Роль моделирования в воспитании дошкольников
В настоящее время вопросы использования моделей и моделирования в работе с детьми дошкольного возраста привлекают всё большее внимание.
Многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов – Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко показывают, что использование моделирование, как средство формирования разнообразных знаний и навыков, оказывает положительное влияние на умственное развитие детей.
По мнению Н. Н. Подьякова, использование моделирования создаёт для детей возможности получить доступ к скрытным, непосредственно не воспринимаемым свойствам предметов.
Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста доказана работниками психологов и педагогов - Л. А. Венгер, Н.Н. Подьяков и другие.
Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения; реальный предмет может быть замещён знаком, символом.
Использование различных моделей развивает у детей умственные способности – сообразительность (быстрота умственной реакции); критичность (способность оценивать объективно факты); пытливость (способность к настойчивому поиску задач); вдумчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_modelirovaniya_v_vospitanii_doshkolnikov.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Формировать у детей осознанно правильного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ним через умение работать с моделями, знаками, символами.
Задачи: Развивать у детей соответствующие содержанию знаний, познавательные умения, анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях;
- формировать основы работы детей с графическими моделями;
- развивать у детей соответствующие содержанию знаний речевые умения;
- воспитывать у детей положительное, гуманное отношение к природе.
Условия реализации данных задач:
- Создание развивающей среды в группе – уголок природы в группе подбор материала для работы с детьми, изготовление различных моделей.
- Сотрудничество педагога и родителей.
- 3 -
Методы и приёмы решения задач:
- Наблюдения за объектами природы;
- Д/игры по экологическому воспитанию с использованием моделирования;
- Обучающие ситуации с игровой мотивацией, с использованием моделей;
- Моделирование объектов природы;
Формы решения задач:
- Диагностика (прилагается №1).
- Занятия.
- Целевые прогулки.
- Экскурсии.
- Познавательные минутки с использованием моделей, значков, схем.
- Свободная деятельность детей.
- 4 -
Роль моделирования в воспитании дошкольников.
В настоящее время вопросы использования моделей и моделирования в работе с детьми дошкольного возраста привлекают всё большее внимание.
Многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов – Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко показывают, что использование моделирование, как средство формирования разнообразных знаний и навыков, оказывает положительное влияние на умственное развитие детей.
По мнению Н. Н. Подьякова, использование моделирования создаёт для детей возможности получить доступ к скрытным, непосредственно не воспринимаемым свойствам предметов.
Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста доказана работниками психологов и педагогов - Л. А. Венгер, Н.Н. Подьяков и другие.
Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения; реальный предмет может быть замещён знаком, символом.
Использование различных моделей развивает у детей умственные способности – сообразительность (быстрота умственной реакции); критичность (способность оценивать объективно факты); пытливость (способность к настойчивому поиску задач); вдумчивость.
У ребёнка, владеющим внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применения моделирование в уме, представить себе при их помощи то, что рассказывают, заранее видеть возможные результаты собственных действий. Л. А. Венгер «Программа развития №2».
- 5 -
Значение моделирования при ознакомление
дошкольников с природой.
Моделирующая деятельность оказывает большую помощь при ознакомлении детей с животными и растениями. Многообразие природных явлений, окружающих детей, создаёт видимость их лёгкого познания. Но скрытный образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождает объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.
Кроме того, при овладении способами моделирования, перед детьми раскрывается область особых отношений,- отношение моделей и оригинала и соответственно формулируется два тесно связанных между собой отражения – план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты.
Что же такое модель?
Модель – это устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого- либо другого ( моделирующего) устройства;
Любой образ (схема, чертёж и т. д.) какого- объекта процесса или явления, используемого в качестве «заменителя».
Таким образом, модель, как условный образ (изображение, схема, описание, и т.д.) какого либо объекта служит для выражения и познания отношения между человеческими знаниями об объектах и этими объектами и выступает как одно из средств наглядности.
Моделирование – суть исследования каких – либо явлений, а использование людей позволяет демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использование готовых моделей как на занятии, так и в свободной деятельности детей, является одним из методов ознакомления дошкольников с природой.
