Конспекты уроков
конспект урока по теме " Кипение"
конференция по теме " Производство, передача и использщвание электроэнергии"
обобщающиу урок по теме " Гидростатика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по теме " Кипение" | 70.5 КБ |
кроссворд к уроку по теме " Кипение" | 14.5 КБ |
конспект урока | 33.5 КБ |
презентация к уроку | 1.02 МБ |
презентация " АЭС" | 853.5 КБ |
презентация "ГЭС" | 1.33 МБ |
презентация "ТЭС" | 754 КБ |
обобщающий урок по теме "Гидростатика" | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Кипение
Цели:
1.образовательная:
проверить знания учащихся по теме урока «Испарение»;
сформировать понятие о кипении, температуре кипения, о зависимости температуры
кипения от давления, об использовании различных температур кипения фракций нефти в производстве;
2. воспитательная:
развивать ответственное отношение к учебе;
3. развивающая:
активизировать мышление, развивать познавательный интерес.
Оборудование: Мультимедийное учебное пособие «Физика».основная школа 7-9 классы.
Электронная библиотека « Просвещение».
Содержание работы учащихся:
1.Повторение:
1.Рассказать об испарении и конденсации.
2. Работа в группах:
а) определить влажность воздуха с помощью психрометра;
б) нанести пипеткой на лист бумаги по капле воды и спирта. Измерить время, необходимое для их испарения. Объяснить разницу в скорости испарения.
2.Приобретение учащимися новых знаний:
а) Мотивация обученья
Тему сегодняшнего урока мы узнаем, разгадав кроссворд.
Вопросы:
а) процесс , обратный испарению;
б)парообразование, происходящее со свободной поверхности жидкости ;
в) прибор для измерения влажности;
г) от чего зависит скорость испарения жидкости;
д) что в переводе с греческого означает «психрос»;
е) какой процесс происходит с испаряющейся жидкостью .
ж )какай природный фактор оказывает влияние на испарение.
о | ||||||||
х | ||||||||
л | ||||||||
х | а | |||||||
о | ж | |||||||
л | д | |||||||
о | е | |||||||
т | д | н | в | |||||
к | и | п | е | н | и | е | ||
о | с | с | м | ы | е | т | ||
н | п | и | п | й | е | |||
д | а | х | е | р | ||||
е | р | р | р | |||||
н | е | о | а | |||||
с | н | м | т | |||||
а | и | е | у | |||||
ц | е | т | р | |||||
и | р | а | ||||||
я | ||||||||
Сегодня на уроке мы познакомимся с процессом кипения, с температурой кипения, выясним, как зависит температура кипения от давления, узнаем об использовании различных температур кипения в производстве.
Б) Ученье.
Мы знаем, что существует два способа парообразования: испарение и кипение. В отличие от испарения, которое происходит при любой температуре жидкости, кипение возможно лишь при совершенно определенной температуре. Пронаблюдаем это на опыте.
Начнем нагревать воду в открытом стеклянном сосуде, измеряя температуру. (обращаем
внимание учащихся, что температура повышается) Мы видим, как дно и стенки сосуда покрываются пузырьками. Они образуются в результате расширения мельчайших пузырьков воздуха, существующих в углублениях и микротрещинах не полностью смачиваемых стенок сосуда. По мере роста температуры интенсивность испарения воды внутрь этих пузырьков возрастает. Поэтому количество водяного пара, а вместе с ним и давление внутри пузырьков постепенно увеличивается. При приближении температуры нижних слоев воды к 100 С давление внутри пузырьков сравнивается с давлением, существующим вокруг них, после чего пузырьки начинают расширяться. С увеличением
объема пузырьков растет и действующая на них выталкивающая (архимедова) сила. Под
действием этой силы наиболее крупные пузырьки пара отрываются от стенок сосуда и поднимаются вверх. Если верхние слои воды еще не прогрелись до 100С, то в такой воде часть водяного пара внутри пузырьков конденсируется и уходит в воду; пузырьки при этом сокращаются в размерах, и сила тяжести заставляет их снова опускаться вниз. Здесь
они опять увеличиваются и вновь начинают всплывать вверх. Попеременное увеличение и уменьшение пузырьков внутри воды сопровождается возникновением в ней характерных звуковых волн: закипающая вода « шумит». Когда вся вода прогреется до 100 С, поднявшиеся наверх пузырьки не сокращаются в размерах, а лопаются на поверхности воды, выбрасывая пар наружу. Возникает характерное бульканье- вода кипит.( фрагмент)
Кипением называется интенсивное парообразование, при котором внутри жидкости растут и поднимаются вверх пузырьки пара. Оно начинается после того, как давление внутри пузырьков сравнивается с давлением в окружающей жидкости.
Во время кипения температура жидкости и пара над ней не меняется. Она сохраняется
неизменной до тех пор, пока вся жидкость не выкипит ».
Температура, при которой кипит жидкость, называется температурой кипения.
Температура кипения различных веществ при нормальном атмосферном давлении можно найти в учебнике в таблице 11. Из таблицы видно, насколько сильно отличаются температуры кипения при одном и том же атмосферном давлении. Например, жидкий
кислород кипит при температуре-183С, железо -+2750С, температура кипения жидкого азота—196С. ».( фрагмент 8,6)
Опыт. Стакан с кипящей водой снимают с нагревателя.
Кипение воды прекращается. Термометром отмечают понижение температуры. В горячую воду вносят пробирку со спиртом. Спирт закипает. Температура кипения различных жидкостей различна.
Различие в температурах кипения разных веществ находит широкое применение в технике, например в процессе перегонки нефти. При нагревании нефти до 360С та её часть (мазут), которая имеет большую температуру кипения, остается в ней, а те её части, у которых температура кипения ниже 360С, испаряются. Из образовавшегося пара получают бензин и другие виды топлива. ».( фрагмент 7)
Температура кипения зависит от давления, оказываемого на свободную поверхность жидкости. При увеличении давления температура увеличивается, при уменьшении давления- уменьшается. Вода кипит при 100С лишь при нормальном атмосферном давлении (101 кПа). При увеличении давления температура кипения возрастает (таблица).
В кастрюлях- скороварках пищу варят под давлением около 200 кПа. Температура кипения воды достигает 120С. в воде такой температуры процесс «варения» происходит
Значительно быстрее, чем в обычном кипятке. Этим и объясняется название «скороварка».( фрагмент 11)
В медицине для стерилизации используют автоклавы, в которых температура пара больше 100С. ».( фрагмент 12)
При понижении давления температура кипения воды становится меньше 100С. В горных районах (на высоте 3 км, где давление 70 кПа) вода кипит при 90С. поэтому жителям этих районов, использующим такой кипяток, требуется значительно больше времени для приготовления пищи. А сварить в этом кипятке куриное яйцо невозможно, так как белок при температуре ниже 100С не сворачивается.
Уменьшение температуры кипения жидкости может играть и полезную роль. При нормальном атмосферном давлении жидкий фреон кипит при температуре около 30С. При уменьшении давления температуру кипения фреона можно сделать ниже 0С. Это используется в испарители холодильника. Благодаря работе компрессора в нем создается
пониженное давление , и фреон начинает превращаться в пар, отнимая теплоту от стенок
камеры. Благодаря этому и происходит понижение температуры внутри холодильника.
В природе можно наблюдать интересное явление- гейзеры. ».( фрагмент 5)
Использование давления пара в технике. ».( фрагмент 9)
Можно ли нагреть жидкость при атмосферном давлении до температуры выше температуры кипения ».( фрагмент 13)
3. Домашнее задание: параграф 41.
4. Закрепление: тест
Фрагменты:
1.Кипение, температура кипения.
2.Механизм кипения.
3.Шум закипающего чайника.
4.Зависимость температуры от давления.
5.Гейзеры.
6.Сравнение температуры кипения различных веществ.
7.Перегонка нефти.
8.Пузырьковое кипение азота.
9.Использование давление пара в технике.
10.Кипение при охлаждении.
11.Кастрюля- «скороварка»
12.Автоклав.
13.Перегретая жидкость.
Предварительный просмотр:
Конференция « Производство, передача и использование электрической энергии»
Цели урока:
Образовательная: знакомство обучающихся со способами производства электрической энергии, изучение преимуществ и недостатков каждого вида производства и перспектив их развития.
