Музейное пространство как развивающая среда в ДОУ

Федорова Маргарита Григорьевна

         Совместная деятельность детей и педагогов в музейном пространстве ДОУ помогает социализации поведения наших детей, подготавливает к восприятию культурных ценностей, развивает творческие способности, обогащает эмоциональный мир,  прививает художественный вкус, обогащает  сенсорные возможности ребенка, активизирует словарь,  развивает связную речь и способствует формированию коммуникативной функции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_razv._srede_v_muzeynom_prostranstve.docx15.3 КБ

Предварительный просмотр:

Музейное пространство как развивающая среда

 в логопедической группе детского сада.

                                                     Учитель-логопед Федорова М.Г.

       В дошкольном возрасте ребенок испытывает неистребимый интерес ко всему, что его окружает. Создавая развивающую среду, окружая детей  предметами, картинами, игрушками и играми, мы воздействуем на эмоциональные переживания,  познавательные способности и речевые возможности наших воспитанников. В последние годы всё большее значение приобретает музейная педагогика, которая является прекрасным «инструментом» для интеграции всевозможных педагогических приемов в живом пространстве «мини-музеев» в детском саду.

         В нашей группе такой мини-музей реализуется как предметный мир на логопедических занятиях и на занятиях воспитателей. Так, например, наш маленький  «Музей народной игрушки», представлявщий собой временную выставку, стал выставкой уникальных пособий – деревянных и глиняных свистулек-дудочек для развития дыхательной функции.

Коллекция колокольчиков используется для развития слухового восприятия.  Мелкие деревянные игрушки из набора «Чудесный мешочек», выставленные в нашем «Музее игрушки», служат развитию тактильного восприятия и мелкой ручной  моторики.

        Экспонаты-игрушки, предметы быта, игры в картинках музея развивают внимание и память детей в играх «Что изменилось?» или «Чего не стало?»

На занятиях по формированию изобразительных навыков воспитатели используют предметы: чашки, подносы, корзинки, фигурки животных с выставки «Мини-музея предметов быта» в технике Гжели, Жостово и др.

        Таким образом, наши собранные совместно с родителями игрушки помогают развитию зрительного и слухового восприятия, коррекции поведения и  психомоторики в целом.

        Речевое развитие имеет особое значение в логопедической группе, т.к. дети нуждаются в целенаправленной коррекции произношения, активизации словаря и формировании связной речи. В ходе ознакомления с экспонатами дети имеют возможность, переходя постепенно от простого к сложному, от рассматривания, от тактильного и  зрительного образа предмета к созданию художественных и словесных образов.  Именно этот этап перехода от конкретного, наглядно-действенного  к наглядно-образному, а затем  к абстрактному способу мышления является показателем сформированности  речевых, творческих, познавательных возможностей и готовности к школьному обучению.

       Музейное пространство дает возможность максимально осуществлять основные дидактические  принципы:

- принцип наглядности

- принцип доступности

- принцип системности

- принцип интеграции областей познания

- принцип активности

- принцип прочности усвоения знаний

        В процессе музейно-образовательной деятельности вырабатывается познавательная активность детей, развивается внимание, укрепляется память, активизируются мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие связной речи.

       У детей с общим недоразвитием речи расширяется  активный словарь,  закрепляются навыки правильного звукопроизношения, вырабатывается навык составления описательного рассказа по схеме, по картине, по опорным словам. Эти умения дети приобретают в процессе создания музея, рассматривания, обыгрывания  и  активной деятельности с экспонатами.

        При создании выставки рисунков к сказкам А.С.Пушкина дети знакомились с произведениями поэта, с его историей жизни, читали наизусть стихи и отрывки из сказок, играли в «Викторину»  и участвовали в конкурсе рисунков, в проекте «Книжкин дом» (см. Презентацию).

         Практически при изучении почти каждой лексической темы образуется маленькая выставка. Так, в процессе ознакомления с темой «Животные» образовалась книжная выставка «Русские народные сказки о животных». Дети с удовольствием приносили из дома свои любимые книги, по очереди рассказывали  любимые сказки,  рассказывали стихи и загадки по теме.

         Совместная деятельность детей и педагогов в музейном пространстве ДОУ помогает социализации поведения наших детей, подготавливает к восприятию культурных ценностей, развивает творческие способности, обогащает эмоциональный мир,  прививает художественный вкус, обогащает  сенсорные возможности ребенка, активизирует словарь,  развивает связную речь и способствует формированию коммуникативной функции.

Приложение:  «Картинки с выставки» (фотоотчет):

- «Русские народные игрушки»

- «Куклы своими руками»

- «Наши питомцы» (выставка  рисунков)

- «Моя любимая игрушка» (творчество А.Барто)

- «Хлеб на столе всему голова»

- «Унылая пора! Очей очарованье…» (детские рисунки)

-  «Русские народные сказки о животных» (выставка детской книги)

- «Подарки со всего света» (сувениры из разных стран и городов)

- «Русский музей» (фильмы РМ)

- «Музей открытки»

- «Мои друзья» (выставка портретов)

- «Мы – петербуржцы» ( поделки и рисунки).