Выступление на педсовете
Профессиональное развитие педагога - приоритетная задача современного этапа модернизации образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профессиональное развитие педагога - приоритетная задача современного этапа модернизации образования
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия.
Школа является важным элементом в процессе модернизации и инновационного развития – единственного пути, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века. И в центре этих преобразований важную роль играют учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию, чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников.
На пути строительства новой школы придется решительно выделить приоритеты, ибо в основе новой школы – руководитель-менеджер, умеющий управлять новой школой и компетентный, широко образованный новый учитель с высоким общественным статусом, эффективно организующий учебно-воспитательный процесс.
Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием.
В своё время ещё Константин Дмитриевич Ушинский дал исчерпывающую образную характеристику общественного значения профессии учителя, актуальную и по сей день. «Учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе, влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». К. Д. Ушинский (Слайд № 2) Государство, осознавая роль учителя в современном обществе, предпринимает последовательные шаги для формирования нового облика школ, создания качественных условий для творческого педагогического труда, эффективного обучения и воспитания подрастающего поколения.
В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. (Слайд № 3) Своевременное прохождение курсовой подготовки педагогов является одним из показателей эффективной деятельности администрации учреждения.
В современных условиях существуют новые формы организации повышения квалификации и переподготовки работников образования. Сегодня потребители сами могут выбирать и место, и направление своего повышения квалификации. Это очные, заочные, очно-заочные, дистанционные курсы.
«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что считает свое образование незаконченным». (К. Симонов) (Слайд № 4)
Принято считать, что профессиональное развитие педагога в процессе его педагогической деятельности осуществляется под влиянием двух стимулирующих факторов – внешнего и внутреннего.
А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики.
Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным? (Слайд № 5)
Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества.
(Слайд № 6) Современный учитель является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
(Слайд № 7)Важными институтами методической поддержки и профессионального развития педагогов являются городские и школьные методические объединения. Главной целью методической работы является – непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области методики преподавания, в связи с корректировкой учебно–воспитательной работы для перспективного развития процессов обучения и воспитания их постоянного саморазвития и самосовершенствования. Одним из направлений профессионального саморазвития явилась активизация творческой деятельности педагогов: это научная работа, (участие в проблемных и творческих группах при методических объединениях учителей, конференциях), круглые столы, семинарские занятия, консультации, психологические тренинги. Акцентируется именно системность в работе педагога, дающая определенные результаты.
(Слайд № 8 “Обучать – значит вдвойне учиться.” Ж.Жубер
Все мы прекрасно понимаем, что учителя нельзя заставить быть творческим, интеллектуально и духовно развитым. Необходимо создавать все условия для развития его профессионального мастерства и личного самосовершенствования.
Одним из средств реализации новых направлений является аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. (Слайд № 9) Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле работы методической службы для совершенствования уровня педагогической компетентности, а значит, и повышения качества образования.
Возросла активность участия педагогов в конкурсном движении. Это важно не только для престижа образовательного учреждения, повышения самооценки педагога, но и является мощным стимулом для профессионального роста учителя. Проводимые конкурсы не только стимулируют активность творческих и прогрессивно мыслящих педагогов, но и формируют инновационный образовательный ресурс школы.
Однако самым важным фактором профессионального развития является умение педагога учитывать возрастные особенности воспитанников, грамотно применять методики обучения и воспитания, а также умение установить с воспитанниками целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения и наличие педагогического такта. Сегодня мы ценим индивидуальность, признаем за ребенком право быть самим собой.
Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.
Эзоп