Исходя из выше указанного, я считаю , что работа с моделями при ознакомление дошкольников с природой играет огромную роль в умственном и речевом развитие, формирует у детей осознанно бережное отношение к животным и растениям, повышает эффективность подготовки ребёнка к обучению в школе
-6-
В дидактике выделяют три вида моделей.
Первый вид моделей - предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогично предмету воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве.
Второй вид модели - предметно - схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков.
Третий вид модели - это графический вид модели - это графики, схемы и прочее. Этот вид модели применяется в основном в работе со школьниками. Но в последующее время авторский коллектив под руководством Л. А. Венгера рекомендует использовать этот вид моделей в работе с дошкольниками при ознакомлении с пространственным отношением.
Использование этого вида в работе с дошкольниками развивает у них умение ориентироваться в пространстве, что важно в дальнейшем обучении в школе.
Чтобы модель как наглядно - практическое средство познания выполняло свою функцию она (модель) должна отвечать ряду требований:
1. Четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
2. Быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
3. Ярко и отчетливо передавать с ее помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
4. Облегчить познания.
При ознакомлении дошкольников с моделью можно выделить несколько этапов.
На первом этапе - предусматривается овладение самой моделью. При работе с моделью дети осваивают способы замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.
На втором этапе - осуществляется замещение предметно - схематической модели. У детей формируется умение отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить объект с его функциональными связями и зависимостью.
На третьем этапе - происходит самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.
- 7 -
Из поставленных задач, в работе с детьми для создания в группе благоприятного психологического климата, я беру за основу личностно- ориентированную модель общения, которая даёт возможность чувствовать контакт ребёнка с окружающим, и в тоже время не терять личную свободу, что позволяет ребёнку успешно реализовать свои способности в различных видах деятельности.
В течение года , решая задачу по умению детей работать с моделями, я использовала различные методы и приёмы, различные формы обучения,- где ведущую роль играет занятие, на которых дети учились работать с различными моделями, так же использование моделей происходило и в собственной деятельности детей (см. приложение).
Приоритет на занятие я старалась отдавать не простому, механическому запоминанию, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Все занятия я строила исходя из блочной системы программы «Гармония развития» с использованием интеграции. Занятия построены по блокам, на каждый блок ориентировочно 8 занятий. Занятие состоит из трёх частей.
1 часть- беседа (рассказ, наблюдение).
2 часть- экологическая игра.
3 часть- опытническая деятельность.
Моделирование как часть занятия вводилось от решения задач занятия т.е. или беседа с использованием моделей, или игра с использованием моделей, или опыт с использованием модели.
Особую роль в своей работе я отвожу диагностике педагогического процесса.
Диагностика помогает оптимизировать процессе развития и воспитания каждого ребёнка.
Диагностика решает несколько взаимосвязанных задач.
- в какой степени ребёнок освоил программу;
- как ребёнок владеет речевыми и познавательными умениями.
- какова степень освоения ребёнком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами.
Для решения этих задач я использовала разнообразные методы педагогической диагностики – беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент и др.
- 8 -
Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой.
В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формированию разнообразных реалистических представлений о природе, происходит успешнее, если педагог использует в своей работе различные формы наглядности.
Одним из видов наглядности по умению составлять графические модели я считаю, является календарь природы.
Календарь природы – это графическая модель, которая отражает разнообразные явления и события в природе. Календарь природы так же играет огромную роль в экологическом воспитании детей, т.к. происходит его создание, а затем использование в учебном или воспитательном процессе.
Вести календарь природы я начинала со 2 мл. гр. (по рекомендации С.Н. Николаевой). Именно в мл.гр. у детей происходит подготовка к графическому моделированию; в старшей, подготовительной гр. Эти умения успешно формируются, и уже к концу дошкольного возраста ребёнок осознанно владеет графическим моделированием.
Заполнение календаря, т.е. моделирующая деятельность,- является важным эколого- педагогическим процессом, который осуществляется в повседневной жизни детей.
