Открытые уроки

Макарова  Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок 20

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Единицы площади».

Автор: Макарова Елена Владимировна

Основные цели:

1) сформировать представление об общепринятых единицах измерения площади – см², дм², м², умение выражать площади в данных единицах измерения;

2) тренировать умение применять правила порядка действий в выражениях, решению текстовых задач.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) картинки с изображением фараона и пирамид:

2) задание 1 для этапа 2:

3) таблица единиц измерения длины:

4) эталон понятия «площадь» (см. урок 19, часть 2, М-2);

5) карточка для этапа 2:

6) таблица единиц измерения площади:

7) картинка с изображением дворца фараона:

8) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6:

 5, стр. 59                         6, стр. 59

9) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:

 5, стр. 59                         6, стр. 59

Раздаточный материал:

1) индивидуальные планшетки;

2) квадраты из цветной бумаги на каждого учащегося со стороной 3 см;

3) для пробного действия на каждого учащегося прямоугольник размером 30 см × 20 см, квадрат со стороной 1 см из цветной бумаги;

4) для групповой работы желтая цветная бумага, ножницы, линейка;

5) для самооценки на этапе 9 пирамиды трех размеров: высокая, средняя, низкая.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Ребята, кто из вас слышал о «Семи чудесах света»? (…)
  • На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с одним из них.

Учитель показывает изображение египетских пирамид и фараона (Д-1).

  • Кто знает, как называется это чудо света? (Египетские пирамиды.)
  • Верно, они были построены во времена глубокой древности, во время правления фараонов (так в Древнем Египте называли царей) по их приказу. Как вы думаете, люди, какой профессии рассчитывали и планировали строительство пирамид и других построек? (Архитекторы.)
  • А теперь, давайте выясним, как планировка пирамид и зданий связана с темой урока. Для этого вспомните, с каким математическим понятием вы познакомились на прошлом уроке? (Площадь.)
  • Что такое площадь? (Это величина.)
  • Что показывает эта величина? (Сколько места на плоскости занимает геометрическая фигура.)
  • Так как же связано понятие площадь с профессией архитектора? (Архитектору необходимо рассчитать, сколько места на земле займёт его постройка.)
  • Итак, вы сегодня продолжите работать с площадью. Как вы будете «открывать» новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, постараться самим «открыть» новое.)
  • С чего начнем работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать умение переводить единицы измерения длины, понятие «площадь», умение измерять площадь разными мерками;

2) формировать представление о единице измерения площади см²;

3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебной деятельности на этапе 2:

1) Перевод единиц измерения длины.

  • С какими величинами приходится работать архитектору? (С длиной и площадью.)
  • Давайте и мы поработаем с величинами.

Учитель открывает на доске задание 1 (Д-2):

  • Единицы измерения, какой величины приведены в данном задании? (Длины.)
  • Назовите числа в порядке убывания в каждой строке.

Учащиеся с места называют числа в нужной последовательности.

  • Нужно выразить в каждой строчке большие числа в разных единицах измерения. Что поможет выполнить это задание? (Таблица единиц длины.)

Учитель открывает на доске эталон Д-3.

  • Как вы пользуемся этой таблицей? (Когда переводим в более крупные единицы измерения, то нули убираем, когда переводим в более мелкие, то нули приписываем.)
  • Выполните это задание.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием, остальные учащиеся на индивидуальных планшетках Р-1:

2) Актуализировать умение измерять площадь с помощью мерок, формировать представление о см², умение измерять площадь прямоугольника см².

  • Вернёмся в Древний Египет. Фараон решил построить себе дворец. Он созвал архитекторов из разных стран и попросил рассчитать площадь своего будущего дворца. При этом он поставил условие, что дворец в основании должен иметь форму квадрата.

Учитель раздает учащимся квадраты Р-2.

  • Подключимся к этой работе. С помощью буквы S на ваших карточках обозначена «площадь». Как вы думаете, зачем слово заменили значком? (Чтобы запись была короче.)
  • Как можно выяснить площадь фигуры? (Нужно выбрать мерку и посчитать, сколько эта мерка уложится в фигуре.)

Учитель открывает на доске эталон Д-4.

  • Разбейте этот квадрат на квадраты со стороной 1 см.

Учащиеся самостоятельно разбивают квадрат на мерки.

  • Найдите площадь квадрата и запишите равенство.

Один из учащихся записывает на доске:

  • В каких единицах можно измерять площадь прямоугольников? (Квадратами со стороной 1 см.)
  • В математике принято называть эту единицу измерения квадратным сантиметром и записывают так: 1 см2

Учитель вывешивает на доску эталон Д-5.

3) Задание для пробного действия.

  • Что вы повторили и узнали? (Мы повторили перевод единиц длины в более крупные, потренировались в измерение площади с помощью мерки, узнали, что принято измерять площадь квадратным сантиметром.)
  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
  • Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
  • Итак, фараону не понравились размеры дворца, слишком маленький. Он раздал своим архитекторам другие чертежи.

