Программа кружка ПРОПЕДЕВТИКА ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИМПУЛЬС» Шмыговой О.В. - участник проекта "Наука в Подмосковье"

Шмыгова Ольга Викторовна

                   

     Сегодня чрезвычайно интересное время для работы в креативной индустрии, когда почти каждая сфера должна заново изобрести себя: продукты, модели услуг, потребительский опыт, логику получения прибыли и ценообразования, тактику маркетинга и продаж... И, похоже, что тот же сценарий применим к управлению, культуре, искусству, аналитическим центрам и так далее. Работа в них строится так, чтобы уточнить направление, найти шаблоны и новые возможности и объединить их неожиданным, отличительным способом. Чтобы сложные вещи казались простыми, понятными и вдохновляющими. 

Этим обусловлено введение в систему дополнительного развивающего образования  методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности.  Педагогическая общественность признала проектную и исследовательскую деятельность детей -  неотъемлемой системой в развитии и образовании, и одним из важнейших направлений в совершенствовании современного образования. Приобщение детей к культуре проектной и исследовательской деятельности — в сочетании с созданием условий для развития их субъектности по отношению к этим направлениям — является мощным ресурсом для развития способностей и компетенций детей, необходимых для жизни в современном обществе, требующей постоянного пополнения знаний и умений, становления человека как субъекта собственного образования и развития. И начинать данную работу необходимо как можно раньше – с дошкольного детства, логично развивая её далее, в начальной школе.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_impuls_2019-20.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА  № 13»

мкр. Железнодорожный, ул. Новая, д.34         school-garden13@yandex.ru                                                        (495) 527-55-37

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ НШ  №13

____________/ Морозова Н.А                                                                                                                                                                               «    » ___________ 2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПРОПЕДЕВТИКИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИМПУЛЬС»

 1 – 4 классы

на 2019-2020 учебный год

Составитель: Шмыгова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования, учитель изобразительного искусства, методист ПОУ.

Балашиха, 2019

                                        Пояснительная записка.

      Когда мир быстро меняется, педагоги должны быть в состоянии меняться вместе с ним и предпочтительно делать это упреждающе. Одной из инвестиций в будущее является освоение нашими воспитанниками современных инструментов исследования объектов и явлений и оформление своих изысканий в продукт проектно-творческого генеза. Инновационный сценарий развития образования сегодня – это опора на деятельностную парадигму, ведущая цель которой – научить маленького человека учиться, помочь ему стать субъектом собственного образования. Перед дополнительным образованием ставятся задачи индивидуального развития личности, творческой инициации, навыка самостоятельного движения в информационном поле, формирования умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих ситуаций. При этом акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать, быть креативными и  открытыми для новых контактов.

     Сегодня чрезвычайно интересное время для работы в креативной индустрии, когда почти каждая сфера должна заново изобрести себя: продукты, модели услуг, потребительский опыт, логику получения прибыли и ценообразования, тактику маркетинга и продаж... И, похоже, что тот же сценарий применим к управлению, культуре, искусству, аналитическим центрам и так далее. Работа в них строится так, чтобы уточнить направление, найти шаблоны и новые возможности и объединить их неожиданным, отличительным способом. Чтобы сложные вещи казались простыми, понятными и вдохновляющими. Поэтому от выпускника  школы ждут гибкости  мышления, способности нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, не оторванности от социума, высокого  уровня развития логического мышления.

      Этим обусловлено введение в систему дополнительного развивающего образования  методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности.  Педагогическая общественность признала проектную и исследовательскую деятельность детей -  неотъемлемой системой в развитии и образовании, и одним из важнейших направлений в совершенствовании современного образования. Приобщение детей к культуре проектной и исследовательской деятельности — в сочетании с созданием условий для развития их субъектности по отношению к этим направлениям — является мощным ресурсом для развития способностей и компетенций детей, необходимых для жизни в современном обществе, требующей постоянного пополнения знаний и умений, становления человека как субъекта собственного образования и развития. И начинать данную работу необходимо как можно раньше – с дошкольного детства, логично развивая её далее, в начальной школе.