Приучая детей аккуратно делать рисунки, схемы, обозначения, у дошкольника вырабатывается привычка работать в альбоме, воспитывается усидчивость, развиваются познавательные умения- всё в комплексе подготавливает детей к будущей учебной деятельности.
Второй тип графического моделирования- создание календаря за ростом растения или животного.
Фиксировать изменения растущих растений легче, чем изменения в жизни молодых животных. Это объясняется тем, что животные в «неволе» размножаются редко, и ведут скрытный образ жизни.
Моделирование роста растений и развития можно осуществлять с помощью рисунка.
Во всех возрастных группах один раз в неделю фиксируется (рисунки на отдельных страницах) прорастающий в банке репчатый лук. Графическая модель получается интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной опытнической ситуации.
Такие опыты можно проводить во всех группах, здесь только усложняются задачи наблюдения.
Такие календари, я считаю являются графической моделью экологического содержания; в них наглядно представлена взаимосвязь изменения роста растения со средой обитания.
Для того, чтобы дети могли рассказать о растение (форма листа, цвет, строение, способы ухода и пр.), в своей работе я использовала модель, рекомендуемую Н.Н.Кондратьевной. Работая с такими моделями, у детей расширяются, конкретизируются и обобщаются знания о растениях.
- 9 -
Для формирования у детей мл.гр. понятие домашние и дикие животные, птицы, рыбы я использовала разные задачи.
- Домашние животные- нарисован дом,
- Дикие животные- лес,
- Рыбы – вода,
- Птицы- домик на дереве.
В ходе занятия по знакомству с каким- либо животным, я предлагала детям определённый знак. Использование таких символов способствовало формированию у детей мл.гр. таких понятий, как домашние и дикие животные, рыбы, птицы.
В средней группе с детьми апробировалась модель рекомендуемая С.Н. Николаевой – модель защитной окраски. Использование такой модели помогали детям усвоить и объяснить, почему у животных меняется окраска шерсти.
Для осуществления закрепления у детей существенных признаков внешнего вида животных, я использовала модель Н. И. Ветровой.
Это различные карточки - модели, которые указывают лишь на отдельные существенные признаки.
После первоначального выделения существенных признаков групп предметов дошкольникам предлагаются задачи моделирования содержания элементарных понятий - «звери, птицы, насекомые, рыбы» по существенным признакам внешнего вида и способам передвижения.
Первый набор отражает особенности головы различных групп животных:
1) у птицы - клюв;
2) у зверей - пасть с зубами;
3) типичное очертание головы у рыб;
4) членистость тела насекомых и наличие у них усов.
Второй набор рисунков - схем отражает существенные
признаки численности, пространственного расположения отдельных частей тела животных,
Данная карточка - модель показывает особенности пространственного расположения и численности ног птиц, зверей, насекомых. При работе с карточками детям говорят; что эта группа карточек называется «Части тела, сколько их и как они располагаются ».
Третий набор карточек воспроизводит существенные признаки характера поверхности тела, отдельных классов животных.
Эти карточки передают чешуйчатую поверхность рыб, покрытость шерстью зверей, наличие перьев у птиц, наличие хитиновой поверхности тела насекомых.
Этот набор карточек, получил название «Какая поверхность тела».
И последний набор карточек отражает три вида среды, в которой могут передвигаться различные животные.
После некоторого рассматривания наборов со схематическими изображениями существенных признаков головы животных, характера поверхности их тела. численности ног и пространственного расположения частей тела, а также типичной среды обитания, старшие дети безошибочно называют все ряды предложенных моделей.
- 10 -
Н.Н. Кондратьева предлагает другие модели для формирования обобщенных представлений у детей о классах животных. Например, знакомя детей с птицами, необходимо не только направлять их внимание на характерные для того или иного вида птиц особенности (величина, типичная окраска, характер клюва и конечностей), но и выделить общие для всех птиц признаки - имеют два крыла, две ноги, перьевой покров, клюв. Эти существенные признаки обозначают моделью. Затем формируют обобщение: птицы - это животные, у которых два крыла, две ноги, чтобы летать и ходить, тело покрыто перьями, рот у птицы - клюв.
