Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Смирнова Алевтина Николаевна

События последнего времени подтверждают, что утрата духовных ценностей, забвение культурных традиций многовековой истории России оказывает негативное влияние на общественное сознание всех слоев и возрастных групп населения страны. Дефицит духовности ощутимо отражается на внутреннем мире человека. Благородство характера, уважение и почтение к старшим, культура речи и поведения раньше для многих людей были принципами жизни, сегодня считаются пережитком прошлого. Гибнут духовные традиции, красивые манеры, меняются вкусы далеко не в лучшую сторону.

Современная жизнь общества диктует необходимость духовного возрождения, возвращение к приоритетам - любви к Отечеству, памяти истории нации и уважению к старшим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с родителями младшей группы

 по духовно-нравственному воспитанию детей

на социокультурном опыте

(разработано на методологических основах программы для дошкольного образования (3-7 лет) «Истоки» Е.А. Губиной, Н.С. Кудряшевой, Г.И. Лугвиной, Н.Б. Майоровой, С. В. Перьковой, Н.Ю. Твардовской)

Вид

Тема

Цели

Сентябрь

Анкетирование

«Выявление мнения родителей на введение курса «Истоковедение»

Выявление мнения родителей на востребованность курса «Истоковедение»

Родительское собрание

Семейный очаг

  1. Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей;
  2. Провести тренинг навыков нравственного отношения в семье и адекватной оценки себя и других.

Активное занятие

«Любимое имя»

  1. Знакомство с социокультурной категорией «Имя».

2. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.

Октябрь

Опросник

«Отношение родителей к воспитанию своего ребенка»

Выявить отношение родителей к вопросам воспитания детей

Активное занятие

«Доброе слово»

1. Знакомство с социокультурной категорией «Слово».

2. Обучение способам развития умения у детей проявлять доброе отношение к близким людям.

Консультирование

Доброе слово

Познание добра  для ребенка 3-4 лет через доброе слово, дело

Ноябрь

Активное занятие

«Ласковая песня»

1. Знакомство с социокультурной категорией «Песня».

2.        Развитие умения слушать друг друга.

Мини-конференция

«Любовь. Доброта. Забота»

Познакомить с возрастными особенностями восприятия детьми семьи и себя в ней, необходимости получения уроков любви, доброты и заботы.

Декабрь

Активное занятие

«Ласковая песня»

1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Песня».

2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.

3. Приобщение к традиции празднования Рождества.

Консультирование

Добрый мир

Как сохранить у ребенка доброе восприятие мира на всю жизнь

Январь

Анкетирование

Взаимодействие ДОУ и семье по реализации программы «Истоковедение»

Оценка родителями своего отношения к совместной работе с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей

Активное занятие

«Любимый образ»

1. Знакомство с социокультурной категорией «Образ».

2. Формирование способности понимать чувства других людей.

3. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким

Родительское собрание в форме круглого стола

Что ребенок хочет сказать мне своим поведением

  1. Обсудить с родителями причины плохого поведения детей;
  2. Добиться понимания родителями проблемы плохого поведения их детей и наметить соответствующие пути коррекции

Февраль

Опросник:

«Оценка качеств воспитателя»

Оценка родителями своего отношения к работе воспитателей по духовно-нравственному воспитанию детей

Активное занятие

«Образ света»

1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».

2. Развитие умения выражать свои добрые чувства.

3. Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Март

Активное занятие

«Добрый мир»

1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».

2. Развитие мотивации на общение с взрослыми.

3. Развитие положительного восприятия мира.

Родительское собрание в форме творческой лаборатории

Нравственные ценности в семье

  1. Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей;
  2. Провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других.
  3. Получить опыт содержательного и конструктивного мышления.

Апрель

Активное занятие

«Добрая книга»

1. Знакомство с социокультурной категорией «Книга».

2. Способы воспитание у детей интереса, любви, бережного отношения к книге.

3. Развитие умения слышать друг друга.

