Педагогам

Кудинова Надежда Николаевна

В помощь логопедам и воспитателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонетические разминки можно использовать как часть логопедического занятия, а также воспитателями на занятиях по звуковой культуре речи, родителями

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной…

Как прекрасно слышать Звук:

Шум дождя и сердца стук!

Андрей Усачёв.

Песенки – «чудесенки»

Свисток раздался строгий — «ССС…»

Шипит сердито шина  – «ШШШ…».

Комар над ухом всё звенит — «ЗЗЗ…»,

Пчела над лугом всё жужжит — «ЖЖЖ…».

Воркуют голуби —  «ГРУ — ГРУ»,

Трубит слонёнок — «ТУ – РУ — РУ».

Синичка тенькает —  «ТЕНЬ — ТЕНЬ»,

А балалайка —  «ТРЕНДИ — БРЕНЬ».

Ручей журчит -  «ДИНЬ — ДИНЬ,  ДИНЬ — ДИНЬ»,

Звенит будильник -  «ДЗЫНЬ – ДЗЫНЬ — ДЗЫНЬ».

Труба трубит -  «ТУ – РУ – РУ — РУ»,

А дрель жужжит —  «ЖУ — ЖУ, ЖУ — ЖУ».

Лягушка квакает — «КВА — КВА»,

Ревёт осёл — «ИА — ИА».

Овечка блеет -  «БЕ – БЕ — БЕ»,

Мекает коза —  «МЕ — МЕ».

Пароход гудит — «ЛУ — ЛУ»,

Воет волк в лесу — «У-У-УУУ».

Паровоз пыхтит — «ЧУХ — ЧУХ»,

Молоток стучит — «ТУК — ТУК».

Ёжик фыркает — «ФЫР — ФЫР»,

Мотор заводится — « ДЫР — ДЫР».

Малыш лопочет — «УА — УА»,

Гусь во дворе гогочет — «ГА — ГА, ГА — ГА».

Кукует на суку кукушка — «КУ — КУ, КУ — КУ»,

Коровушка мычит —  «МУ — МУ, МУ — МУ».

Дождик капает – «КАП — КАП»,

Ворона каркает — «КАР — КАР».

Дверь в сарае — «СКРИП — СКРИП»,

А снежок — «ХРЫП — ХРЫП».

Зовёт Петрушка всех друзей — «ЭЙ-ЭЙ»,

Кричат болельщики — «БЕЙ — БЕЙ!».

У бабушки болит спина — « АЙ — АЙ»,

Света просит маму — « ДАЙ — ДАЙ».

Булькает вода  – « БУЛЬ — БУЛЬ»,

Мама кур зовёт — « ГУЛЬ — ГУЛЬ».

Тикают часы — « ТИК — ТАК»,

Эхо повторяет — « ТАК — ТАК».

Доброе утро!

Просыпайся,  утёнок,

- КРЯ-КРЯ-КРЯ

Просыпайся , гусёнок,

- ГА – ГА — ГА

Просыпайся, цыплёнок,

- ПИ – ПИ — ПИ

Логопед: и индюшонок

-  БЛ – БЛ — БЛ

Просыпайся, телёнок,

- МУ – МУ — МУ,

Просыпайся, козлёнок,

-  МЕ – МЕ — МЕ,

Логопед: Просыпайся, котёнок,

- МЯУ — МЯУ

И жеребёнок,

- ИГО — ГО.

Просыпайся, Каркуша,

-  КАР – КАР — КАР,

Просыпайся, Тигруша,

- Р –Р — Р,

Логопед: Просыпайтесь, зверята и мои ребята!

- ДОБРОЕ УТРО!

Солнышко встало

Из-за леса солнышко встало

- Всем доброе утро! — сказало.

Доброе утро, славный цыплёнок!

- ПИ – ПИ – ПИ.

И тебе, малышка-утёнок!

- КРЯ – КРЯ — КРЯ.

Здравствуй, и ты, важный гусёнок!

- ГА – ГА — ГА.

И чумазый  поросёнок!

- ХРЮ – ХРЮ — ХРЮ.

Шлю я привет, тебе, милый телёнок!

- МУ – МУ — МУ.

И тебе, колючий, ежонок!

- ПЫХ — ПЫХ.

Приветствую вас,  жеребята!

- ИГО — ГО.

И вас, непоседы,  наши ребята!

-  Привет.

Песню пропой нам скорей,  петушок!

- КУ – КА – РЕ — КУ.

Стадо зови на луг, пастушок!

- ДУ – ДУ — ДУ.

Дятел, берись скорей за работу!

- ТУК – ТУК — ТУК.

У курочки много сегодня работы -

- КО – КО — КО.

Деревни проснитесь и города!

Доброе утро, детвора!

- Доброе утро!

Песенки-подружки

В некотором царстве,

Звуко — государстве

Жили — не тужили,

С Язычком дружили:

Свистелочка  -  СССССС( Дети повторяют),

Звенелочка — ЗЗЗЗЗЗ,

Шипелочка — ШШШШШ,

Жужжалочка —  ЖЖЖЖЖЖ.

