноценным (здоровым)?

-А как его можно назвать?

-Прочитаем словарную статью из толкового словаря С.И. Ожегова

ИНВАЛИД – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие ранения, болезни или старости.

- Итак, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (об инвалидах).

III. Основная часть.

3 декабря Международный день поддержки инвалидов. https://www.youtube.com/watch?v=8yYND2w6bKg

К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Да действительно, часто это происходит из-за невнимательного отношения к самому себе и близким.

«Травмы в школе и дома»

- Посмотрите на этот плакат. О чем он нас предупреждает? (ответы детей). Правильно баловство в школе, на дороге, дома, неаккуратное обращение с пиротехникой могут привести к различным травмам.

- Прежде чем продолжить разговор дальше, предлагаю посмотреть видео и послушать строки из хорошо знакомой вам песни

https://www.youtube.com/watch?v=wLxkaDyiMVI

(звучит песня «Волшебное стекло» в исполнении Дианы Гурцкой )

- Кто исполняет эту песню? Чем она отличается от других исполнителей? (ответы детей, эта исполнительница - слепая)

- Таких людей называют « инвалид по зрению»

- Прочитайте слово, написанное на доске (дети читают «зрение»)

-Какой части речи это слово? ( существительное ).

- Образуйте от этого существительного прилагательное (зрительный)

-А теперь составьте словосочетание (зрительный зал )

- Составьте предложение с этим словосочетанием. ( Ребята сидели в зрительном зал.

- Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которых отсутствует зрение? (ответы детей)

- Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть. А как вы думаете, могут ли они работать? (ответы детей)

«Общество инвалидов» (группа людей с ограниченными возможностями)

В г. Лабинске есть « Общество слепых», где люди не имея зрения, изготавливают вещи общего потребления

( крышки, выключатели, розетки ) и даже могут читать книги, но специальные для слепых.

- Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходиться жить таким людям, предлагаю выполнить одно задание « Принеси предмет закрытыми глазами»

Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси ее ко мне.

Рефлексия. Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?

- Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что инвалиды по зрению себе такого позволить не могут.

- А сейчас, предлагаю вам, прочитать отрывок из произведения (на доске текст с пропущенными словами )

« Стою и слушаю эти прекрасные звуки природы. На дереве …. дятел. На болоте ….лягушки. Возле цветка …. шмель. В траве …. саранча».

Прочитай слова для справок: жужжит, стучит, стрекочет, квакает.

Вставьте слова по смыслу в текст. Прочитайте вслух, что получилось?

О чем текст? (о звуках природы).

- Мы с вами можем слышать все эти звуки, а вот люди, которые это сделать не могут, у них нет слуха – их называют инвалиды по слуху (на доске карточка – инвалид по слуху)

- Рассмотрите внимательно плакат и скажите, что может привести к потери слуха.? Что нужно делать, чтоб этого избежать? ( ответы детей)

- Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в мороз без шапки, не ковырять в ушах острыми предметами.

Динамическая пауза

- Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов.

- Люди с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные. Поэтому для глухих людей созданы театры мимики и жестов, для слепых – издаются специальные книги, для не ходящих – организуются спортивные соревнования и даже специальные Олимпийские игры.

-А знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях? Как они называются? Да, верно, паралимпийцами.

- Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

Рефлексия

- Что испытывали? Что хотелось сделать?

- Ребята сегодня вы прослушали информацию, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.

Социальный видеоролик «Твори добро»

https://www.youtube.com/watch?v=J-4wf1xdNQs

- Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь.

Видеоролик «Доступная среда»

https://www.youtube.com/watch?v=DyDaxsR4T54

А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас. А для этого мы сейчас разделимся на две группы.

1 ряд - будут градостроители.

Им нужно придумать, что можно изменить в строительстве города, чтобы облегчить жизнь инвалидам.

2 ряд – выбирают карточки, на которых написано действия, которые вы можете сделать сами в помощь инвалидам.

Дети в течении 1 -2 минут выполняют задание. ( в это время звучит релаксационная музыка). Затем дети озвучивают, что у них получилось.

1 ряд – сделать вход и выход, из магазинов, транспорта, предназначенных, для инвалидных колясок.