Опросник

«Отношение родителей к воспитанию своего ребенка»

Выявить отношение родителей к вопросам воспитания детей

Консультирование

Добрая книга

Книга должна стать для ребенка открытием, оставляющим след в «памяти сердца»

Май

Активное занятие

«Любимая книга»

1. Дальнейшее наполнение содержанием социокультурной категории «Книга».

2. Развитие взаимодействия детей и взрослых.

3. Создание позитивного настроя на общение в группе.

Родительское собрание

Роль отца в воспитании детей в семье

  1. Отцовство - воспитать ребёнка способного видеть красоту мира, впитывать сердцем доброе и нести добро другим.
  2. Развитие взаимодействия детей и отцов.



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с родителями средней группы

 по духовно-нравственному воспитанию детей

на социокультурном опыте

(разработано на методологических основах программы для дошкольного образования (3-7 лет) «Истоки» Е.А. Губиной, Н.С. Кудряшевой, Г.И. Лугвиной, Н.Б. Майоровой, С. В. Перьковой, Н.Ю. Твардовской)

Вид

Тема

Цели

Сентябрь

Анкетирование

«Выявление мнения родителей на введение курса «Истоковедение»

Выявление мнения родителей на востребованность курса «Истокове-дение»

Родительское собрание

«Практические методы и приёмы духовно – нравственного воспитания детей»

Обучение практическим методам и приёмам духовно – нравственного воспитания детей

Активное занятие

«Дружная семья»

1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья».

2. Формирование у детей и родителей отношения к семье как одной из главных социокультурных ценностей.

3. Формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению.

4. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком.

Октябрь

Опросник

«Отношение родителей к воспитанию своего ребенка»

Выявить отношение родителей к вопросам воспитания детей

Активное занятие

«Домашнее тепло»

1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья».

2. Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким.

3.        Развитие умения слушать друг друга.

Консультирование

Дружная семья

Принципы материнской и отеческой любви

Ноябрь

Активное занятие

«Дорога добра»

1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы».

2. Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению.

3. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и  будущего.

Консультирование

В добрый путь

Добрый пример и похвала родителей – основание доброго опыта, который ребенок понесет по жизни

Декабрь

Активное занятие

«Сказочный лес»

  1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы».
  2. Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе.

3.        Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению.

4.        Развитие эмоциональной сферы ребенка

Консультирование

«Игры на развитие нравственных качеств»

Разучивание практических игр, обращая внимание на нравственные аспекты

Выставка совместных работ родителей с детьми «Рождественское чудо»

Январь

Анкетирование

Взаимодействие ДОУ и семье по реализации программы «Истоковедение»

Оценка родителями своего отношения к совместной работе с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей

Активное занятие

«Добрая забота»

1. Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной».

2. Воспитание у детей доброго отношения к животным.

3. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению

Родительское собрание в форме круглого стола

Роль отца в воспитании детей в семье

1. Отцовство - воспитать ребёнка способного видеть красоту мира, впитывать сердцем доброе и нести добро другим.

2. Развитие взаимодействия детей и отцов.

Февраль

Опросник:

«Оценка качеств воспитателя»

Оценка родителями своего отношения к работе воспитателей по духовно-нравственному воспитанию детей

Активное занятие

«Труд земной»

1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной».

2.Воспитание у детей уважения к труду.

3.Развитие мотивации родителей на совместную деятельность с детьми

Внутригрупповая конференция

Домашнее тепло

Установление более тесных взаимоотношений в семьях воспитанников

Март

Активное занятие

«Любимая сказка»

1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души».

2. Воспитание у детей интереса и любви к сказке.

3. Развитие умения работать в паре.

Родительское собрание в форме творческой лаборатории

Нравственные ценности в семье

1. Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей;

2. Провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других.

3. Получить опыт содержательного и конструктивного мышления.

Консультирование

Добрая забота

Роль семьи в прививании ребенку трудолюбия и заботы о домашних питомцах и ближних

Апрель

Активное занятие

«Благодарное слово»

1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души».

2. Развитие взаимодействия детей и взрослых.

3. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким.