Для формирования понятия «рыбы» использовала модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической труппы животных - среды обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Сформировать обобщенное представление о зверях - это животные, имеющие четыре ноги, тело, покрытое шерстью, кожей, иголками, есть пасть с острыми зубами, звери рождают детенышей живыми, вскармливают их молоком - поможет соответствующая модель, разработанная и рекомендуемая Кондратьевой.
Работа с родителями.
Для родителей в дальнейшем я планирую провести консультацию:
- « Хотите ли вы умного ребёнка?» (прилагается).
- «Природа в жизни дошкольника» (прилагается).
А так же проведение родительского собрания по данной теме.
В группе апробируется ведение журнала «Давайте поиграем», где мы сможем рекомендовать различные д/игры в домашних условиях. Суть этого журнала состоит в том, что мы исходя из поставленных задач предлагаем родителям различные игры, а родители пишут свои впечатления от проведения этих игр дома. Такой способ поможет воспитанию у детей осознанно- правильного отношения к природе.
- 11 -
Заключение.
Таким образом, использование моделей при ознакомлении дошкольников с природой, обеспечивает им понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состояние растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Также использование различных моделей развивает у детей умственные способности, подготавливает детей к дальнейшему обучению в школе.
Использование моделей в деятельности детей формирует у них осознанно- правильное отношение к природе, развивает и обогащает речь, формирует позицию активного защитника окружающего мира.
- 12 -
Библиография.
1. «Дошкольное воспитание»
№7- 1997г.
№7- 2003г.
№2- 2001г.
2. Д.И.Воробьёва
«Гармония развития».
Санкт- Петербург
«Детство – пресс» 2003г.
3. Л. А. Венгер
«Программа Развитие»
Москва 1992г.
4. О.А. Воронкевич
«Добро пожаловать в экологию»
Санкт- Петербург
«Детство- пресс» 2002г.
5. Программа «Мы»
Экологического образования детей
Санкт- Петербург
« Детство- пресс» 2000г.
6. С.Н.Николаева
« Методика экологического воспитания дошкольников»
Москва 1999г.
7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.
Москва 1999г.
8 . Т.М. Бондаренко
«Экологическое занятие с детьми».
Воронеж 2004г.
ТЦ Учитель.
- 13-
Оглавление.
1. Введение.
Цели и задачи……………………………………………. 3-4.
2. Основная часть.
2.1Роль моделирования в воспитании и
обучении детей……………………………………………5.
2.2 Значение моделирования при ознакомление
дошкольников с природой………………………………6-8.
2.3Графические модели и моделирующая деятельность
в процессе ознакомление детей с природой….………..9-11.
2.4 Работа с родителями……………………………………..11.
3. Заключение……………………………………………..…12.
4. Библиография…………………………………..…………13.
Цель: Учить детей рисовать по представлению дерево, передавая его форму кроны, пропорции;
Совершенствовать умение работать с кооперационной картой уметь ее
считывать в процессе работы;
Понимать переданные художником настроения природы и фантазировать на
её темы;
Расширять знание детей о сезонных изменениях в природе;
Развивать способность осознанно владеть своим телом, и с помощью
движения рук, тела, мимики передавать образ дерева;
Развивать планирующее мышление;
Воспитывать умение доводить свою работу до завершения, радоваться
успехам;
Активизировать и обогащать словарь детей.
Материал: репродукции с картин И.Шишкина « Утро в сосновом лесу»;
И.Левитан « золотая осень»; пооперационные карты, игрушка Незнайка.
Раздаточный: кисточки, краски, салфетки, стаканчики, бумага.
Задачи: Учить детей до начала игры распределять роли, подготавливать атрибуты для игры;
Расширить знания детей о родном городе: какие улицы, здания находятся в городе, люди каких профессий живут в городе;
Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений;
Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
Предварительная работа: экскурсии в ДДТ на улицы Мира, Ленина; Рассматривание альбомов о городе, открыток, рисование на тему: «Мой любимый город».
Оборудование: модули, фотографии г. Нижневартовска, рисунки о городе, предметы для сюжетно- ролевой игры.
