Звуки [б, б`, в, в`]. Буквы Бб, Вв.
На логопедическом занятии в первом классе учащиеся знакомятся со звуками [б, б`, в, в` ] и буквами Бб, Вв, учатся различать их на слух и на письме. Занятие построено в форме игры-путешествия. Дети помогают деду Морозу найти Снегурочку. На уроке используется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Bukvy_Bb-Vv..zip | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие в первом классе на тему
«Дифференциация б-в»
Цели:
- Познакомить учащихся с особенностями артикуляции звуков [ б], [ б`] и звуков [в], [в`].
- Формировать умение различать звуки [ б, б` ] и [ в, в` ], буквы Бб и Вв на письме.
- Воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: закрепление нового материала.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: : презентация в программе Power point, плакаты с характеристиками звуков [б], [б`], [в], [в`], индивидуальные карточки.
Ход занятия
- Оргмомент.
- Сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука, с твёрдого согласного звука, с мягкого согласного звука.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, посмотрите на меня, желаю вам успешной работы на уроке.
- Основная часть.
1. Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли сказочные гномы. Они подскажут нам тему нашего урока. Отгадайте их имена. Вам помогут картинки. Первая буква имени гнома закрыта картинкой. (2-3 слайды)
- Назовите первый звук в слове «боровик». Как зовут гнома?
(- В слове «боровик» первый звук [ б ], гнома зовут Бом.
- В слове «берёза» первый звук [ б`], гнома зовут Бим.
- В слове «василёк» первый звук [ в ], гнома зовут Вук.
- В слове «вишня» первый звук [ в`], имя гнома – Вик).
- О каких звуках мы будем сегодня говорить?
- Вспомните, что мы знаем об этих звуках? На что они похожи?
(- Звук [б] похож на бой барабана.
- Звук [ б`] похож на то, как блеет баран, сигналит автомобиль.
- Звук [в] похож на вой волка, вьюги.
- Звук [в] похож на звук бормашины)
- Чем отличается произношение звуков [ б], [б`] и [в], [в`] ?
(Звуки [б], [б`] – губно-губные, звуки [в], [в`] – губно-зубные).
- Дайте характеристику этим звукам.
( [б] – согласный, звонкий, парный, твёрдый.
[б`] – согласный, звонкий, парный, мягкий.
[в] – согласный, звонкий, парный, твёрдый.
[в`] – согласный, звонкий, парный, мягкий).
- Какие звуки похожи по характеристике?
- Чем отличаются звуки [б], [в] от звуков [б`], [в`] ?
1
2. Знакомство с темой урока.
-Сегодня мы будем учиться различать звуки [б], [б`] и [в], [в`], буквы Бб и Вв в словах, словосочетаниях, предложениях. Вернёмся к нашим гномам. Из какой сказки они пришли к нам.
(-Из сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»).
- Что вы знаете о гномах?
(Гномы – маленькие человечки. Они живут и работают в горах, добывают драгоценные камни. Гномы добрые и смелые).
3. Выполнение заданий гномов.
- Сегодня они просят нас совершить доброе дело: помешать злым силам испортить новогодний праздник. Баба Яга похитила подарки, ёлочные украшения, спрятала Снегурочку. Нам нужно помочь Деду Морозу. (4 слайд)
1 задание
- Давайте отправимся на поиски Снегурочки. Нам нужно найти дорогу. Для этого составим цепочку из картинок. Последний и первый звук в словах должны быть одинаковыми. (Лебеди – иволга – автобус – соловей).
- Назовите картинки одним словом. Что лишнее?
2 задание
- Идём дальше. Мы нашли конверты. Отгадайте, что в них. (Дети составляют из элементов буквы Б и В).
-Чем отличаются буквы Б и В?
(У буквы Б один полукруг, у буквы В два полукруга. У буквы Б над полукругом палочка).
3 задание
- На пути нам повстречался сундучок. Откроем его. Мы нашли ёлочные игрушки. Давайте украсим ими ёлки. На ёлку с бусами повесим игрушки со звуками б, б`, а на ёлку со звездой со звуками в, в`. Запишем слова в два столбика. Букву Б будем подчёркивать бордовым мелом, букву В – васильковым, одной чертой буквы, обозначающие твёрдые звуки, двумя чертами буквы, обозначающие мягкие звуки. (5 слайд. Чтобы повесить игрушку на ёлку, нужно нажать на игрушку левой мышью).
бусы звезда
белка сова
лебедь самовар
собачка пингвин
бабочка снеговик
Физкультминутка
Под музыку проводятся упражнения для активации мышления.
- Ребята, давайте немного отдохнём. Покачаем головой вперёд-назад. Положим голову на грудь, повернём её влево, вправо. Посмотрим вперёд, вверх, влево, вправо.
4 задание
- Продолжим наш путь. Гномы нашли новогодние подарки. Поможем им разложить их в
2
мешочки. Звуки [б], [б`], [в], [в`] должны быть в имени гнома и в названии подарка. Но
сначала нужно расколдовать подарки.
А, Т, Б, Н – бант Я положу бант в мешочек Бома.
БИ – КУ – КИ - кубики Я положу кубики в мешочек Бима.
РО – ВОЗ – ПА – паровоз Я положу паровоз в мешочек Вука.
ЛЬВ-Н-К – львёнок Я положу львёнка в мешочек Вика.
5 задание
- Ребята, давайте вручим подарки детям. Для этого нужно соблюдать два условия. Звуки [б], [б`], [в], [в`] должны быть в имени гнома, и в имени ребёнка. Номер звука по порядку в названии подарка и номер дома должны быть одинаковыми.
(- В доме № 1 живёт Люба, я подарю ей бант.
- В доме № 2 живёт Вера, я подарю Вере львёнка.
- В доме № 3 живёт Берта, я подарю ей кубики.
- В доме № 4 живёт Володя, я подарю Володе паровоз.
6 задание
- Какие черты характера проявили гномы в пути?
Бом выносливый
Бим добрый
Вук весёлый
Вик бесстрашный
7 задание
-Сейчас мы должны сделать самое важное – освободить Снегурочку. Её закрыли на четыре замка. Вы откроете их, если правильно вставите слова в предложения.
- В школе будет весёлый … .
} вал-бал
- Крепость окружает высокий …
- Люба … альбом.
} завыла – забыла.
- На улице … сирена.
8 задание
Письмо по памяти третьего и четвёртого предложения.
- Молодцы, ребята! Вы освободили Снегурочку, победили Бабу Ягу, спасли новогодний праздник. Дед Мороз благодарит вас. (6 слайд).
- Итог занятия.
- Какие звуки помогли нам освободить Снегурочку? Что вы о них знаете?
3