Педагогам
В помощь логопедам и воспитателям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фонетические разминки можно использовать как часть логопедического занятия, а также воспитателями на занятиях по звуковой культуре речи, родителями
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной…
Как прекрасно слышать Звук:
Шум дождя и сердца стук!
Андрей Усачёв.
Песенки – «чудесенки»
Свисток раздался строгий — «ССС…»
Шипит сердито шина – «ШШШ…».
Комар над ухом всё звенит — «ЗЗЗ…»,
Пчела над лугом всё жужжит — «ЖЖЖ…».
Воркуют голуби — «ГРУ — ГРУ»,
Трубит слонёнок — «ТУ – РУ — РУ».
Синичка тенькает — «ТЕНЬ — ТЕНЬ»,
А балалайка — «ТРЕНДИ — БРЕНЬ».
Ручей журчит - «ДИНЬ — ДИНЬ, ДИНЬ — ДИНЬ»,
Звенит будильник - «ДЗЫНЬ – ДЗЫНЬ — ДЗЫНЬ».
Труба трубит - «ТУ – РУ – РУ — РУ»,
А дрель жужжит — «ЖУ — ЖУ, ЖУ — ЖУ».
Лягушка квакает — «КВА — КВА»,
Ревёт осёл — «ИА — ИА».
Овечка блеет - «БЕ – БЕ — БЕ»,
Мекает коза — «МЕ — МЕ».
Пароход гудит — «ЛУ — ЛУ»,
Воет волк в лесу — «У-У-УУУ».
Паровоз пыхтит — «ЧУХ — ЧУХ»,
Молоток стучит — «ТУК — ТУК».
Ёжик фыркает — «ФЫР — ФЫР»,
Мотор заводится — « ДЫР — ДЫР».
Малыш лопочет — «УА — УА»,
Гусь во дворе гогочет — «ГА — ГА, ГА — ГА».
Кукует на суку кукушка — «КУ — КУ, КУ — КУ»,
Коровушка мычит — «МУ — МУ, МУ — МУ».
Дождик капает – «КАП — КАП»,
Ворона каркает — «КАР — КАР».
Дверь в сарае — «СКРИП — СКРИП»,
А снежок — «ХРЫП — ХРЫП».
Зовёт Петрушка всех друзей — «ЭЙ-ЭЙ»,
Кричат болельщики — «БЕЙ — БЕЙ!».
У бабушки болит спина — « АЙ — АЙ»,
Света просит маму — « ДАЙ — ДАЙ».
Булькает вода – « БУЛЬ — БУЛЬ»,
Мама кур зовёт — « ГУЛЬ — ГУЛЬ».
Тикают часы — « ТИК — ТАК»,
Эхо повторяет — « ТАК — ТАК».
Доброе утро!
Просыпайся, утёнок,
- КРЯ-КРЯ-КРЯ
Просыпайся , гусёнок,
- ГА – ГА — ГА
Просыпайся, цыплёнок,
- ПИ – ПИ — ПИ
Логопед: и индюшонок
- БЛ – БЛ — БЛ
Просыпайся, телёнок,
- МУ – МУ — МУ,
Просыпайся, козлёнок,
- МЕ – МЕ — МЕ,
Логопед: Просыпайся, котёнок,
- МЯУ — МЯУ
И жеребёнок,
- ИГО — ГО.
Просыпайся, Каркуша,
- КАР – КАР — КАР,
Просыпайся, Тигруша,
- Р –Р — Р,
Логопед: Просыпайтесь, зверята и мои ребята!
- ДОБРОЕ УТРО!
Солнышко встало
Из-за леса солнышко встало
- Всем доброе утро! — сказало.
Доброе утро, славный цыплёнок!
- ПИ – ПИ – ПИ.
И тебе, малышка-утёнок!
- КРЯ – КРЯ — КРЯ.
Здравствуй, и ты, важный гусёнок!
- ГА – ГА — ГА.
И чумазый поросёнок!
- ХРЮ – ХРЮ — ХРЮ.
Шлю я привет, тебе, милый телёнок!
- МУ – МУ — МУ.
И тебе, колючий, ежонок!
- ПЫХ — ПЫХ.
Приветствую вас, жеребята!
- ИГО — ГО.
И вас, непоседы, наши ребята!
- Привет.
Песню пропой нам скорей, петушок!
- КУ – КА – РЕ — КУ.
Стадо зови на луг, пастушок!
- ДУ – ДУ — ДУ.
Дятел, берись скорей за работу!
- ТУК – ТУК — ТУК.
У курочки много сегодня работы -
- КО – КО — КО.
Деревни проснитесь и города!
Доброе утро, детвора!
- Доброе утро!
Песенки-подружки
В некотором царстве,
Звуко — государстве
Жили — не тужили,
С Язычком дружили:
Свистелочка - СССССС( Дети повторяют),
Звенелочка — ЗЗЗЗЗЗ,
Шипелочка — ШШШШШ,
Жужжалочка — ЖЖЖЖЖЖ.
