Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
События последнего времени подтверждают, что утрата духовных ценностей, забвение культурных традиций многовековой истории России оказывает негативное влияние на общественное сознание всех слоев и возрастных групп населения страны. Дефицит духовности ощутимо отражается на внутреннем мире человека. Благородство характера, уважение и почтение к старшим, культура речи и поведения раньше для многих людей были принципами жизни, сегодня считаются пережитком прошлого. Гибнут духовные традиции, красивые манеры, меняются вкусы далеко не в лучшую сторону.
Современная жизнь общества диктует необходимость духовного возрождения, возвращение к приоритетам - любви к Отечеству, памяти истории нации и уважению к старшим.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с родителями младшей группы
по духовно-нравственному воспитанию детей
на социокультурном опыте
(разработано на методологических основах программы для дошкольного образования (3-7 лет) «Истоки» Е.А. Губиной, Н.С. Кудряшевой, Г.И. Лугвиной, Н.Б. Майоровой, С. В. Перьковой, Н.Ю. Твардовской)
Вид | Тема | Цели |
Сентябрь | ||
Анкетирование | «Выявление мнения родителей на введение курса «Истоковедение» | Выявление мнения родителей на востребованность курса «Истоковедение» |
Родительское собрание | Семейный очаг |
|
Активное занятие | «Любимое имя» |
2. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем. |
Октябрь | ||
Опросник | «Отношение родителей к воспитанию своего ребенка» | Выявить отношение родителей к вопросам воспитания детей |
Активное занятие | «Доброе слово» | 1. Знакомство с социокультурной категорией «Слово». 2. Обучение способам развития умения у детей проявлять доброе отношение к близким людям. |
Консультирование | Доброе слово | Познание добра для ребенка 3-4 лет через доброе слово, дело |
Ноябрь | ||
Активное занятие | «Ласковая песня» | 1. Знакомство с социокультурной категорией «Песня». 2. Развитие умения слушать друг друга. |
Мини-конференция | «Любовь. Доброта. Забота» | Познакомить с возрастными особенностями восприятия детьми семьи и себя в ней, необходимости получения уроков любви, доброты и заботы. |
Декабрь | ||
Активное занятие | «Ласковая песня» | 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Песня». 2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3. Приобщение к традиции празднования Рождества. |
Консультирование | Добрый мир | Как сохранить у ребенка доброе восприятие мира на всю жизнь |
Январь | ||
Анкетирование | Взаимодействие ДОУ и семье по реализации программы «Истоковедение» | Оценка родителями своего отношения к совместной работе с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей |
Активное занятие | «Любимый образ» | 1. Знакомство с социокультурной категорией «Образ». 2. Формирование способности понимать чувства других людей. 3. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким |
Родительское собрание в форме круглого стола | Что ребенок хочет сказать мне своим поведением |
|
Февраль | ||
Опросник: | «Оценка качеств воспитателя» | Оценка родителями своего отношения к работе воспитателей по духовно-нравственному воспитанию детей |
Активное занятие | «Образ света» | 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». 2. Развитие умения выражать свои добрые чувства. 3. Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
Март | ||
Активное занятие | «Добрый мир» | 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». 2. Развитие мотивации на общение с взрослыми. 3. Развитие положительного восприятия мира. |
Родительское собрание в форме творческой лаборатории | Нравственные ценности в семье |
|
Апрель | ||
Активное занятие | «Добрая книга» | 1. Знакомство с социокультурной категорией «Книга». 2. Способы воспитание у детей интереса, любви, бережного отношения к книге. 3. Развитие умения слышать друг друга. |
Опросник | «Отношение родителей к воспитанию своего ребенка» | Выявить отношение родителей к вопросам воспитания детей |
Консультирование | Добрая книга | Книга должна стать для ребенка открытием, оставляющим след в «памяти сердца» |
Май | ||
Активное занятие | «Любимая книга» | 1. Дальнейшее наполнение содержанием социокультурной категории «Книга». 2. Развитие взаимодействия детей и взрослых. 3. Создание позитивного настроя на общение в группе. |
Родительское собрание | Роль отца в воспитании детей в семье |
|
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с родителями средней группы
по духовно-нравственному воспитанию детей
на социокультурном опыте
(разработано на методологических основах программы для дошкольного образования (3-7 лет) «Истоки» Е.А. Губиной, Н.С. Кудряшевой, Г.И. Лугвиной, Н.Б. Майоровой, С. В. Перьковой, Н.Ю. Твардовской)
Вид | Тема | Цели |
Сентябрь | ||
Анкетирование | «Выявление мнения родителей на введение курса «Истоковедение» | Выявление мнения родителей на востребованность курса «Истокове-дение» |
Родительское собрание | «Практические методы и приёмы духовно – нравственного воспитания детей» | Обучение практическим методам и приёмам духовно – нравственного воспитания детей |
Активное занятие | «Дружная семья» | 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья». 2. Формирование у детей и родителей отношения к семье как одной из главных социокультурных ценностей. 3. Формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению. 4. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком. |
Октябрь | ||
Опросник | «Отношение родителей к воспитанию своего ребенка» | Выявить отношение родителей к вопросам воспитания детей |
Активное занятие | «Домашнее тепло» | 1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья». 2. Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким. 3. Развитие умения слушать друг друга. |
Консультирование | Дружная семья | Принципы материнской и отеческой любви |
Ноябрь | ||
Активное занятие | «Дорога добра» | 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы». 2. Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. 3. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Консультирование | В добрый путь | Добрый пример и похвала родителей – основание доброго опыта, который ребенок понесет по жизни |
Декабрь | ||
Активное занятие | «Сказочный лес» |
3. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. 4. Развитие эмоциональной сферы ребенка |
Консультирование | «Игры на развитие нравственных качеств» | Разучивание практических игр, обращая внимание на нравственные аспекты |
Выставка совместных работ родителей с детьми «Рождественское чудо» | ||
Январь | ||
Анкетирование | Взаимодействие ДОУ и семье по реализации программы «Истоковедение» | Оценка родителями своего отношения к совместной работе с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей |
Активное занятие | «Добрая забота» | 1. Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной». 2. Воспитание у детей доброго отношения к животным. 3. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению |
Родительское собрание в форме круглого стола | Роль отца в воспитании детей в семье | 1. Отцовство - воспитать ребёнка способного видеть красоту мира, впитывать сердцем доброе и нести добро другим. 2. Развитие взаимодействия детей и отцов. |
Февраль | ||
Опросник: | «Оценка качеств воспитателя» | Оценка родителями своего отношения к работе воспитателей по духовно-нравственному воспитанию детей |
Активное занятие | «Труд земной» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной». 2.Воспитание у детей уважения к труду. 3.Развитие мотивации родителей на совместную деятельность с детьми |
Внутригрупповая конференция | Домашнее тепло | Установление более тесных взаимоотношений в семьях воспитанников |
Март | ||
Активное занятие | «Любимая сказка» | 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души». 2. Воспитание у детей интереса и любви к сказке. 3. Развитие умения работать в паре. |
Родительское собрание в форме творческой лаборатории | Нравственные ценности в семье | 1. Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей; 2. Провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других. 3. Получить опыт содержательного и конструктивного мышления. |
Консультирование | Добрая забота | Роль семьи в прививании ребенку трудолюбия и заботы о домашних питомцах и ближних |
Апрель | ||
Активное занятие | «Благодарное слово» | 1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души». 2. Развитие взаимодействия детей и взрослых. 3. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким. |
Анкетирование | «Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации программы «Истоковедение» | Выявить отношение родителей к вопросам воспитания детей |
Консультирование | Благодарное слово | Постижение и осмысление духовного опыта народа через осмысление русских народных сказок |
Май | ||