Программа «Импульс» - исследовательско-научной, пропедевтической направленности, авторская. Автор программы, учитель изобразительного искусства, педагог дополнительного образования и методист ПОУ, Шмыгова Ольга Викторовна.
Ориентирована программа на обучение младших школьников с 1 по 4 классы, не имеющих специальной подготовки.  
Рассчитана на один год обучения групп младших школьников с 1 по 4 классы. Группа разновозрастная, количество обучающихся до 15 человек, зачисление - свободное. 
Режим занятий в неделю: 3 раза по 1 часу (45 минут), 102 часа в год.

Новизна программы базируется на изучении автором большого объема имеющихся в доступе дошкольно-школьных программ по начальному знакомству детей с проектно-исследовательской деятельностью, в процессе которого, было сделано заключение, что данная программа будет носить характер вводного курса в культуру проектно-исследовательской деятельности на начальном этапе, будет соответствовать законам пропедевтики и принципам формирования субьектной позиции каждого участника программы, будет ориентирована на детей, как владеющими элементарными исследовательскими навыками (дети посещающие детские дошкольные или подготовительные к школе учреждения), так и не имеющих таковых.

Актуальность программы в её пропедевческом, интегрированном подходе, предусматривающим введение детей в культуру исследовательской деятельности через начальную поисковую деятельность; далее, введение детей в культуру проектной деятельности; развитие субъектности детей — их субъектной позиции, субъектной деятельности и опыта — по отношению к исследованию и проектированию. Т.к. субъектом и проектирования, и исследования ребенок, делающий первые шаги в этих областях, еще являться не может, то для осуществления всех выше перечисленных идей, необходимо создание детско-взрослой общности – кружка (объединения), работа которого будет строится по принципам соучастия в творческо-развивающем, адаптационном процессе всех его и сверх его членов (детей, педагогов, родителей, других участников социокультурного пространства учреждения, организующего кружок).  

Основная цель программы – формирование у детей субъектного опыта решения разноплановых задач средствами исследовательской и проектной деятельностей, приобщение воспитанников к методам научного познания.

Научность. В любой проектно-исследовательской работе заложен научный функционал, т.к. в ней реализуются те же этапы, которые характерные для исследований в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Но если в науке главной целью является получение новых знаний, то в пропедевтике проектно-исследовательской деятельности - в плавном подведении детей: к функциональному навыку исследования и к проектной культуре; к постепенному развитию поисково-исследовательского типа мышления; к активизации субъектной позиции ребенка в  процессе освоения программного материала.

Учебно-воспитательные задачи:
  • знакомство детей со структурой и технологией  познавательно-поисковой, исследовательской и проектной деятельностей;
  • развитие познавательных, творческих навыков воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления;
  • формировать умения, необходимыми  для адекватного выполнения поисково-творческих, познавательно-поисковых, исследовательских и проектных навыков;
  • развивать субъектную позицию детей и их субъектный опыт;
  • дать представление понятийной базы проектно-исследовательской составляющей;
  • развивать проектно-исследовательскую культуру воспитанников;
  • формировать готовность детей  работать над проектами;
  • развитие эмпатических, научных и ценностных отношений ребёнка к  познаваемой им картине мира.

Вариативность программного содержания предусматривает зависимость от ежегодных тем проектно-исследовательских конкурсных работ  учреждения, муниципалитета и области. Но суть развития материала программы - от простого (малого) познавательно-поискового к более сложному исследовательскому, а далее к  демонстрационному, масштабному  проектному - остается неизменной.

Методы обучения: исследовательский, эвристический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проектный, деятельностный.  

         Особенности обучения.

Материал программы ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. При этом педагог предоставляет воспитаннику свободу выбора в данном вопросе. Такой подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Программный материал строится по принципу от простого - к сложному. В структуре программы три модуля.

