Учитель года 2013

Даушева Алма Николаевна

Предварительный просмотр:

«Школа родителей будущих первоклассников»

         Здравствуйте, уважаемые родители!

Здесь вы можете найти ответы на несколько вопросов:

- От чего зависит успех в учебе?

- Что такое школьная зрелость?

- Какие существуют уровни школьной зрелости?

- Почему дети не успевают в начальной школе?

- Что же делать?

Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

Считается, что у большинства детей младшего школьного возраста успех в учебе зависти от школьной мотивации, интереса, уровня самооценки, а также уровня школьной зрелости.

               Школьная зрелость – это такой уровень развития способностей и здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки, школьный режим не будут чрезмерно обременительными для ребёнка и не окажут отрицательного воздействия на его соматическое и психическое здоровье. Уровень школьной зрелости определяет психолог

Высокий уровень ШЗ – означает, что ребенок готов к обучению в любой школе, и есть достаточные основания полагать, что при внимании и адекватной помощи со стороны родителей он успешно справится с любой предложенной ему программой обучения.

Средний уровень ШЗ – означает, что ребёнок готов к обучению по программе массовой начальной школы. Обучение в школе повышенного уровня может оказаться для него тяжеловатым, и если родители все же отдают в такую школу, то они обязательно оказывают существенную помощь своему ребенку, тщательно соблюдать режим дня, создавать для ребенка щадящую атмосферу, по возможности лишенную сильных стрессов.

Иначе может наступить перенапряжение и истощение адаптационных механизмов организма ребенка.

Низкий уровень ШЗ – означает, что освоение даже обычной программы начальной школы будет представлять для ребенка значительную трудность. Для него необходимы коррекционные занятия по подготовке к школе. Как правило, при низком уровне ШЗ различные функции восприятия и мышления развиты неравномерно. Психолог подскажет какие именно функции страдают и порекомендует соответствующие упражнения.

Очень низкий уровень ШЗ.

Психолог обычно дает рекомендации отложить поступление в школу на год и посвятить этот год психофизиологическому закаливанию и устранению недостатков в развитии ребенка.

Почему дети не успевают в начальной школе? 

          В последнее время медиками, психологами, педагогами отмечается тенденция увеличения различных отклонений в состоянии здоровья детей, их психофизическом и речевом развитии. Среди уч-ся общеобразовательных школ 20-30% школьников нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи, а свыше 60% относятся к группе риска.

Уровень приобретения детьми школьных навыков неизбежно будет зависеть от семейных обстоятельств и обучения в школе, а также от их индивидуальных особенностях характера.

Условно их можно разделить на три группы.

1. Биологические. Дети приходят в 1 класс не достигнув уровня ШЗ, соматически ослабленные, с врожденным или приобретенными нарушениями зрения и слуха. Леворукость – доминирует не левое полушарие, а правое.

«Правополушарные» люди обладают особым «синтетическим» взглядом на мир, им зачастую присуще тонкое, художественное и интуитивное восприятие действительности. Программы средней школы ориентированы на «левополушарных» детей с преобладание аналитического, а не синтетического мышления. Терпите и помогайте терпеть ребенку. Всячески поощряйте и вселяйте надежду. Главное - не отбить охоту учиться.

К биологическим относится неврологический диагноз «ЗПР», «ЛСУО», «ММД», гипер или гиподинамический синдром.

Часто встречается педзапущенность ребенка.

2. Социальные.

Плохое обучение в школе из-за непрофессионализма педагога, его личные проблемы, проецирующие на детей.

Конфликт между педагогом и родителями, нездоровая атмосфера в классе, а также неправильно выбранная программа для обучения.

3. Эмоциональные.

Конфликт с одноклассниками, неумение или не желание строить адекватные, дружеские отношения, не понимание между учителем или учеником.

Различные типы нарушения школьных навыков

Сейчас мы рассмотрим  специфические расстройства развития школьных навыков (СРШН): расстройство внимания или поведения, расстройство развития моторных функций или специфические расстройства развития речи.

Все взаимосвязано. При слабо развитой моторики, возникают трудности с фонемным восприятием.

Среди расстройств группы СРШН выделяют:

1. Дислексия – нарушение навыков чтения.