Вопелочка — ААААА,
Ревелочка — УУУУУ,
Пищалочка — ИИИИИ,
Гуделочка – ГУУУУУ.
Пыхтелочка – ПЫХ — ПЫХ,
Мычалочка – МУ — МУ,
Щипалочка – ЩИП — ЩИП,
Дуделочка – ДУ — ДУ.
Боялочка – ОЙ — ОЙ,
Хотелочка – ДАЙ — ДАЙ,
Подзывалочка — ЭЙ — ЭЙ,
Серчалочка — АЙ — АЙ.
Дружили с ними тоже
Друг с другом схожи:
Храпелочка — ХРРРРР,
Бурчалочка — БРРРРР,
Рычалочка — РРРРР,
Тарахтелочка — ТРРРРР.
Мурчалочка — МРРРРР,
Гремелочка — ГРРРР,
Дрожалочка — ДРР РР,
Хрустелочка — ХРРРР.
( Речевой материал можно использовать не полностью, по усмотрению логопеда)
Каждая подружка
Пела свою песенку.
От других отличную -
Песенку — чудесенку:
ВариантI: предложить детям одно звукосочетание. Например: АЙ. Они должны произнести его с разной интонацией.
Вариант II: дети сами придумывают звукосочетания, которые могут петь «подружки».
Грустиночка — …,
Удивлялочка — …,
Боялочка — …,
Кричалочка — …,
Шепталочка — …,
Серчалочка — …,
Усталочка — …,
Ворчалочка — …,
Пугалочк а- …,
Хмурелочка — …,
Болелочка — …
Разные подружки
В государстве жили,
Жили, не тужили,
С Язычком дружили.
Экскурсия в лес
Отправляться всем в дорогу
Нам давно уже пора.
Чтоб в пути нам было легче -
Крикнем громко мы: « Ура»!
Вместе с поездом споём мы:
- ЧУХ — ЧУХ, ЧУХ – ЧУХ — ЧУХ!
С самолётом пропоём мы:
- УХ — УХ, УХ – УХ — УХ!
С машинами вместе давай погудим:
- БИ — БИ, БИ – БИ — БИ!
С мышатами вместе давай пропищим:
- ПИ — ПИ, ПИ – ПИ — ПИ!
С лошадкой игривой поцокаем вместе:
- ЦОК - ЦОК, ЦОК – ЦОК — ЦОК!
И по дорожке потопаем все мы:
- ТОП — ТОП, ТОП – ТОП — ТОП!
С рысятами грозными мы порычим:
РЫ — РЫ, РЫ – РЫ — РЫ!
С ребятами шустрыми мы покричим:
- А — А, А – А — А!
С кукушкой в лесу покукуем с тобой:
КУ — КУ, КУ – КУ — КУ!
С лягушкой проквакаем рядом с рекой:
КВА — КВА, КВА – КВА — КВА!
Вот катится ёж по тропинке лесной:
ПЫХ — ПЫХ, ПЫХ – ПЫХ — ПЫХ!
Нам пора возвращаться домой:
- ПОКА!
Солнечный зайчик
Солнечные зайки
- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!
Скачут по полянке,
- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!
Прыгают, щекочутся
- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!
Всех разбудить торопятся
- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!
( Вместо ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ можно петь любую песенку, исходя из темы занятия и произносительных возможностей ребёнка).
Девчонки – мальчишки
Утром просыпаются,
- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!
Водичкой умываются,
- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!
В одежды наряжаются,
- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!
В садик отправляются.
- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!
Девчонки — хохотушки,
- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!
Модницы и болтушки,
- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!
Мальчишки — шалунишки,
- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!
Забияки, торопыжки!
- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!
( Вместо ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ можно петь любую песенку, например: ТРАМ – ТРАМ — ТРАМ, ПАМ – ПАМ — ПАМ и т.д).
Эхо
Здравствуй, шумный ветерок!
- ОК – ОК — ОК! ОК – ОК — ОК!( Дети повторяют конец слова)
Здравствуй, быстрый катерок!
- ОК – ОК — ОК! ОК – ОК — ОК!
Здравствуй, тёплая водичка!
- ИЧКА – ИЧКА — ИЧКА! ИЧКА – ИЧКА — ИЧКА!
Здравствуй, рыжая лисичка!
-ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА! -ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА!
Здравствуй, серенький волчок!
- ЧОК – ЧОК — ЧОК! ЧОК – ЧОК — ЧОК!
Здравствуй, маленький сверчок!
- ЧОК – ЧОК — ЧОК! ЧОК –ЧОК — ЧОК!
Здравствуй, чёрненький грачонок!
- ОНОК – ОНОК — ОНОК! ОНОК – ОНОК — ОНОК!
Логопед: Здравствуй, шустренький зайчонок!
- ОНОК – ОНОК — ОНОК! ОНОК – ОНОК — ОНОК!
Здравствуй, гордый жеребёнок!
- ЁНОК – ЁНОК — ЁНОК! ЁНОК – ЁНОК — ЁНОК!
Здравствуй, ласковый котёнок!
- ЁНОК – ЁНОК — ЁНОК! ЁНОК – ЁНОК — ЁНОК!
Здравствуй, шумная детвора!
- УРА! УРА! УРА!
Хохлатка
( по мотивам немецкой песни)
Хохлатка у сарая -
- КО – КО — КО!
- Ах, где мои цыплята?
КО – КО — КО!
- Ах, где мои ребята?
КО – КО — КО!
- Мы здесь, мы близко, мама!
ПИ – ПИ — ПИ!
- Тут кто-то вырыл яму,
ПИ – ПИ — ПИ!
- Мы в яму все попали!
ПИ – ПИ — ПИ!
- А вовсе не пропали!
ПИ – ПИ — ПИ!
Возможно подставить любой персонаж на место Хохлатки и далее заменять по тексту ( лошадь у сарая…- « иго — го» или « цок – цок — цок»; овечка у сарая.. — «бе – бе — бе»; кошка у сарая…- « Мяу-мяу-мяу» или « Мур – му р- мур»; собака у сарая…- «гав – гав — гав» или «аф – аф — аф»; мышка у сарая… — « пи – пи — пи» или «шур – шур — шур» и т.д., в зависимости от произносительных возможностей ребёнка или цели занятия).
Бурчалочка
Логопед:
Сидел медведь под деревом,
И в небо всё глядел.
И песенку – «бурчалочку»
Тихонечко он пел:
БУ – БУ – БУ – БУ – БУ — БУМ,
БЫ- БЫ — БЫ — БЫ — БЫ — БЫМ,
БО – БО – БО – БО – БО — БОМ,
БА — БА — БА — БА — БА — БАМ.
(Дети повторяют за логопедом по строчке)
Логопед:
Змея сползла с дорожки,
Свернулась на пеньке,
И песенку — «шипелочку»
Пела налегке:
ШИ — ШИ — ШИ — ШИ- ШИ — ШИМ,
ШУ – ШУ – ШУ – ШУ – ШУ — ШУМ,
ША – ША – ША – ША – ША — ШАМ,
ШО — ШО — ШО — ШО — ШО — ШОМ.
Логопед:
Нектар сбирала пчёлка
жарким летним днём.
И песенку — «жужжалочку»
Жужжала со шмелём:
ЖИ – ЖИ – ЖИ – ЖИ – ЖИ — ЖИМ,
ЖУ — ЖУ — ЖУ — ЖУ — ЖУ — ЖУМ,
ЖА – ЖА – ЖА – ЖА – ЖА — ЖАМ,
ЖО – ЖО – ЖО – ЖО – ЖО — ЖОМ.
Логопед:
На День Рождения к мошке
Слетались комары.
И песенку – «звенелочку»
Пели от души:
ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ — ЗЫМ,
ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ — ЗУМ,
ЗА – ЗА – ЗА – ЗА – ЗА — ЗАМ,
ЗО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО — ЗОМ.
Купила Цокотуха на рынке самовар.
Все восхищались: «Это, да! Замечательный товар!».
Муха позвала друзей — была она мудра.
Песенку — «пыхтелочку» пели до утра:
ПЫХ – ПЫХ – ПЫХ – ПЫХ – ПЫХ — ПЫХ,
ПУХ – ПУХ – ПУХ – ПУХ – ПУХ — ПУХ,
ПАХ – ПАХ – ПАХ – ПАХ – ПАХ — ПАХ,
ПОХ – ПОХ – ПОХ – ПОХ – ПОХ — ПОХ.
Предварительный просмотр:
Памятка воспитателям
Игры и упражнения на развитие словарного запаса
Расширение словаря существительных
Младший дошкольный возраст (называть предметы по картинкам)
Старший дошкольный возраст
- «Кто больше назовет»
- «Угадай по описанию»
- «Чьи покупки?
Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.
"Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке?
Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В конце игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?"
В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.
- «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
«Лишнее» слово среди имен существительных:
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
Расширение словаря прилагательных
Младший дошкольный возраст (учиться определять на настоящих игрушках и предметах)
Старший дошкольный возраст (по памяти, либо по картинкам)
- «Какой, какая, какие?» (назвать признаки предмета: по форме, по цвету, на ощупь, на вкус, по качеству и т.д.)
- «Подбери словечко»
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).
Расширение словаря глаголов
Младший дошкольный возраст (рекомендуется постоянно проговаривать действия предмета или объекта, а потом переспросить ребенка. Что делал?)
Старший дошкольный возраст
- «Назови что делает? (заяц, орел, яблоко и т.д.)
- «Отгадай кто это делает? (смотрит, охотится, летает)
- «Волшебный мешочек» (ребенок достает предмет и говорит что делает этот предмет или объект)