Обобщение педагогического опыта по английскому языку

Габдрахманова Раиса Рудольфовна

                 Современные технологии в работе с одаренными детьми

Р.Р. Габдрахманова

МБОУ «СОШ в пос. Усть-Омчуг», Магаданская область

 

Аннотация

Опыт работы с одарёнными детьми и учащимися с высокой познавательной активностью убеждает, что для благополучного развития ребенка необходима его включенность в учебную творческую деятельность через  использование современных образовательных технологий, одной из которых является системно-деятельностный  подход.  В   опыте  показано как оптимальное сочетание форм, методов, приемов обучения английскому языку на основе использования ИКТ обеспечивает положительную динамику формирования, развития и совершенствования информационной компетенции учащихся, способствует дальнейшему развитию мотивации к углубленному изучению предмета, создаёт условия для саморазвития, самооценки и саморегуляции. Работа демонстрирует интеграцию  основ теории  развития познавательного интереса и  проектного обучения, что способствует появлению продукта интеллектуальной деятельности – образовательного проекта.

 

В современных условиях важной задачей учителя является выбор и проработка таких педагогических технологий, которые могли бы не только обеспечить эффективное усвоение предметных знаний, но и способствовали бы формированию у учащихся  умения и желания учиться всю жизнь, а, следовательно, обладать информационной компетентностью.  С другой стороны деятельность учителя должна быть направлена на выявление и развитие талантливости и творчества детей. Поиск эффективных в данном отношении педагогических технологий обучения иностранному языку приводит к популярному сегодня методу информационно-коммуникационных технологий, являющемуся базовым в рамках системно-деятельностного подхода, при котором  ученик сам -  активный созидатель своего собственного знания.    

Как известно, учитель, обладающий высоким уровнем развития мотивации, способен передать это качество ученику. Поэтому прежде чем ИКТ станет частью урока, он должен пройти серьёзную подготовку. Особая роль в этом случае отводится самообразованию и возможности  учителя к проявлению способностей к  инновационной деятельности и самостоятельной мотивации. Важно и наличие соответствующей материально-технической базы в школе. Следовательно, ученик и учитель должны обладать сформированными информационно-коммуникативными умениями, обеспечивающими личности возможности реализации собственных интересов, склонностей и способностей. Практика показывает, что развитие индивидуальности учащихся происходит тогда, когда они имеют возможность осуществлять для себя выбор сфер самореализации (индивидуальное задание, групповой  проект, исследование).

Бесспорным является утверждение, что  использование ИКТ  эффективно влияет на повышение интереса к обучению как на одном уроке, так и в системе занятий. Урок с использованием ИКТ технологий приобретает  отличительные черты по сравнению с уроком, на котором могут быть  использованы иные образовательные технологии.  Следует помнить, что редкое использование ИКТ вызывает перевозбуждение, а частое – потерю интереса. Опыт построен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями,  при которых в течение недели количество уроков с применением ИКТ не  превышает для обучающихся 1 ступени 1 урока, обучающихся 2-3 ступени – 1-2  уроков.  Неотъемлемой частью каждого урока является организация минут отдыха, гимнастики для глаз.