Учитель раздает каждому учащемуся оборудование Р-3.

  • Нужно измерить площадь данного прямоугольника.
  • Что нового в этом задании? (Вроде все знакомо.)
  • Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся пытаются измерить площадь прямоугольника квадратным сантиметром. Учитель ограничивает время.

  • Итак, время истекло. Кто не выполнил это задание?

Вероятнее всего все учащиеся не смогут выполнить это задание.

  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли измерить площадь прямоугольника.)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание выполняли? (Мы должны были измерить площадь прямоугольника.)
  • Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались измерить квадратным сантиметром.)
  • В чем затруднение? (В измерении этой меркой.)
  • Почему же возникло затруднение? (Эта мерка не подходит, слишком маленькая.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать более крупную единицу измерения площади.)
  • Что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Перевод единиц измерения длины в более мелкие единицы измерения.)
  • Как это может вам помочь. Чем вы пытались измерить прямоугольник? (Квадратом со стороной 1 см.)
  • В единицах, какой величины выражена сторона квадрата? (В единицах измерения длины.)
  • Как можно получить новую более крупную единицу измерения площади? (Нужно взять квадрат с большей стороной.)
  • Как же вы будете «открывать» новое? (Мы возьмем квадрат с большей стороной, измерим выбранной меркой площадь нашего прямоугольника, выясним, как соотносятся новая единица измерения площади с квадратным сантиметром.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю поработать вам в группах. Нужно ли повторять правила работы в группах?

В случае необходимости актуализируются правила работы в группах. Учитель раздает оборудование для работы в группах Р-4.

  • Попробуйте в группах выполнить план.

Учащиеся в группах выполняют план, в случае возникновения затруднений организуется подводящий диалог:

  • Итак, какой первый шаг в плане? (Взять квадрат с большей стороной.)
  • Вспомните, какая единица длины больше сантиметра? (Дециметр.)
  • Значит, какой мы возьмем квадрат? (Квадрат со стороной 1 дм.)
  • Вырежете этот квадрат из бумаги.

Учащиеся вырезают из бумаги квадрат со стороной 1 дм.

  • Какой следующий шаг? (Измерить новой меркой площадь прямоугольника.)
  • Измерьте.

Учащиеся измеряют площадь прямоугольника новой меркой.

  • Чему равна площадь данного прямоугольника? (6 квадратных дециметров.)
  • Что надо сделать дальше? (Узнать, как соотносятся между собой квадратный сантиметр и квадратный дециметр.)
  • Положите перед собой квадрат со стороной 1 дм.
  • Сколько квадратов со стороной 1 см помещается в 1 ряду? (10.)
  • Сколько таких рядов уместится в таком квадрате? (10.)
  • Как посчитать все количество квадратов? (Нужно 10 раз сложить по 10.)

Учитель записывает на доске:

  • Посчитайте? (100 квадратов.)
  • Как же соотносятся эти единицы измерения между собой? (В 1 квадратном дециметре содержится 100 квадратных сантиметров.)
  • Составим таблицу.

Учитель на доске открывает правую часть таблицы Д-6.

Если учащиеся работали в группах, учитель организует защиту результатов работы. Защиту можно организовать поэтапно, каждый шаг плана может представлять отдельная группа. Вариант комментирования результата:

  • Мы построили квадрат со стороной 1 дм, так как следующей единицей измерения длины после сантиметра является дециметр. Мы измерили новой меркой наш прямоугольник, площадь равна 6 дм². Далее мы посчитали, что в квадрате со стороной 1 дм умещается 100 квадратов со стороной 1 см. Поэтому в 1 дм² содержится 100 см².

Учитель на доске открывает правую часть таблицы Д-6.

  • Ребята, вернемся к нашему фараону. Скажите, пожалуйста, дворец с такой площадью ему подойдет? (Нет, слишком меленький.)
  • Вы правильно думаете. Но не буду вас томить, архитекторы построили нашему фараону дворец. Его фрагмент я вам сейчас покажу.

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением дворца Д-7.

  • Напоминаю, что вы видите только фрагмент дворца. Скажите, можно ли его площадь измерить дм²? (Нет, эта единица измерения будет не удобной, маленькой.)
  • Подумайте, какой же единицей измерения будет удобнее измерить площадь дворца? (Метром квадратным.)
  • Обоснуйте свой ответ. (Нужно взять квадрат со стороной больше 1 дм. Больше дециметра метр. Значит, нужно взять квадрат со стороной 1 м.)
  • Как же соотносятся между собой 1 м² и 1 дм²? (В 1 м² содержится 100 дм².)
  • Почему? (Нужно 10 раз сложить 10 дм.)

Учитель открывает левую часть эталона Д-6.

  • Как вам проверить «открытие»? (Нужно посмотреть в учебнике.)
  • Откройте учебник на странице 58. Проверьте.

Учащиеся убеждаются в правильности своего «открытия».