Первый модуль – «Пропедевтика»  в игровой форме знакомит детей с будущими основами исследования: поиск, эксперимент, опыт, наблюдение и приводит к выполнению простейшего самостоятельного продукта –поисковой работе.

Второй модуль – «Исследование» представляется воспитанникам творческим процессом, характеризующимся новизной полученного знания и некоторой неопределённостью,  непредсказуемостью и не прагматичностью результата (как и полагается по всем научным канонам).

Третий модуль – «Проектирование» призван увлечь детей  достижением качественно нового, востребованного,  практического результата («продукта»), который помогает по-новому, не традиционно, решать существующие проблемы (востребованные задачи) и определённо способствует улучшению сложившейся ситуации.  

Все три модуля предполагают решение какой-то проблемы (задачи), предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, культуры, спорта, экологии, творческих областей. Кроме того, три модуля программы объединяет то, что их реализация требует от ее субъекта умений находить, анализировать, обобщать и интерпретировать нужную информацию, преобразовывать и представлять ее в ходе разнообразных презентаций: докладов, сочинений, авторских творческих работ и технологических карт, дневников наблюдений, маршрутных карт, аналитических схем и таблиц, оформленных любым доступным образом поисковых работ и мини-проектов. При этом основной линией через все три модуля проходит идея становления субъектных способностей и компетенций ребёнка в контексте предлагаемого практически направленного программного материала.  

Содержание  программы «Импульс»

Модуль: Пропедевтика.

Знакомство с направлением работы кружка «Импульс» - 1 час.

Понятие «импульс».

Стимулятор творческой активности, поиск нетрадиционных решений самых разных задач, активатор концентрации внимания – мозговой штурм. Мозговой штурм: «Логическая цепочка».                                                               Психо-эмоциональный импульс, стимулятор мыслительного процесса и здоровой доли ажиотажа - блиц-вопрос.                                                         Блиц-вопрос: «Первооткрыватель».

Поиск. Научный поиск. – 2 часа.

Получение нового знания через научный поиск. Виды поиска. Понятие - поисковая работа.

Мозговой штурм: «Есть проблема? Начинаем поиск!»

Блиц-вопрос: «Чем проблема отличается от идеи?»                                  

Что такое информация? – 2 часа.

Понятие - информация. Виды информации: справочные, энциклопедические, периодические, мультимедийные, лектории, диалоговые.  

Блиц-вопрос: «Информационный материал – что это?»

Поисковый вопрос от «Разумейкин».

Поиск и сбор информации (материала). – 3 часа.

Мозговой штурм: «Где прячется информация?»

Правила работы с книгами, справочниками, таблицами, графиками, диаграммами, картосхемами, энциклопедиями, каталогами, коллекциями, экспертами, Интернет ресурсами.

Особенности чтения научно-популярных источников.                                             Мозговой штурм: «Отчёт».  

Практическая работа. – 3 часа.

«Мой первый отчёт» (по собранному материалу).

Поиск информации, обработка информации, оформление информации.

Наблюдения! – 4 часа.

Наблюдение – как способ добычи информации.                                                  

Блиц-вопрос: «Мало смотреть, надо уметь видеть».                                            

Структура наблюдения. Оборудование. Организация наблюдения. Виды наблюдений (кратковременно- систематические, длительно-самостоятельные, связанные с исследованием)

Дневник. Доклад. Сочинение.

Работа в паре/ в группе.    

Эксперимент (проба, опыт) Проблема. Гипотеза. – 4 часа.

Эксперимент – основной метод познания. Выбор и действия с предметом исследования. Гипотеза - предположение, рассуждение, догадка, суждение.

Блиц вопрос: «Проблема –что это?». Проблема, выдвижение гипотез. Составление плана эксперимента. Результат эксперимента.  

Мозговой штурм: «От наблюдения к….» Логическая цепочка: «Наблюдение-гипотеза-эксперимент-вывод!»

Работа в паре /в группе.

Выступление. – 4 часа.

Формулирование и изложение сути.

Важные составляющие выступления: эмоциональность, регламент, интерес слушателей, вопросы слушателей.

Блиц-вопрос: «Регламент -?»

Мозговой штурм: «Суть»

«Лист наблюдения». Работа в паре / индивидуальная работа .

Практическая работа. – 4 часа.

Мой эксперимент! От наблюдения - к выводу.

Модуль: Исследование.

Что такое исследование? Кто такие исследователи? – 2 часа.

Понятия - исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема).

Мозговой штурм «Исследование».                                                                             Блиц-вопрос «Кто и как исследует окружающий мир»?

Темы и виды исследовательских работ. – 2 часа.

Теоретические, экспериментальные, фантастические темы исследований. Виды исследований: доклад, стендовый доклад, проект, научно –исследовательская работа.

Практическая работа. – 2 часа.

«Эскиз эмблемы исследователя» (рисунок, аппликация)

Элементы эмблемы должны отражать процесс познания.

«Следование исследования» – 2 часа.                                                        Теория. Основные понятия об исследовательской работе.                              Поисковый вопрос от «Разумейкин».

Этапы исследования. – 2 часа.

Выбор темы. Постановка цели и задач. Определение объекта и предмета исследования. Сбор информации по теме исследования в разнообразных источниках. Понятие – систематизации. Обучающая игра «Моя корзина» (сбор информации по теме выбранного исследования). Организация и методика исследования. Понятие – эксперимент. План эксперимента и его вариативности.

Украшение исследования – эксперемент!» – 3 часа.

Этапы исследования. Выбор темы. Постановка цели и задач. Определение объекта и предмета исследования. Сбор информации по теме исследования в разнообразных источниках. Понятие – систематизации. Обучающая игра «Моя корзина» (сбор информации по теме выбранного исследования). Организация и методика исследования. Понятие – эксперимент. План эксперимента и его вариативности.

Практическая работа. – 2 часа.

Подготовка по выбору ребёнка отчёта «Мой эксперимент» или «Моё наблюдение».

Оформление исследования. – 2 часа.

Структура исследовательской работы. Правила его оформления.

Развивалка от «Разумейкин».

Подготовка к защите исследовательской работы. – 2 часа.

Изучение требований к докладу. Составление текста доклада. Особенности выступления, культуры речи и дикции.

Головоломка от «Разумейкин».

Практическая работа. – 2 часа.

 Индивидуальная подготовка письменной работы «Мой первый доклад».

Модуль: Проект.

Проект. Проектировщики. Исследователи. – 2 часа.

Мозговой штурм: «Кто меняет мир?» Известные проектировщики (исторический экскурс). Чем занимаются проектировщики? Блиц-вопрос: «Кто такие проектировщики?» Вспомним «Кто такие исследователи?»

Практическая работа (индивидуальная). – 4 часа.

Понятие о мини-сочинениях. Знакомство с примерными сочинения данной направленности. Написание индивидуального мини-сочинения «Если бы я стал исследователем/проектировщиком, то…»

Научный проект– 6 часов.

Понятием проект, научный проект. Взгляд на проекты детские и научные. Объекты и предметы проектирования.

Этапы работы над проектом.  – 2 часа.  

«Проектная цепочка»: исследовательский этап (замысел, идея), практический этап (воплощение идеи), демонстрационно-аналитический (анализ, представление проекта).

Блиц-вопрос: «К чему профи корректировка?»

Технологические карты. – 2 часа.                                                   Вариативность технологические карт (Т/К).                                                    Поисковый вопрос от «Разумейкин».

Практическая работа по составлению собственной Т/К «Моя технологическая карта».

Презентация устная и письменная. – 3 часа.                                                                             Инструментарий презентации. Требования к презентации.

Почему проект просит защиты? – 2 часа.  

Защитная речь. Нюансы написания.

Выбор темы проекта. – 1 час.  

Игра «Ромашка интересов». Ориентация на актуальные темы повседневности.

Практическая работа. – 2 часа.  

Работа в группе (группах) над пробным коллективным проектом.

«Зачем смотреть коню в зубы?» – 4 часа.

Анализ проекта. Корректировка. Подведение итогов по проделанной работе. Обсуждение формы защиты и презентации. Защита и презентация проекта.

«Погружение в проект» – 2 часа.

Присутствие на защите проектов старшеклассников. Участие в проектных дискуссиях. Обсуждение данных проектов.

Мозговой штурм: «Зачем молочнику проект?»

Повторение этапов исследования. – 2 часа.

Вспоминаем про наблюдения, опыты, эксперименты. Игры в логические цепочки.

Поисковый вопрос от «Разумейкин».

Экскурсия в библиотеку (школьную, городскую). – 2 часа.

Работа с информацией в библиотечном пространстве.

Интервью. – 2 часа.

Правило ведения интервью. Блиц-вопрос: «Кто такой интервьюер?»

Поисковый вопрос от «Разумейкин».

Практическая работа.

Видео-запись «Это моё (наше) интервью!» работа в паре или индивидуально.

«Эксперимент + диагностика = отчет.» – 2 часа.

От вопроса - к поиску ответа. Понятие - диагностика.

Обработка информации. Оформление информации.

Практическая работа. – 1 час.

 «Всё по-полочкам» - сбор и систематизация информации, оформление её в отчёт. Работа в паре, либо  индивидуально (по желанию ребёнка).

Анализ и корректировка «Всё по-полочкам». – 2 часа.

Подведение к этапу выводов по проекту через публичный анализ и корректировку практических работ с привлечением «экспертов».

Оформление выводов и итогов – 2 часа.

Краткая формулировка индивидуальных выводов по полученным информации и эксперименту. Вычленение итогов по отработанной информации.

Обобщение и оформление  рабочего материала. – 2 часа.                                     Мозговой штурм: «Логическое обобщение - ?»

Поисковый вопрос от «Разумейкин».

Оформление материала в проект. – 2 часа.

Титульный лист. Введение. Содержание. Выводы. Заключение. Литература.

Составление текста  выступления – защиты проекта. – 3 часа.

Блиц-вопрос: «Оратор – кто это?» Ораторские приёмы. Особенности подачи и владения материалом. Тренировка ораторских качеств.

Поисковый вопрос от «Разумейкин».

Практическая работа. – 2 часа.

Работа над презентацией (текстовой, компьютерной).

Защита проекта.


      Тематическое планирование  программы «Импульс»

Тема

Кол.

часов

        Модуль: Пропедевтика  I четверть 

     27

1

Знакомство с направлением работы кружка «Импульс».

1

2-3

Поиск. Научный поиск.

2

4-5

Что такое информация?

2

6-8

Поиск и сбор информации (материала). Отчёт.

3

9-11

Практическая работа «Мой первый отчёт»

3

12-15

Наблюдения!

Работа в паре / в группе.

4

16-19

Эксперимент (проба, опыт). Проблема. Гипотеза.

Работа в паре / в группе.

4

20-23

Выступление.

Работа в паре / индивидуальная работа.

4

24-27

Практическая работа. Мой эксперимент!

4

         Модуль:  Исследование  II четверть

21

28-29

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

2

30-31

Темы и виды исследовательских работ.

Темы: теоретические, экспериментальные, фантастические. Виды: доклад, стендовый доклад, проект, научно –исследовательская работа.

2

32-33

 Практическая работа.

«Эскиз эмблемы исследователя»

2

34-35

 «Следование исследования».

2

36-38

«Украшение исследования – эксперемент!»

3

39-40

Практическая работа. Отчет «Мой эксперимент» / «Моё наблюдение».