Учебно-воспитательный процесс охватывает организацию учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности по английскому языку на  всех ступенях обучения общеобразовательного уровня, а также внеурочную и внепредметную деятельность учащихся. Для реализации индивидуально-возрастного подхода используются различные способы организации урока с  применением ИКТ на различных ступенях  обучения. Например, ведущий вид деятельности  школьников любого возраста  – это учеба, но  для младших  школьников  особенно   важна игра.  ИКТ позволяют объединить и то и другое. Младшие школьники с большим интересом смотрят мультфильмы, в которых главный герой объясняет тему или обучает песне, стихотворению,  помогают сыщику в его работе, попутно выполняя задания на английском языке, изучая цифры, буквы, лексику  и более сложный  грамматический материал, такой как порядок слов в предложении, употребление артиклей, предлогов. Неоценима роль цифровых образовательных ресурсов, предлагающих различные развивающие, обучающие  игры для учащихся начальной школы  (игры «Сыщик», «Дракоша и занимательный английский», «Приключения Лелика  и Болика» и др.) Условия  ресурсного  центра  школы позволяют детям в индивидуальном темпе пройти этапы игры, попутно расширяя словарный запас и закрепляя грамматические правила. На этапе получения основного общего  образования усложняется не только содержание материала, но и система требований, предъявляемых к ученикам. Вторая ступень обучения  (5-9 классы) рассматривается как этап формирования ключевых компетентностей в процессе изучения английского языка: активно пополняется  лексический запас, формируются и развиваются  аналитические навыки работы с текстом, учащиеся овладевают грамматическими, морфологическими категориями.  Приобретается опыт создания текста.  Поэтому задача учителя определить систему технологий, обеспечивающих формирование новых  умений и знаний   детей. Интересными с точки зрения методики преподавания английского языка и формирования языковых компетентностей являются интерактивные приёмы обучения, цель которых создание комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.  Например, на уроке активизации употребления лексики по теме «Лондонский зоопарк» (6 класс) детям предлагается собрать рекламу, составить экскурсию-презентацию, написать письмо, восстановить грамматическую структуру предложений в тексте. Дети могут работать в группе, парами или индивидуально, главное условие: у всех одинаковый набор слов, который надо обязательно использовать, и соблюдение стилистических особенностей текстов. Прием работы по методу синквейна способствует расширению лексического запаса учащихся, развивает навыки самостоятельной деятельности.  Перечисленные приёмы обязательно применяются в сочетании с ИКТ. Одним из приемов организации взаимообучения является работа над мини-проектами.  Проектные технологии способствуют созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия и помогают моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка. Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск. Одной из главных особенностей проектной деятельности  является ориентация на достижение конкретной практической цели (наглядное представление результата, будь это  электронная игра, интерактивный тест, тренажёр), что  придает работе динамизм и привлекательность. Так, например, после изучения темы «Путешествие по англоговорящим странам» в рамках регионального компонента ученикам было предложено создать рекламный буклет «Край,  в котором я живу», цель которого пригласить туристов посетить наш поселок. Впоследствии один из мини-проектов был включен в викторину по англоговорящим странам для проведения рекламной паузы. А второй вдохновил ученицу к созданию цикла проектно-исследовательских работ о Тенькинском районе, с которыми она выступила на школьной научно-практической конференции «Мы и мир больших проблем» В обучении английскому языку проектная деятельность может быть использована в контексте учебной программы.  Например, УМК для 5-11 классов «Enjoy English» Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А.  предлагает темы проектов: «Путешествие по Лондону», «Защита окружающей среды», «У нас много общего», «Вокруг света», «Наши сверстники  за рубежом», «За здоровый образ жизни», «Средства массовой информации»  и т. д.  Тематика близка школьникам, дети с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о своих каникулах, мечтах, о людях, на которых они хотят быть похожи, о помощи окружающей среде и т.д.  Содержание проектной работы основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.  Интересные темы проектов помогают школьникам успешно осваивать не только учебную программу, но и расширять кругозор через уроки английского языка по другим предметам. Ребята обращаются к дополнительным источникам информации:  тематическим сайтам, электронным словарям, анализируют, сравнивают, оставляя самое, по их мнению, главное. Творческие коллективные задания различаются по объёму и позволяют ученикам работать в рамках межпредметных  связей, при этом обеспечиваются равные условия работы как ученикам с высокой степенью познавательной активности, так и другим ученикам.  