Представление педагогического опыта "Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета"
В данной работе описаны возможности использования ИКТ на уроках биологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта учителя биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.о. Саранск
Карячкиной Татьяны Александровны
Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я пойму.
(Древняя китайская мудрость)
В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ранее действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
- резко возросла информированность детей;
- современные дети относительно мало читают;
- несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно – деятельностный.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Без применения ИКТ не может быть современного урока. Внедрение в процесс обучения данных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Применение ИКТ на уроках является одной из форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Специфика биологической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе:
· скрыты от глаз наблюдателя;
· все процессы происходят в динамике.
Показать процессы в динамике, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернет-ресурсы.
Теоретическая база опыта
Переход к постиндустриальному обществу сопряжен с увеличением доли использования информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности. Как отмечается в Концепции структуры и содержании ОО «Освоение школьниками навыков работы с глобальными информационными массивами является обеспечением конкурентоспособной подготовки детей к жизни в современном открытом обществе. Перед будущей отечественной школой стоит задача закрепить и усилить эти тенденции, обеспечить их дальнейшую реализацию на практике, использовать ИКТ - компетентность для формирования УУД в рамках ФГОС ОО». В чем заключается роль современной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом школьника на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном и др. А.В. Дворецкая, Е.С. Полат и Г.К. Селевко доказательно обосновывают значимость ИКТ в образовательном процессе, но при этом обращают внимание на необходимость четкого определения места данной технологии в организации урока. Планируя урок, учитель должен тщательно продумывать цель, место и способ использования ИКТ.
Профессор Г.К. Селевко в своей работе “Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств” предлагает создать информационно-коммуникационную среду для реализации данного подхода в учебном процессе. Информационно-коммуникационная среда – это совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационными ресурсами по сбору, обработке, транслированию, применению информации, а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств, информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью.
В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М.Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
В педагогической и методической литературе отмечены несколько направлений применения информационных компьютерных технологий в образовании. В моей учебной практике востребованы четыре основных:
· компьютер - как средство контроля знаний;
· лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования;
· мультимедиа-технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала;
· персональный компьютер - средство самообразования.
Также теоретической базой моего опыта явились работы Т.П.Луниной, Л.Н.Горбуновой и др., представленных в разных методических пособиях. Приведу некоторые из них:
1. Информационные технологии в образовании. Материалы научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2004 г.
2. Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова, Г.А.Костерина, Н.Н.Пивкина, С.И.Карпов. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.
3. Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Особенностью преподавания биологии является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при опросе, при объяснении нового материала и в процессе закрепления новых знаний. Установлено, что эффективность усвоения материала при использовании одних словесных методов изложения возможна в пределах 10 – 15 %, при использовании только зрительной наглядности усвоение возрастает до 25 %, а при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения материала достигает уже 65 %.
Поэтому я стараюсь как можно глубже внедрять информационные технологии в преподавание своего предмета, реализуя при этом следующие цели и задачи:
1. Развитие личности обучающегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
-развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
-развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
-подготовка учащихся средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3.Мотивация учебно-воспитательного процесса:
- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
-выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Сегодня в обучении особый акцент ставится на собственную деятельность ребенка по поиску новых знаний. Наша задача организовать работу обучающегося так, чтобы он захотел взять и усвоить необходимую информацию, подтолкнуть его к получению знаний, к абсорбции главного материала. Без метода активизации с помощью компьютера (как одного из основных сегодня инструментов, позволяющего включить все физические потенциалы организма, направленные на активизацию мыслительного процесса), считаю достичь этого сейчас трудно, так как у учащихся превалирует внимание рассеянного типа. На уроке с использованием компьютера учащиеся больше приобщаются к усидчивости, вниманию, развиваются все виды памяти, компьютер приучает к самообучению и самовоспитанию.
В изучении школьного курса биологии я выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
- наглядное представление объектов и явлений микромира;
-изучение биохимических процессов;
-изучение природных процессов и явлений
-моделирование биологического эксперимента;
-система тестового контроля
-подготовка к ЕГЭ.