При чтении наблюдаются: медленный темп, искажения или дополнения слов; попытки начать чтение заново, длительные запинки или «потеря места», перестановка слов или букв, недостаточность в понимании читаемого, неспособность вспомнить факты из прочитанного, а также сделать заключение.

2. Дисграфия – нарушение навыков письма. Наблюдается замена, пропуск букв и слогов.

3. Акалькулия – нарушение арифметических навыков.

4. Трудности в обучении – смешанного расстройства школьных навыков.

Эмоциональные и поведенческие расстройства сочетающие с нарушениями внимания, памяти и низкой умственной работоспособностью.

             В 1 классах была проведена диагностика с целью определения УШЗ. Результаты диагностики показали, что у будущих первоклассников недостаточно сформированные фонематический слух, оптико-пространственные представления, бедный словарный запас, маленький объем слухоречевой памяти.

             Следует заметить, что отклонения в формировании указанных представлений встречаются как при нормальном речевом развитии, так и при нарушениях речи. Пространственные представления являются необходимым базисом, над которым надстраиваются письмо и чтение. При несформированности пространственного различия у детей отмечаются ошибки, которые проявляются на разных языковых уровнях (буква, слог, фраза, текст – неспособность выделять и сохранять в памяти четкую последовательность и структуру высказывания).

Например: Из кнезда у пал птинец. Стрикозы кружили на озиром.

          Пространственный фактор рассматривается как одна из предпосылок становления слоговой структуры слова, структуры предложения.

          Дефицит пространственно-временных представлений отрицательно влияет не только на процесс письма, но и на понимание объяснений учителя, художественных текстов, текста математических задач, сравнительных конструкций. Пространственно-временный аспект предшествует установлению причинно-следственных связей между событиями.

         Таким образом, оптико-пространственная патология, недостаточная сформированность пространственных представлений оказывает влияние на формирование лексико-грамматической стороны речи, снижают уровень словесно-логического мышления, затрудняют понимание сложных лексико-грамматических конструкций, тормозят всю познавательную деятельность в целом.                      (Зн-во родителей с результатами диагностики)

Как помочь ребенку?

1. Установить причину неуспеваемости.

2. Посещение специальных коррекционных занятий.

3. Левшей никогда не ругать за двойки по письму.

4. Повышать самооценку ребенка. Оценка должна быть адекватной и взвешенной, т.к. безоглядно хвалить ребенка так же неполезно, как и постоянно ругать.

5. Помнить, что ребенок не становится сильнее и умнее от перечисления и многократного повторения списка его недостатков.

6. Стараться не ругаться со школьной учительницей и не обсуждать при ребенке, т.к. психическое здоровье вашего ребенка дороже ваших «побед» в борьбе с педагогом.

7. В конфликтных ситуациях с детским коллективом необходимо разбираться и находить компромиссное решение.

Практический тренинг

               Преподнесение и выполнение заданий в игровой форме является наиболее эффективным средством формирования у детей умения ориентироваться в пространстве, т.к. именно в игре происходят эволюция сенсорной сферы, обогащение словаря, усвоение языковых закономерностей, активизация речевой активности.

Развитие ориентации в пространстве

- Доктор Айболит слушает больного и прикладывает трубку сначала к правому уху, а потом к левому.

- Буратино в чулане услышал шорох. Он стал прислушиваться, прикладывая руку сначала к правому уху, потом к левому.

- Капитан на корабле увидел землю, приложив подзорную трубу сначала у правому глазу, потом к левому.

- Львенок лежал на пляже и загорал с закрытыми глазами, а когда к нему подошла черепаха и спросила, что он делает, то львенок открыл сначала левый глаз, потом правый.

Игра «Путаница» Детям предлагается закрыть правой рукой левый глаз, показать левой рукой правое ухо, правой рукой левую ногу, дотянуться левой рукой до носка правой ноги, а правой рукой до левой пятки и т.д.

Игра «Найди клад» Цель: познакомить с понятиями «между», «за», «над», «перед», «вверху», «внизу», «назад», «вперед».

Развитие внимания, воображения и эмоционально-волевой сферы

Игра «У оленя», «Внимание, школа!», «День, ночь», «Лото», «Танграмм», работа с газетным листом, рабочие тетради по развитию психических процессов.

Развитие моторики

 Лепка, работа с ножницами, с пуговицами, с клубком, с конструктором, мозаикой, оригами.