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Что теперь вы можете? (Измерять площади фигур с помощью общепринятых единиц измерения, складывать, вычитать и сравнивать числа, выраженные в единицах измерения площади.)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи умение переводить единицы измерения площади, выполнять арифметические действия.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Фронтальная работа.

5 (в а и б по первому числу), стр. 59

  • Найдите  5 на странице 59.
  • Прочитайте задание под буквой а.
  • Переведите первое число.

Один учащийся работает у доски с комментированием, остальные выполняют задание в учебнике. Вариант комментирования:

  • Нужно перевести 5 дм² в м². В 1 м² содержится 10 дм². Значит в 5 м² - 50 дм².

Перевод первого числа в задании под буквой б комментируется аналогично.

6 (1 пр в 1 ст), стр. 59

  • Найдите  6 на странице 59.
  • Выполните в первом столбике первый пример.

Один учащийся выполняет задание у доски с комментированием.

2) Работа в парах.

5 (в а и б вторые числа),  6 (2 и 3 примеры), стр. 59

  • Выполните в 5 в каждой части задания вторые числа, а в  6 2 и 3 примеры в парах.

Учащиеся выполняют данное задание в парах с комментированием. Проверки организуется по образцу Д-8.

  • Кто ошибся?
  • В чем ошибка?
  • Исправьте свою ошибку.
  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить, сумеем ли мы выполнить данные задания самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение работать с единицами измерения площади.

Организация учебного процесса на этапе 7:

5 (третьи числа.), 6 (4 пример), стр. 59

  • Закончите выполнять  5 и  6 самостоятельно.

Учащиеся выполняют работу самостоятельно в тетрадях. Проверка организуется по образцу Д-8. Учитель вывешивает образец рядом с таблицей единиц измерения площади.

  • Кто из вас ошибся?
  • В чем ошибка? (...)
  • Исправьте ошибку.
  • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
  • Кто не ошибся?
  • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение решать текстовые задачи.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Где мы можем встретить числа, выраженные в единицах измерения площади? (В задачах, …)

 8 (а), стр. 60

  • Прочитайте задачу.
  • Сколько действий будет в задаче? (Одно.)
  • Почему? (Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно сложить значения площадей всех трех комнат.)
  • Запишите решение задачи самостоятельно.

Один из учащихся записывает решение на доску, остальные учащиеся работают в учебниках.

  • Итак, чему равна площадь квартиры? (40 м².)
  • Каким правилом вы могли воспользоваться, чтобы быстро найти значение выражения? (Свойствами сложения.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? («Открыть» более крупную единицу измерения площади.)
  • Нам удалось достичь цели? (Да.)
  • У кого не возникло трудностей в «открытии» нового?
  • Кому еще трудно?
  • Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?
  • Кто не смог? Как вы думаете почему?
  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Мы сегодня говорили о Древнем Египте, поэтому для оценивания я предлагаю использовать пирамиды. Положите их перед собой. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то покажите самую большую пирамиду. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, то покажите среднюю по величине пирамиду. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, покажите самую маленькую пирамиду.

Учащиеся оценивают себя с помощью пирамид Р-5. Учитель анализирует результаты оценивания.

  • Какие вопросы остались на конец урока?
  • Как и где их можно развеять?

Далее учитель комментирует домашнее задание:



Предварительный просмотр:

аа          Автор: Макарова Елена Владимировна

учитель начальных классов.

2012 год

Урок 12.

Тема: Милосердие и сострадание.

Тип  урока: изучение нового материала

Цель: Ознакомление учеников с понятиями « милосердие »  и  « сострадание »  и  основными христианскими заповедями, которые учат  милосердию . Конкретизация полученных представлений с опорой на Евангельские сюжеты.

Задачи  урока:

Обучающая: познакомить с этимологией  и  смыслом слова « милосердие »; научить понимать христианское значение слова «ближний».

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.

Воспитывающая: воспитать любовь к ближнему человеку; усвоить, что дела  милосердия  в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация   к   уроку, учебник ОПК,  для задания Сад добродетелей-  дерево и таблички со словами.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

 В ходе  урока  учащиеся узнают:

  • Чем  милосердие  отличается от дружбы
  • Кого называют ближним
  • Как христианин должен относиться к людям

Ход урока:

1.Подготовка к восприятию. Работа по новой теме. 

    Ребята, сегодня у нас с вами очень интересный урок, и тот материал, который вы услышите сегодня, вам пригодится в жизни.

Тема сегодняшнего урока…а впрочем я думаю вы назовёте её сами через несколько минут.

             Незабудка.

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.

Рос он, рос…

И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.

Просто так, не зная даже зачем.

Скомкал и выбросил на дорогу.

Больно стало цветку, горько.

Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).

ИТАК, ТЕМА УРОКА: МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ  

- Давайте поразмышляем:

а)Часто ли вы слышали слова, вынесенные в название нашего урока?

б)А как часто видели вы милосердие в реальной жизни?

в)А как называют действие, противоположное милосердию?

Для иллюстрации я прочитаю вам 2 стихотворения.

НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский

НИЩИЙ    

                                                                                                У врат обители святой
                                                                                                      Стоял просящий подаянья
                                                                                                            Бедняк иссохший, чуть живой
                                                                                                           От глада, жажды и страданья.
                                                                                                           Куска лишь хлеба он просил,
                                                                                                        И взор являл живую муку,
                                                                                                     И кто-то камень положил
                                                                                                 В его протянутую руку
                                                                                                                           М. Ю. Лермонтов

В каком стихотворении проявляется  милосердие? А какое качество проявляется в другом? жестокосердие.

- Давайте разберём значение слова милосердия.

МИЛОСЕРДИЕ – милое сердце,

Доброта,

Сострадание,

Любовь,

Сочувствие,

Забота

Какое из этих слов, на ваш взгляд является главным. Правильно – ЛЮБОВЬ. Запомним его.

 - А как вы понимаете смысл  слова сострадание?

СОСТРАДАНИЕ - умение переживать за другого человека.

   Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это “сердце-болие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность".  

   Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.

Чем близки эти слова? Чем отличаются?

Милосердие-это помощь в трудную минуту, а сострадание-это жалость к человеку, который в беде.

2. Какое сердце может быть?

Прощающее, сострадающее, доброе, жалеющее, ласковое …

Игра «Солнышко милосердия»

 - Я попрошу рассказать вас о милосердных поступках, которые совершают люди по отношению друг к другу, каждый рассказ награждается солнышком милосердия, вырезанным из цветной бумаги. Кто получит больше всех солнышек, становится солнышком милосердия . Рассказывают.

 -  Что может подарить солнышко милосердия? Оно может подарить солнечные подарки: солнечного зайчика, солнечный лучик, теплый день, солнечную улыбку, солнечный бант…   ---   - Представьте себя в качестве одного из подарков. Чем вы можете помочь людям в трудную минуту? Я солнечный луч. Могу вывести путников из темной пещеры. Я теплый день. Могу согреть озябших людей…

3. Работа с  высказываниями и афоризмами.

- Ребята, давайте прочитаем высказывания мудрых людей.

  • Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)

  • Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций)

  • Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире (Зигфрид Ленц)

-  Как вы их понимаете? (Выслушиваются высказывания детей)

4. Физминутка.

Мы дружно трудились.

Немножко устали,

Быстро все сразу,

За партами встали.

Руки поднимаем,

И очень легко

Всей грудью вдохнём глубоко.

5 .   Закрепление по новой теме.

 - Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

- В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания?

Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка», К. Паустовский «Теплый хлеб», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», Б.Алмазов «Лягушонок», Г.Х. Андерсен «Русалочка», Л. Толстой «Старый дед и внучек», В.Катаев «Цветик  -  Семицветик», Владимир Железников "Чучело" , В.Бианки «Рассказы о животных» и т.д.

 - Какой из этих рассказов затронул вашу душу? Почему?

 В этих произведениях авторы учат нас быть: добрыми, сострадательными, милосердными.

 - Почему? Одно без другого быть не может. Доброта рождает сострадание, а сострадание-милосердие.

 -А у Юлии Друниной есть стихотворение «Бинты»


БИНТЫ

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем — так учили нас.

Одним движеньем — только в этом жалость...

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: "Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться — беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки".

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

 

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты...

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе

 

 -  Что хотел автор сказать последними строками?

 Ю. Друнина хотела подчеркнуть, что милосердию и состраданию человек может научиться только реально делая добрые дела.

 - А ап. Павел сказал, что не имеющий любви делай дела любви.

 - Поэтому третье ключевое слово будет – реальная помощь.

 - Итак: 3 составляющие слова МИЛОСЕРДИЯ:

  • Любовь
  • Бескорыстие
  • Реальная помощь

Вывод: Истинное милосердие-это любовь, выраженная в действии.

Какими бы мы не были разными, понятие милосердия одинаково для всех.

6. Работа с учебником. Комментированное чтение.

ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ. Стр.42-43.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

Если:

а) в минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе;
б) твой родной дядя тоже прошел мимо;
в) лишь тот человек, с которым никто в классе не решался дружить, заметил твои слезы и подошел поговорить и помочь.

Вопрос: кто же на самом деле твой ближний?

Если человеку больно - становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

 - Если человек виноват перед тобой, нужно ли человеку помогать в трудную минуту? (Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи)

 - Зачитайте в тексте принцип по которому нельзя поступать ( Как ты ко мне, так и я к тебе). С.43

 - Как будут жить люди на Земле, если будут придерживаться этого принципа. (начнутся войны, ссоры и горе).

 - Что стоит выше ПРОЩЕНИЕ или ВОЗМЕЗДИЕ? ( прощение стоит выше, чем возмездие).

В годы страшной гражданской войны великая русская поэтесса Марина Цветаева писала:

«Ненависть, ниц! Сын – раз в крови!»

Ниц – слово, родственное словам изнанка и ничком. Выражение «пасть ниц» значит склониться так низко, что не видно уже лица, а виден затылок (изнанка). Пасть ничком или ниц означает выразить крайнюю степень покорности, отказаться от своеволия.