Активное занятие | «Светлый праздник» | 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». 2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3. Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Родительское собрание | Семейный очаг | 1. Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей; 2. Провести тренинг навыков нравственного отношения в семье и адекватной оценки себя и других. |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с родителями старшей группы
по духовно-нравственному воспитанию детей
на социокультурном опыте
(разработано на методологических основах программы для дошкольного образования (3-7 лет) «Истоки» Е.А. Губиной, Н.С. Кудряшевой, Г.И. Лугвиной, Н.Б. Майоровой, С. В. Перьковой, Н.Ю. Твардовской)
Вид | Тема | Цели |
Сентябрь | ||
Анкетирование | «Выявление мнения родителей на введение курса «Истоковедение» | Выявление мнения родителей на востребованность курса «Истоковедение» |
Родительское собрание | «Практические методы и приёмы духовно – нравственного воспитания детей» | Обучение практическим методам и приёмам духовно – нравственного воспитания детей |
Активное занятие | «Верность родной земле» |
4. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Октябрь | ||
Опросник | «Отношение родителей к воспитанию своего ребенка» | выявить отношение родителей к вопросам воспитания детей |
Активное занятие | «Верность родной земле» |
3. Развитие представления о верности родной земле. |
Консультирование | Доброе слово | Познание добра для ребенка 3-4 лет через доброе слово, дело |
Ноябрь | ||
Активное занятие | «Радость послушания» |
2. Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым. 3. Развитие адекватной самооценки |
Декабрь | ||
Активное занятие | «Светлая надежда» | 1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Надежда». 2. Развитие умения слушать друг друга. 3. Развитие целостного восприятия |
Консультирование | «Игры на развитие нравственных качеств» | Разучивание практических игр, обращая внимание на нравственные аспекты |
Выставка совместных работ родителей с детьми «Рождественское чудо» | ||
Январь | ||
Анкетирование | Взаимодействие ДОУ и семье по реализации программы «Истоковедение» | Оценка родителями своего отношения к совместной работе с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей |
Активное занятие | «Доброе согласие» | 1. Дальнейшее освоение социокуль-турной категории «Надежда». 2. Развитие у детей умения прихо-дить к согласию, договариваться. 3. Развитие мотивации к сотрудничеству и взаимодействию. |
Родительское собрание в форме круглого стола | Роль отца в воспитании детей в семье | 1. Отцовство - воспитать ребёнка способного видеть красоту мира, впитывать сердцем доброе и нести добро другим. 2. Развитие взаимодействия детей и отцов. |
Внутригрупповая конференция | Доброе согласие | Установление более тесных взаимоотношений в семьях воспитанников |
Февраль | ||
Опросник: | «Оценка качеств воспитателя» | Оценка родителями своего отношения к работе воспитателей по духовно-нравственному воспитанию детей |
Активное занятие | «Добрые друзья» |
|
Март | ||
Активное занятие | «Добрые дела» | 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Любовь». 2. Формирование потребности в социальном соответствии. 3. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. 4. Формирование мотивации на совершение добрых поступков. |
Родительское собрание в форме творческой лаборатории | Нравственные ценности в семье | 1. Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей; 2. Провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других. 3. Получить опыт содержательного и конструктивного мышления. |
Консультация | «Конфликтные ситуации в семье и пути их решения на основе духовно – нравственных ценностей» | Выявить пути решения конфликтных ситуаций |
Апрель | ||
Активное занятие | «Мудрое слово» | 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость». 2. Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга. 3. Формирование потребности в социальном соответствии. 4. Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
Анкетирование | «Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации программы «Истоковедение» | Выявить отношение родителей к вопросам воспитания детей |
Май | ||
Активное занятие | «Мудрые люди» | 1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Мудрость». 2. Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам. 3. Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни своих близких). |
Родительское собрание | Семейный очаг | 1. Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей; 2. Провести тренинг навыков нравственного отношения в семье и адекватной оценки себя и других. |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с родителями подготовительной группы