Например, изучая в 9 классе тему «Мир огромен! Начни путешествовать прямо сейчас!», на вводном уроке  организуется просмотр  англоязычного фильма,  на уроках активизации  знаний  по употреблению  лексики   создавались рекламные проекты,  школьники драматизировали диалоги, обсуждали страноведческие тексты, а на заключительном, обобщающем, уроке каждая группа защитила свой проект «Тележурнал «Вокруг света», который был представлен в виде презентации слайд-шоу, проекта сайта турфирмы, электронной викторины  и видеоинтервью. На эту работу детям понадобилось  около  2 недель, в течение которых они составляли сценарий, подбирали материал и работали в ресурсном  центре  над проектом. Безусловно, повышению качества обучения, развитию мотивации к изучению английского языка способствовали знания, полученные на уроках информатики. Урок-соревнование по типу телеигры особенно любим учащимися, так как игры «Кто умнее пятиклассника», «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером?»  знакомы и понятны всем и в увлекательной форме закрепляют и проверяют знания учащихся по определенным темам. Урок – викторина – также одна из форм соревнования, как правило, носит учебно-познавательный характер, в ней допускается включение дополнительных вопросов по предмету или другим предметам, что способствует осознанному усвоению учащимися межпредметных связей. Основными критериями оценки учащихся во время урока-викторины являются: знание конкретных вопросов по теме, быстрота реакции во время ответа, краткость или объемность ответов. Подобного рода интеллектуальные игры хороши еще и тем, что их составляют и проводят сами учащиеся в качестве защиты проекта по изученной теме, а также в подшефном классе в рамках  интеллектуального марафона или методических мероприятий.  Особенно перспективно использование ИКТ для решения исследовательских задач, но  ценностно-смысловая сфера в это время преобразуется. У учащихся формируется ценностное отношение к информационно-коммуникационным технологиям как к эффективному средству повышения своего уровня знаний. Именно этот аспект представляется сильной стороной так называемого сопутствующего обучения (когда учащийся специально не обучается ИКТ, а осваивает их параллельно программе учебника английского языка, по которому он  осуществляет  повышение уровня своих знаний).  Следует подчеркнуть, что именно наличие высокого уровня мотивации, характерного для одаренных детей и учащихся с высокой познавательной активностью, является условием организации сопутствующего обучения. В процессе сопутствующего обучения учащимися приобретается опыт использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач собственного повышения уровня знаний в области ИКТ, который формируется в реальной деятельности. Они имеют возможность при этом обнаруживать эффект от применения ИКТ в реальном режиме времени, а не «отложено» (предварительное освоение ИКТ для применения их затем в самообучении). На этом этапе логично предложить ребятам попробовать свои силы на интегрированных уроках с использованием ИКТ. Нетрадиционная форма урока не только повышает мотивацию к изучению английского языка, но и позволяет детям осознать взаимосвязь предметов. Английский язык является благодатным предметом для интеграции практически со всеми предметами школьного курса. Условия интеграции английского языка и информатики реализуются в процессе работы шестиклассников с обучающей программой «Витаминный курс по английскому языку». В 11 классе, школьники, изучая тему «Молодежное движение и субкультуры» в рамках обществознания, сами предложили создать проекты на английском языке о своих одноклассниках, попутно повторив тему 10 класса «Молодежные субкультуры».  В результате был представлен урок - слет молодежных организаций и субкультур, на которых «представители разных групп» рассказали о себе, представив мини-проекты. В старших классах в рамках интегрированных уроков мы проводим «научные семинары ученых», «международные саммиты-дискуссии» по мировым проблемам и т. д. В рамках внеурочной деятельности созданы условия для работы с детьми с высокой познавательной активностью: клуб  «Знатоков английского языка», лингвистическая секция в научном обществе «Интеллектуал», факультативы, профили, занятия в лагере для одаренных детей в летний период, участие в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях, что создаёт детям дополнительный стимул заниматься английским языком. Повышению уровня мотивации и успешности обучения способствуют современные образовательные технологии: исследовательская (проблемно-поисковая), рефлексивная (лингвистическое портфолио).

Анализ результативности опыта показывает, что учащиеся школы – участники, победители и призёры олимпиад по английскому языку школьного и районного уровня.  В практику работы введена новая форма работы – дистанционная олимпиада. В течение уроков учащимися с использованием ИКТ  разработано 111 проектов, учащиеся являются призерами и участниками научно-практических конференций школьников различного уровня, в том числе и Интернет-конкурсов. Все работы, независимо от типа, сопровождаются электронной презентацией и содержат учебный продукт в виде разработки классного часа с презентацией, электронной игры, тренажера, учебного модуля, рекламы, проекта сайта, созданных при помощи программы Microsoft Power Point.

класс

Имя фамилия

учащегося

Тема исследования

Тип работы

уровень

2009-2010 уч. год

школьный

районный

областной

межвузовский

1

7 «б» класс

Чулкова Татьяна

Мой родной край. Тенька – земля поэтов

Проект-исследование

(буклет)

призер

 

 

 

2

7 «б» класс

Шабанова Альбина

В мире предрассудков

Проект-исследование

призер

 

участник

 

3

7 «б» класс

Хаустова Валерия

В стране неправильных глаголов

Проект-исследование

(+ тренажер)

призер

 

 

 

4

7 «б» класс

Хаустова Маргарита

Моя школа – прошлое и настоящее

Исследование

(+классный час)

участник

 

 

 

5

11 «а» класс

Добрикова Елена

Англоязычные заимствования в профессиональной лексике русского языка

Исследование

(+ 2 классных часа по теме)

призер

призер

лауреат

участник

2010-2011 уч. год

 

 

 

 

1

8 «б» класс

Чулкова Татьяна

Тенька – край художников.

 

Проект-исследование

(+реклама)

призер

Участ

ник

 

 

2

6 «а» класс

Веснина Ксения

День, когда я родилась

Проект-исследование

призер

призер

 

 

3

8 «б» класс

Габдрахманов Илья

Модель успеха школьника в современном окружении

Сайт-портфолио

призер

призер

 

 

2011-2012-2013 уч. год

 

 

 

 

1

6 «а» класс

Волошина Анастасия

О чем рассказала этикетка?

исследование

призер

участ

ник

 

 

2

6 «а» класс

Волошина Анастасия

Лингвистическое портфолио

проект

призер

 

 

 

3

6 «а» класс

Кононова Ирина

История самого старого зоопарка

Проектное исследование

(+ электронная игра)

призер

 

 

 

4

7 «а» класс

Веснина Ксения

Праздники в России и Британии

Проектное исследование

призер

 

 

 

 

10 «а» класс

Шабанова Альбина

Словообразование

Исследование

(+ тренажер)

призер

призер

участник

 

5

10 «а» класс

Белозеров Сергей

Можно ли пользоваться машинным переводом

исследование

 

призер

 

лауреат

 

Использование ИКТ на уроках английского языка способствует дальнейшему развитию  мотивации к изучению предмета у детей с высокой познавательной активностью. Теоретический и практический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил выделить следующие этапы и уровни развития информационной компетентности и самостоятельности школьников в учебной деятельности (охват учащихся на 2011-2012 учебный год):

1)         освоение информационно-коммуникационных технологий, способствующих получению и приобщению информации на уроке – познавательная самостоятельность – охват составляет 117 учащихся;

2) освоение информационно-коммуникационных технологий, способствующих предъявлению себя и информации - мотивация к самостоятельной деятельности  - охват составляет – 40 учащихся (создание мини-проектов, тренажеров к урокам);

3)         освоение информационно-коммуникационных технологий, способствующих совместной деятельности – самостоятельность мышления,  самооценка готовности к самореализации – охват составляет – 18 учащихся (участники НПК, дистанционных олимпиад, Интернет-проектов, создание сайта или размещение работ на сайте учителя).

Таким образом, системно - деятельностный подход в обучении способствуют повышению  интереса учащихся к учебной деятельности через  разнообразные  формы подачи и усвоения программного материала, способствует самостоятельности усвоения знаний, изменении роли учителя (учитель-консультант), заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал в обучении одаренных детей.

 

Библиография:

  1. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
  2. Цатурова И.А., Петухова А.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам: Учеб.-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 2004 г.

Скачать: