Открытые уроки
Данный урок может быть использован учителями начальных классов, работающих по УМК "Перспектива" математика автор Петерсон.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Урок 20
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Единицы площади».
Автор: Макарова Елена Владимировна
Основные цели:
1) сформировать представление об общепринятых единицах измерения площади – см², дм², м², умение выражать площади в данных единицах измерения;
2) тренировать умение применять правила порядка действий в выражениях, решению текстовых задач.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) картинки с изображением фараона и пирамид:
2) задание 1 для этапа 2:
3) таблица единиц измерения длины:
4) эталон понятия «площадь» (см. урок 19, часть 2, М-2);
5) карточка для этапа 2:
6) таблица единиц измерения площади:
7) картинка с изображением дворца фараона:
8) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6:
№ 5, стр. 59 № 6, стр. 59
9) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:
№ 5, стр. 59 № 6, стр. 59
Раздаточный материал:
1) индивидуальные планшетки;
2) квадраты из цветной бумаги на каждого учащегося со стороной 3 см;
3) для пробного действия на каждого учащегося прямоугольник размером 30 см × 20 см, квадрат со стороной 1 см из цветной бумаги;
4) для групповой работы желтая цветная бумага, ножницы, линейка;
5) для самооценки на этапе 9 пирамиды трех размеров: высокая, средняя, низкая.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Ребята, кто из вас слышал о «Семи чудесах света»? (…)
- На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с одним из них.
Учитель показывает изображение египетских пирамид и фараона (Д-1).
- Кто знает, как называется это чудо света? (Египетские пирамиды.)
- Верно, они были построены во времена глубокой древности, во время правления фараонов (так в Древнем Египте называли царей) по их приказу. Как вы думаете, люди, какой профессии рассчитывали и планировали строительство пирамид и других построек? (Архитекторы.)
- А теперь, давайте выясним, как планировка пирамид и зданий связана с темой урока. Для этого вспомните, с каким математическим понятием вы познакомились на прошлом уроке? (Площадь.)
- Что такое площадь? (Это величина.)
- Что показывает эта величина? (Сколько места на плоскости занимает геометрическая фигура.)
- Так как же связано понятие площадь с профессией архитектора? (Архитектору необходимо рассчитать, сколько места на земле займёт его постройка.)
- Итак, вы сегодня продолжите работать с площадью. Как вы будете «открывать» новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, постараться самим «открыть» новое.)
- С чего начнем работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать умение переводить единицы измерения длины, понятие «площадь», умение измерять площадь разными мерками;
2) формировать представление о единице измерения площади см²;
3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1) Перевод единиц измерения длины.
- С какими величинами приходится работать архитектору? (С длиной и площадью.)
- Давайте и мы поработаем с величинами.
Учитель открывает на доске задание 1 (Д-2):
- Единицы измерения, какой величины приведены в данном задании? (Длины.)
- Назовите числа в порядке убывания в каждой строке.
Учащиеся с места называют числа в нужной последовательности.
- Нужно выразить в каждой строчке большие числа в разных единицах измерения. Что поможет выполнить это задание? (Таблица единиц длины.)
Учитель открывает на доске эталон Д-3.
- Как вы пользуемся этой таблицей? (Когда переводим в более крупные единицы измерения, то нули убираем, когда переводим в более мелкие, то нули приписываем.)
- Выполните это задание.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием, остальные учащиеся на индивидуальных планшетках Р-1:
2) Актуализировать умение измерять площадь с помощью мерок, формировать представление о см², умение измерять площадь прямоугольника см².
- Вернёмся в Древний Египет. Фараон решил построить себе дворец. Он созвал архитекторов из разных стран и попросил рассчитать площадь своего будущего дворца. При этом он поставил условие, что дворец в основании должен иметь форму квадрата.
Учитель раздает учащимся квадраты Р-2.
- Подключимся к этой работе. С помощью буквы S на ваших карточках обозначена «площадь». Как вы думаете, зачем слово заменили значком? (Чтобы запись была короче.)
- Как можно выяснить площадь фигуры? (Нужно выбрать мерку и посчитать, сколько эта мерка уложится в фигуре.)
Учитель открывает на доске эталон Д-4.
- Разбейте этот квадрат на квадраты со стороной 1 см.
Учащиеся самостоятельно разбивают квадрат на мерки.
- Найдите площадь квадрата и запишите равенство.
Один из учащихся записывает на доске:
- В каких единицах можно измерять площадь прямоугольников? (Квадратами со стороной 1 см.)
- В математике принято называть эту единицу измерения квадратным сантиметром и записывают так: 1 см2
Учитель вывешивает на доску эталон Д-5.
3) Задание для пробного действия.