Развивающая: развитие навыков работы с дополнительной литературой, развитие монологической речи
Воспитательная: формирование экологической культуры и познавательного интереса к физике .
Содержание работы учащихся:
1.Мотивация обучения.
Сегодня мы проводим конференцию « Производство, передача и использование электрической энергии». Цель урока: познакомиться со способами производства электрической энергии, изучить преимущества и недостатки каждого вида производства и перспективы их развития.
2. Приобретение учащимися новых знаний.
В наше время уровень производства и потребления энергии – один из важнейших показателей развития производительных сил общества. Если удвоение производства энергии в мире происходит примерно за 25 лет, то удвоение потребления электроэнергии происходит в среднем за 10 лет.
Вопрос: С чем связано такое широкое распространение электроэнергии?
Ответ: Электрическая энергия имеет ряд преимуществ перед другими видами энергии.
Слайд №1 (смотрите приложение 1)
1. Её можно без больших потерь передавать на большие расстояния.
2. Просто и с высоким КПД трансформируется от одного напряжения к другому.
3. Легко превращается в другие виды энергии.
4. Легко дробится на любые порции.
5. Не наносит вреда окружающей среде.
Для производства электрической энергии строят специальные сооружения – электростанции. Мы знаем, что из ничего электрическую энергию не получить, т.к. согласно закону сохранения энергии энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает бесследно, она лишь переходит из одной формы в другую. Поэтому для производства электрической энергии требуется какой-то другой вид энергии. Электростанции, в зависимости от того, какой вид энергии они превращают в электрическую, подразделяются на тепловые, атомные и гидравлические.
Российская энергетика сегодня – это 600 тепловых, 100 гидравлических и 10 атомных электростанций. Сейчас мы послушаем сообщения о том, что положено в основу производства электроэнергии.
Таблица (заполняется обучающимися в тетради самостоятельно во время сообщений).
Вид производства | Достоинства | Недостатки |
ТЭС | ||
АЭС | ||
ГЭС |
Сообщения:
1. Производство электрической энергии на ТЭС.(презентация)
2. Производство электрической энергии на АЭС. .(презентация)
3. Производство электрической энергии на ГЭС.(презентация)
Ответить на вопросы:
1 Где у нас в области есть ТЭЦ?
2. От чего зависит мощность ГРЭС?
3. Что используют в качестве топлива на АЭС?
Потребители электроэнергии имеются повсюду. Производится она в сравнительно немногих местах, близких к источникам топливо и гидроресурсов. Поэтому возникает необходимость в передаче энергии на большие расстояния. Электрические станции ряда районов объединены энергосистемой.
Сообщение « ЛЭП и ЕЭС» .(презентация)
3.Подведение итогов урока: т.о. сегодня на уроке мы рассмотрели различные виды производства электрической энергии, обсудили преимущества и недостатки каждого вида и перспективы их развития
4.Д/з п.39-41
5. ЗАДАЧИ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ:
1. Почему тепловое загрязнение водоемов (сброс подогретой на ТЭС воды) приводит к гибели рыбы?
Ответ: С повышением температуры в воде уменьшается содержание кислорода.
2. Почему накопление в атмосфере углекислого газа приводит к парниковому эффекту?
Ответ: Слой углекислого газа пропускает видимые лучи, но не пропускает тепловые.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме « Гидростатика»
ЦЕЛИ:
- образовательная:
повторить, обобщить и проверить знания и умения , полученные при изучении темы;
- воспитательная:
развивать ответственное отношение к учению, умения рассуждать, делать выводы;
- развивающая:
активизировать мышление, развивать познавательный интерес.
ОБОРУДОВАНИЕ: шар Паскаля, металлический и жидкостный манометры, сосуды с
водой, наборы тел.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ:
1. Мотивация обучения
Мы закончили изучение темы «Гидростатика» и сегодня на уроке повторим основные понятия и законы, решим задачу , вспомним принцип действия и устройство некоторых приборов.
2.Повторение
1 этап:
а) фронтальный опрос по вопросам: закон Паскаля, сообщающиеся сосуды, атмосфера, барометр, манометр, Архимедова сила, условия плавания тел;
б) индивидуальная работа по карточкам ( 5 человек)
1.Поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах расположены ………
2. При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет ……
высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
3.=
4. []= [ ] , [ V ]= [ ] , [ ρ ]= [ ]
5. Перевести в Паскали
352 кПа =
0,26 кПа
2 этап:
Отгадав кроссворд, вы вспомните ученого, который открыл законы гидростатики.