Марина Цветаева говорит ,что вот так резко должен человек приказывать ненависти, которая что-то черное пробует нашептывать ему: надо ненавидеть ненависть, надо гневаться на гнев.

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Руку помощи протягивали в разные исторические времена многие люди. Давайте вспомним их имена. Сообщения обучающихся о княгине Елизавете Федоровне, Дарье Севастопольской

Что больше всего проявляется в этих людях: доброта, сострадание или милосердие? Одно качество без другого быть не может.

Все беды, катастрофы, землетрясения, наводнения и эпидемии даются для пробуждения наших сердец.

«Блаженны милостивые,- говорит Господь – ибо они помилованы будут.

Блаженные-святые, под видимым безумием скрывавшие духовную высоту. Они прошли путь через сострадание и милосердие. Их душа открыта на добро.

 - Мы часто обижаемся. Справедливы ли наши обиды?

 -  Давайте о них забудем. Прочитайте в учебнике с. 44.

Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души как топоры…
Слишком многих мы словом раним,
Позабыв, что слова остры.
А. Дементьев

Слово может ранить и милосердия не получается. Нужно задумываться о чем говорим и что говорим. Одно из дел милосердия - милостыня. Нужно ли ее подавать всем кто просит?  Помните слова Христа: « Всякому просящему у тебя – дай».

7. Творческое задание в группах.

1) Давайте обратимся к пословице: «Доброе сердце о чужой беде болит». Она нам поможет выполнить следующее задание. Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Помогите ему принять законы милосердия. Зачитывают законы . 1. Раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен пригласить к себе в гости бедного, накормить его вкусным обедом и подарить подарок.

2. В течение зимы каждый должен сделать две кормушки для птиц.

3. Бездомных животных приносить в гостиницу, где их осмотрит врач и окажет им помощь.

2) Представьте, что душа человека- это дерево добродетелей, на котором рядом с прекрасными зелеными листочками соседствуют  и  желтые, плохие. Решите, что вы оставите на этом дереве добродетелей.

Отметьте знаком плюс «+» то, что вы оставите на дереве.

ЧЕСТНОСТЬ

ДОБРОТА

ЛЕНЬ

ПОСЛУШАНИЕ

ТЕРПЕНИЕ

ЛЖИВОСТЬ

 МИЛОСЕРДИЕ 

УПРЯМСТВО

ТРУСОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

СОВЕСТЬ

 - Что же у нас растет на дереве добродетелей? ( проверим на доске)

(Один ученик выбирает из готовых листочков нужные  и  помещает их на дереве.)

Ответ: Честность, терпение,  милосердие , трудолюбие, доброта, послушание, совесть

8. Подведение итогов урока.

   Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..."

- Ребята, прислушайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких и ближних  людей. Ведь ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

-  Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

-  Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких

- Можно ли за милосердную помощь брать плату?

- Почему милосердие выше закона и справедливости? 

Мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни все эти лучшие качества:  милосердие, любовь к ближнему, честность, которые сделают вас Добрыми людьми.

- ПОЖЕЛАНИЯ ВАМ ( стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).

Умей жалеть, но пусть желанья

Все будут чисты, как кристалл;

Умей прощать,  и   состраданье 

Пусть будет вечный идеал.

Себя суди ты только строго,

Других ошибки забывай,

Всегда иди прямой дорогой

 И  никогда не унывай.

9.  Рефлексия.

1 .Самооценка учащихся.

Вот и подходит наш урок к концу.

- Поднимите руку те учащиеся, которым:        

  • Урок понравился, мне было интересно.
  • Мало узнал на уроке, только время потерял.
  • Много узнал  на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.
  • Урок не понравился, мне было скучно.

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану:

  • Меня удивило…
  • Произвело впечатление…
  • Мне понравилось…
  • Меня восхищает…
  • Я любуюсь…
  • Мне пришлось по душе…
  • Мне запомнилось…
  • Я считаю, что…

  1. Задание по парам (по выбору учащихся)

Составить синквейны со словами: сострадание, милосердие, долг, любовь.

Возможные синквейны учащихся:

1. Сострадание.                                                             1. Милосердие.

2. Любящий, отзывчивый.                                            2. Добрый, переживающий.

3. Сочувствовать, переживать, помогать.              3. Проявлять, поддерживать, любить.

4. Мы должны проявлять сострадание.                    4. Помогать нуждающимся в помощи

5. Необходимо.                                                              5. Забота.

1. Долг.                                                                             1. Любовь.

2. Ответственный, стремительный.                         2. Красивая, искренняя

3.  Служить, дорожить.                                              3. Любить, заботиться.

4. Долг каждого служить Родине.                             4.Любовь – это большое счастье.

5. Обязанность.                                                            5. Благодать.

10. Задание на дом (на выбор):

1). Подготовьте рассказ (устный или письменный) о проявлении милосердия и сострадания.

2). Найдите  милосердие и жестокосердие в притче о блудном сыне.

