Методическая работа.

Райлян Галина Геннадьевна

Материал в помощь земестителю директора школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии устного ответа

Критерии

1 балл

2 балла

3 балла

Правильность/полнота

Материал воспроизведен в объеме до 50%, много ошибок в основных понятиях и терминологии

Материал воспроизведен в объеме от 50% до 90%, ученик в целом владеет терминологией, но допускает незначительные ошибки

Материал воспроизведен в объеме 100%, дан полный и правильный ответ, есть 1-2 незначительных недочета

Самостоятельность

Ответ воспроизведен с помощью учителя. Много наводящих вопросов

Воспроизведение в целом самостоятельное, есть небольшая коррекция учителя

Полностью самостоятельный ответ

Логика /глубина

Материал воспроизведен с помощью несущественных признаков, имеются попытки анализа, сравнения, обобщения

Материал воспроизведен с называнием существенных и несущественных признаков, в ответе имеется аргументация, анализ, выводы при небольшом количестве ошибок (1-2)

Ответ логичный, осознанный, выводы аргументированы, ученик свободно оперирует понятиями и усвоенным материалом



Предварительный просмотр:

Формы текущего контроля по предметам на уровне ООО

Предмет

Формы текущего контроля

Русский язык

  • Устный ответ на вопрос;
  • устное монологическое высказывание; устное сочинение на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы;
  • участие в диалоге (не менее шести реплик);
  • аудирование;
  • чтение (просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое); анализ текста (формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них)

Литература

  • Устный опрос и краткие письменные ответы;
  • работа с текстом (чтение, комментирование, элементы анализа художественного произведения);
  • ответы на вопросы по изученному материалу;
  • пересказ и выразительное чтение изучаемых произведений или отрывков из произведений

Математика

  • устный/письменный ответ у доски (доказательство теоремы, решение текстовой задачи, изложение теории и т. п.);
  • выполнение письменной самостоятельной работы (выполнение упражнений и решение задач различной сложности);
  • выполнение практической работы (построение геометрических фигур и конфигураций, диаграмм, графиков, проведение статистического эксперимента, опроса и т. п.);
  • выполнение проверочных работ (математического диктанта для проверки овладения терминологией, теста на проверку сформированности базовых умений по теме и пр.)

Информатика

  • кратковременный устный или письменный опрос, преимущественно в тестовой форме из-за возможности его оперативного использования.

Во всех видах оценивания предметных результатов по информатике предпочтение отдается тестовым формам представления заданий из-за их компактного формата, возможности многократного использования в бумажном и электронном виде и оперативности применения

География

  • Устные и письменные опросы (в том числе выполнение тестовых заданий);
  • практические работы и их различные сочетания

Иностранный язык

Текущий контроль осуществляется в форме традиционных, то есть привычных для учеников, упражнений и заданий, которые постоянно используются при организации работы над чтением, аудированием, говорением, письмом, языковыми средствами (лексикой, грамматикой, фонетикой), а также при формировании социокультурных знаний

Химия

  • Система устных вопросов, упражнений;
  • система заданий различной типологии и уровня сложности для оценки усвоения отдельных элементов содержания конкретной темы;
  • кратковременные письменные работы по итогам изучения отдельной темы;
  • химический диктант

Биология

  • Система устных вопросов, упражнений;
  • задания различной типологии и уровня сложности для оценки усвоения отдельных элементов содержания конкретной темы;
  • кратковременные письменные работы по итогам изучения отдельной темы;
  • биологический диктант



Предварительный просмотр:

Деятельность по предупреждению неуспеваемости обучащихся

Основные принципы неуспеваемости учащихся

1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.

3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Причины неуспеваемости

Внутренние по отношению к школьнику

Недостатки биологического развития:

а) дефекты органов чувств;

б) соматическая ослабленность;

в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;

г) психологические отклонения.

Недостатки психического развития личности:

а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;

б) слабое развитие воли;

в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

Недостатки воспитанности личности:

а) недостатки в развитии моральных качеств личности;

б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;

в) недостатки трудной воспитанности.

Внешние по отношению к школьнику

Недостатки образования личности:

а) пробелы в знаниях и специальных умениях;

б) пробелы в навыках учебного труда.

Недостатки опыта влияния школы:

а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;

б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).

Недостатки влияния внешкольной среды:

а) недостатки влияний семьи;

б) недостатки влияний сверстников;

в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя.  

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к обучащемуся.

4. Специальная система домашних заданий.

5. Усиление работы с родителями.

6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников

1.Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:

а) в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у обучащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;

б) включение в тематику педагогических советов, заседаний методических советов, объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся;

2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, устранение и профилактика.

3. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения обучащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.

4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства и воспитания, установленные межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.

5. Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.

6. Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.

7. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений и прочих проблем, над которыми будет работать школа в ближайшие годы, вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.

8. Постоянный контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществлять специальный контроль над работой с наиболее «трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы.

9. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.


Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Формируемые отношения

1-ый этап

2-ой этап

3-й этап

4-й этап

Отношение к содержанию учебного материала        

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого        

Существенный, важный, но не привлекательный материал        

Отношение к процессу учения (усвоения знаний)        

Действует учитель-

-ученик только воспринимает        

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса        

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса        

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, своим силам        

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успеха к работе, требующих некоторых усилий        

Поощрение успеха в работе, требующий значительных усилий        

Отношение к учителю(коллективу)        

Подчеркнутая объективность, нейтралитет        

Доброжелательность,

внимание, личное расположение, помощь, сочувствие        

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.         

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся        

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для касса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.

2. При изложении нового материала.        

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал.

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке        

Подбирать самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. включать в содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.

4. При организации самостоятельной работы вне класса        

Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся        

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;

Предложения учащимся примерного плана ответа;

Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления;

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала        

Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.;

Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям  или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы на уроке        

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

Напоминание приема и способа выполнения задания;

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило;

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы        

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.