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 |
Вопросы:
1.Французский ученый, который подтвердил существование атмосферного давления.
2. Прибор для измерения атмосферного давления.
3. Что означает в переводе с греческого слово « атмос»
4.Итальянский ученый, измеривший атмосферное давление.
5.Прибор для измерения давления большего или меньшего атмосферного.
6.Красная линия на корпусе судна, показывающая наибольшую допустимую осадку.
7.Физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
1 | П | А | с | к | а | л | ь | ||||||
2 | б | а | р | о | м | е | т | р | |||||
3 | в | о | з | д | у | х | |||||||
4 | т | о | р | р | и | ч | е | л | л | и | |||
5 | м | а | н | о | м | е | т | р | |||||
6 | в | а | т | е | р | л | и | н | и | я | |||
д | а | в | л | е | н | и | е | ||||||
3 этап:
Архимед – древнегреческий ученый, который открыл законы гидростатики. Он доказал, что на всякое тело , погруженное в жидкость, действует архимедова сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут. Почему? Сейчас мы это выясним.
Работа в группах :
1 группа :
Пронаблюдать, какие из предложенных тел ( гвоздь, фарфоровый ролик, кусок оргстекла, пенопласт, парафин) тонут, какие плавают в воде.
Найти в таблице учебника ( стр 45) плотности веществ и сравнить их с плотностью воды. Результаты оформить в таблице. Сделать вывод.
Плотность тела | Плотность воды | Плавает или тонет |
2 группа:
Сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров. Результаты опытов представьте на рисунке.
3 группа:
Сравнить глубину погружения картофелины в обыкновенной и и соленой воде.
Сделайте вывод.
4 группа:
Выяснить, изменится ли глубина погружения пробирки в воде, если:
а) пластилин положить внутрь пробирки;
б) прикрепить его ко дну пробирки снаружи
Сделать вывод.
4 этап:
Решить задачу:
Железобетонная плита размером 3,51,50,2 м погружена в воду на половину своего объёма. Какова архимедова сила, действующая на её?.
5 этап:
Ответить на вопросы:
1.Продемонстрировать закон Паскаля с помощью шара Паскаля.
2. Рассказать устройство барометра- анероида.
3. Рассказать устройство и принцип действия манометра.
4. « И горы встают у него на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё кручи,
А горы уходят под самые тучи»
Как с изменением высоты изменяется давление воздуха?
5. « В синем море звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет»
На чем основано плавание судов?
6 этап:
Тестирование:
1. По какой формуле определяют выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело?
А) F = р S Б) F = g•ρ•V В) F = V•S Г) А = F S Д) R= F+ F
2. По какой формуле определяют давление ?
А) N = А/t Б) S = V•t В) Р = F / S Г) Р = g•m Д) ρ= m/V
3. По какой формуле рассчитывается давление жидкости на дно сосуда, в котором она находится ?
А) P= g ρh Б) F = g•ρ•V В) А = N t Г) F = А/ S Д) m = ρ V
4. В каких единицах измеряют давление?
А) Джоуль Б) Ватт В) Ньютон Г) Килограмм Д) Паскаль
5. Как называется прибор для измерения давления?
А) Весы Б) Термометр В) Спидометр Г) Динамометр Д) Барометр- анероид
6.Меняется ли атмосферное давление с увеличением высоты над поверхностью Земли?
А) не меняется Б) увеличивается В)уменьшается
Г) до высоты 10 км не меняется , а затем резко уменьшается
Д) в некоторых местах увеличивается, в некоторых уменьшается
7. На поверхности озера плавает мяч. Сила тяжести, действующая на мяч 5 Н. Чему равна выталкивающая сила?
А) не хватает данных Б) 5 Н В) 50 Н Г) 0,2 Н Д) 2,5 Н
8. Имеются два железных шарика одинакового объема: один сплошной, другой полый. При погружении в воду сплошной шарик утонул, а полый стал плавать под водой. Изобразите силы, действующие на шары.
7 этап:
Итог урока.