У каждого ребенка есть свой любимый предмет. При умении пользоваться компьютером практически грань между любимым и не любимым предметами стирается, так как метод познания, получения информации становится идентичным по всем предметам – это персональный компьютер.
Форм подачи материала учителем на уроке с использованием компьютерных технологий много: это презентация, электронные учебники, виртуальные практические и лабораторные работы, тесты, тренинги.
Я считаю презентация с включением дополняющих технологий – самая удобная и не сложная форма для учителя при проведении урока. Главное в презентации это - тезисность для учителя и наглядность для ученика. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы: эффектные превращения в форме мультипликации, портреты ученых, схемы, таблицы, цитаты, графики и т.д.
На экране могут появляться определения, которые учащиеся переписывают в тетрадь. Тесты могут быть использованы на уроке при проверке домашнего задания и при закреплении. В электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов, до сложных многоуровневых структур, где ученику предлагаются небольшие подсказки. По результатам таких тестов можно судить о степени подготовленности учеников по данной теме.
Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет ученикам с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обученности учащихся повышается, но самое главное данный материал надолго остается в памяти.
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства (ПС). Такие ПС, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС).
В настоящее время существует большое количество различных ППС:
- компьютерные учебники (уроки);
- программы-тренажеры (репетиторы);
- контролирующие (тестовые оболочки);
- информационно-справочные (энциклопедии);
- имитационные;
- моделирующие;
- демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);
- учебно-игровые.
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, внеклассной работе и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
- в составлении кроссворда по теме, использовании его для контроля знаний других учащихся;
- в изготовлении динамического пособия;
- в составлении опорных схем и конспектов;
- в подготовке различных сообщений и докладов
- в изготовлении презентаций и др.
Используемая технология дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов – презентаций. Дети «гуманитарии» выбирают – работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
· целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
· видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в
информационном сообщении.
Интернет позволяет подготовить иллюстративный материал практически для любого раздела биологии от ботаники и зоологии и до общей биологии.
Другой аспект работы с сетевыми ресурсами - разработка и компоновка материалов самими учащимися. Подобная работа может осуществляться не только старшеклассниками, но и учащимися младших классов.
Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMARTBoard дают для учителя следующие преимущества:
· позволяет объяснять новый материал из центра класса;
· поощряет импровизацию и гибкость, позволяя учителю рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;
· позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
· вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
· делает занятия интересными и развивает мотивацию;
· предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
· учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
· позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут
обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным
потребностям;
· учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
· отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом, повышается вовлеченность учащихся.
Новые информационные технологии вообще, и использование мультимедийных систем в частности, способны в немалой степени и разгрузить учителя, и повысить заинтересованность школьников в предмете, и, в конце концов, разнообразить серые школьные будни. Использование разных форм ИКТ способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
способствует повышению познавательного интереса к предмету;
содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него.
Анализ результативности
Результативность опыта может быть оценена по двум основным критериям: по степени научной новизны и практической значимости. Степень научной новизны выражается в том, что в работе исследованы и установлены причинно-следственные связи, имеющие место между спецификой используемых методов и средств повышения уровня базовой биологической подготовки учащихся, степенью применения информационно-коммуникационных технологий при решении практических задач по биологии и повышением уровня образования учащихся.
Практическая значимость работы выражается в том, что в ней продемонстрирован регулярный, закономерный путь достижения несомненно актуального для учебных заведений конечного результата – значимого повышения уровня образования учащихся.
Управление обучением с помощью компьютера привело к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности обучающихся. Повышение качества подготовки обучающихся повлекло за собой положительную динамику уровня обученности по биологии, зафиксирован рост активности обучающихся на уроках, познавательной деятельности, рост числа участников и призеров различных конкурсов.
Систематическое использование электронных учебных ресурсов на уроках биологии привело к овладению учащимися навыками создания мультимедийных презентаций, повысился уровень информационной компетенции учащихся.