3)Тема милосердия прослеживается в произведениях художников. Дома рассмотрите иллюстрации на стр. 42-43 учебника «Прощение». Фрагмент иконы, К. Петров-Водкин «Богоматерь Умиление злых сердец». Напишите сочинение по знакомому вам плану.

  1. Обозначение имени персонажа (кто изображен на портрете, его пол и возраст?);
  2. Объект реального или фантастического мира;
  3. Описание одежды в которой находится персонаж;
  4. Обозначение композиции портрета (изображение объекта во весь рост, по пояс или по плечи);
  5. Обозначение места, где изображен персонаж;
  6. Обозначение времени года, времени суток;
  7. Обозначение объектов окружения;
  8. Обозначение цели действия персонажей;
  9. Обозначение проблемы объекта;
  10. Обозначение настроения (по выражению глаз, позе и цвету картины);
  11. Обозначение цели написания портрета автором;
  12. Название картины.

Спасибо вам за  урок. Берегите себя и своих близких!



Предварительный просмотр:

Урок 37

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Таблица умножения и деления на 3».

1) Сформулировать мотивацию к запоминанию результатов умножения однозначных чисел на 3.

2) Сформировать умение применять таблицу умножения на 3 при выполнении операций умножения и деления.

3) Повторить взаимосвязь между умножением и делением.

4) Тренировать навыки применения таблицы умножения при выполнении умножения и деления.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) поговорка:

2) задание 1 для этапа 2 (мелом на доске):

3) эталон взаимосвязи умножения и деления (см. урок 31-36, часть 2, М-2);

4) задание 2 для этапа 2 (мелом на доске):

5) квадратная таблица умножения и деления;

6) задание для пробного действия:

7) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6:

 2 (2 ст.), стр. 106

8) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:

 2 (3 ст.), стр. 106

9) образец для самопроверки задания на этапе 8:

 5, стр. 106

Раздаточный материал:

1) квадратная таблица умножения;

2) эталоны к уроку 37 части 2 М-2 из пособия «Построй свою математику»;

3) картинки с «Улыбками» для самооценки на этапе 9.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока: действия умножение и деление;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель открывает на доске поговорку (Д-1):

  • Прочитайте поговорку.
  • Как вы ее пронимаете?
  • Как это поговорка связана с вашей деятельностью на уроке? (Если постараемся, то сможем достичь успеха.)
  • В чем вы стараетесь преуспеть? (В «открытии» нового знания.)
  • Какую большую тему вы изучаете? (Умножение и деление.)
  • Сегодня на уроке вы продолжите работать над этой темой.
  • С чего начнете работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать взаимосвязь между умножением и делением, тренировать навыки применения таблицы умножения при выполнении умножения и деления;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебной деятельности на этапе 2:

1) Актуализация взаимосвязи между умножением и делением.

Учитель открывает на доске задание 1 (Д-2):

  • Дополните равенства.

Учащиеся устно подбирают числа. Проверка организуется фронтально.

  • Проверяем по столбикам. Какое число нужно дописать в первом равенстве? (56.)
  • Чем вы воспользовались при нахождении произведения? (Таблицей умножения.)
  • Какое число нужно записать во втором равенстве? (Число 7.)
  • Почему? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.)
  • Какое число нужно записать в следующем равенстве и почему? (Число 7, по тому же правилу.)
  • Посмотрите на данный столбик. Какое еще равенство можно составить? (5 · 7 = 56.)
  • Обоснуйте свое равенство. (От перестановки множителей произведение не изменяется.)
  • Что вы повторяете этим заданием? (Взаимосвязь действий умножения и деления.)

Учитель открывает на доске эталон Д-3.

  • Давайте теперь проверим следующие столбики.

Проверка организуется аналогично проверке первого столбика.

2) Тренировка навыка применения таблицы умножения и деления.

Учитель открывает на доске задание 2 (Д-4):

  • Вычислите.

Учащиеся самостоятельно выполняют вычисления. При этом квадратные таблицы умножения у каждого учащегося (Р-1) При этом случаи умножения на 2 заклеены.

  • Проверяем ваши ответы.

Учащиеся с места называют числа, учитель после согласования всех ответов записывает правильный на доску.

  • Чем вы пользовались, когда решали примеры в первом столбике? (Таблицей умножения.)
  • Чем вы пользовались, когда решали примеры во втором столбике? (Знанием таблицы на 2.)
  • Какой столбик вы решили быстрее? (Второй.)
  • Почему? (Использование таблицы умножения требует времени.)
  • Уберите таблицы со стола.

3) Задание для пробного действия.

  • Что вы повторили? (Мы повторили взаимосвязь умножения и деления, вычисления с помощью таблицы умножения.)
  • Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия Р-2:

  • Что нужно сделать в этом задании? (Найти значение выражения.)
  • Что нового в этом задании? (Нужно число разделить на 3.)
  • Попробуйте записать произведение за полминуты.

Учащиеся записывают произведение на индивидуальные планшетки.

  • Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто не выполнил это задание?

Учащиеся поднимают руки.

  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти значение данного выражения.)
  • Кто выполнил это задание?

Учащиеся поднимают руки. Несколько выражений учитель может выписать на доску.

  • Обоснуйте свое мнение.

Учащиеся в замешательстве, так как таблицей умножения пользоваться было запрещено, а если учащиеся называют по памяти, то ответу учащегося без обоснования доверять нельзя.

  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ.)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти частное чисел 27 и 3.)
  • Что нового в этом задании? (Число делится на 3.)
  • В чем затруднение? (В подборе частного.)
  • Почему же возникло затруднение? (Мы не можем воспользоваться таблицей умножения, а этот случай мы не выучили.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Бывают ли случаи в жизни, когда нужно быстро разделить на число 3? (Да.)
  • Всегда ли таблица умножения под рукой? (Нет.)
  • Что же делать в этом случае? (Нужно выучить эти случаи.)
  • На уроке вы не выучите, но что сможете для удобства сделать? (Составить отдельную таблицу умножения и деления на 3.)
  • Какую цель поставите перед собой на уроке? (Составить таблицу умножения и деления на 3.)
  • Какой случай умножения на 3 вы уже знаете? (3 умножить на 2.)
  • Чему равно произведение этих чисел? (6.)
  • С какого случая вы начнете заполнять таблицу? (3 умножить на 3.)
  • Как эту таблицу удобнее заполнять? (Присчитыванием по 3.)
  • Что еще нужно составить. Вспомните, что вы повторили в самом начале урока? (Взаимосвязь умножения и деления.)
  • Значит, что еще необходимо рассмотреть? (Равенства на основании переместительного свойства, случаи деления.)
  • Откройте учебники на странице 106.
  • Сколько нужно заполнить таблиц? (4.)
  • Как удобнее их заполнять? (По строчкам.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю поработать вам в парах. Нужно ли повторять правила работы в парах?

В случае необходимости актуализируются правила работы в парах.

  • Составьте таблицы в парах.

В случае возникновения затруднений учащиеся заполняют таблицы фронтально с комментированием. Вариант комментирования:

  • Так как 3 умножить на 2 будет 6, то 3 умножить на 3 будет 9. Поэтому 9 разделить на 3 будет 3.

Далее работа комментируется аналогичным образом.

Если учащиеся работали в парах, в данном случае защиту можно провести следующим образом. Учащиеся читают только ответы по столбикам. В случае возникновения расхождений, проводиться коррекционная работа.

  • Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в таблицу умножения.)
  • Проверьте произведения первой таблицы по таблице умножения.

Учащиеся проверяют свои ответы по таблице Р-1.

  • Сделайте вывод. (Мы верно составили таблицу умножения и деления на 3.)

Учитель раздает учащимся эталоны Р-2.

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Что вы можете теперь делать? (Решать задачи на деление по содержанию.)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи умение выполнять умножение и деление на 3 с помощью отдельной таблицей.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Фронтальная работа.

 2 (1 ст.), стр. 106

  • Найдите  2 на странице 106.
  • Решите первого столбика.

Учитель заранее выносит первый столбик на доску. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

  • Сначала нахожу произведение 3 и 7. Это произведение равно 21. Нахожу произведение чисел 5 и 3. Произведение равно 15. Нахожу разность 21 и 15. Это 6.

Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.

2) Работа в парах.

 2 (2 ст.), стр. 106

  • Выполните 2 столбик в парах.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-7.

  • Проверьте свои результаты.
  • Кто из вас ошибся?
  • В чем ошибка?
  • Исправьте ошибки.
  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение выполнять умножение и деление на 3.

Организация учебного процесса на этапе 7:

 2 (3 ст.), стр. 106

  • Выполните третий столбик самостоятельно.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по эталону Д-8.

  • Кто из вас ошибся в умножении числа на 3?
  • Кто ошибся при вычислении на 0 и на 1?
  • В чем ошибка? (...)
  • Исправьте ошибку.
  • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
  • Кто не ошибся?
  • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение решать задачи.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • При выполнении, каких заданий вам нужно будет выполнять умножение и деление на 3? (В примерах, в задачах.)

 5, стр. 106

  • Какие знания понадобятся при выполнении этих заданий? (Формула площади прямоугольника.)
  • Найдите неизвестную сторону или площадь прямоугольника.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание в учебнике. Проверка организуется по образцу Д-9.

  • Кто из вас ошибся?
  • В чем ошибка? (В выборе правила, в вычислениях, …)
  • Исправьте ошибку.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель вы перед собой ставили? (Составить таблицу умножения и деления на 3.)
  • Достигли ли вы цели? Докажите.
  • Прочитайте поговорку, с которой начали урок.

Один из учащихся читает поговорку вслух.

  • Кто сегодня хорошо потрудился и достиг успеха? Докажите.
  • Кто не достиг? Почему?
  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой картинки с «улыбками». Покажите улыбку на карточке, которая соответствует вашей работе на уроке.. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то покажите большую улыбку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, покажите среднюю улыбку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, покажите маленькую улыбку.