- Что вы повторили и узнали? (Мы повторили перевод единиц длины в более крупные, потренировались в измерение площади с помощью мерки, узнали, что принято измерять площадь квадратным сантиметром.)
- Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
- Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
- Итак, фараону не понравились размеры дворца, слишком маленький. Он раздал своим архитекторам другие чертежи.
Учитель раздает каждому учащемуся оборудование Р-3.
- Нужно измерить площадь данного прямоугольника.
- Что нового в этом задании? (Вроде все знакомо.)
- Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся пытаются измерить площадь прямоугольника квадратным сантиметром. Учитель ограничивает время.
- Итак, время истекло. Кто не выполнил это задание?
Вероятнее всего все учащиеся не смогут выполнить это задание.
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли измерить площадь прямоугольника.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание выполняли? (Мы должны были измерить площадь прямоугольника.)
- Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались измерить квадратным сантиметром.)
- В чем затруднение? (В измерении этой меркой.)
- Почему же возникло затруднение? (Эта мерка не подходит, слишком маленькая.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать более крупную единицу измерения площади.)
- Что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Перевод единиц измерения длины в более мелкие единицы измерения.)
- Как это может вам помочь. Чем вы пытались измерить прямоугольник? (Квадратом со стороной 1 см.)
- В единицах, какой величины выражена сторона квадрата? (В единицах измерения длины.)
- Как можно получить новую более крупную единицу измерения площади? (Нужно взять квадрат с большей стороной.)
- Как же вы будете «открывать» новое? (Мы возьмем квадрат с большей стороной, измерим выбранной меркой площадь нашего прямоугольника, выясним, как соотносятся новая единица измерения площади с квадратным сантиметром.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Я предлагаю поработать вам в группах. Нужно ли повторять правила работы в группах?
В случае необходимости актуализируются правила работы в группах. Учитель раздает оборудование для работы в группах Р-4.
- Попробуйте в группах выполнить план.
Учащиеся в группах выполняют план, в случае возникновения затруднений организуется подводящий диалог:
- Итак, какой первый шаг в плане? (Взять квадрат с большей стороной.)
- Вспомните, какая единица длины больше сантиметра? (Дециметр.)
- Значит, какой мы возьмем квадрат? (Квадрат со стороной 1 дм.)
- Вырежете этот квадрат из бумаги.
Учащиеся вырезают из бумаги квадрат со стороной 1 дм.
- Какой следующий шаг? (Измерить новой меркой площадь прямоугольника.)
- Измерьте.
Учащиеся измеряют площадь прямоугольника новой меркой.
- Чему равна площадь данного прямоугольника? (6 квадратных дециметров.)
- Что надо сделать дальше? (Узнать, как соотносятся между собой квадратный сантиметр и квадратный дециметр.)
- Положите перед собой квадрат со стороной 1 дм.
- Сколько квадратов со стороной 1 см помещается в 1 ряду? (10.)
- Сколько таких рядов уместится в таком квадрате? (10.)
- Как посчитать все количество квадратов? (Нужно 10 раз сложить по 10.)
Учитель записывает на доске:
- Посчитайте? (100 квадратов.)
- Как же соотносятся эти единицы измерения между собой? (В 1 квадратном дециметре содержится 100 квадратных сантиметров.)
- Составим таблицу.
Учитель на доске открывает правую часть таблицы Д-6.
Если учащиеся работали в группах, учитель организует защиту результатов работы. Защиту можно организовать поэтапно, каждый шаг плана может представлять отдельная группа. Вариант комментирования результата:
- Мы построили квадрат со стороной 1 дм, так как следующей единицей измерения длины после сантиметра является дециметр. Мы измерили новой меркой наш прямоугольник, площадь равна 6 дм². Далее мы посчитали, что в квадрате со стороной 1 дм умещается 100 квадратов со стороной 1 см. Поэтому в 1 дм² содержится 100 см².
Учитель на доске открывает правую часть таблицы Д-6.
- Ребята, вернемся к нашему фараону. Скажите, пожалуйста, дворец с такой площадью ему подойдет? (Нет, слишком меленький.)
- Вы правильно думаете. Но не буду вас томить, архитекторы построили нашему фараону дворец. Его фрагмент я вам сейчас покажу.
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением дворца Д-7.
- Напоминаю, что вы видите только фрагмент дворца. Скажите, можно ли его площадь измерить дм²? (Нет, эта единица измерения будет не удобной, маленькой.)
- Подумайте, какой же единицей измерения будет удобнее измерить площадь дворца? (Метром квадратным.)
- Обоснуйте свой ответ. (Нужно взять квадрат со стороной больше 1 дм. Больше дециметра метр. Значит, нужно взять квадрат со стороной 1 м.)