Применяя информационные технологии на уроках биологии мне удалось:
индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
повысить информативность урока, эффективность обучения, придать уроку динамизм и выразительность;
повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации и т.д.);
снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования;
создать условия для развития самостоятельности учащихся (ученик
решает те или иные задачи самостоятельно, не копируя решения с доски
или у товарища);
повысить интерес к предмету, уверенность в том, что ученик может усвоить предмет.
Итогом внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся.
1. Результаты участия в муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиаде школьников по биологии, экологии:
Ф.И. обучающегося | Предмет | Класс | Результат |
2012-2013 учебный год | |||
Храмова Ирина | Биология | 9 | Призёр |
2013-2014 учебный год | |||
Дроздова Анна | Биология | 9 | Призёр |
2014- 2015 учебный год | |||
Матяева Ангелина | Биология | 11 | Победитель |
Дроздова Анна | Биология | 10 | Призер |
Галкина Ирина | Биология | 7 | призёр |
Храмова Ирина | Экология | 11 | Призёр |
Дроздова Анна | Экология | 10 | Призёр |
2. Участие в республиканском этапе Всероссийской предметной олимпиады по биологии, ученица 11 класса Матяева Ангелина , ученица 10 класса Дроздова Анна 2014-2015 учебный год.
3.Участие в республиканском этапе Всероссийской предметной олимпиады по экологии, ученица 11 класса Храмова Ирина, ученица 10 класса Дроздова Анна 2014-2015 учебный год.
4.Участие в республиканском этапе Всероссийской предметной олимпиады по биологии, ученица 9 класса Храмова Ирина , 2012-2013 учебный год.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Сегодня учебная программа построена так, что преподается, как правило, только «свой» предмет. Необходимо строить весь образовательный процесс так, чтобы на уроке, в каждом задании учащиеся использовали знания различных научных областей. Широкое распространение информационных технологий создало ряд проблем, в частности, проблему информационной перегруженности учащихся, необходимости ориентироваться в избыточном количестве информации. Ребенок не успевает... Как же быть, как помочь ребёнку сориентироваться в огромном потоке информации, не захлебнуться в нем, а научиться плавать? Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Когда мы активно начинаем использовать информационные технологии в процессе обучения, то нередко забываем, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать. Наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем. Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены, в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т. д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть «план Х», «путь к отступлению» к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел и т.д.
При использовании информационных технологий в преподавании биологии у меня как у учителя возникли некоторые проблемы:
1. Большинство имеющихся электронных изданий «закрыто», то есть невозможно использовать в учебном процессе отдельные фрагменты содержания: или всё, или ничего.
2. Иногда отсутствует методическое сопровождение внедрения электронных изданий.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный опыт рекомендуется использовать всем учителям-предметникам, имеющим средний уровнем владения ИКТ. Опыт можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на всех типах уроков. Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми учащимися (для отработки элементарных знаний), с сильными учащимися (при подготовке к школьным олимпиадам, конкурсам, ЕГЭ). Данный опыт может использоваться и во внеклассной работе, при проведении классных часов.
Для учителей, которые будут использовать мой опыт необходимо наличие следующих факторов:
• Учитель должен иметь компьютер дома.
• Учитель должен владеть элементарной компьютерной грамотностью.
• Компьютер учителя должен иметь выход в Интернет.
• Учитель должен уметь находить необходимую информацию в Интернете.
• Учитель должен уметь установить диск или программу на компьютер и быстро находить на нем нужную информацию, чтобы не затрачивать на это много времени.
• Учитель должен уметь пользоваться элементарными программами для составления цифровых ресурсов.
Заключение
Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий - это удел энтузиастов, поскольку требует много времени систематизации и оформления информации, но вложенный труд надолго остаётся в виде целых циклов и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя. Использование ИКТ в педагогической практике дает мне возможность саморазвития. В современном информационном обществе целью учителя становится внедрение в процесс обучения современных технических средств. Задача учителя быть "в ногу со временем".
Учитель – это тот человек, который не только учит других, но и всю жизнь учится сам.
Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности, как ученика, так и учителя.
Таким образом, информационные технологии все активнее внедряются в нашу жизнь. Более востребованным в современном мире будет тот, кто может быстро и оперативно находить, перерабатывать и использовать нужную информацию.