Предварительный просмотр:

«Берём на карандаш»

"Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?”

Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения. Вспомните, сколько раз Вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда Вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные? В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.

 Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.

Пусть ребенок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время Вы проводите за книгами, а не у телевизора.

Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе.

Помогите ему не утратить веры в себя.

Ученые придумали специальный термин: «поколение сдавшихся» - это о тех, кто готов купить ребенку все, что угодно, по первому требованию.

Современные родители балуют своих детей гораздо больше и чаще, чем когда-либо в истории, сообщает The Daily Mail.

Исследователи из компании Skiptom Building провели масштабный опрос и выяснили, что нынешние родители гораздо чаще покупают подарки, чем это делали предыдущие поколения.

Ученые связывают это, во-первых, с существенным ростом рынка детских товаров — просто у ребенка теперь гораздо больше желаний, чем было 50 или даже 30 лет назад: гораздо шире и разнообразнее выбор игрушек.

Во-вторых, исследователи отмечают очень сильное чувство вины за время, проведенное на работе. Современные папы и мамы действительно проводят в офисе гораздо больше времени, чем их предшественники, и гораздо меньше времени могут уделять детям.

Ученые даже придумали специальный термин: «поколение сдавшихся» — 60% родителей покупают ребенку игрушки по первому его требованию, не дожидаясь, пока тот «заслужит» подарок.

Каждый пятый родитель заявил, что боится разочаровать своего ребенка, если не купит ему то, что тот хочет. Каждый третий уверен, что у его ребенка должны быть все те же игрушки, что у его сверстников — вне зависимости от достатка и материальных возможностей семьи.

        



  



Предварительный просмотр:

РАССКАЗ  О «Е» И «Ё»

Что   делать,  если  «Е»  и  «Ё»  сильно  одинаковые?

Их   можно  различить,  у  «Ё»  точки,  а  у  «Е»  нет.

Во  время  обеда  «Е»  кричит: Ура,  еда!  Еда!  Еда!

А, «Ё» - Ёда!  Ёда! Ёда!  Она, наверное  хочет сказать, «Ида», сказала буква «И». А зачем ей йод спросила буква «Й».  Ей не нужен йод, она  хочет есть, но говорит йод. Надо научить её правильно говорить сказала буква «И», что бы  было понятно, чего она хочет. Для этого нужны все буквы, сказала «Й». И пошли они искать другие буквы: -  «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Ж», «З» ...  Ели нашли их всех, - на горке, в шкафу, под подушкой, спящей и в гостях, в игре и на улице. Всех разыскали.  Но научить не смогли. Потому что каждая буква говорит только за себя, как буква «Ё». Что же делать? Надо, что бы в каждом слове, каждая буква была на своем месте и говорила только за себя.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему: "Путешествие в страну Умников и умниц" (1-й класс)

Цели:

  1. Познакомить детей со сказками A.C. Пушкина, сказочными героями, учить правилам общения, культуре поведения.
  2. Развивать сообразительность, воображение, память, внимание при ответах на вопросы.
  3. Воспитывать интерес к сказкам A.C. Пушкина, творческий интерес.

Оборудование: плакат со станциями, автомобиль бумажный, плакат – иллюстрация к сказкам, конверты, награды.

Ход мероприятия

Учитель:

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, посмотреть, как вы умеете слушать и работать.
- Сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие в страну “умников и умниц”, где нас ждут различные приключения, очень интересные задания.
- И прежде чем мы отправимся в путь, должны отгадать загадку. На каком виде транспорта мы отправимся в путь.

Загадка:

Чтоб тебя я повез, 
Мне не нужен овес, 
Накорми меня бензином 
На копыта дай резину 
И тогда, поднявши пыль 
Побежит... 
(автомобиль).

- Правильно, молодцы. Вот на таком красивом автомобиле мы и поедем в путь.
- Вы готовы к путешествию?

Дети: (да).

- Желаю всем удачи! Итак, в путь.

1 конкурс. Отгадать название команд – соперника.

Загадка для 1 команды – отгадать название 2 команды.

Загадка:

Гребешок аленький
Кафтанчик рябенький,
Двойная походка.
Раньше всех встает 
Голосисто поет 
О том, что солнышко встает!

Дети: (петух).