- Как же соотносятся между собой 1 м² и 1 дм²? (В 1 м² содержится 100 дм².)
- Почему? (Нужно 10 раз сложить 10 дм.)
Учитель открывает левую часть эталона Д-6.
- Как вам проверить «открытие»? (Нужно посмотреть в учебнике.)
- Откройте учебник на странице 58. Проверьте.
Учащиеся убеждаются в правильности своего «открытия».
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что теперь вы можете? (Измерять площади фигур с помощью общепринятых единиц измерения, складывать, вычитать и сравнивать числа, выраженные в единицах измерения площади.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи умение переводить единицы измерения площади, выполнять арифметические действия.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
№ 5 (в а и б по первому числу), стр. 59
- Найдите № 5 на странице 59.
- Прочитайте задание под буквой а.
- Переведите первое число.
Один учащийся работает у доски с комментированием, остальные выполняют задание в учебнике. Вариант комментирования:
- Нужно перевести 5 дм² в м². В 1 м² содержится 10 дм². Значит в 5 м² - 50 дм².
Перевод первого числа в задании под буквой б комментируется аналогично.
№ 6 (1 пр в 1 ст), стр. 59
- Найдите № 6 на странице 59.
- Выполните в первом столбике первый пример.
Один учащийся выполняет задание у доски с комментированием.
2) Работа в парах.
№ 5 (в а и б вторые числа), № 6 (2 и 3 примеры), стр. 59
- Выполните в №5 в каждой части задания вторые числа, а в № 6 2 и 3 примеры в парах.
Учащиеся выполняют данное задание в парах с комментированием. Проверки организуется по образцу Д-8.
- Кто ошибся?
- В чем ошибка?
- Исправьте свою ошибку.
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить, сумеем ли мы выполнить данные задания самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение работать с единицами измерения площади.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 5 (третьи числа.), № 6 (4 пример), стр. 59
- Закончите выполнять № 5 и № 6 самостоятельно.
Учащиеся выполняют работу самостоятельно в тетрадях. Проверка организуется по образцу Д-8. Учитель вывешивает образец рядом с таблицей единиц измерения площади.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка? (...)
- Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение решать текстовые задачи.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Где мы можем встретить числа, выраженные в единицах измерения площади? (В задачах, …)
№ 8 (а), стр. 60
- Прочитайте задачу.
- Сколько действий будет в задаче? (Одно.)
- Почему? (Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно сложить значения площадей всех трех комнат.)
- Запишите решение задачи самостоятельно.
Один из учащихся записывает решение на доску, остальные учащиеся работают в учебниках.
- Итак, чему равна площадь квартиры? (40 м².)
- Каким правилом вы могли воспользоваться, чтобы быстро найти значение выражения? (Свойствами сложения.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? («Открыть» более крупную единицу измерения площади.)
- Нам удалось достичь цели? (Да.)
- У кого не возникло трудностей в «открытии» нового?
- Кому еще трудно?
- Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?
- Кто не смог? Как вы думаете почему?
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Мы сегодня говорили о Древнем Египте, поэтому для оценивания я предлагаю использовать пирамиды. Положите их перед собой. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то покажите самую большую пирамиду. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, то покажите среднюю по величине пирамиду. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, покажите самую маленькую пирамиду.
Учащиеся оценивают себя с помощью пирамид Р-5. Учитель анализирует результаты оценивания.
- Какие вопросы остались на конец урока?
- Как и где их можно развеять?
Далее учитель комментирует домашнее задание:
Предварительный просмотр:
Автор: Макарова Елена Владимировна
учитель начальных классов.
2012 год
Урок 12.
Тема: Милосердие и сострадание.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Ознакомление учеников с понятиями « милосердие » и « сострадание » и основными христианскими заповедями, которые учат милосердию . Конкретизация полученных представлений с опорой на Евангельские сюжеты.
Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова « милосердие »; научить понимать христианское значение слова «ближний».
Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.
Воспитывающая: воспитать любовь к ближнему человеку; усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, учебник ОПК, для задания Сад добродетелей- дерево и таблички со словами.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
1.Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.
Ребята, сегодня у нас с вами очень интересный урок, и тот материал, который вы услышите сегодня, вам пригодится в жизни.
Тема сегодняшнего урока…а впрочем я думаю вы назовёте её сами через несколько минут.
Незабудка. Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни… Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно… Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин) |
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
ИТАК, ТЕМА УРОКА: МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ
- Давайте поразмышляем:
а)Часто ли вы слышали слова, вынесенные в название нашего урока?
б)А как часто видели вы милосердие в реальной жизни?
в)А как называют действие, противоположное милосердию?
Для иллюстрации я прочитаю вам 2 стихотворения.
НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский
НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов
В каком стихотворении проявляется милосердие? А какое качество проявляется в другом? жестокосердие.
- Давайте разберём значение слова милосердия.
МИЛОСЕРДИЕ – милое сердце,
Доброта,
Сострадание,
Любовь,
Сочувствие,
Забота
Какое из этих слов, на ваш взгляд является главным. Правильно – ЛЮБОВЬ. Запомним его.
- А как вы понимаете смысл слова сострадание?
СОСТРАДАНИЕ - умение переживать за другого человека.
Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это “сердце-болие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность".
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.
Чем близки эти слова? Чем отличаются?
Милосердие-это помощь в трудную минуту, а сострадание-это жалость к человеку, который в беде.
2. Какое сердце может быть?
Прощающее, сострадающее, доброе, жалеющее, ласковое …
Игра «Солнышко милосердия»
- Я попрошу рассказать вас о милосердных поступках, которые совершают люди по отношению друг к другу, каждый рассказ награждается солнышком милосердия, вырезанным из цветной бумаги. Кто получит больше всех солнышек, становится солнышком милосердия . Рассказывают.
- Что может подарить солнышко милосердия? Оно может подарить солнечные подарки: солнечного зайчика, солнечный лучик, теплый день, солнечную улыбку, солнечный бант… --- - Представьте себя в качестве одного из подарков. Чем вы можете помочь людям в трудную минуту? Я солнечный луч. Могу вывести путников из темной пещеры. Я теплый день. Могу согреть озябших людей…
3. Работа с высказываниями и афоризмами.
- Ребята, давайте прочитаем высказывания мудрых людей.
- Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)
- Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций)
- Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире (Зигфрид Ленц)
- Как вы их понимаете? (Выслушиваются высказывания детей)
4. Физминутка.
Мы дружно трудились.
Немножко устали,
Быстро все сразу,
За партами встали.
Руки поднимаем,
И очень легко
Всей грудью вдохнём глубоко.
5 . Закрепление по новой теме.
- Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!
- В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания?
Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка», К. Паустовский «Теплый хлеб», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», Б.Алмазов «Лягушонок», Г.Х. Андерсен «Русалочка», Л. Толстой «Старый дед и внучек», В.Катаев «Цветик - Семицветик», Владимир Железников "Чучело" , В.Бианки «Рассказы о животных» и т.д.
- Какой из этих рассказов затронул вашу душу? Почему?
В этих произведениях авторы учат нас быть: добрыми, сострадательными, милосердными.
- Почему? Одно без другого быть не может. Доброта рождает сострадание, а сострадание-милосердие.
-А у Юлии Друниной есть стихотворение «Бинты»
БИНТЫ
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем — так учили нас.
Одним движеньем — только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться — беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе
- Что хотел автор сказать последними строками?
Ю. Друнина хотела подчеркнуть, что милосердию и состраданию человек может научиться только реально делая добрые дела.
- А ап. Павел сказал, что не имеющий любви делай дела любви.
- Поэтому третье ключевое слово будет – реальная помощь.
- Итак: 3 составляющие слова МИЛОСЕРДИЯ:
- Любовь
- Бескорыстие
- Реальная помощь
Вывод: Истинное милосердие-это любовь, выраженная в действии.
Какими бы мы не были разными, понятие милосердия одинаково для всех.
6. Работа с учебником. Комментированное чтение.
ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ. Стр.42-43.
Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.
Если:
а) в минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе;
б) твой родной дядя тоже прошел мимо;
в) лишь тот человек, с которым никто в классе не решался дружить, заметил твои слезы и подошел поговорить и помочь.
Вопрос: кто же на самом деле твой ближний?
Если человеку больно - становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.
- Если человек виноват перед тобой, нужно ли человеку помогать в трудную минуту? (Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи)
- Зачитайте в тексте принцип по которому нельзя поступать ( Как ты ко мне, так и я к тебе). С.43
- Как будут жить люди на Земле, если будут придерживаться этого принципа. (начнутся войны, ссоры и горе).
- Что стоит выше ПРОЩЕНИЕ или ВОЗМЕЗДИЕ? ( прощение стоит выше, чем возмездие).
В годы страшной гражданской войны великая русская поэтесса Марина Цветаева писала:
«Ненависть, ниц! Сын – раз в крови!»
Ниц – слово, родственное словам изнанка и ничком. Выражение «пасть ниц» значит склониться так низко, что не видно уже лица, а виден затылок (изнанка). Пасть ничком или ниц означает выразить крайнюю степень покорности, отказаться от своеволия.
Марина Цветаева говорит ,что вот так резко должен человек приказывать ненависти, которая что-то черное пробует нашептывать ему: надо ненавидеть ненависть, надо гневаться на гнев.
Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
Руку помощи протягивали в разные исторические времена многие люди. Давайте вспомним их имена. Сообщения обучающихся о княгине Елизавете Федоровне, Дарье Севастопольской…
Что больше всего проявляется в этих людях: доброта, сострадание или милосердие? Одно качество без другого быть не может.
Все беды, катастрофы, землетрясения, наводнения и эпидемии даются для пробуждения наших сердец.
«Блаженны милостивые,- говорит Господь – ибо они помилованы будут.
Блаженные-святые, под видимым безумием скрывавшие духовную высоту. Они прошли путь через сострадание и милосердие. Их душа открыта на добро.
- Мы часто обижаемся. Справедливы ли наши обиды?
- Давайте о них забудем. Прочитайте в учебнике с. 44.
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души как топоры…
Слишком многих мы словом раним,
Позабыв, что слова остры.
А. Дементьев
Слово может ранить и милосердия не получается. Нужно задумываться о чем говорим и что говорим. Одно из дел милосердия - милостыня. Нужно ли ее подавать всем кто просит? Помните слова Христа: « Всякому просящему у тебя – дай».
7. Творческое задание в группах.
1) Давайте обратимся к пословице: «Доброе сердце о чужой беде болит». Она нам поможет выполнить следующее задание. Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Помогите ему принять законы милосердия. Зачитывают законы . 1. Раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен пригласить к себе в гости бедного, накормить его вкусным обедом и подарить подарок.
2. В течение зимы каждый должен сделать две кормушки для птиц.
3. Бездомных животных приносить в гостиницу, где их осмотрит врач и окажет им помощь.
2) Представьте, что душа человека- это дерево добродетелей, на котором рядом с прекрасными зелеными листочками соседствуют и желтые, плохие. Решите, что вы оставите на этом дереве добродетелей.
Отметьте знаком плюс «+» то, что вы оставите на дереве.
ЧЕСТНОСТЬ | ДОБРОТА |
ЛЕНЬ | ПОСЛУШАНИЕ |
ТЕРПЕНИЕ | ЛЖИВОСТЬ |
МИЛОСЕРДИЕ | УПРЯМСТВО |
ТРУСОСТЬ | ЖАДНОСТЬ |
ТРУДОЛЮБИЕ | СОВЕСТЬ |
- Что же у нас растет на дереве добродетелей? ( проверим на доске)
(Один ученик выбирает из готовых листочков нужные и помещает их на дереве.)
Ответ: Честность, терпение, милосердие , трудолюбие, доброта, послушание, совесть
8. Подведение итогов урока.
Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..."
- Ребята, прислушайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких и ближних людей. Ведь ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.
- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
- Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких
- Можно ли за милосердную помощь брать плату?
- Почему милосердие выше закона и справедливости?
Мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни все эти лучшие качества: милосердие, любовь к ближнему, честность, которые сделают вас Добрыми людьми.
- ПОЖЕЛАНИЯ ВАМ ( стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).
Умей жалеть, но пусть желанья
Все будут чисты, как кристалл;
Пусть будет вечный идеал.
Себя суди ты только строго,
Других ошибки забывай,
И никогда не унывай.
9. Рефлексия.
1 .Самооценка учащихся.
Вот и подходит наш урок к концу.
- Поднимите руку те учащиеся, которым:
- Урок понравился, мне было интересно.
- Мало узнал на уроке, только время потерял.
- Много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.
- Урок не понравился, мне было скучно.
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану:
- Меня удивило…
- Произвело впечатление…
- Мне понравилось…
- Меня восхищает…
- Я любуюсь…
- Мне пришлось по душе…
- Мне запомнилось…
- Я считаю, что…
- Задание по парам (по выбору учащихся)
Составить синквейны со словами: сострадание, милосердие, долг, любовь.
Возможные синквейны учащихся:
1. Сострадание. 1. Милосердие.
2. Любящий, отзывчивый. 2. Добрый, переживающий.
3. Сочувствовать, переживать, помогать. 3. Проявлять, поддерживать, любить.
4. Мы должны проявлять сострадание. 4. Помогать нуждающимся в помощи
5. Необходимо. 5. Забота.
1. Долг. 1. Любовь.
2. Ответственный, стремительный. 2. Красивая, искренняя
3. Служить, дорожить. 3. Любить, заботиться.
4. Долг каждого служить Родине. 4.Любовь – это большое счастье.
5. Обязанность. 5. Благодать.
10. Задание на дом (на выбор):
1). Подготовьте рассказ (устный или письменный) о проявлении милосердия и сострадания.
2). Найдите милосердие и жестокосердие в притче о блудном сыне.