Ход игры:
- Вспомнить с детьми, куда они ходили в выходные дни с родителями;
- куда они ходили на экскурсии;
- создать проблемную ситуацию для экскурсии на автобусе по улицам города;
- какие здания они знают в нашем городе и т. д.
- какие машины ездят по улицам города;
- кто живёт в нашем городе и другие.
Задание №1
Цель: выявить уровень знаний детей о диких и домашних животных.
Материал: картинки с изображением домашних и диких животных; с изображением конкретного местообитания животного.
Проведение: ребёнку предлагается поиграть в игру «Кто это?», «Кто где живёт?».
Задание№2
Цель: выявить уровень знаний детей об особенностях жизнедеятельности животных по сезону.
Материал: картинки с изображением запасов белки, мышки, берлога медведя; модель приспособительной окраски (заяц), картинки с изображением птиц.
Проведение: «Покорми животное».
Работа с моделью. Беседа о птицах.
Задание №3
Цель: Выявить уровень знаний детей о приспособлении животных к среде обитания.
Материал: игра «Каждому своё место»; картинки животных разных групп- звери, птицы, рыбы, и картинки с изображением суши, воды и воздуха.
Проведение: предлагается ребёнку расселить животных по местам их обитания.
Задание №4
Цель: выявить уровень знаний детей о месте обитания животных.
Материал: картинки с изображением некоторых животных и их жилища.
Проведение: предлагается ребёнку собрать картинки животных и места их обитания.
- 1 –
Задание №5
Цель: выявить уровень знаний у детей о классах животных (птицы, рыбы).
Материал: игра «Подбери картинки» (модели Н.Н.Кондратьевой).
Проведение: ребёнку предлагается разложить картинки по классификации.
Примечание: в средней группе вводится модель, и даётся задание – разложить модели к картинкам, и объяснить, что обозначает эта модель.
Задание №6
Цель: выявить уровень знаний детей о способах передвижения животных.
Материал: игра «Кто летает, бегает, прыгает»;картинки с изображением животных, модели «части тела животных».
Проведение: ребёнок выбирает картинки и отвечает на вопрос «Кто летает» и т. д.
Примечание: в средней группе детям предлагаются модели «части тела животных», и дети отвечают «Кто бегает, летает».
- 2 –
Задания для выявления знаний детей о растениях.
Задание №1
Цель: выявить уровень знаний детей о характерных признаках растений, кустарников, трав.
М: картинки с изображением дерева, кустарника, листьев дерева, травы; картинки с изображением дерева в разное время года, части дерева.
П: предложить показать дерево, кустарников, траву. Назвать части дерева и показать картинки. Показать дерево в разное время года. Игра «Разложи по сезонам».
Примечание: в средней группе вводится модель «Растение».
Задание №2
Цель: выявить уровень знаний детей о комнатных растениях, их существенных признаках, о росте и развитии растений.
М: комнатные растения по программе. Картинки с изображением частей растения.
П: ребёнку предлагается рассмотреть комнатные растения и ответить на вопросы:
- Что это?
- Назови части растения? И другие.
Примечание: в средней группе вводится модель «Растение».
Задание №3
Цель: выявить уровень знаний о состоянии и потребностях растений.
М: картинки: растение растёт,
растение завяло.
П: ребёнок рассматривает картинки отвечает на вопросы: - Что нужно растению, чтобы оно росло? И другие.
Задание №4
Цель: выявить уровень знаний и умений у детей об уходе за растениями.
М: комнатное растение, картинки с изображением лейки.
П: ребёнок рассматривает, а затем рассказывает как он ухаживает за растением.
- 3-
Исходя из результата диагностики, можно определить уровни представления детей мл., ср. групп о природе.
Низкий - в ответ на вопрос воспитателя, называет объекты, выделяет их свойства, признаки только с помощью взрослого.
Средний – различает и называет большое число объектов природы, знает основное строение растений, животных, состояние по сезонам.
Высокий – различает и называет конкретные виды растений – деревьев, кустарников, цветов; животных разных групп, знает основное строение растений, некоторые особенности органов животного, состояние по сезонам.
Имеет представления о месте обитания и способах существования;
Имеет представления о моделях по классу «Животные», «Растения».
- 4 -