- Правильно! Итак, 2 команда—петушки! 
(Выходит капитан команды “петушок”).
- Из какой сказки A.C. Пушкина герой петушок?
- Дети: (сказка о золотом петушке!)

Загадка для 2 команды - отгадать название 3 команды.

Загадка:

Блещет в реке чистой 
Спинкой серебристой...

Дети: (рыбка).

- Правильно! Итак, 3 команда - рыбки! 
- (Выходит капитан команды “рыбка”).
- Из какой сказки A.C. Пушкина рыбка? 
- Дети:
 (сказка “О рыбаке и рыбке”).

Загадка для 3 команды - отгадать название 1 команды.

Загадка:

Хожу в пушистой шубе, 
Живу в густом лесу, 
В дупле на старом дубе 
Орешки я грызу.

Дети: (белка).

- Молодцы, а из какой сказки A.C. Пушкина белка?

Дети: (“сказка о царе Салтане”).

Итак:

1 команда – белки.
2 команда – петушки.
3 команда – рыбки.

- Поехали на первую станцию, где нас ждут интересные задания по сказкам A.C. Пушкина.

Станция 1 “Сказочная”.

- За каждый правильный ответ жюри вам поставит 3 балла.

1 команда. Сколько раз закидывал старик невод в море в “Сказке о рыбаке и рыбке”? (три раза).
2 команда. Под каким деревом грызла орешки белка в “Сказке о царе Салтане”? 
(под ёлкой).
3 команда. Какое было последнее желание вредной старухи? 
(стать владычицей морскою).
1 команда. Каким фруктом отравилась царевна в сказке “О мертвой царевне и семи богатырях”?
 (яблоком).
1 команда. Из чего состояли орешки, которые грызла белка? 
(скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд).
2 команда. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? 
(комар, муха, шмель).
1 команда. В какой сказке Пушкина была царевна-лебедь?
 (“Сказка о царе Салтане”).
1 команда. В какой сказке Пушкина есть такие слова?

“В третий раз закинул он невод. Пришел невод с одной рыбкой” (“Сказка о рыбаке и рыбке”).

3 команда. В какой сказке Пушкина есть 7 богатырей? (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”).

- Молодцы, все команды хорошо отвечали!
- Едем дальше?

Станция 2 “Художников”.

Конкурс капитанов.

- Капитаны, к доске.

(На доске белые листы, рисовать любое животное).

- Молодцы, жюри оценивает.

Станция 3 “Отгадай-ка”.

Выбирают конверт с загадками.

1 конверт – животные.

1.

Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг! 
По снежочку тык-тык!

(Заяц).

2.

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный.

(Волк).

3.

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок,
Пятачок дырявый
А крючок вертлявый.

(Свинья).

4.

Хитрая плутовка
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса
А зовут её...

(Лиса).

2 конверт – овощи.

1.

Расту в земле на грядке я
Красная, длинная, сладкая.

(Морковь).

2.

В огороде вырастаю
А когда я созреваю,
Варят из меня томат.

(Помидор).

3.

Сидит дед, во сто шуб одет, 
Кто его раздевает, тот слезы проливает.

(Лук).

4.

Уродилась я на славу
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи –
Меня в них ищи.

(Капуста).

3 конверт – транспорт.

1.

Смело в небе пролетает,
Обгоняет птиц полёт,
Человек им управляет
Что такое?

(Самолёт).

2.

Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь, прибавлю ходу,
Везу обоз на сто колёс
И называюсь...

(Паровоз).

3.

Две педали я имею
Кто не трус и не трусиха
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет. Я зовусь...

(Велосипед).

4.

Всё лето стояли
Зимы ожидали
Дождались поры –
Помчались с горы.

(Санки).

Станция 4 “Умников и умниц”.

Выбирают конверт “Найди липший предмет”.

- Вот и проехали мы все станции. 
- Понравилось наше путешествие?
- Пока жюри подводит итог, мы с вами поиграем. 
- Игра “Съедобное и несъедобное”

Итак:

1 команда – 1 место
2 команда – 2 место
3 команда – 3 место.

- Молодцы команды!



Предварительный просмотр:

Диагностический материал

«Я иду в школу»

                                                   

Тест «Правильно ли вы воспитываете своего ребёнка?»

1. Гордитесь ли вы тем, что ваш ребёнок уже с детства был чистюлей?