Вопелочка — ААААА,

Ревелочка — УУУУУ,

Пищалочка — ИИИИИ,

Гуделочка – ГУУУУУ.

Пыхтелочка – ПЫХ — ПЫХ,

Мычалочка – МУ — МУ,

Щипалочка – ЩИП — ЩИП,

Дуделочка – ДУ — ДУ.

Боялочка – ОЙ — ОЙ,

Хотелочка – ДАЙ — ДАЙ,

Подзывалочка —  ЭЙ — ЭЙ,

Серчалочка —  АЙ — АЙ.

Дружили с ними тоже

Друг с другом схожи:

Храпелочка — ХРРРРР,

Бурчалочка —  БРРРРР,

Рычалочка —  РРРРР,

Тарахтелочка — ТРРРРР.

Мурчалочка —  МРРРРР,

Гремелочка — ГРРРР,

Дрожалочка —  ДРР РР,

Хрустелочка —  ХРРРР.

( Речевой материал можно использовать не полностью, по усмотрению логопеда)

Каждая подружка

Пела свою песенку.

От других отличную -

Песенку — чудесенку:

ВариантI: предложить детям одно звукосочетание. Например: АЙ. Они должны произнести его с разной интонацией.

Вариант II: дети сами придумывают звукосочетания, которые могут петь «подружки».

Грустиночка — …,

Удивлялочка — …,

Боялочка — …,

Кричалочка — …,

Шепталочка — …,

Серчалочка — …,

Усталочка — …,

Ворчалочка — …,

Пугалочк а- …,

Хмурелочка — …,

Болелочка — …

Разные подружки

В государстве жили,

Жили, не тужили,

С Язычком дружили.

Экскурсия в лес

Отправляться всем в дорогу

Нам давно уже пора.

Чтоб в пути нам было легче -

Крикнем громко мы: « Ура»!

Вместе с поездом споём мы:

- ЧУХ — ЧУХ, ЧУХ – ЧУХ — ЧУХ!

С самолётом пропоём мы:

- УХ — УХ, УХ – УХ — УХ!

С машинами вместе давай погудим:

- БИ — БИ, БИ – БИ — БИ!

С мышатами вместе давай пропищим:

- ПИ — ПИ, ПИ – ПИ — ПИ!

С лошадкой игривой поцокаем вместе:

- ЦОК -  ЦОК, ЦОК – ЦОК — ЦОК!

И по дорожке потопаем все мы:

- ТОП — ТОП, ТОП – ТОП — ТОП!

С рысятами грозными мы порычим:

РЫ — РЫ, РЫ – РЫ — РЫ!

С ребятами шустрыми мы покричим:

- А — А,  А – А — А!

С кукушкой в лесу покукуем с тобой:

КУ — КУ, КУ – КУ — КУ!

С лягушкой проквакаем рядом с рекой:

КВА — КВА, КВА – КВА — КВА!

Вот катится ёж по тропинке лесной:

ПЫХ — ПЫХ, ПЫХ – ПЫХ — ПЫХ!

Нам пора возвращаться домой:

- ПОКА!

Солнечный зайчик

Солнечные зайки

- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!

Скачут по полянке,

- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!

Прыгают, щекочутся

- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!

Всех разбудить торопятся

- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!

( Вместо ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ можно петь любую песенку, исходя из темы занятия и произносительных возможностей ребёнка).

Девчонки – мальчишки

Утром просыпаются,

- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!

Водичкой умываются,

- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!

В одежды наряжаются,

- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!

В садик отправляются.

- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!

Девчонки — хохотушки,

- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!

Модницы и болтушки,

- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!

Мальчишки — шалунишки,

- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!

Забияки, торопыжки!

- ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ!

( Вместо ЛЯ – ЛЯ — ЛЯ можно петь любую песенку, например: ТРАМ – ТРАМ — ТРАМ, ПАМ – ПАМ — ПАМ и т.д).

Эхо

Здравствуй, шумный ветерок!

- ОК – ОК — ОК!  ОК – ОК — ОК!( Дети повторяют конец слова)

Здравствуй, быстрый катерок!

- ОК – ОК — ОК!  ОК – ОК — ОК!

Здравствуй, тёплая водичка!

- ИЧКА – ИЧКА — ИЧКА!  ИЧКА – ИЧКА — ИЧКА!

Здравствуй, рыжая лисичка!

-ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА! -ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА!

Здравствуй, серенький волчок!

- ЧОК – ЧОК — ЧОК!  ЧОК – ЧОК — ЧОК!

Здравствуй, маленький сверчок!

- ЧОК – ЧОК — ЧОК!  ЧОК –ЧОК — ЧОК!

Здравствуй, чёрненький грачонок!

- ОНОК – ОНОК — ОНОК! ОНОК – ОНОК — ОНОК!

Логопед: Здравствуй, шустренький зайчонок!

- ОНОК – ОНОК — ОНОК! ОНОК – ОНОК — ОНОК!

Здравствуй, гордый жеребёнок!

- ЁНОК – ЁНОК — ЁНОК! ЁНОК – ЁНОК — ЁНОК!

Здравствуй, ласковый котёнок!

- ЁНОК – ЁНОК — ЁНОК! ЁНОК – ЁНОК — ЁНОК!

Здравствуй, шумная детвора!

- УРА! УРА! УРА!

Хохлатка

( по мотивам немецкой песни)

Хохлатка у сарая -

- КО – КО — КО!

- Ах, где мои цыплята?

КО – КО — КО!

- Ах, где мои ребята?

КО – КО — КО!

- Мы здесь, мы близко, мама!

ПИ – ПИ — ПИ!

- Тут кто-то вырыл яму,

ПИ – ПИ — ПИ!

- Мы в яму все попали!

ПИ – ПИ  — ПИ!

- А вовсе не пропали!

ПИ – ПИ — ПИ!

Возможно подставить любой персонаж на место Хохлатки и  далее заменять по тексту ( лошадь у сарая…-  « иго — го» или « цок – цок — цок»; овечка у сарая.. — «бе – бе — бе»; кошка у сарая…- « Мяу-мяу-мяу» или « Мур – му р- мур»; собака у сарая…- «гав – гав — гав» или «аф – аф — аф»; мышка у сарая… — « пи – пи — пи» или «шур – шур — шур» и т.д., в зависимости от произносительных возможностей ребёнка или цели занятия).

Бурчалочка

Логопед:

Сидел медведь под деревом,

И в небо всё глядел.

И песенку – «бурчалочку»

Тихонечко он пел:

БУ – БУ – БУ – БУ – БУ — БУМ,

БЫ- БЫ — БЫ — БЫ — БЫ — БЫМ,

БО – БО – БО – БО – БО — БОМ,

БА — БА — БА — БА — БА — БАМ.

(Дети повторяют за логопедом по строчке)

Логопед:

Змея сползла с дорожки,

Свернулась на пеньке,

И песенку — «шипелочку»

Пела  налегке:

ШИ — ШИ — ШИ — ШИ- ШИ — ШИМ,

ШУ – ШУ – ШУ – ШУ – ШУ — ШУМ,

ША – ША – ША – ША – ША — ШАМ,

ШО — ШО — ШО — ШО — ШО — ШОМ.

Логопед:

Нектар сбирала пчёлка

жарким летним днём.

И песенку — «жужжалочку»

Жужжала со шмелём:

ЖИ – ЖИ – ЖИ – ЖИ – ЖИ — ЖИМ,

ЖУ — ЖУ — ЖУ — ЖУ — ЖУ — ЖУМ,

ЖА – ЖА – ЖА – ЖА – ЖА — ЖАМ,

ЖО – ЖО – ЖО – ЖО – ЖО — ЖОМ.

Логопед:

На День Рождения к мошке

Слетались комары.

И песенку – «звенелочку»

Пели от души:

ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ — ЗЫМ,

ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ — ЗУМ,

ЗА – ЗА – ЗА – ЗА – ЗА — ЗАМ,

ЗО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО — ЗОМ.

Купила Цокотуха на рынке самовар.

Все восхищались: «Это, да! Замечательный  товар!».

Муха позвала друзей — была она мудра.

Песенку — «пыхтелочку» пели до утра:

ПЫХ – ПЫХ – ПЫХ – ПЫХ – ПЫХ — ПЫХ,

ПУХ – ПУХ – ПУХ – ПУХ – ПУХ — ПУХ,

ПАХ – ПАХ – ПАХ – ПАХ – ПАХ — ПАХ,

ПОХ – ПОХ – ПОХ – ПОХ – ПОХ — ПОХ.



Предварительный просмотр:

Памятка воспитателям

Игры и упражнения на развитие словарного запаса

Расширение словаря существительных

Младший дошкольный возраст (называть предметы по картинкам)

Старший дошкольный возраст

  1. «Кто больше назовет»
  2. «Угадай по описанию»
  3. «Чьи покупки?

Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.
"Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке?

Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В конце игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?"
В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.

  1.  «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

«Лишнее» слово среди имен существительных:

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

 роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

                                          зима, апрель, весна, осень, лето;

Расширение словаря прилагательных

Младший дошкольный возраст (учиться определять на настоящих игрушках и предметах)

Старший дошкольный возраст (по памяти, либо по картинкам)

  1. «Какой, какая, какие?» (назвать признаки предмета: по форме, по цвету, на ощупь, на вкус, по качеству и т.д.)
  2. http://www.forchel.ru/uploads/posts/2010-08/1282910995_1252290250_kazkovi-21.jpg«Подбери словечко»

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать
"свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

Расширение словаря глаголов

Младший дошкольный возраст (рекомендуется постоянно проговаривать действия предмета или объекта, а потом переспросить ребенка. Что делал?)

Старший дошкольный возраст

  1. «Назови что делает? (заяц, орел, яблоко и т.д.)
  2. «Отгадай кто это делает? (смотрит, охотится, летает)
  3. «Волшебный мешочек» (ребенок достает предмет и говорит что делает этот предмет или объект)