Для моих учеников

Миропольская Ирина Алексеевна

Здесь вы найдете материалы, необходимые для повторения и подготовки к экзаменам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva_yazyka_tropy.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительно-выразительные средства языка

( тропы)

    Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению ( добрые – злой, могучая – бессильная). Антонимы в речи  - источник языковой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.

   Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

   Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое –либо качество, действие, явление. Употребляется для усиления художественного впечатления: Снег валил с неба пудами.

   

Литота – Намеренное преуменьшение: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.

   Метафора – Слово или выражение в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений: Где-то далеко за Москвой молния распорола небо.

   Перифраза – замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл : Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…

   Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого существа: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули свои тонкие руки.

        

   Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга: Грустное веселье продолжалось.

   Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений: Черные фраки носились врозь и кучами там и сям.

   Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы)-слова, созданные авторами в соответствии с законами словообразования, по тем моделям, которые существуют в языке:  Проповедует, мечась и стеня, сегодняшнего дня крикогубый Заратустра!

   Эпитет – образное определение, дающее дополнительную характеристику кому-либо или чему-либо ( может быть любое слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому: болтушка сорока, роковые часы; взоры полусонные, нежные, влюбленные; жадно всматривается.

Стилистически ограниченная лексика – книжная, разговорная, сниженная, просторечные слова:

                                   Подобно земнородной деве,

                                    Не скрестит две руки крестом –

                                    Дщерь, выношенная во чреве

                                    Не материнском, а морском!

Омонимы – слова, совпадающие в произношении или написании, но различные по значению: Радуйся, радуйся, ты доконала! Теперь такая тоска, что только б добежать до канала и голову сунуть воде в оскал.

   Фразеологизмы, крылатые выражения – яркие, образные выражения: У таких людей, как мой герой, есть искра божья.

   Авторская пунктуация – постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами: Рожденный ползать – летать не может.

   Анафора – одинаковое начало рядом стоящих предложений: Как рассказать о красоте неба? Как рассказать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

    Восклицательные предложения – выражают эмоциональное отношение автора к описываемому.

    Градация – расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение: Я вижу, я чувствую – чую вас всюду!

   Инверсия – обратный (непрямой) порядок слов: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!

   Антитеза – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия: Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень.

   Эпифора – повторение слов или выражений в конце смежных предложений: Други его – не тревожьте его! Слуги его – не тревожьте его!

   Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения:

Я – внезапный излом, я – играющий гром, я – прозрачный ручей, я – для всех и ничей.

   Риторический вопрос – средство создания эмоциональности речи, выражение авторской позиции: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи.

   Парцелляция – прием расчленения фразы на отдельные фразы или отдельные слова: Поэт внезапно встал. Побледнел.

   Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя.

   Бессоюзие – построение речи, в которой опущены союзы, соединяющие слова:

           Переходы, коридоры, уборные,

           Лестница витая, полутемная,

           Разговоры, споры упорные,

           На дверях занавески нескромные.

       Повтор – намеренное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение образа, понятия: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

   Аллитерация – прием звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков в художественной, преимущественно поэтическом, тексте:

                                          Звоны-стоны, перезвоны,

                                          Звоны-стоны, звоны-сны.

                                          Высоки крутые клоны,

                                          Крутосклоны зелены.  

   Ассонанс – прием звуковой выразительности, повторение однородных гласных: Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою.

   Эллипсис – пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого из контекста: Пусть у Европы есть история, - но у России – житие.

 

   Риторическое восклицание – эмоционально окрашенное предложение: Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи!

   Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к к.-н. или ч.-н., призванное выразить отношении автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи: О небо, небо, ты мне будешь сниться!