2. Умеете ли вы спокойно и обстоятельно отвечать своему ребёнку на вопросы, связанные со взаимоотношениями мужчин и женщин?

3. Целуете ли и гладите ли вы своего малыша после того, как ему исполнилось 5 лет?

4. Настаиваете ли вы на том, чтобы ребёнок сам убирал игрушки?

5. Способны ли вы в присутствии ребёнка признать свою ошибку?

6. Уважаете ли вы право ребёнка на личную тайну?

7. Есть ли у вас привычка повторять: «А вот в моё время..» или «Ребёнок должен держать язык за зубами»?

8. Делитесь ли вы с ребёнком радостями и горестями?

9. Бывает ли, что в качестве наказания вы запрещаете ребёнку смотреть телевизор?

10. Знаете ли вы точно, как ребёнок проводит время без вас?

11. Если бы кто-нибудь придумал робот – воспитатель, который бы вместо родителей идеально воспитывал детей, купили бы вы такую машину?

12. Критикуете ли вы детей в присутствии посторонних?

Если ваш ответ совпал с тем, который приведен в таблице, то поставьте 1 балл.

1       2      3     4        5     6      7      8       9        10    11     12

нет   да    да    нет    да   да    нет   да     нет    нет   нет    нет

1 -2 балла – вы слишком строги и педантичны, стоит быть немного терпимее, не давите авторитарностью и не будьте чрезмерно эгоцентричны, иначе не за горами, когда ваши дети будут изворачиваться , приспосабливаться, обманывать.

3 – 4  - не мешало бы вам предоставить ребёнку немного больше свободы и самостоятельности.

5 – 6 – вы не имеете последовательного стиля воспитания: порой слишком требовательны, порой позволяете ребёнку слишком много, вы либеральны, нет системы. Не забывайте, что при попустительстве, ребёнок начнет брать инициативу в свои руки и вы будете у него идти на поводу.

7 – 8 – вы не очень опытны как педагог, но воспитываете ребёнка с любовью и радостью.

9 – 10 –вы демократичны, вы очень хорошие родители, способны передать ребёнку верное отношение к жизненным проблемам.

11 – 12 – вы могли бы поделиться опытом воспитания с профессиональными педагогами.

Определение мотивов учения

Тест «Готов ли ребёнок к школе?»

Цель: определить уровень школьной зрелости.

1. Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребёнка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким – либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (собирать конструктор)?

4. Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей нисколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребёнок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?

6. Может ли ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли ваш ребёнок читать по слогам или, что ещё лучше целыми словами?

9. Умеет ли ваш ребёнок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что ваш ребёнок имеет твердую руку?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем? (аппликация)

14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за 1 минуту?

15. Знает ли ребёнок название диких и домашних животных?

16. Может ли обобщать понятия «овощи», «фрукты», «птицы», и т.д.?

17. Любит ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозайку?

18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Положительный, утвердительный ответ – 1 балл.

15 – 18 – можно считать, что ребёнок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легкопреодолимы;

10 – 14 – вы на правильном пути, ребёнок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребёнком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Тест школьной зрелости Керна – Ирасека

1. Цель: определить уровень общего психического развития.

    Нарисовать фигуру человека.

2. Цель: определить умение действовать по формальному правилу.

 А) Скопировать схему расположения 10 точек, расположенных одна под другой на равном   расстоянии по вертикали и горизонтали.

 Б) Копирование с переносом.

3. Цель: оценить представление о делении речи на слова и отдельные буквы.

    Скопировать предложение «Он ел суп.»

4. Графический диктант.

Диагностика развития внимания

Цель: определить устойчивость внимания, объем , скорость распределения и переключения.

1. «Корректурная проба» - алфавит, цифры

2. Методика «Шифровка»

3. Тест: «Цифровая таблица» (используется при владении счетом)

Диагностика развития воображения и восприятия.

1. Методика «Угадай, что нарисовано»

2. Методика «Дорисовывание фигур».

3.Методика «Образец и правило»

4. Методика «Дополни набор»

Диагностика памяти

1. Методика «10 слов»

2. Рассказать наизусть 1-2 стихотворения.

Диагностика развития вербально - логического мышления

1. Методика Е. М. Мастюковой

Цель: определить уровень психического развития младших школьников.

