2 класс
- Открытое занятие во 2 классе
- по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового
- анализа и синтеза
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_otkrytoe_zanyatie_po_skazke_morozko.odt | 139.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие во 2 классе
по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового
анализа и синтеза
Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М — Н. ( На материале русской
народной сказки “Морозко”)
Цели и задачи: познакомить детей с буквами М — Н; учить выделять
согласные звуки М-Н из слогов, слов, предложений, соотносить
звуки с буквами и символами; развивать
графические навыки письма, звукового анализа и синтеза, слогового
анализа; обогащать словарь признаков и действий; развивать
зрительное и слуховое восприятие.
Оборудование: буквы М-Н; символы для обозначения звуков на письме;
индивидуальные карточки-задания на электронном носителе,
картинки-иллюстрации к сказке “Морозко”, текст стихотворения,
предметные картинки, ТСО (Ноутбук ) для прослушивания сказки.
- Ход занятия
1. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними. Улыбнитесь друг другу, чтобы наше занятие прошло в атмосфере тепла и радости.
1. Развитие графических навыков письма (умения рисовать непрерывную
линию)
- Ребята, я вам даю карточки с заданием: провести линии-дорожки от
героев занятия к их домикам. Постарайтесь не отрывать карандаш от листа.
(Задание 1, см. в приложении)
2. Выделение согласных М-Н из слов предыдущего задания.
- С какого звука начинается слово мышка?
- С какого звука начинается слово норка?
- Какой звук вы слышите в конце слова гном? - Какой звук вы слышите в конце слова дом?
3. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.
11. Основная часть
1.Произнесение звуков М -Н. Соотнесение звук0в с буквами. Знакомство с артикуляционной моделью.
. Соотнесение букв со звуками М-МЬ - Н-Нь и символами для их обозначения на письме.
- Гласные или согласные звуки М-Н?
- Звонкие или глухие звуки М-Н?
- Да, звуки М-Н бывают всегда только звонкими. Символ — звоночек
- Согласные М-Н бывают твёрдые и мягкие. Послушайте слова и определите твёрдый или мягкий звук Н в словах: трон — тронь, нос — нёс, сон — сани.
твёрдый или мягкий звук М в словах: мороз, месяц, зима.
2. Знакомство с героями занятия через прослушивание русской народной сказки «Морозко»
- Давайте прослушаем отрывок из сказки. Рассмотрите представленные картинки и определите, из какой сказки они пришли и как их зовут.
- Настенька, Морозко, мачеха, Марфушка.
- Запишите имена героев сказки , выделите букву М -одной чертой и букву Н — двумя чертами. (Задание 2)
- 3. Развитие звукового анализа и синтеза на уровне слога
- Вы так быстро отгадали героев занятия и название сказки, из которой они пришли. Давайте мы их позовём и покажем, как мы умеем находить в слогах, словах , и предложениях согласные звуки и буквы М-Н.
- Нас-тень-ка, Мар-фуш-ка, ма-че-ха, Мо-роз-ко (Дети стучат по столу по количеству слогов в слове)
- Помните, мачеха очень любила давать Настеньке разные поручения? Не успеет бедная девушка с одной работой справиться, а её уже новая ждёт. Сходите с Настенькой за водой, да зачерпните из колодца чистой холодной водицы — составьте слоги с согласными М-Н. Запишите их. (Задание 3)
Слоги: ма-на. Мо-но, му-ну, ми-ни.
Упражнение “Полные вёдра” ма-мо-му-мы на-но-ну-ны. ( кулак, ребро, ладонь, хлопок)
- 4.Активизация словаря действий . Развитие зрительного восприятия
- Много работы в доме мачехи, но со всеми делами успевает справляться трудолюбивая девушка. Вспомните, что делала Настенька в доме? Укажите наличие и место букв занятия.
( метёт пол, моет пол, носит воду, кормит скотину, накрывает на стол, моет посуду.)
Рассмотрите предметы и запишите названия предметов. Выделите буквы
Н -одной чертой, М – двумя чертами. На доске нарисовать слоговые схемы слов ве-ник ___1_н__ , нож-ни-цы _н__1_н__1___, нит-ки _н__1___ (задание 4)
5.Активизация словаря признаков Пальчиковая гимнастика
- Недовольна мачеха: сколько работы дала, а падчерица управилась. Задумала она погубить Настеньку и отправила девушку в лес за хворостом. А в лесу погода холодная, морозная. Сидит бедняжка под сосной и плачет. Давайте мы поддержим Настеньку и покажем ей пальчиковую гимнастику.
Очень холодно зимой, мёрзнут ручки, ой-ой-ой!
Надо ручки нам погреть, посильнее растереть.
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
Но ещё сильней,чем ельник, вас уколет можжевельник.
6. Развитие слухового восприятия
- А вот и сам Морозко показался. Рассказала ему Настенька свою историю. Сжалился Морозко над девушкой и пригласил в свой дом, где девушка помогала по хозяйству. Много времени прошло с тех пор. Стало грустно Настеньке без людей жить в ледяном дворце. Просится она у Мороза домой. Давайте вспомним слова и словосочетания из сказки, в названии которых есть звуки М или Н — и Морозко отпустит Настю.
(Дети вспоминают : сильный мороз , метель , ленивая Марфуша, Настенька-мастерица , кованый сундук, награда за работу ...
7.Физминутка
- Далёк путь девушки в родительский дом. Пока она едет — выполним зарядку.
Я мороза не боюсь
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос,
Значит, надо не зевать:
Прыгать, бегать и скакать.
8.Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
- Вот и дом отца виднеется. Много подарков везёт Настенька. Не помнит она зла, причинённого злой мачехой и сестрой Марфушей. Стыдно стало старухе-мачехе. Просит она у всех прощения. Простим её? Пусть выполнит задание. Прочтите вместе с мачехой стихотворение Морозко и дополните последнюю строку словом с буквой М или Н. ( Задание 7.)
111. Итог занятия
- Где мы читаем сказки?
- Где у нас в школе-интернате много книг?
- Какими мы должны быть?
- Какими мы не должны быть?
- Какие звуки и буквы мы сегодня различали?
Учитель-логопед: (БахаровскаяА.М.)
30.10.2013г.