Программно-методические материалы Гензе Ж.А
1. Программа духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся
Модуль «Я и культура» воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
2. Программа курса «Учусь писать изложения и сочинения» для введения в учебный план МБОУ гимназии №3 в часть, формируемую участниками образовательных отношений
3. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 5.1)
Содержательный раздел АООП НОО: 2.1. Программа формирования универсальных учебных действий, базовых учебных действий
4. Открытый урок по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_gimnazii_1.doc | 1.3 МБ |
aoop_noo_tnr_2021.pdf | 1.32 МБ |
2.6.1.pdf | 2.9 МБ |
rp_uchus_pisat_izlozheniya_i_sochineniya_2-4.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Программа «Учимся писать изложения и сочинения»
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Учимся писать сочинения и изложения» для 2-4 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»;
- Основной программы начального общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; программы курса «Речь» Т.Н. Соколовой «Учимся писать сочинение и изложение»,
Для реализации программы используются:
- Т. В. Губернская «Учимся писать изложение и сочинение»-М. Эксмо
- Т.Н. Соколовой «Учимся писать сочинение и изложение», рабочая тетрадь в 2-х частях.-М.: Издательство Рост
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:
2класс | 3класс | 4класс | всего | |
Количество учебных недель | 34 | 34 | 34 | 102 |
Количество часов в неделю | 1 | 1 | 1 | |
Количество часов в год | 34 | 34 | 34 | 102 |
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Цель занятий:
- способствовать развитию умений грамотно писать сочинения и изложения;
- содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников;
- воспитывать познавательный интерес к родному языку;
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Достижение планируемых результатов обучения осуществляется на основе реализации системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию. Исходя из уровня подготовки учеников класса на каждый отдельно взятом уроке применяются следующие формы, методы обучения:
формы обучения на уроке: | Методы обучения: |
|
|
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника: личностно-ориентированная, деятельностная технология, здоровьесберегающие, игровые технологии, ИКТ, проектно-исследовательская деятельность и др.
Особое внимание уделяется:
- понятию текста, основной мысли текста, заголовку текста;
- делению текста на логически законченные части, их озаглавливанию, умению составлять план текста сюжетного характера под руководством учителя;
- видам текстов: повествованию, описанию, рассуждению;
- построению текста (начало, основная часть, заключение);
- пониманию учеником, о чём он пишет.
Тематическое планирование2 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Речь - устная и письменная. Текст. Задания 1-2. | 1 |
2. | Речь - устная и письменная. Текст. Задания 3-4. | 1 |
3. | Речь - устная и письменная. Текст. Задания 5-6. | 1 |
4. | Речь - устная и письменная. Текст. Задания 7-8. | 1 |
5. | Речь - устная и письменная. Текст. Задания 9-11. | 1 |
6. | Предложения по цели высказывания… Задания 12-14 | 1 |
7. | С большой буквы… Задания 15-16 | 1 |
8. | С большой буквы… Задания 17-18 | 1 |
9. | С большой буквы… Задания 19-20 | 1 |
10. | Разделительный мягкий знак… Задания 23-24 | 1 |
11. | Разделительный мягкий знак… Задания 25-26 | 1 |
12. | Разделительный мягкий знак… Задания 27-28 | 1 |
13. | Разделительный мягкий знак… Задания 29-31 | 1 |
14. | Корень. Родственные слова Задания 32-33 | 1 |
15. | Корень. Родственные слова Задания 34-36. | 1 |
16. | Парные звонкие и глухие согласные Задания 37-38 | 1 |
17. | Парные звонкие и глухие согласные Задания 39-40. | 1 |
18. | Парные звонкие и глухие согласные Задания 41-42. | 1 |
19. | Парные звонкие и глухие согласные Задания 43-45. | 1 |
20. | Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Задания 46-47. | 1 |
21. | Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Задания 48-49. | 1 |
22. | Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах Задания 50-51. | 1 |
23. | Разделительный твердый знак Задания 52-53 | 1 |
24. | Разделительный твердый знак Задания 54-55 | 1 |
25. | Разделительный твердый знак Задания 56-57 | 1 |
26. | Разделительный твердый знак Задания 58-59 | 1 |
27. | Обучающее изложение «Находчивая галка» | 1 |
28. | Изложение с творческим заданием «Брат и сестра» | 1 |
29. | Сжатое изложение «Времена года» | 1 |
30. | Выборочное изложение «Катин подарок» | 1 |
31. | Комплексна работа над изложением и сочинением «Лето и осень» Изложение с заменой лица. | 1 |
32. | Сочинение на заданную тему «За лесными богатствами» | 1 |
33. | Изложение повествование. «Зима» | 1 |
34. | Сочинение на заданную тему «Зимние забавы» | 1 |
Тематическое планирование
3 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок. | 1 |
2. | Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок. | 1 |
3. | Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок. | 1 |
4. | Построение текста. Начало, основная часть, концовка | 1 |
5. | Построение текста. Начало, основная часть, концовка | 1 |
6. | Построение текста. Начало, основная часть, концовка | 1 |
7. | Построение текста. Начало, основная часть, концовка | 1 |
8. | Какие бывают тексты | 1 |
9. | Основная мысль текста. Опорные слова | 1 |
10. | Составление текста по опорным словам | 1 |
11. | Составление текста по опорным словам | 1 |
12. | Запись опорных слов из текста | 1 |
13. | Работа с деформированным текстом по заранее составленному плану | 1 |
14. | Составление текста на заданную тему с использованием опорных слов | 1 |
15. | Составление плана, определение главной мысли текста, составление текста по опорным словам | 1 |
16. | План | 1 |
17. | План | 1 |
18. | Составление плана текста | 1 |
19. | Составление плана к тексту | 1 |
20. | Сочинение по картине | 1 |
21. | Сочинение по картине | 1 |
22. | Сочинение по картине | 1 |
23. | Допиши окончание текста | 1 |
24. | Допиши окончание текста | 1 |
25. | Допиши окончание текста | 1 |
26. | Запись ответов на вопросы в виде повествовательных предложений | 1 |
27. | Составление текста рассуждения | 1 |
28. | Дописать текст используя опорные слова и словосочетания | 1 |
29. | Запись текста по опорным словам | 1 |
30. | Изложение по готовому плану и опорным словам | 1 |
31. | Составление плана к тексту | 1 |
32. | Составление текста по готовому плану и опорным словам | 1 |
33. | Составление текста по плану | 1 |
34. | Составление текста по плану | 1 |
Тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Повторение | 1 |
2. | Повторение | 1 |
3. | Повторение | 1 |
4. | Однородные члены предложения | 1 |
5. | Однородные члены предложения | 1 |
6. | Однородные члены предложения | 1 |
7. | Однородные члены предложения | 1 |
8. | Сравнения | 1 |
9. | Сравнения | 1 |
10. | Сравнения | 1 |
11. | Сравнения | 1 |
12. | Сравнения | 1 |
13. | Сравнения | 1 |
14. | Имя существительное. Падежные окончания имён существительных | 1 |
15. | Имя существительное. Падежные окончания имён существительных | 1 |
16. | Имя существительное. Падежные окончания имён существительных | 1 |
17. | Имя прилагательное. Падежные окончания имён прилагательных | 1 |
18. | Имя прилагательное. Падежные окончания имён прилагательных | 1 |
19. | Имя прилагательное. Падежные окончания имён прилагательных | 1 |
20. | Имя прилагательное. Падежные окончания имён прилагательных | 1 |
21. | Имя прилагательное. Падежные окончания имён прилагательных | 1 |
22. | Имя прилагательное. Падежные окончания имён прилагательных | 1 |
23. | Местоимения. Глаголы | 1 |
24. | Местоимения. Глаголы | 1 |
25. | Местоимения. Глаголы | 1 |
26. | Местоимения. Глаголы | 1 |
27. | Сжатые (сокращённые) изложения | 1 |
28. | Сжатые (сокращённые) изложения | 1 |
29. | Сжатые (сокращённые) изложения | 1 |
30. | Сжатые (сокращённые) изложения | 1 |
31. | Изложения творческого характера | 1 |
32. | Изложения творческого характера | 1 |
33. | Изложения творческого характера | 1 |
34. | Изложения творческого характера | 1 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учениками второго класса школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты учащихся второго класса
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества у второклассников со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Работа над изложением и сочинением учит школьников излагать свои мысли в соответствии с нормами русского литературного языка, обогащает словарный запас, содействует развитию логического мышления, расширяет кругозор. Задания программы направлены на развитие самоконтроля: умение пользоваться словами для справок, составление плана текста и текста по плану, запись текста и его проверка.
№ | Темы разделов | Планируемые результаты | |
Личностные | Метапредметные | ||
1. | Речь - устная и письменная. Текст |
| Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2 В классе является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
|
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:
1. С.А. Есенина Как научить Вашего ребёнка писать изложения. 2 класс. Пособие для детей 8-10 лет. Издание для дополнительного образования. М.: Грамотей, 2015
2. Л.И. Тикунова, М.Н. Корепанова. Пишем сочинения по картинам русских художников. Рабочая тетрадь. РОСТкнига, 2012