3)Тема милосердия прослеживается в произведениях художников. Дома рассмотрите иллюстрации на стр. 42-43 учебника «Прощение». Фрагмент иконы, К. Петров-Водкин «Богоматерь Умиление злых сердец». Напишите сочинение по знакомому вам плану.
- Обозначение имени персонажа (кто изображен на портрете, его пол и возраст?);
- Объект реального или фантастического мира;
- Описание одежды в которой находится персонаж;
- Обозначение композиции портрета (изображение объекта во весь рост, по пояс или по плечи);
- Обозначение места, где изображен персонаж;
- Обозначение времени года, времени суток;
- Обозначение объектов окружения;
- Обозначение цели действия персонажей;
- Обозначение проблемы объекта;
- Обозначение настроения (по выражению глаз, позе и цвету картины);
- Обозначение цели написания портрета автором;
- Название картины.
Спасибо вам за урок. Берегите себя и своих близких!
Предварительный просмотр:
Урок 37
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Таблица умножения и деления на 3».
1) Сформулировать мотивацию к запоминанию результатов умножения однозначных чисел на 3.
2) Сформировать умение применять таблицу умножения на 3 при выполнении операций умножения и деления.
3) Повторить взаимосвязь между умножением и делением.
4) Тренировать навыки применения таблицы умножения при выполнении умножения и деления.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) поговорка:
2) задание 1 для этапа 2 (мелом на доске):
3) эталон взаимосвязи умножения и деления (см. урок 31-36, часть 2, М-2);
4) задание 2 для этапа 2 (мелом на доске):
5) квадратная таблица умножения и деления;
6) задание для пробного действия:
7) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6:
№ 2 (2 ст.), стр. 106
8) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:
№ 2 (3 ст.), стр. 106
9) образец для самопроверки задания на этапе 8:
№ 5, стр. 106
Раздаточный материал:
1) квадратная таблица умножения;
2) эталоны к уроку 37 части 2 М-2 из пособия «Построй свою математику»;
3) картинки с «Улыбками» для самооценки на этапе 9.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: действия умножение и деление;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель открывает на доске поговорку (Д-1):
- Прочитайте поговорку.
- Как вы ее пронимаете?
- Как это поговорка связана с вашей деятельностью на уроке? (Если постараемся, то сможем достичь успеха.)
- В чем вы стараетесь преуспеть? (В «открытии» нового знания.)
- Какую большую тему вы изучаете? (Умножение и деление.)
- Сегодня на уроке вы продолжите работать над этой темой.
- С чего начнете работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать взаимосвязь между умножением и делением, тренировать навыки применения таблицы умножения при выполнении умножения и деления;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1) Актуализация взаимосвязи между умножением и делением.
Учитель открывает на доске задание 1 (Д-2):
- Дополните равенства.
Учащиеся устно подбирают числа. Проверка организуется фронтально.
- Проверяем по столбикам. Какое число нужно дописать в первом равенстве? (56.)
- Чем вы воспользовались при нахождении произведения? (Таблицей умножения.)
- Какое число нужно записать во втором равенстве? (Число 7.)
- Почему? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.)
- Какое число нужно записать в следующем равенстве и почему? (Число 7, по тому же правилу.)
- Посмотрите на данный столбик. Какое еще равенство можно составить? (5 · 7 = 56.)
- Обоснуйте свое равенство. (От перестановки множителей произведение не изменяется.)
- Что вы повторяете этим заданием? (Взаимосвязь действий умножения и деления.)
Учитель открывает на доске эталон Д-3.
- Давайте теперь проверим следующие столбики.
Проверка организуется аналогично проверке первого столбика.
2) Тренировка навыка применения таблицы умножения и деления.
Учитель открывает на доске задание 2 (Д-4):
- Вычислите.
Учащиеся самостоятельно выполняют вычисления. При этом квадратные таблицы умножения у каждого учащегося (Р-1) При этом случаи умножения на 2 заклеены.
- Проверяем ваши ответы.
Учащиеся с места называют числа, учитель после согласования всех ответов записывает правильный на доску.
- Чем вы пользовались, когда решали примеры в первом столбике? (Таблицей умножения.)
- Чем вы пользовались, когда решали примеры во втором столбике? (Знанием таблицы на 2.)
- Какой столбик вы решили быстрее? (Второй.)
- Почему? (Использование таблицы умножения требует времени.)
- Уберите таблицы со стола.
3) Задание для пробного действия.
- Что вы повторили? (Мы повторили взаимосвязь умножения и деления, вычисления с помощью таблицы умножения.)
- Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия Р-2:
- Что нужно сделать в этом задании? (Найти значение выражения.)
- Что нового в этом задании? (Нужно число разделить на 3.)
- Попробуйте записать произведение за полминуты.
Учащиеся записывают произведение на индивидуальные планшетки.
- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто не выполнил это задание?
Учащиеся поднимают руки.
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти значение данного выражения.)
- Кто выполнил это задание?
Учащиеся поднимают руки. Несколько выражений учитель может выписать на доску.
- Обоснуйте свое мнение.
Учащиеся в замешательстве, так как таблицей умножения пользоваться было запрещено, а если учащиеся называют по памяти, то ответу учащегося без обоснования доверять нельзя.
- Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти частное чисел 27 и 3.)
- Что нового в этом задании? (Число делится на 3.)
- В чем затруднение? (В подборе частного.)
- Почему же возникло затруднение? (Мы не можем воспользоваться таблицей умножения, а этот случай мы не выучили.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Бывают ли случаи в жизни, когда нужно быстро разделить на число 3? (Да.)
- Всегда ли таблица умножения под рукой? (Нет.)
- Что же делать в этом случае? (Нужно выучить эти случаи.)
- На уроке вы не выучите, но что сможете для удобства сделать? (Составить отдельную таблицу умножения и деления на 3.)
- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Составить таблицу умножения и деления на 3.)
- Какой случай умножения на 3 вы уже знаете? (3 умножить на 2.)
- Чему равно произведение этих чисел? (6.)
- С какого случая вы начнете заполнять таблицу? (3 умножить на 3.)
- Как эту таблицу удобнее заполнять? (Присчитыванием по 3.)
- Что еще нужно составить. Вспомните, что вы повторили в самом начале урока? (Взаимосвязь умножения и деления.)
- Значит, что еще необходимо рассмотреть? (Равенства на основании переместительного свойства, случаи деления.)
- Откройте учебники на странице 106.
- Сколько нужно заполнить таблиц? (4.)
- Как удобнее их заполнять? (По строчкам.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Я предлагаю поработать вам в парах. Нужно ли повторять правила работы в парах?
В случае необходимости актуализируются правила работы в парах.
- Составьте таблицы в парах.
В случае возникновения затруднений учащиеся заполняют таблицы фронтально с комментированием. Вариант комментирования:
- Так как 3 умножить на 2 будет 6, то 3 умножить на 3 будет 9. Поэтому 9 разделить на 3 будет 3.
Далее работа комментируется аналогичным образом.
Если учащиеся работали в парах, в данном случае защиту можно провести следующим образом. Учащиеся читают только ответы по столбикам. В случае возникновения расхождений, проводиться коррекционная работа.
- Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в таблицу умножения.)
- Проверьте произведения первой таблицы по таблице умножения.
Учащиеся проверяют свои ответы по таблице Р-1.
- Сделайте вывод. (Мы верно составили таблицу умножения и деления на 3.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-2.
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что вы можете теперь делать? (Решать задачи на деление по содержанию.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи умение выполнять умножение и деление на 3 с помощью отдельной таблицей.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
№ 2 (1 ст.), стр. 106
- Найдите № 2 на странице 106.
- Решите первого столбика.
Учитель заранее выносит первый столбик на доску. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
- Сначала нахожу произведение 3 и 7. Это произведение равно 21. Нахожу произведение чисел 5 и 3. Произведение равно 15. Нахожу разность 21 и 15. Это 6.
Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.
2) Работа в парах.
№ 2 (2 ст.), стр. 106
- Выполните 2 столбик в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-7.
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
- Исправьте ошибки.
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение выполнять умножение и деление на 3.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 2 (3 ст.), стр. 106
- Выполните третий столбик самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по эталону Д-8.
- Кто из вас ошибся в умножении числа на 3?
- Кто ошибся при вычислении на 0 и на 1?
- В чем ошибка? (...)
- Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение решать задачи.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- При выполнении, каких заданий вам нужно будет выполнять умножение и деление на 3? (В примерах, в задачах.)
№ 5, стр. 106
- Какие знания понадобятся при выполнении этих заданий? (Формула площади прямоугольника.)
- Найдите неизвестную сторону или площадь прямоугольника.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание в учебнике. Проверка организуется по образцу Д-9.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка? (В выборе правила, в вычислениях, …)
- Исправьте ошибку.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Какую цель вы перед собой ставили? (Составить таблицу умножения и деления на 3.)
- Достигли ли вы цели? Докажите.
- Прочитайте поговорку, с которой начали урок.
Один из учащихся читает поговорку вслух.
- Кто сегодня хорошо потрудился и достиг успеха? Докажите.
- Кто не достиг? Почему?
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой картинки с «улыбками». Покажите улыбку на карточке, которая соответствует вашей работе на уроке.. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то покажите большую улыбку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, покажите среднюю улыбку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, покажите маленькую улыбку.
Учащиеся показывают свою оценку с помощью карточек Р-3. Учитель анализирует результаты оценивания.
- Какие вопросы остались на конец урока?
- Как и где их можно развеять?
Далее учитель комментирует домашнее задание:
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Величины. Длина»
(Тема урока)
1. | ФИО (полностью) | Макарова Елена Владимировна |
2. | Место работы | МБОУ «Новосельская СОШ» Суздальский район |
3. | Должность | учитель |
4. | Предмет | Начальные классы |
5. | Класс | 1 |
6. | Тема и номер урока в теме | Величины. Длина. № 1 |
7. | Базовый учебник | Л. Г. Петерсон «Математика 1класс» Издательство «Ювента» 2012г. |
8. Цель урока: дать первоначальные представления о понятии «длина,единица измерения длины»
9. Задачи:
- обучающие (направленные на достижение предметных результатов обучения): создать условия для развития у учащихся умений измерять отрезки с помощью линейки, приобретать опыт самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
- развивающие (направленные на достижение метапредметных результатов обучения): создать условия для развития у учащихся умения выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
-воспитательные (направленные на достижение личностных результатов обучения)приобретение и освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности, способность к рефлексивной самооценке собственных действий.
10. Тип урока: изучение нового материала.
11.Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная, работа с учебником , практическая работа.
12.Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, персональные компьюторы, подключение к сети интернет.
13.Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает мотивацию к учебной деятельности путем обращения к внутреннему состоянию каждого через стихотворение. | Слушают стихотворение и определяют, чему будет посвящен урок. | . | |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | ЭОР № 1 Длина. Учимся сравнивать по длине. (166769) | Демонстрирует ЭОР на ПК (задание каждому ученику) Учитель организует выполнение пробного действия и фиксирует результаты. | Выполняют задание: из всех досок выбрать одинаковые по длине. Доски можно перемещать мышкой. Дети сравнивают доски по длине с помощью наложения. Осуществляют самопроверку. | 3 |
Формирование понятия «мерка» и умение измерять отрезки с помощью мерки | ЭОР №2. Измерение длины с помощью мерки. Число как результат измерения длины. (166790) | Учитель предлагает сравнить длины отрезков, используя известные способы сравнения (наложением) Демонстрирует измерение длины с помощью мерки, используя ЭОР. Рассказывает о истории возникновения мер длины. Предлагает найти ответы на проблемные вопросы: Кто знает, какой единицей измерения принято измерять длины отрезков? Какой существует инструмент? | Дети сталкиваются с проблемой и необходимостью единой мерки. Выполняют задание (работают в парах) Отвечают на проблемный вопрос: Сколько раз мерка содержится в каждом отрезке? Проводят самопроверку. Высказывают свои предположения, исходя из личного опыта. Ученики рассматривают 1сантиметр. У каждого ученика на столстоле столе лежит линейка | 3 мин. | |
3 4 | Выявление места и причины затруднения. Пробное действие. Построение проекта выхода из затруднения | ЭОР №3 Измерение длины отрезка с помощью линейки. (166700) | Предлагает выполнить задание в парах постоянного состава: измерить величину с помощью линейки без объяснения алгоритма. Учитель предлагает обратиться к учебнику и сформулировать способ измерения отрезков с помощью линейки. | Учащиеся выполняют пробное действие с помощью линейки. В результате получаются разные ответы или нет ответа, т.к. дети не справились с заданием. В чем возникло затруднение? Дети формулируют способ измерения с помощью линейки | 5 мин. |
5 | Первичное закрепление. | Учитель дает задания в учебнике (Часть 3 стр.1). | Учащиеся измеряют длину отрезков.(с комментирова- нием по цепочке называют длины отрезков) | ||
6 | Самостоятель- ная работа с самопроверкой по эталону. | Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу №4, организует самопроверку и самооценку учащихся умения применять способ измерения отрезков с помощью линейки. Учитель помогает определить причину ошибок. | Учащиеся выполняют работу самостоятельно и ставят «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет. | ||
7 | Рефлексия учебной деятельности | Фиксирует трудности и предлагает детям оценить свою работу с помощью светофора. Учитель подводит итог урока и благодарит за работу. | Дети, если усвоили новый материал и не испытывали трудности на уроке, показывают зеленый сигнал. Если усвоили новый материал, но испытывали трудности, показывают желтый. Если не усвоили новый материал, то загорается красный. |
Приложение к плану-конспекту урока
Величины. Длина
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Длина. Учимся сравнивать по длине. ЭОР №16679 | контрольный | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a99e0-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf |
2. | Измерение длины с помощью мерки. Число как результат измерения длины. ЭОР № 166790 | информационный | анимация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a99f5-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf |
3. | Измерение длины отрезка с помощью линейки. ЭОР № 166700 | контрольный | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9a01-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf |