2 класс

Открытое занятие во 2 классе
по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового
анализа и синтеза

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_otkrytoe_zanyatie_po_skazke_morozko.odt139.02 КБ

Предварительный просмотр:

                            Открытое занятие во 2 классе

           по коррекции  дисграфии на почве нарушения языкового

                                      анализа и синтеза

Тема:  Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М — Н. ( На материале русской

                 народной сказки “Морозко”)

Цели и задачи:  познакомить детей с буквами М — Н; учить выделять

                согласные звуки  М-Н из слогов, слов,  предложений, соотносить

                 звуки с буквами и символами; развивать

                 графические навыки письма, звукового анализа и синтеза, слогового

                 анализа; обогащать словарь признаков и действий;  развивать

                 зрительное и слуховое восприятие.

Оборудование: буквы М-Н; символы для обозначения звуков на письме;

                 индивидуальные карточки-задания на электронном носителе,

                 картинки-иллюстрации к сказке “Морозко”, текст стихотворения,

                 предметные картинки, ТСО (Ноутбук ) для прослушивания  сказки.

  1.                                Ход занятия

 1.   Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними. Улыбнитесь друг другу, чтобы наше занятие прошло в атмосфере тепла и радости.

   1.  Развитие графических навыков письма (умения рисовать непрерывную

    линию)

  • Ребята, я вам даю карточки с заданием: провести линии-дорожки от

 героев занятия к их домикам. Постарайтесь не отрывать карандаш от листа.

(Задание 1, см. в приложении)

2. Выделение согласных М-Н из слов предыдущего задания.

  • С какого звука начинается слово мышка?
  • С какого звука начинается слово норка?
  • Какой звук вы слышите в конце слова гном?                                                  - Какой звук вы слышите в конце слова дом?

3. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

                 11. Основная часть

1.Произнесение звуков  М -Н. Соотнесение звук0в  с буквами. Знакомство с артикуляционной моделью.

. Соотнесение букв со звуками М-МЬ - Н-Нь и символами для их обозначения на письме.

  • Гласные или согласные звуки  М-Н?
  • Звонкие или глухие звуки М-Н?
  • Да, звуки М-Н бывают всегда только звонкими. Символ — звоночек
  • Согласные М-Н бывают твёрдые и мягкие. Послушайте слова и определите твёрдый или мягкий звук Н в словах: трон — тронь, нос — нёс,  сон — сани.

твёрдый или мягкий звук М в словах: мороз, месяц,  зима.

2. Знакомство с героями занятия через прослушивание русской народной сказки «Морозко»

  • Давайте прослушаем отрывок из сказки. Рассмотрите представленные картинки и определите, из какой сказки они пришли и как их зовут.
  • Настенька, Морозко, мачеха, Марфушка.
  • Запишите имена героев сказки , выделите букву  М -одной чертой и букву Н — двумя чертами. (Задание 2)

  • 3. Развитие звукового анализа и синтеза  на уровне слога

  • Вы так быстро отгадали героев занятия и название сказки, из которой они пришли. Давайте мы их позовём и покажем, как мы умеем  находить в слогах, словах , и предложениях согласные звуки и буквы М-Н.
  • Нас-тень-ка,  Мар-фуш-ка, ма-че-ха, Мо-роз-ко (Дети  стучат по столу по количеству слогов в слове)

     -     Помните, мачеха очень любила давать Настеньке разные поручения? Не успеет бедная девушка с одной работой справиться, а её уже новая ждёт. Сходите с Настенькой за водой, да зачерпните из колодца чистой холодной водицы — составьте слоги с согласными М-Н. Запишите их. (Задание 3)

     Слоги: ма-на. Мо-но, му-ну, ми-ни.

Упражнение “Полные вёдра”  ма-мо-му-мы     на-но-ну-ны. ( кулак, ребро, ладонь, хлопок)

  1. 4.Активизация словаря действий . Развитие зрительного восприятия
  • Много работы в доме мачехи, но со всеми делами успевает справляться трудолюбивая девушка. Вспомните, что делала Настенька в доме? Укажите наличие и место букв занятия.

( метёт пол, моет пол, носит воду, кормит скотину, накрывает на стол, моет посуду.)

 Рассмотрите предметы и запишите названия предметов. Выделите буквы  

Н -одной чертой, М – двумя чертами. На доске нарисовать слоговые схемы слов  ве-ник  ___1_н__ , нож-ни-цы _н__1_н__1___,  нит-ки _н__1___  (задание 4)

5.Активизация словаря признаков  Пальчиковая гимнастика

  • Недовольна мачеха: сколько работы дала, а падчерица управилась. Задумала она погубить Настеньку и отправила девушку в лес за хворостом. А в лесу погода холодная, морозная. Сидит бедняжка под сосной и плачет. Давайте мы поддержим Настеньку и покажем ей пальчиковую гимнастику.

     Очень холодно зимой, мёрзнут ручки, ой-ой-ой!

     Надо ручки нам погреть, посильнее растереть.

          У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.

          Но ещё сильней,чем ельник, вас уколет можжевельник.

6. Развитие  слухового восприятия

  • А вот и сам Морозко показался. Рассказала ему Настенька свою историю. Сжалился Морозко над девушкой и пригласил в свой дом, где девушка помогала по хозяйству. Много времени прошло с тех пор. Стало грустно Настеньке без людей жить в ледяном дворце. Просится она у Мороза домой. Давайте вспомним слова  и словосочетания  из сказки, в названии которых есть звуки М или Н — и  Морозко отпустит Настю.

(Дети  вспоминают : сильный  мороз ,  метель ,  ленивая Марфуша, Настенька-мастерица , кованый сундук,  награда за работу ...

7.Физминутка

  • Далёк  путь девушки в родительский дом. Пока она едет — выполним зарядку.

Я мороза не боюсь

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет руки, тронет нос,

Значит, надо не зевать:

Прыгать, бегать и скакать.

8.Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

  • Вот и дом отца виднеется. Много подарков везёт Настенька. Не помнит она зла, причинённого злой мачехой и сестрой Марфушей. Стыдно стало старухе-мачехе. Просит она у всех прощения. Простим её? Пусть выполнит задание. Прочтите вместе с мачехой стихотворение Морозко и  дополните последнюю строку словом с буквой М или Н. ( Задание 7.)

111. Итог занятия

  • Где мы читаем сказки?
  • Где у нас в школе-интернате много книг?
  • Какими мы должны быть?

- Какими мы не должны быть?

  • Какие звуки и буквы мы сегодня различали?

Учитель-логопед:                                                      (БахаровскаяА.М.)

30.10.2013г.