Анкетирование 

«Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации программы «Истоковедение»

Выявить отношение родителей к вопросам воспитания детей

Консультирование

Благодарное слово

Постижение и осмысление духовного опыта народа через осмысление русских народных сказок

Май

Активное занятие

«Светлый праздник»

1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души».

2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.

3. Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Родительское собрание

Семейный очаг

1. Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей;

2. Провести тренинг навыков нравственного отношения в семье и адекватной оценки себя и других.



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с родителями старшей группы

 по духовно-нравственному воспитанию детей

на социокультурном опыте

(разработано на методологических основах программы для дошкольного образования (3-7 лет) «Истоки» Е.А. Губиной, Н.С. Кудряшевой, Г.И. Лугвиной, Н.Б. Майоровой, С. В. Перьковой, Н.Ю. Твардовской)

Вид

Тема

Цели

Сентябрь

Анкетирование

«Выявление мнения родителей на введение курса «Истоковедение»

Выявление мнения родителей на востребованность курса «Истоковедение»

Родительское собрание

«Практические методы и приёмы духовно – нравственного воспитания детей»

Обучение практическим методам и приёмам духовно – нравственного воспитания детей

Активное занятие

«Верность родной земле»

  1. Освоение социокультурной категории «Вера».
  1. Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию.
  2. Развитие мотивации на общение в группе.

4. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Октябрь

Опросник

«Отношение родителей к воспитанию своего ребенка»

выявить отношение родителей к вопросам воспитания детей

Активное занятие

«Верность родной земле»

  1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Вера».
  2. Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.

3. Развитие представления о верности родной земле.

Консультирование

Доброе слово

Познание добра  для ребенка 3-4 лет через доброе слово, дело

Ноябрь

Активное занятие

«Радость послушания»

  1. Освоение социокультурной категории «Надежда».

2. Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым.

3. Развитие адекватной самооценки

Декабрь

Активное занятие

«Светлая надежда»

1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Надежда».

2. Развитие умения слушать друг друга.

3. Развитие целостного восприятия

Консультирование

«Игры на развитие нравственных качеств»

Разучивание практических игр, обращая внимание на нравственные аспекты

Выставка совместных работ родителей с детьми «Рождественское чудо»

Январь

Анкетирование

Взаимодействие ДОУ и семье по реализации программы «Истоковедение»

Оценка родителями своего отношения к совместной работе с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей

Активное занятие

«Доброе согласие»

1. Дальнейшее освоение социокуль-турной категории «Надежда».

2. Развитие у детей умения прихо-дить к согласию, договариваться.

3. Развитие мотивации к сотрудничеству и взаимодействию.

Родительское собрание в форме круглого стола

Роль отца в воспитании детей в семье

1. Отцовство - воспитать ребёнка способного видеть красоту мира, впитывать сердцем доброе и нести добро другим.

2. Развитие взаимодействия детей и отцов.

Внутригрупповая конференция

Доброе согласие

Установление более тесных взаимоотношений в семьях воспитанников

Февраль

Опросник:

«Оценка качеств воспитателя»

Оценка родителями своего отношения к работе воспитателей по духовно-нравственному воспитанию детей

Активное занятие

«Добрые друзья»

  1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Любовь».
  1. Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу.
  2. Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению.

Март

Активное занятие

«Добрые дела»

1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Любовь».

2. Формирование потребности в социальном соответствии.

3. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

4. Формирование мотивации на совершение добрых поступков.

Родительское собрание в форме творческой лаборатории

Нравственные ценности в семье

1. Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей;

2. Провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других.

3. Получить опыт содержательного и конструктивного мышления.

Консультация

«Конфликтные ситуации в семье и пути их решения на основе духовно – нравственных ценностей»

Выявить пути решения конфликтных ситуаций

Апрель

Активное занятие

«Мудрое слово»

1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость».

2. Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга.

3. Формирование потребности в социальном соответствии.

4. Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Анкетирование 

«Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации программы «Истоковедение»

Выявить отношение родителей к вопросам воспитания детей

Май

Активное занятие

«Мудрые люди»

1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Мудрость».

2. Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам.

3. Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни своих близких).

Родительское собрание

Семейный очаг

1. Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей;

2. Провести тренинг навыков нравственного отношения в семье и адекватной оценки себя и других.



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с родителями подготовительной группы  

по духовно-нравственному воспитанию детей

на социокультурном опыте

(разработано на методологических основах программы для дошкольного образования (3-7 лет) «Истоки» Е.А. Губиной, Н.С. Кудряшевой, Г.И. Лугвиной, Н.Б. Майоровой, С. В. Перьковой, Н.Ю. Твардовской)

Вид

Тема

Цели

Сентябрь

Анкетирование

«Выявление мнения родителей на введение курса «Истоковедение»

Выявление мнения родителей на востребованность курса «Истокове-дение»

Родительское собрание

«Практические методы и приёмы духовно – нравственного воспитания детей»

Обучение практическим методам и приёмам духовно – нравственного воспитания детей

Активное занятие

«Сказочное слово»

1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции Слова».

2. Развитие общения в паре.

3. Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка

Октябрь

Опросник

«Отношение родителей к воспитанию своего ребенка»

Выявить отношение родителей к вопросам воспитания детей

Активное занятие

«Напутственное слово»

1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции Слова».

2. Развитие умения общаться в паре.

3. Приобщение к традиции напутственного слова

Консультирование

Дружная семья

Принципы материнской и отеческой любви

Ноябрь

Активное занятие

«Жизненный путь»

1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Слова».

2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.

3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего

Консультирование

В добрый путь

Добрый пример и похвала родителей – основание доброго опыта, который ребенок понесет по жизни

Декабрь

Активное занятие

«Светлый образ»

1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции Образа».

2. Создание позитивного настроя на общение в группе.

3. Формирование ресурса успеха

Консультирование

«Игры на развитие нравственных качеств»

Разучивание практических игр, обращая внимание на нравственные аспекты

Выставка совместных работ родителей с детьми «Рождественское чудо»

Январь

Анкетирование

Взаимодействие ДОУ и семье по реализации программы «Истоковедение»

Оценка родителями своего отношения к совместной работе с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей

Активное занятие

«Чудотворный образ»

  1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Образа».
  2. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

3. Приобщение к отечественной святыне

Родительское собрание в форме круглого стола

Роль отца в воспитании детей в семье

1. Отцовство - воспитать ребёнка способного видеть красоту мира, впитывать сердцем доброе и нести добро другим.

2. Развитие взаимодействия детей и отцов.

Февраль

Опросник:

«Оценка качеств воспитателя»

Оценка родителями своего отношения к работе воспитателей по духовно-нравственному воспитанию детей

Активное занятие

«Мастера и рукодельницы»

1. Первоначальное освоение социокультурной категории «Традиции дела».

2. Воспитание уважения к людям труда (мастерам и рукодельницам).

3. Развитие умения договариваться, приходить к согласию

Внутригрупповая конференция

Старание и терпение

Установление более тесных взаимоотношений в семьях воспитанников

Март

Активное занятие

«Старание и терпение»

1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции дела».

2. Развитие управленческих навыков и умения общаться в паре.

3. Развитие единого контекста в группе

Родительское собрание в форме творческой лаборатории

Нравственные ценности в семье

1. Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей;

2. Провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других.

3. Получить опыт содержательного и конструктивного мышления.

Консультирование

Добрая забота

Роль семьи в прививании ребенку трудолюбия и заботы о домашних питомцах и ближних

Апрель

Активное занятие

«Семейные традиции»

1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника».

2. Развитие мотивации к взаимодействию у детей и взрослых.

3. Развитие единого контекста в группе

Анкетирование 

«Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации программы «Истоковедение»

выявить отношение родителей к вопросам воспитания детей

Консультирование

Благодарное слово

Постижение  и осмысление духовного опыта народа через осмысление русских народных сказок

Май

Активное занятие

«Книга - праздник души»

1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника».

2. Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.

3. Подготовка детей к созданию «Первой книги»

Родительское собрание

Скоро в школу

1. Знакомство с учителями

2. Приобретенные детьми навыки и умения для обучения в школе