2 ряд - помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.

IV. Заключительная часть

Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них то, что ближе вашей душе то, что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант. ( на доске записано: я - хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту), а теперь прикрепите сердечки с пожеланиями к воздушным шарикам, которые мы потом отпустим в небо, чтобы передать нашу доброту всем людям.

Итог занятия.

- О ком и о чем говорили? Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта - вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, ни о чем не прошу, просто будьте добры.

И закончить наш классный час я хочу словами великого русского писателя: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других»

Литература.

1.Н.В.Романычева, Г.М. Печерина Воспитание толерантности. Краснодар. Традиция 2011.

2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.

3. Я иду на урок в начальную школу: Сценарии школьных праздников. – М.: Первое сентября, 2001.



Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ДЕТСКИЙ СУИЦИД

http://www.newskaz.ru/images/62/09/620938.jpg

                                                                                              «Мир, вероятно, спасти уже не удастся,

Но отдельного человека всегда можно»

                                                                                И. Бродский

Суицид является одной из основных причин смерти у молодёжи на сегодняшний день.

Число самоубийц за историю цивилизации превышает количество жертв убийств и войн вместе взятых.

Что в поведении подростка должно насторожить

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя, или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).   

 

Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида

  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (саморазрушение).
  • Уважайте подростка! В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый.
  • Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом.
  • Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач -  такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
  • Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
  • Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.

       

 Что делать учителю, если он обнаружил опасность

  • Будьте внимательны к детям.

  • Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним.

  • Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше.

  • Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!

  • Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.

  • Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

Куда можно обратиться за помощью:

Общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122

                                                                                                Педагоги – психологи

Соломенцева Е.Н.

Кириченко О.В.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Липецкой области «Специальная школа-интернат с. Ериловка»

                        

                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

профилактических занятий «Перекрёсток»

для  7-9 классов

на 2020-2021 учебный год

                                                                               

                                                               

I.Пояснительная записка

1.1. Основная цель программы – формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ.

Задачи программы:

  1. Предоставление объективной, соответствующей возрасту информации о психоактивных веществах.
  2. Формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решения, умения сказать «нет», умения определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.
  3. Формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.

1.2.Нормативные правовые документы, на основании которых разработана  рабочая программа

(далее – АООП)

1. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

2. СанПиНа 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14  августа 2015 г., регистрационный N38528).

3. Инструктивными письмами Министерства образования и науки.

4.Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида для 1-4 классов,  под редакцией В.В. Воронковой, допущенных Министерством образования и науки РФ.

5. Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

6.Учебного плана Государственного бюджетного (общеобразовательного) учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат с.Ериловка».

1.3. Место  курса в учебном плане

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.

1.4. Общая характеристика коррекционного курса

Программа «Перекрёсток» профилактики приобщения подростков к психоактивным веществам (ПАВ) основана на системном подходе, ориентированном на личность и потребности человека, на внутреннюю переработку, усвоение и присвоение информации. Обучение таким навыкам, как умение знакомиться, выбирать друзей и правильно общаться с ними, совместно принимать компромиссные, положительные решения; уверенному поведению в конфликтных  и стрессовых ситуациях; построение взаимоотношений с родителями способствуют формированию личности с неприязнью или равнодушием к любым наркотическим веществам.

Адаптированная программа разработана для подростков коррекционной школы, рассчитана на 34 часа. Программа разделена на две части. Первая – позволяет глубже узнать свои особенности, чувства, знакомит с такими познаниями, как стресс, самоуважение, ценности, позволяет научиться лучше ориентироваться в различных ситуациях общения, сотрудничества, взаимодействия. Вторая часть содержит фактическую информацию о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

Правила групповой работы

Помимо психологической атмосферы комфорта и доверия обучающихся к педагогу, важным является выполнение всех правил выполнения групповой работы. В занятиях поведенческого типа используются следующие правила:

-         дети рассаживаются по кругу или в полукруг;

-         каждому предоставляется возможность участвовать;

-         даются инструкции, распределяются  роли;

-         каждый имеет право на высказывание своего мнения и участие в работе без угрозы стать объектом критических нападок;

-         никто не может быть принуждаем к участию, если действительно не хочет, но каждому предлагается участвовать;

-         безоценочность, только «спасибо»;

-         конфиденциальность.

1.5. Формы организации образовательного процесса

Программа  рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся по 25 минут  и предполагают использование следующих форм:

  • беседа
  • экскурсия
  • дидактическая игра
  • ролевая игра.

Для успешной реализации программы по профилактическому обучению необходимо использовать активные формы работы. Методы, используемые на занятиях, следующие:

  1. Мозговой штурм.

Мозговой штурм применяется для стимуляции дискуссии по теме или вопросу. Детей просят высказывать идеи и мнение без каких-либо комментариев. Идеи фиксируются в письменном виде, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не кончится время  или не истощаются идеи.

  1. Классная дискуссия.

Классная дискуссия, руководимая педагогом, является одним из наиболее ценных методов обучения. Она может быть использована для начала, усиления или подведения итогов занятий. Большинство занятий включают какую-либо форму классной дискуссии.

  1. Обучение во взаимодействии.

Обучение во взаимодействии является наиболее общепринятой и эффективной методикой, используемой в профилактике зависимостей. Воспитанники работают в малых группах, передавая друг другу информацию и делясь ею, анализируя идеи и решают проблемы.

  1. Драматические представления.

Драматические представления могут иметь форму ролевых игр, радиопередач и т.д. Эта деятельность, которая мотивирует подростков за счёт включения в деятельность, тренировки поведения, изучения предмета, который вызывает интерес.

  1. Выступления.

Иногда дети выступают перед классом. Такие выступления могут осуществляться индивидуально или группой учеников. Эта деятельность стимулирует положительное взаимодействие.

  1. Ролевое моделирование.

Ролевое моделирование мотивирует учеников, так как требует от них активности и тренировки поведения. Ученики действуют так, как в жизни. Педагог раздаёт роли или роли выбирают сами дети.

  1. Лекции психолога.

В некоторых случаях это продуктивный способ передачи информации от педагога к ученикам.

1.6. Технология обучения

Традиционные технологии:

-         объяснительно-иллюстративные.

Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:

-         педагогика сотрудничества;

-         проблемное обучение;

-         гуманно-личностная;

-         информационно-коммуникационные;

-         здоровьесберегающие технологии;

-         коллективный способ обучения (работа в парах).

1.7.Виды и формы контроля:

Для контроля эффективности  адаптированной программы используются следующие методы диагностики:

-         метод наблюдений;

-         анкетирование;

-        экспертный опрос педагогов.

1.8. Личностные и предметные результаты освоения профилактического курса

Критерии эффективности:

1. Уменьшение факторов риска употребления младшими подростками  психоактивных веществ.

2. Формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у младших подростков.

3. Наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.

II.Учебно-тематический план

Темы  занятий

Кол-во занятий

1

Я – это я

2

2

Самоуважение

2

3

Чувства

2

4

Принятие решений

3

5

Стресс

2

6

Общение

4

7

Взаимодействие с окружающими

4

8

Ценности

4

9

Курение

2

10

Алкоголь

3

11

Наркотики

3

III.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности коррекционного курса

        1)Для проведения занятий используется специально организованная предметно-пространственная среда:

-        оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видеокассет для релаксациии др.);

-         разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и др.).

        2) Литература и средства обучения.

1.Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. – СПб, «Питер», 2000 г.

2.Беличева С.А., Карандашина О.В., Линде Н.Д. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. – М. «Социальное здоровье России», 1999 г.

3.Поварницына В.А. Психологический аспект реабилитационной работы с воспитанниками интернатных учреждений / в сб.: Современные подходы к решению проблем практической психологии. – Шадринск, 1997 г.

4.Романова О.Л., Иванникова И.В. Опыт применения программы профилактики отклоняющегося поведения для психологической коррекции «трудного» класса// Вопросы психологии, №6, 1994 г.

5.Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. – Петрозаводск, 1992 г.

6. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М., 2006. – 378 с.

7. Выдрина Н. Н. Коррекционно-развивающая программа: «Развитие эмоциональной волевой сферы средствами арт-терапии» для работы с детьми 7–8 лет // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 уч.г. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/210412/

8. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. Издательство: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 214 с.