2. Методика нейропсихологической диагностики детей Л.С. Цветковой

    Чтение и осмысление текста

Определение мотивации обучения

1. Осведомленность.

2. Классификация.

3. Установление взаимо-однозначных соответствий.

4. Обобщение.

5. Установление логических связей и закономерностей.

6. Понимание загадок и пословиц.

7. Наглядно – образное мышление.

8. Сравнение по форме, цвету, ориентирование в пространстве.

9. Речь. Фонематический слух.

10. Математика. Количество и счет.

Вопросы для собеседования с будущим первоклассником

Цель: определить уровень общей осведомленности, школьной зрелости.

1. Назови Ф.И.О.                                                        17. Ты сам хочешь пойти в школу?

2. Назови Ф.И.О. родителей                                     18. Каких животных ты знаешь?

                                                                                           Назови детёнышей.

3. Ты девочка или мальчик?                                     19. Каких ты знаешь птиц?

    Кем ты будешь дядей или тетей?

4.У тебя есть брат, сестра?                                        20. Кто больше корова или коза?

   Кто старше?                                                                   Птица или пчела?

   Младше?                                                                        У кого больше лап у собаки или у  

                                                                                            кошки?

5.Сколько тебе лет?                                                   21. Покажи правую руку, левую. Глаз.

   Через 1 год?                                                                   Для чего нужны глаза?

    Через 2 года?                                                                 Уши? Правила гигиены.

6. Сейчас утро или вечер, день или ночь?               22. Что больше 8 или 5?

7. Когда ты завтракаешь вечером или утром?        23. Что меньше 7 или2?

    Когда мы обедаем?

    Когда ужинаем?                                                     24. Что нужно сделать, если сломал

    Что бывает раньше обед или завтрак?                       игрушку?

    Что раньше день или ночь?

8. Где ты живешь?

    Назови столицу нашей Родины?

    Земля – это планета или спутник?

    Назови денежную единицу России.

9. Кем работает твой папа?

    Кем работает твоя мама?

10. Ты любишь рисовать?

    Определить цвета.

11. Какое сейчас время года?

     Почему ты так считаешь? Назови месяцы времен года.

12. Назови дни недели.

13. Когда можно кататься на санках летом или зимой?

14. Почему снег бывает зимой?

15 Что делает почтальон?

     Врач?

     Учитель?

16. Зачем нужен в школе звонок?

      Зачем нужна парта?

Оценка результатов

1. За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребёнок получает 1 балл (за исключением контрольных)

2. Ребёнок может получить по 0,5 балла за правильные, но не полные ответы на подвопросы пункта

3. Правильным считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: «папа работает инженером. У собаки лап столько же как у кота»

Неверными считаются ответы: «Мама Таня, папа работает на работе»

4. К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 22.

Они оцениваются следующим образом:

№5 – если ребёнок может вычислить сколько ему лет – 1 балл, если он называет года с учетом месяцев – 3 балла.

№8 – за полный домашний адрес с названием города – 2 балла, неполный -1, за дополнительный вопрос  - 1 балл.

№15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.

№22 – за правильный ответ – 2 балла.

5. Пункт 16 оценивается совместно с п.п. 15 и 17. Если в №15 ребёнок набрал 3 балла и дал положительный ответ на №16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма должна быть не менее 4)

24-29 – высокий уровень школьной зрелости

20 – 24 – средний

15- 20 – не готов к школе

                           



Предварительный просмотр:

Диагностический материал

«Я иду в школу»

                                                    Составила: педагог-психолог

                                                                                                        Щербакова О.В.

Тест «Правильно ли вы воспитываете своего ребёнка?»

1. Гордитесь ли вы тем, что ваш ребёнок уже с детства был чистюлей?

2. Умеете ли вы спокойно и обстоятельно отвечать своему ребёнку на вопросы, связанные со взаимоотношениями мужчин и женщин?

3. Целуете ли и гладите ли вы своего малыша после того, как ему исполнилось 5 лет?

4. Настаиваете ли вы на том, чтобы ребёнок сам убирал игрушки?

5. Способны ли вы в присутствии ребёнка признать свою ошибку?

6. Уважаете ли вы право ребёнка на личную тайну?

7. Есть ли у вас привычка повторять: «А вот в моё время..» или «Ребёнок должен держать язык за зубами»?

8. Делитесь ли вы с ребёнком радостями и горестями?

9. Бывает ли, что в качестве наказания вы запрещаете ребёнку смотреть телевизор?

10. Знаете ли вы точно, как ребёнок проводит время без вас?

11. Если бы кто-нибудь придумал робот – воспитатель, который бы вместо родителей идеально воспитывал детей, купили бы вы такую машину?

12. Критикуете ли вы детей в присутствии посторонних?

Если ваш ответ совпал с тем, который приведен в таблице, то поставьте 1 балл.

1       2      3     4        5     6      7      8       9        10    11     12

нет   да    да    нет    да   да    нет   да     нет    нет   нет    нет

1 -2 балла – вы слишком строги и педантичны, стоит быть немного терпимее, не давите авторитарностью и не будьте чрезмерно эгоцентричны, иначе не за горами, когда ваши дети будут изворачиваться , приспосабливаться, обманывать.

3 – 4  - не мешало бы вам предоставить ребёнку немного больше свободы и самостоятельности.

5 – 6 – вы не имеете последовательного стиля воспитания: порой слишком требовательны, порой позволяете ребёнку слишком много, вы либеральны, нет системы. Не забывайте, что при попустительстве, ребёнок начнет брать инициативу в свои руки и вы будете у него идти на поводу.

7 – 8 – вы не очень опытны как педагог, но воспитываете ребёнка с любовью и радостью.

9 – 10 –вы демократичны, вы очень хорошие родители, способны передать ребёнку верное отношение к жизненным проблемам.

11 – 12 – вы могли бы поделиться опытом воспитания с профессиональными педагогами.

Определение мотивов учения

Тест «Готов ли ребёнок к школе?»

Цель: определить уровень школьной зрелости.

1. Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребёнка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким – либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (собирать конструктор)?

4. Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей нисколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребёнок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?

6. Может ли ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли ваш ребёнок читать по слогам или, что ещё лучше целыми словами?

9. Умеет ли ваш ребёнок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что ваш ребёнок имеет твердую руку?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем? (аппликация)

14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за 1 минуту?

15. Знает ли ребёнок название диких и домашних животных?

16. Может ли обобщать понятия «овощи», «фрукты», «птицы», и т.д.?

17. Любит ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозайку?

18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Положительный, утвердительный ответ – 1 балл.

15 – 18 – можно считать, что ребёнок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легкопреодолимы;

10 – 14 – вы на правильном пути, ребёнок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребёнком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Тест школьной зрелости Керна – Ирасека

1. Цель: определить уровень общего психического развития.

    Нарисовать фигуру человека.

2. Цель: определить умение действовать по формальному правилу.

 А) Скопировать схему расположения 10 точек, расположенных одна под другой на равном   расстоянии по вертикали и горизонтали.

 Б) Копирование с переносом.

3. Цель: оценить представление о делении речи на слова и отдельные буквы.

    Скопировать предложение «Он ел суп.»

4. Графический диктант.

Диагностика развития внимания

Цель: определить устойчивость внимания, объем , скорость распределения и переключения.

1. «Корректурная проба» - алфавит, цифры

2. Методика «Шифровка»

3. Тест: «Цифровая таблица» (используется при владении счетом)

Диагностика развития воображения и восприятия.

1. Методика «Угадай, что нарисовано»

2. Методика «Дорисовывание фигур».

3.Методика «Образец и правило»

4. Методика «Дополни набор»

Диагностика памяти

1. Методика «10 слов»

2. Рассказать наизусть 1-2 стихотворения.

Диагностика развития вербально - логического мышления

1. Методика Е. М. Мастюковой

Цель: определить уровень психического развития младших школьников.

2. Методика нейропсихологической диагностики детей Л.С. Цветковой

    Чтение и осмысление текста

Определение мотивации обучения

1. Осведомленность.

2. Классификация.

3. Установление взаимо-однозначных соответствий.

4. Обобщение.

5. Установление логических связей и закономерностей.

6. Понимание загадок и пословиц.

7. Наглядно – образное мышление.

8. Сравнение по форме, цвету, ориентирование в пространстве.

9. Речь. Фонематический слух.

10. Математика. Количество и счет.

Вопросы для собеседования с будущим первоклассником

Цель: определить уровень общей осведомленности, школьной зрелости.

1. Назови Ф.И.О.                                                        17. Ты сам хочешь пойти в школу?

2. Назови Ф.И.О. родителей                                     18. Каких животных ты знаешь?

                                                                                           Назови детёнышей.

3. Ты девочка или мальчик?                                     19. Каких ты знаешь птиц?

    Кем ты будешь дядей или тетей?

4.У тебя есть брат, сестра?                                        20. Кто больше корова или коза?

   Кто старше?                                                                   Птица или пчела?

   Младше?                                                                        У кого больше лап у собаки или у  

                                                                                            кошки?

5.Сколько тебе лет?                                                   21. Покажи правую руку, левую. Глаз.

   Через 1 год?                                                                   Для чего нужны глаза?

    Через 2 года?                                                                 Уши? Правила гигиены.

6. Сейчас утро или вечер, день или ночь?               22. Что больше 8 или 5?

7. Когда ты завтракаешь вечером или утром?        23. Что меньше 7 или2?

    Когда мы обедаем?

    Когда ужинаем?                                                     24. Что нужно сделать, если сломал

    Что бывает раньше обед или завтрак?                       игрушку?

    Что раньше день или ночь?

8. Где ты живешь?

    Назови столицу нашей Родины?

    Земля – это планета или спутник?

    Назови денежную единицу России.

9. Кем работает твой папа?

    Кем работает твоя мама?

10. Ты любишь рисовать?

    Определить цвета.

11. Какое сейчас время года?

     Почему ты так считаешь? Назови месяцы времен года.

12. Назови дни недели.

13. Когда можно кататься на санках летом или зимой?

14. Почему снег бывает зимой?

15 Что делает почтальон?

     Врач?

     Учитель?

16. Зачем нужен в школе звонок?

      Зачем нужна парта?

Оценка результатов

1. За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребёнок получает 1 балл (за исключением контрольных)

2. Ребёнок может получить по 0,5 балла за правильные, но не полные ответы на подвопросы пункта

3. Правильным считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: «папа работает инженером. У собаки лап столько же как у кота»

Неверными считаются ответы: «Мама Таня, папа работает на работе»

4. К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 22.

Они оцениваются следующим образом:

№5 – если ребёнок может вычислить сколько ему лет – 1 балл, если он называет года с учетом месяцев – 3 балла.

№8 – за полный домашний адрес с названием города – 2 балла, неполный -1, за дополнительный вопрос  - 1 балл.

№15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.

№22 – за правильный ответ – 2 балла.

5. Пункт 16 оценивается совместно с п.п. 15 и 17. Если в №15 ребёнок набрал 3 балла и дал положительный ответ на №16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма должна быть не менее 4)

24-29 – высокий уровень школьной зрелости

20 – 24 – средний

15- 20 – не готов к школе

                           



Предварительный просмотр:

Первые шаги составления презентации на компьютере.                       










Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» — «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. .

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Учителю нужно знать:

  1. Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности?
  2. Как организовать мониторинг формирования ЗУН необходимых для выполнения учебного проекта или исследования?
  3. Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП?
  4. Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование?
  5.  Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?
  6. Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?
  7. Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?
  8. Как разработать учебный проект или исследование?
  9. Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?
  10. Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?
  11. С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  1. проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  2. целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  3. самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  4. представление результатов своей деятельности и хода работы;
  5. презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  6. поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  7. практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  8. выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  9. проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Для обучающихся в начальной школе

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом — двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.

Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  3. практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  5. степень осмысления использованной информации;
  6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  10. владение рефлексией;
  11. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  12. социальное и прикладное значение полученных результатов.

Метод проектов

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)
  4. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
  5. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
  6. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
  7. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
  8. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. — М.: МИПКРО, 2001. 160с

Исследовательский метод

  1. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.
  2. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88..


Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности

http://schools.keldysh.ru/labmro  — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

www.researcher.ru  — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы. До 250 посещений в день.

www.1553.ru  — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городской экспериментальной площадки «Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся». До 50 посещений в день.

www.vernadsky.dnttm.ru  — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В. И. Вернадского.

www.issl.dnttm.ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день.

www.konkurs.dnttm.ru  — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день.

www.subscribe.dnttm.ru  — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся (в разработке).