по духовно-нравственному воспитанию детей
на социокультурном опыте
(разработано на методологических основах программы для дошкольного образования (3-7 лет) «Истоки» Е.А. Губиной, Н.С. Кудряшевой, Г.И. Лугвиной, Н.Б. Майоровой, С. В. Перьковой, Н.Ю. Твардовской)
Вид | Тема | Цели |
Сентябрь | ||
Анкетирование | «Выявление мнения родителей на введение курса «Истоковедение» | Выявление мнения родителей на востребованность курса «Истокове-дение» |
Родительское собрание | «Практические методы и приёмы духовно – нравственного воспитания детей» | Обучение практическим методам и приёмам духовно – нравственного воспитания детей |
Активное занятие | «Сказочное слово» | 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции Слова». 2. Развитие общения в паре. 3. Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка |
Октябрь | ||
Опросник | «Отношение родителей к воспитанию своего ребенка» | Выявить отношение родителей к вопросам воспитания детей |
Активное занятие | «Напутственное слово» | 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции Слова». 2. Развитие умения общаться в паре. 3. Приобщение к традиции напутственного слова |
Консультирование | Дружная семья | Принципы материнской и отеческой любви |
Ноябрь | ||
Активное занятие | «Жизненный путь» | 1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Слова». 2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего |
Консультирование | В добрый путь | Добрый пример и похвала родителей – основание доброго опыта, который ребенок понесет по жизни |
Декабрь | ||
Активное занятие | «Светлый образ» | 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции Образа». 2. Создание позитивного настроя на общение в группе. 3. Формирование ресурса успеха |
Консультирование | «Игры на развитие нравственных качеств» | Разучивание практических игр, обращая внимание на нравственные аспекты |
Выставка совместных работ родителей с детьми «Рождественское чудо» | ||
Январь | ||
Анкетирование | Взаимодействие ДОУ и семье по реализации программы «Истоковедение» | Оценка родителями своего отношения к совместной работе с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей |
Активное занятие | «Чудотворный образ» |
3. Приобщение к отечественной святыне |
Родительское собрание в форме круглого стола | Роль отца в воспитании детей в семье | 1. Отцовство - воспитать ребёнка способного видеть красоту мира, впитывать сердцем доброе и нести добро другим. 2. Развитие взаимодействия детей и отцов. |
Февраль | ||
Опросник: | «Оценка качеств воспитателя» | Оценка родителями своего отношения к работе воспитателей по духовно-нравственному воспитанию детей |
Активное занятие | «Мастера и рукодельницы» | 1. Первоначальное освоение социокультурной категории «Традиции дела». 2. Воспитание уважения к людям труда (мастерам и рукодельницам). 3. Развитие умения договариваться, приходить к согласию |
Внутригрупповая конференция | Старание и терпение | Установление более тесных взаимоотношений в семьях воспитанников |
Март | ||
Активное занятие | «Старание и терпение» | 1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции дела». 2. Развитие управленческих навыков и умения общаться в паре. 3. Развитие единого контекста в группе |
Родительское собрание в форме творческой лаборатории | Нравственные ценности в семье | 1. Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей; 2. Провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других. 3. Получить опыт содержательного и конструктивного мышления. |
Консультирование | Добрая забота | Роль семьи в прививании ребенку трудолюбия и заботы о домашних питомцах и ближних |
Апрель | ||
Активное занятие | «Семейные традиции» | 1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника». 2. Развитие мотивации к взаимодействию у детей и взрослых. 3. Развитие единого контекста в группе |
Анкетирование | «Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации программы «Истоковедение» | выявить отношение родителей к вопросам воспитания детей |
Консультирование | Благодарное слово | Постижение и осмысление духовного опыта народа через осмысление русских народных сказок |
Май | ||
Активное занятие | «Книга - праздник души» | 1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника». 2. Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3. Подготовка детей к созданию «Первой книги» |
Родительское собрание | Скоро в школу | 1. Знакомство с учителями 2. Приобретенные детьми навыки и умения для обучения в школе |