Конспект мастер- класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми ОВЗ - от простого- к сложному"

Набиулина Гюзелия Хорисовна

Конспект мастер-класса для педагогов.Тема очень актуальна, данный материал весь апробирован и применяется мною как учителем- дефектологом на практике с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми ОВЗ - от простого - к сложному»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, тренажеров; пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с    дошкольниками.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями и тренажерами, способствующими умственному, физическому и речевому развитию дошкольников.
2. Изготовить совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических сказок в работе с дошкольниками.
3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки для проведения теста, кинезиологические  дорожки( игры), листы бумаги по количеству участников, ручки, фломастеры.

Ход мастер-класса

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных проблем современного образования.
В профессиональном стандарте педагога прописано: «Педагог должен использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании».
Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья обычно формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова после 3-4 лет. Как правило, эти дети понимают речь окружающих, но сами затрудняются говорить. Словарный запас их беден, фразы аморфные, наблюдается множественные дефекты произношения. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов. У таких детей недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Все эти трудности возможно преодолеть только при условии правильного выбора методов педагогической коррекции.
Один из эффективных методов, который применяем в своей работе и рекомендуем вам, является кинезиология
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Хорошо известно, что мозг состоит из двух частей – левой и правой. У кого - то функционирует лучше левая часть мозга, у кого то – правая. А у самых счастливых – обе части мозга. Выигрывает последний, использующий свое богатство максимально.
Предлагаем вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы воспользуемся тестом Павлова.
Необходимо разложить карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Существует два варианта выполнения данного теста.
- Если Вы разложили карточки по 1 варианту (1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца». 2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать». 3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя», то у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.
Если Вы разложили карточки по 2 варианту (1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя». 2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья». 3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть», то у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.
Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушарий, передавать информацию из одного полушария в другое т. е. осуществлять межполушарное взаимодействие. Левое полушарие головного мозга управляет правой половиной тела, а правое — левой, чтобы наладить межполушарное взаимодействие, двигательной активностью должны быть задействованы обе стороны, синхронно, а затем асинхроно. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка (взрослого) будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Кинезиологические упражнения - комплексы движений, направленные на активизацию межполушарного взаимодействия
Существуют основные виды кинезиологических упражнений:
Дыхательные упражнения (способствуют развитию произвольности, самоконтроля, ритмики организма)
Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики (стимулируют речевые зоны головного мозга)
Массаж и самомассаж (благотворно воздействует на биологически активные точки)
Упражнения на релаксацию (снимают внутреннее напряжение, расслабление, повышение стрессоустойчивости)
Глазодвигательные упражнения (улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие)
Растяжки (нормализуют гипер - и гипотонус).
В работе с детьми включаем кинезиологические упражнения во фронтальную
непрерывную деятельность в виде динамических пауз, пальчиковых гимнастик, физкультминуток. И в индивидуальной коррекционно-развивающей работе используем кинезиотренажеры совместно с дыхательными, глазодвигательными и традиционными кинезиологическими упражнениями.

Практическая часть.

Нам бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками нашего мастер - класса.
Большее внимание мы уделяем упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики, которые стимулируют речевые зоны головного мозга, что важно для наших воспитанников.
Начнем нашу тренировку с базовых упражнений (развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля).
1. Лягушки. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук. «Мы веселые лягушки две лягушки хохотушки»
2. Фонарики. Фонарики зажглись, фонарики мигают
3. Колечки. Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.
4. Заяц - коза - вилка
Зайчик
Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Зайка серый скачет ловко.
В лапке у него морковка.

Коза
Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный - прижать большим пальцем  к ладони.
Вот коза пришла рогатая
Да ботатая.
Вилка
Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Вилка, вилка три зубца
Кушать нам уже пора
5. Ножницы .
Ножницы
Указательный и средний пальцы вытянуть в сторону, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем...
7. Зеркальное рисование
- Для этого упражнения понадобится лист бумаги и два карандаша, или маркера. Начните рисовать двумя руками одновременно симметричный предмет (елка, сердце, дом)
- Напишите свое имя двумя руками
- Правой рукой нарисуйте квадрат, а левой звезду.
8. Кинезиотренажеры
Сегодня мы продемонстрируем кинезиологические тренажеры, которые можно изготовить самостоятельно. Данные пособия можно применять при работе с детьми с особыми образовательными потребностями
- «Кинезиологические дорожки».
Данный тренажёр развивает у детей межполушарные связи, потому что дети работают двумя руками одновременно. Они развивают мелкую моторику. Задания на тренажере дети могут выполнять как двумя руками одновременно проходя дорожку, так и выполнять задания в воздухе (проговаривая вслух стихотворение, например).
- На отработку звуков
- 4 лишний
- Скажи наоборот
Это лишь некоторые примеры использования кинезиологических упражнений в нашей работе.
Умелыми дети становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: упражнения должны проводиться систематически, тогда дети достигают хорошего развития. Поэтому мы рекомендуем шире использовать кинезиологические упражнения в своей практической работе любому педагогу, потому что они дают не только хороший коррекционный результат, но и массу положительных эмоций.
Важно:
Упражнения проводятся систематично (ежедневно или в определенные дни в одно и тоже время желательно утром).
Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке.
От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
Упражнения проводятся стоя или сидя за столом
Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, затем быстрее до10 раз.
Все упражнения разучиваются от простого к сложному, взрослый выполняет вместе с детьми, постепенно увеличивая время и сложность предлагаемых упражнения. Для усложнения заданий применяются различные приемы: — ускорение темпа; — подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки); — подключение к двигательным упражнениям дыхательных; — исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений со слегка прикушенным языком, с закрытыми глазами); — подключение к движениям рук движений языка или глаз (, ассиметричное выполнение, подключение речи (стихов, сказок-рассказов).
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения (сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы). Значение упражнений на развитие межполушарного взаимодействия для детей с ОВЗ трудно переоценить.
Таким образом, можно сделать вывод, что игры с данными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, обеспечить наибольшее успешное выполнение заданий. Развивает психические и речевые процессы. Тем самым способствует развитию базовых систем организма ребенка.
Рефлексия.
Проведем рефлексию мастер класса. Упражнение «Ладошка». На ладошке нарисуйте на одном из пальцев колечко. На большом пальце означает – мне было не интересно, на указательном – я получила конкретные рекомендации по теме, на среднем – мне было трудно включиться в работу, на безымянном – для меня это было важно и интересно, на мизинце – недостаточно раскрыта тема.

 В завершении мы хотим вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом была для вас работа; лучшим днем был день – «сегодня»; самым большим даром - любовь, а самым большим богатством – здоровье!
Спасибо за внимание.