2

41-42

Оформление исследования.

2

43-46

Подготовка к защите исследовательской работы.

4

47-48

Практическая работа.

«Мой первый доклад»

2

          Модуль: Проект        III четверть     

30

49-52

Проект. Проектировщики. Исследователи.

4

53-56

Мини-сочинение

Практическая работа (индивидуальная).

4

57-62

Научный проект.

6

63-64

Этапы работы над проектом.

2

65-66

Технологические карты.                                                  Практическая работа. «Моя технологическая карта».

2

67-69

Презентация устная и письменная.

3

70-71

«Почему проект просит защиты?»

2

72

Выбор темы проекта.

1

73-74

Практическая работа. Коллективный проект.

2

75-78

«Зачем смотреть коню в зубы?»

4

         Модуль Проект      IV четверть     

24

79-80

Погружение в проект.

2

81-82

Повторение этапов исследования.

2

83-84

Экскурсия в библиотеку (школьную, городскую).

2

85-86

Интервью.

Практическая работа. «Это моё (наше) интервью!»

2

87-88

Эксперимент + диагностика = отчет.

2

89-90

Практическая работа.

 «Всё по-полочкам» Работа в паре / индивидуальная работа.

2

91

Анализ и корректировка «Всё по-полочкам».

1

92-93

Оформление выводов и итогов.

2

94-95

Обобщение и оформление  рабочего материала.

2

96-97

Оформление материала в проект.

2

98-100

Составление текста  выступления – защиты проекта.

3

101-102

Практическая работа.

Презентация (текстовая, компьютерная).

2

                                                                              Итого: 102 часа


Предполагаемые результаты реализации программы.

     По окончании программы учащиеся смогут:

  • формулировать вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
  • обозначать границы своего исследования;
  • разрабатывать собственные гипотезы;
  • находить и фиксировать знания (собирать и обрабатывать информацию);
  • анализировать и обобщать полученные материалы;
  • подготавливать отчет (сообщение) по результатам исследования;
  • организовывать  выступление, защиту с доказательством своей идеи;
  • выстраивать и проводить самостоятельные и групповые исследования;
  • осуществлять и оформлять свои поисковые, исследовательские и проектные работы;
  • активно включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов других учащихся учреждения;
  • демонстрировать  результаты на школьных мероприятиях;
  • вести индивидуальные «Листы наблюдения»;
  • иметь представления об исследовательском обучении;
  • личностно аккумулировать интерес к приобретаемым открытиям;
  • предъявить результат своей проектной работы в максимально широком, из выбранных ребёнком, виде (газета, макет, сказка, постановка, плакат, коллекция, выставка, справочник, журнал, альбом, книжка, коллаж, сувенир, модель, поделка, фотоальбом, план, костюм, музыкальная подборка, экскурсия, маршрутный лист, сценарий праздника и т.д.).

     

    Виды и формы контроля, подведение итогов:

- текущий и итоговый контроль осуществляется в форме:

Представления своей (либо групповой) поисково-творческой, проектной работы на внутришкольных мероприятиях, приуроченных к праздникам, акциям и конференциям, а так же на муниципальных и региональных выставках, конференциях и смотрах-конкурсах.


     Программно-методическое обеспечение программы «Импульс».                           

Предмет

Программа

(название, автор)

Учебные пособия

Коли-чество часов

Пропедевтика проектной и исследовательской

деятельности младших школьников

«Импульс»  

для детей 7-10 лет.

Авт. Шмыгова О.В.

Кларина Л.М. «Антропо-ориентированное педагогическое проектирование и детская проектная деятельность: их взаимосвязь / Культурные практики детства. Опыт организации» специальный выпуск под редакцией А.В. Бояринцевой и Н.Б. Крыловой – М.: Тезаурус, Новые ценности образования, 2010 г.

Кузнецова Т.В., Поздеева С. И. «Проектная деятельность в практике учителя начальной школы» -                Т.: Вестник ТПГУ, 2006 г.

Сборник авторских программ дополнительного образования детей/ Сост. А.Г.Лазарева. – С.: Сервисшкола, 2002 г. 

Феоктистова В.Ф. «Исследова-тельская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты» - М.: Учитель, 2019 г.

Филипс Чарльз "50 лучших головоломок для развития левого и правого полушария мозга", серия Мозговой штурм, под ред. Мату-шевской Н. – М.: Эксмо-пресс, 2015 г.

Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения; Практическое пособие для педагогов и школьных психологов» - М.: ГЕНЕЗИС, 1998 г.

Фрумин И.Д., Добрякова М.С, Баранников К.А., Реморенко И.М.  «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования» / Национальный исследо-вательский университет «Высшая шко-ла экономики» — М.: НИУ ВШЭ,           2018 г.

Якушева С.Д. «Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современной школы. Монография под редакцией С.Д. Якушевой.» – Н.: АНС СибАК, 2017 г.

Интернет-ресурс «ЛогикЛайк» с развивающими играми на логику, мышление, внимание и память для         1-5 классов https://logiclike.com

Интернет-ресурс «Разумейкин» с исследовательско-развивающими, заданиями для школьников

https://www.razumeykin.ru

Проекты, исследовательские работы школьников предметной и общеразвивающей направленностей http://obuchonok.ru

     

     102

    

    


         Список литературы для педагога:

  1. Вербицкий А.А. «Игровое моделирование: Методология и практика» под редакцией И.С. Ладенко. – Н.: Наука, 1987 г.
  2. Воронцов А.Б. «Проектная задача в начальной школе» под редакцией А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2011 г.  
  3. Карапузова Н.Н. «Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Международной научной конференции» С.: ООО "Издательство АСГАРД", 2015.
  4. Кларина Л.М. «Антропоориентированное педагогическое проектиро-вание и детская проектная деятельность: их взаимосвязь / Культурные практики детства. Опыт организации» специальный выпуск под редакцией А.В. Бояринцевой и Н.Б. Крыловой – М.: Тезаурус, Новые ценности образования, 2010 г.
  5. Кузнецова Т.В., Поздеева С. И. «Проектная деятельность в практике учителя начальной школы» - Т.: Вестник ТПГУ, 2006 г.
  6. Матяш Н.В. «Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение» - М.: Academia, 2012 г.
  7. Митина Л.М. “Психология развития конкурентоспособной личности” Российская Академия образования, Московский психолого-социальный институт, Москва - Воронеж, 2002 г.
  8. Обухов А.С. «Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников» – Народное образование. Педагогика № 3, 2005 г.
  9. «Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении» сост. И. В. Зверева – В.: ИТД "Корифей", 2008 г.
  10. Орлова Л.А. «Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе» // Начальная школа. № 3, 2007 г.
  11. Поливанова К. Н. «Проектная деятельность школьников: пособие для учителя» - М.: Просвещение, 2008 г.
  12. Рязанцева Ю. А. «Применение метода «мозговой штурм» в образовании // Теория и практика образования в современном мире» — СПб.: «Заневская площадь», 2014 г.
  13. Савенков А.И. «Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие» - М.: Ось-89, 2013 г.
  14. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. Составитель. А.Г.Лазарева. – С.: Сервисшкола, 2002 г. 
  15. Сборники научно-исследовательских работ городских научно-практических конференций учащихся Балашихи «Потенциал» /секций «Мал да удал» - Балашиха; 2017-2019 г.г.
  16. Семенова Н.А. «Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе» - Т.: Вестник ТПГУ, 2012 г.
  17. Семенова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся.» \\ Начальная школа. № 2, 2007 г.
  18. Феоктистова В.Ф. «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты» - М.: Учитель, 2019 г.
  19. Филипс Чарльз "50 лучших головоломок для развития левого и правого полушария мозга", серия Мозговой штурм, под ред. Матушевской Н. – М.: Эксмо-пресс, 2015 г.
  20. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения; Практическое пособие для педагогов и школьных психологов» - М.: ГЕНЕЗИС, 1998 г.
  21. Фрумин И.Д., Добрякова М.С, Баранников К.А., Реморенко И.М.  «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования» / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2018 г.
  22. Яковлев В.В., Пачко С.Ф. «Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе» - М.: Образование в современной школе, 2008 г.
  23. Якушева С.Д. «Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современной школы. Монография под редакцией С.Д. Якушевой.» – Н.: АНС СибАК, 2017 г.

        Список литературы для обучающихся (и их родителей):

  1. «Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.» – М.: Народное образование, 2001 г.
  2. Ахмадулин Ш.Т. "Развитие логики и мышления у детей 7-9 лет. Полная система обучения" – М.: Билингва, 2016 г.
  3. Поддьянов А. Н. «Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники» // Исследовательская работа школьников. № 3, 2003 г.
  4. Савенков А. И. «Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике» // Практика административной работы в школе. № 5,  2004 г.
  5. Счастная Т. Н. «Рекомендации по написанию научно – исследователь-ских работ» // Исследовательская работа школьников. № 4, 2003 г.
  6. Фобель К. «Как научить детей сотрудничать - сборник  психологических упражнений, часть 2» - М.: Генезис, 1998 г.

Интернет-ресурсы.

  1. Детская онлайн энциклопедия «Потому.ру» http://potomy.ru
  2. Детский портал «BARAGOZIK.RU» http://baragozik.ru
  3. Дистанционные конкурсы ГИП «Терра экспериментариус» http://terra.pokori.net         
  4.  Интернет-ресурс «Разумейкин» с исследовательско-развивающими заданиями для школьников https://www.razumeykin.ru
  5. Интернет-ресурс для участия в конкурсах проектов http://проектошка.рф
  6. Интернет-ресурс ЛогикЛайт с развивающими играми на логику, мышление, внимание и память для 1-5 классов  https://logiclike.com
  7. Карпова И.В. «Пекарь» - М: «Никея», 2011г. http://www.docme.ru
  8. Навигатор образования http://fulledu.ru
  9. Сайт детского творчества http://partnerkis.ru
  10. Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» https://ru.wikipedia.org
  11. Справочник профессий «BIOGRAF GURU.RU» http://prof.biografguru.ru
  12. Страна Мастеров http://stranamasterov.ru

             Информационное  обеспечение образовательного процесса:

  • Портал «Мой университет»/ Факультет информационных технологий http://moi-sat.ru
  • Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  • Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites 
  • Учительский портал  http://www.uchportal.ru
  • Федеральный портал «Российское образование»  http://www.edu.ru 
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september 
  • Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru 

Материально-техническое оснащение:

  1. Технические и электронные средства обучения:
  • автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением;
  • аудиомагнитофон;
  • мультимедиапроектор, экран, колонки;
  • аудиозаписи;
  • классная доска и выставочный стенд с набором креплений для монтажа иллюстраций, постеров, таблиц и прочего.

            2.  Лабораторное и прочее оборудование:

  • приборы и оборудование: лупы, бинокли, подзорные трубы, приборы ночного видения, телескопы, микроскопы, перископы, термометр, флюгер и пр.
  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре,
  • плотности для проведения опытов;
  • неструктурированный материал (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);
  • кукольный театр для тренировки ораторских приёмов;
  • альбомы, таблицы, опорные схемы (индивидуальные и общеклассные);
  • конструкторы и сенсорные игры;
  • коллекции (камни, гербарии, раковины, кристаллы, перья и другие);
  • уголок природы (аквариум, террариум для ахатинов, инкубатор муравьиной колонии) для осуществления наблюдений.

            Ссылка на программу: https://nsportal.ru/user/173756/page/programma-kruzhka-propedevtika-proektnoy-i-issledovatelskoy-deyatelnosti-impuls