Учащиеся показывают свою оценку с помощью карточек Р-3. Учитель анализирует результаты оценивания.

  • Какие вопросы остались на конец урока?
  • Как и где их можно развеять?

Далее учитель комментирует домашнее задание:



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 «Величины. Длина»

(Тема урока)

1.

ФИО (полностью)

Макарова Елена Владимировна

2.

Место работы

МБОУ «Новосельская СОШ» Суздальский район

3.

Должность

учитель

4.

Предмет

Начальные классы

5.

Класс

1

6.

Тема и номер урока в теме

Величины. Длина. № 1

7.

Базовый учебник

Л. Г. Петерсон «Математика 1класс»  Издательство

«Ювента» 2012г.

8. Цель  урока:  дать первоначальные представления о понятии «длина,единица измерения длины»

9. Задачи:

- обучающие (направленные на достижение предметных результатов обучения): создать условия для развития у учащихся умений измерять отрезки с помощью линейки, приобретать опыт самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

- развивающие (направленные на достижение метапредметных результатов обучения): создать условия для развития у учащихся умения выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

           -воспитательные (направленные на достижение личностных результатов обучения)приобретение и освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности, способность к рефлексивной самооценке собственных действий.

         10. Тип урока: изучение нового материала.

11.Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная, работа с учебником , практическая работа.

12.Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, персональные компьюторы, подключение к сети интернет.

13.Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Мотивация к учебной деятельности

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает мотивацию к учебной деятельности путем обращения к внутреннему состоянию каждого через стихотворение.

Слушают стихотворение и определяют, чему будет посвящен урок.

.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

ЭОР № 1 Длина. Учимся сравнивать по длине. (166769)

Демонстрирует ЭОР на ПК (задание каждому ученику)

Учитель организует выполнение пробного действия и фиксирует результаты.

Выполняют задание: из всех досок выбрать одинаковые по длине. Доски можно перемещать мышкой.

Дети сравнивают доски по длине с помощью наложения.

Осуществляют самопроверку.

3

Формирование понятия «мерка» и умение измерять отрезки с помощью мерки

ЭОР №2.

Измерение длины с помощью мерки. Число как результат измерения длины.

 (166790)

Учитель предлагает сравнить длины отрезков, используя известные способы сравнения (наложением)

Демонстрирует измерение длины с помощью мерки, используя ЭОР.

Рассказывает о истории возникновения мер длины.

Предлагает найти ответы на проблемные вопросы:

Кто знает, какой единицей измерения принято измерять длины отрезков?

Какой существует инструмент?

Дети сталкиваются с проблемой и необходимостью единой мерки.

Выполняют задание (работают в парах)

Отвечают на проблемный вопрос:

Сколько раз мерка содержится в каждом отрезке?

Проводят  самопроверку.

Высказывают свои предположения, исходя из личного опыта.

Ученики рассматривают 1сантиметр.

У каждого ученика на столстоле  столе лежит линейка

3 мин.

3

4

Выявление места и причины затруднения.

Пробное действие.

Построение проекта выхода из затруднения

ЭОР №3

Измерение длины отрезка с помощью линейки.

 (166700)

Предлагает выполнить задание в парах постоянного состава:

измерить величину с помощью линейки без объяснения алгоритма.

Учитель предлагает обратиться к учебнику и сформулировать способ измерения отрезков с помощью линейки.

Учащиеся выполняют пробное действие с помощью линейки.

В результате получаются разные ответы или нет ответа, т.к. дети не справились с заданием. В чем возникло затруднение?

Дети формулируют способ измерения с помощью линейки

5 мин.

5

Первичное закрепление.

Учитель дает задания в учебнике (Часть 3 стр.1).

Учащиеся измеряют длину отрезков.(с комментирова-

нием по цепочке называют длины отрезков)

6

Самостоятель-

ная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу №4, организует самопроверку и самооценку  учащихся умения применять способ измерения отрезков с помощью линейки.

Учитель  помогает определить причину ошибок.

Учащиеся выполняют работу самостоятельно и ставят «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.

7

Рефлексия учебной деятельности

Фиксирует трудности и предлагает детям оценить свою работу с помощью светофора.

Учитель подводит итог урока и благодарит за работу.

Дети, если усвоили новый материал и не испытывали трудности на уроке, показывают зеленый сигнал.

Если усвоили новый материал, но испытывали трудности, показывают желтый.

Если не усвоили новый материал, то загорается красный.

Приложение к плану-конспекту урока

Величины. Длина

(Тема урока)

                                                                                                                                    Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Длина. Учимся сравнивать по длине.

ЭОР №16679

контрольный

 Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a99e0-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf 

2.

Измерение длины с помощью мерки. Число как результат измерения длины.

ЭОР № 166790

информационный

анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a99f5-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf 

3.

Измерение длины отрезка с помощью линейки.

ЭОР № 166700

контрольный

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9a01-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf