Методическая копилка
На этой страничке «Методкопилка» интересующийся географией найдет для себя полезную информацию: организационные, методические и нормативные документы, практические работы, учебные пособия, конспекты, дидактический материал, занимательная география, экзамен, проектная деятельность, презентации. Уважаемые коллеги! Рада поделиться своими материалы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
Область знаний, класс | Внеурочная деятельность, 5 «Б» класс | ||||
Тема занятия | «Распространение бактерий» | ||||
Направление внеурочной деятельности | общеинтеллектуальная направленность | ||||
Форма проведения | Индивидуальная, парная | ||||
Уровень воспитательного результата | Третий уровень воспитательного результата | ||||
Цели внеурочного занятия | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | ||
Представление о распространении бактерий на Земле, приводить примеры значения бактерий в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций. | 1. Формирование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, умение работать с лабораторным оборудованием. (коммуникативное УУД). 2. Развивать умение планировать, контролировать и соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятия решений; делать выводы (регулятивное УУД). 3. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, выдвигать простейшие гипотезы; осуществляют сравнение, высказывать суждения, аргументировать их; работать с информацией и преобразовать её.(познавательное УУД). | Формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, готовность к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию. | |||
Основные виды деятельности | Личностные | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |
1. Проявлять дисциплинированность и внимание; 2. Самоопределиться к задачам занятия и принять цель занятия. | 1.Способы распространения бактерий в при роде. | 1.Определять собственную деятельность по достижению цели; 2.Использовать имеющиеся знания и опыт. | 1.Осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме; 2.Выдвигать предложения, согласовывать, принимать коллективное решение. | ||
Учебно-методическое обеспечение | |||||
Материально-техническое обеспечение | интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, слайдовая презентация, микроскопы, лупы, чашки Петри на столах учащихся | ||||
Организационная структура занятия | |||||
Этап 1 | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | ||||
Цель | Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на занятие, создание ситуации успеха, доверия. | ||||
Длительность этапа | 2 минуты | ||||
Деятельность учителя во время работы | Приветствует учащихся, проверяет готовность к занятию. Предлагает вспомнить урок биологии и составить рассказ о строении бактериальной клетки и ее жизнедеятельности по кластеру, составленному на уроке. Организует беседу, которая помогает обучающимся сформулировать цели и задачи занятия. | ||||
Деятельность обучающихся во время работы | Приветствуют учителя, Знакомятся с планом, принимают участие в беседе. Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. | ||||
Деятельность учителя и обучающихся после окончания работы | Выводы. | ||||
Этап 2 Актуализация знаний. Применение теоретических положений в условиях выполнения практической части. Практика. Распространение бактерий в природе. Закрепление полученных знаний. Самостоятельное творческое использование сформированных УУД. | |||||
Цель | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
| ||||
Длительность этапа | 10 минут | ||||
Деятельность учителя во время работы | Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся. Учитель проводит эксперимент № 1 «Перед вами сосуд с жидкостью, представьте, что это нос больного человека. И вот он чихает, и еще и еще (распыляет воду). Что происходит? Какой вы можете сделать вывод?» Эксперимент № 2. «В эксперименте принимают участие все желающие. Один из вас сейчас подойдет ко мне и опусти руку в эту емкость, а затем подойдет и пожмет руку всем своим товарищам. Представьте, что это не блестки, а бактерии». Какой вывод можно сделать? Эксперимент № 3 на слайде ящике с фруктами и овощами. Можно прямо с ящика взять и скушать яблоко? (Нет, оно грязное) Работа с микроскопом. - Разглядите под микроскопом препарат бактериальной клетки. Что вы увидели? Практическая часть. Работа с раздаточным материалом (чашки Петри, с выращенными колониями бактерий). | ||||
Деятельность обучающихся во время работы | Осмысление и применение. 1.Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Определяют цель занятия. 2. Работа с микроскопом и составление определение понятия «колония бактерий». 3. Проводят практическую работу, результаты оформляют в маршрутных листах. | ||||
Деятельность учителя и обучающихся после окончания работы | Выводы. 1. Бактерии легко распространяются вокруг. 2.На распространение бактерий влияет скопление людей, не проветривание и отсутствие влажной уборки коридора и кабинетов, грязные руки. | ||||
Этап 3. Рефлексивный | |||||
Цель | Познавательные Осуществлять актуализацию полученных знаний, повышение интереса к предмету. Коммуникативные Умение формулировать и высказывать свое мнение в эмоционально-яркой форме в процессе общения со сверстниками и взрослыми людьми. | ||||
Длительность этапа | 5 минут | ||||
Деятельность учителя во время работы | Ребята, как вы сможете применить полученные знания. Составьте памятку «Бактерия предупреждает!» Воспользуйтесь рисунками на слайде составьте несколько предложений для памятки. | ||||
Деятельность обучающихся во время работы | Составляют предложения для памятки. Зачитывают памятки. | ||||
Деятельность учителя и обучающихся после окончания работы | Выводы |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
Программа
экологическое воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Экология как сфера познания переживает сейчас бурное развитие, отражая, прежде всего, интересы человека в окружающем его мире. Особое внимание при этом уделяется главному кошмару современности – грозящим экологическим катастрофам глобального плана. Активность человеческого общества в этом отношении вызывает аналогию с действиями плохой медицины, которая борется с осложнениями, не занимаясь устранением истоков самой болезни.
Сегодня с уверенностью можно констатировать тот факт, что тревожная экологическая ситуация, сложившаяся во многих регионах страны, является результатом некомпетентностного хозяйствования, потребительского отношения к природным богатствам, превалирования технократического мышления и, конечно же, недостатка экологических знаний.
Китайский мыслитель ХШ в. Гуань-цзы сказал: "Рассчитываешь на год - сажай рис. Рассчитываешь на десять лет - сажай деревья. Рассчитываешь на сто лет - просвещай людей".
В ст.74 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды (1992) сказано, что "овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний" Эффективным средством экологического образования и воспитания является экологизация учебных предметов.
Под экологизацией учебного предмета в настоящее время понимается такой подход к раскрытию знаний об объектах, явлениях и процессах природы и общественной жизни, который позволяет выявить и глубоко познать связи в системе «человек-общество-природа», наметить пути рационального природопользования с целью формирования качественно нового типа отношений человека и общества к природе. Экологизация присуща практически всем школьным предметам, но прежде всего дисциплина естественнонаучного цикла.
Экологическое образование – это база экологического воспитания. Под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Несомненно, на формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Я учитель биологии, в школе работаю 21год, и все это время я пыталась формировать у ребят представление, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества. Решение данных вопросов направлено на ликвидацию разрыва между тем, что дети слышат о необходимости сохранять, беречь природу и тем, что делают.
Учащиеся хорошо знают законы, терминологию, (это подтверждается успеваемостью), но по отношению к природе остаются потребителями. Приложение №1.
Что же я могу сделать, чтобы изменить ситуацию? Всем понятно, что без знаний закономерностей развития природы невозможно выработать экологический стиль мышления, заложить основы экологической культуры, обеспечить понимание научных принципов человеческой деятельности. На биологических знаниях основывается формирование здорового образа жизни, профилактические нормы позволяющие сохранить свое здоровье. То есть, биология как учебный предмет обладает огромной возможностью для формирования экологического сознания, как основы экологической культуры.
Итак, понимая проблемы экологического образования и пытаясь реализовать все вышесказанное, я все чаще стала задумываться, как сделать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась мною, (механические знания нам не нужны, может забыться понятие, числовые данные, но все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы.
Приобретение
экологических знаний
деятельность
Формирование Формирование
моделей поведения экологического отношения
Представляю вам воспитательную систему, которая направлена на решение основной экологической проблемы общества - несформированного экологического сознания и, как следствие, низкой экологической культуры.
Цель: Создание условий для формирования экологического сознания обучающихся через экологизацию учебного процесса.
Задачи:
- Выделить в биологическом содержании вопросы, особо важные для построения
системы экологических знаний учащихся.
- Разработать и внедрить механизм активизации познавательной деятельности учащихся.
- Организовать проектную деятельность учащихся, позволяющую применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач.
- Разработать диагностические карты уровня сформированности экологических знаний, экологически грамотного поведения, экологического сознания.
Достижение моей предметной цели обеспечивает вся воспитательная система МОУ « СОШ № 3».
Участники этого процесса: ученик, т.е. субъект, а носители содержания и способов действия, учитель- предметник, администрация, классные руководители, психолог, родители. Привлекая к работе весь педагогический коллектив, целенаправленно аккумулируя силы педагогов, родителей и учащихся я получаю результат. Результатом системы воспитательной работы учителя биологии, считаю, включение учащихся в практическую деятельность школы и города.
Приоритетными в моей воспитательной системе «Формирования экологического сознания средствами урока биологии» становятся экологические принципы:
- Умей договариваться. Не дави на природу. Тогда она будет к тебе терпелива.
- Системы построены на принципе целостности. Сохраняй целостность везде и всегда, в себе и в окружающем тебя мире.
- Входя в систему, « вытирай ноги».
- Участвуй в общем круговороте веществ в природе, но не ломай его.
- Экологическая ниша – это чей-то дом. Может быть, и твой. Уважай его. Поэтому « не плюй в колодец».
- Хозяйствуй, но не хозяйничай. Не меняй ничего, пока не понял того, что ты хочешь изменить и зачем.
- Человек уже везде. И это он должен помнить.
Основополагающим для меня, как учителя предметника в воспитательной системе является:
1)ступенчатый характер: а)формирование экологических представлений; б)развитие экологического сознания и чувств; в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
(-непрерывность определяется поэтапным овладением разнообразными знаниями, устойчивыми убеждениями и интеллектуальными умениями, накопленными в процессе экологического образования и развития личности; необходимостью постоянного обновления сведений по мере быстрого научно-технического развития человечества; необходимостью обеспечивать и связывать воедино все звенья образовательной, воспитательной, информационной и культурной систем);
2) системность;
(-при разработке учебных планов и программ системность предполагает использование предметно-цикловой структуры, на основе которой строится содержание экологического образования как логической системы формируемых знании, умений и навыков);
3) сложность (научность);
(-в основу - положено научное обоснование изучаемых природных явлений, законов, закономерностей, позволяющее учащимся познавать их сущность)
4) скачкообразность;
5) активность;
Возможность экологического ориентирования существует на любом уроке биологии.
Педагогические цели экологически ориентированного урока должны быть пронизаны экологическими аспектами.
- выступать как элемент содержания усваиваемых экологических знаний (образовательная цель);
- как совокупность умений, образующих готовность учащихся использовать приобретаемые знания для решения экологических задач (развивающая цель);
- как совокупность убеждений и потребностей, побуждающих учащихся к природоохранной активности (воспитательная цель);
Я выстраиваю экологически ориентированные уроки с учетом следующих параметров:
- комплементарности, те есть, каждый последующий урок должен дополнять предыдущий и обеспечивать прирост убежденности, самостоятельности, инициативы в природоохранном поведении;
- междисциплинарности;
- непрерывности;
- сочетания глобального и краеведческого подходов;
- сочетания восприятия среды с практикой ее охраны.
Концептуальные основы системы работы учителя предметника:
В построении своей воспитательной системы выделяю 3 блока обучения:
Содержательный блок Процессуально-деятельный блок
Оценочно – результативный блок
Образуют тесно взаимосвязанные звенья в целостном процессе формирования экологической культуры личности.
1.Информационно- познавательный компонент:
Задачи:
Создать условия для
- овладения учащимися научных основ экологии, изучение экологических законов и взаимосвязей;
- развития интереса обучающихся к проблемам окружающей среды;
- формирования отношений обучающихся к природно- социальному окружению.
Я не изменяю, содержания урока, а лишь добавляю элементы экологических знаний, базирующихся
на экологических принципах. В каждой следующей ступени обучения экологические принцип
повторяются, но изучаются на новом уровне.
Например, понятия « клетка» изучается в 5,6,8,9,10 классах. Основной экологический принцип, на котором формируется данное понятие: Системы построены на принципе целостности. Сохраняй целостность везде и всегда, в себе и в окружающем тебя мире.
В 5 классе начинаем изучать понятие « клетка» с устройства увеличительного прибора. Казалось бы, в нем нет ничего такого, за что может «зацепиться» с точки зрения гармоничности экосистем. Но я начинаю урок с задания: найдите синонимы для слов: большой - маленький; видимый – невидимый, в конце концов, учащиеся обязательно скажут слово « микро», а чтобы им помочь найти правильный синоним я рисую схему человек клетка
……… микро
Одновременно с этим определяем, как устроена клетка (выявляем главные части и их значение), чтобы проникнуть в микромир, определяем, что взаимосвязь между микро и макромиром осуществляется через микроскоп. Микроскоп служит мостиком из одного уровня в другой. Микромир представлен одноклеточными организмами. Макромир – многоклеточными организмами. Работа происходит в группах, по карточкам с вопросами. 1. В чем особенность строения…
2. В чем отличие одно и многоклеточных организмов?
3. Какие особенности говорят о том, что они живые?
4. Возможно ли отдельное существование клетки
многоклеточного организма? Почему?
5.Докажите, что простейшие организмы является целостным
организмом.
В результате, учащиеся делают вывод. Простейшие организмы очень малы. Тело их состоит всего из одной клетки. Но эта клетка ведет себя как целостный организм. Ей присуще все свойства живого: движение, дыхание, питание, раздражимость…В клетке – имеется ядро, оно содержит наследственную информацию о всех качествах клетки и управляет процессами, происходящими в них.
Многоклеточные – также являются целостным организмом. Им присуще все свойства живого. Но клетки многоклеточного организма дифференцированы на выполнения различных функций, поэтому отдельное существование их невозможно.
В 6-8 классах мы изучаем строение и функции клеток растений, животных, человека. Клетка рассматривается как часть организма и во взаимосвязи с другими клетками. Находим сходство и отличие в строении клеток растений, животных, человека. Доказываем общность происхождения клеток разных организмов.
В 9,10 классе идет развитие понимания через формирования знаний о клетке как о системе. (система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов) Учащимся предлагается схема.
Работа осуществляется в парах постоянного состава. Учащиеся получают карточку с вопросами:
1.Охарактеризуйте внешние проявления данной системы. О чем они свидетельствуют?
2. Охарактеризуйте внутренние проявления данной системы. О чем они свидетельствуют?
Далее учащиеся делают вывод: Клетка – это система её взаимосвязанных органелл. Живые системы являются открытыми, т.е. взаимодействуют с окружающей средой.
Так же в старших классах учащиеся знакомятся с биологической картиной мира включающей в себя идею об уровнях организации живой природы. Каждый уровень организации живого очень специфичен, имеет свою характеристику. Учащимся предлагается поработать в группах по вопросам (заполняют таблицу). Далее совместно с учащимися выстраиваем схему:
Молекулярный клеточный тканевый органный организменный популяционно-видовой биоценотический экосистемный биосферный
Схема демонстрирует нам отдельные уровни организации жизни, связь их между собой, вытекание одного из другого и формирует у учащихся понятие «целостность живой природы».
В результате учащиеся делают вывод: Выделение отдельных уровней организации жизни условно, так как они тесно связаны между собой и вытекают из другого, что говорит о целостности живой природы.
Практика показывает, что только знания не могут стать основой устойчивого развития общества. Необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием.
Считаю, что результатов в экологическом воспитании можно достичь с подключением чувственно- эмоциональной сферы, вовлечением учащихся в активные формы работы, превращением ребят из пассивных слушателей в соучастников учебного процесса. Как это сделать? Одним из основных средств активизации познавательной деятельности вижу разработку и использование на уроках различных наглядных пособий (таблиц, схем, рисунков). Являясь для учащихся предметом самостоятельного анализа, они позволяют концентрировать внимание на сущности явлений, выделять общую закономерность из совокупности фактов, то есть приближать к намеченной цели: формирование у обучающихся экологического сознания.
Таблицы является не просто ярко оформленными, воздействующими на эмоции ребенка картинками, они заставляют учащегося активно думать, формируют представление благодаря логике и системности построения, в них содержится структурный материал, ключевые слова по теме, в них высвечиваются основные для формирования экологической грамотности вопросы.
Приложение №2.
Таблицы создавались с помощью самих ребят и их родителей, которые через рисунки выразили свое отношение к рассматриваемым проблемам. Они сопровождаются пояснительным материалом для учителя; заданиями для учащихся и проверочными тестами.
Разработанные таблицы использоваться как раздаточный материал на уроках природоведения, биологии для работы индивидуально, в парах сменного и постоянного состава, в группах (имеются папки с вопросами для работы в парах постоянного и сменного состава).
Приложение №3.
экологическая грамотность + Экологические отношение |
экологическая |
АПД
Наглядные пособия (участие в разработке
наглядных пособий)
На уроках я стараюсь использовать, учитывая возрастные особенности школьников, разнообразные формы, методы, приемы, средства в своей работе, которые, воздействуя на эмоциональную и чувственную сферы личности, способствуют формированию экологического сознания. Это такие разновидности уроков, как:
- урок-дискуссия, который активно воздействует на взгляды и отношение школьников к обсуждаемым проблемам, на котором учащиеся показывают свою эрудицию, где проводится глобальное обобщение экологической информации, например, урок-дискуссия «Спасет человеческий разум планету или погубит её?», перед которым учащиеся осмысливали эти вопросы в домашнем сочинении на эту же тему;
- урок-лекция, который использую преимущественно в старших классах, например по теме «Абиотические факторы среды», «Биосфера - глобальная экологическая экосистема, её границы, структура и функции», где стараюсь подобрать яркий материал, заставляющий школьников удивиться и задуматься;
- урок-семинар, который включает в себя результаты поисковой деятельности учащихся, дискуссии, защиту своих взглядов, так в 8 классе при изучении темы «Дыхание» я провожу урок-семинар «Дыхание и современный город». При подготовке к семинару, даю исследовательские задания малым группам: одни - изучают грузопоток машин на автомагистрали микрорайона школы, другая группа изучает влияние современных бытовых средств на дыхательную систему человека, третья - проводит эксперимент по влиянию фитонцидов комнатных растений на развитие бактерий, четвертая группа проводит социологический опрос на тему «Курение - большое ли это зло?». А все вместе, на семинаре после обсуждения составляют рекомендации по профилактике заболеваний дыхательной системы и принимают решение посадить в микрорайоне деревья для улучшения его атмосферы, выпустить газету «Курить - это не современно!»;
- драматизированный урок, на котором учащиеся играют роли и имитируют форму общения взрослых - «журналиста», «фотокорреспондента», «историка», «эколога» и так далее. Сценарии таких уроков довольно часто публикуют в журналах «Биология в школе», я же использовала такой урок в 6 классе на тему «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир».
- проблемный урок, на котором выдвигается возникшая проблема, например, в 5 классе в теме « Вселенная» на уроке «Звезды. Солнце - ближайшая к нам звезда» с использованием таблицы: Солнце - ближайшая к нам звезда ставится проблема « Что случилось бы на Земле, если бы солнце стало холодным?» Дети работают группами, выдвигают различные гипотезы.
- В 6 классе в теме « Питание» на уроке « Питание животных» с использованием таблицы ставится проблема: К чему приведет, истребление одного из звена цепи питания? Докажите, что все живые организмы взаимосвязаны, друг с другом. Дети работают в парах, выдвигают различные гипотезы.
- В 8 классе в теме «Пищеварительная система» на уроке «Гигиена пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их профилактика», я даю ученикам прослушать магнитофонную запись, на которой школьник на приеме у врача жалуется на проблемы здоровья, перечисляет симптомы, рассказывает о своем рационе и режиме питании. Ставится проблема: «В чем причины нарушения здоровья школьника?». Дети работают группами, выдвигают различные гипотезы, одна из которых - использование пищи, содержащей большое количество консервантов, подсластителей, стабилизаторов и других добавок. Каждая группа разрабатывает свою гипотезу, составляет рекомендации «Здорового питания».
- Когнитивно-операционный компонент:
Задачи:
Создать условия для
- использования знаний при моделировании и прогнозировании последствий деятельности влияния человека на природу.
- формирования потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности.
Для формирования экологического сознания на уроках биологии использую разнообразные методы и приемы: логические опорные сигналы, таблицы, диаграммы, тесты экологического содержания, экологические сказки.
Сказка про смелого ежа.
Я расскажу Вам историю о плохих людях в нашем красивом лесу. Однажды мы, звери увидели людей, которые забирают с собой животных и птиц. И вот очередь дошла до меня. Но я не понимал, что они – браконьеры, и испугался, свернулся клубком и фыркнул. Они уже хотели забрать меня, и вдруг укололись о мои колкие иголки. Они отпустили всех зверей и убежали. Так я спас лес. Люди! Дам Вам совет: не губите животных, и не забирайте их с собой!
В 7 классе в теме « Класс Млекопитающие», рассматривая вопрос «Охрана животных», учащимся предлагалось написать письмо от лица животного, определяя проблемы и их решения в жизни млекопитающего или от лица растения.
Письмо от дельфина.
Здравствуйте, люди! Я – самое близкое к человеку животное – дельфин. Я – животное млекопитающее, очень люблю своих детей. Мы хорошо относимся к людям, а Вы пользуетесь нашей добротой. Мы всегда рады помочь людям, а Вы отравляете нашу жизнь, сбрасываете в море отходы, разливая нефть по поверхности воды. А ещё мы участвуем в представлениях в дельфинариях, радуем детей и взрослых.
Люди! Не загрязняйте нашу окружающую среду, иначе ваши потомки нас не увидят.
Дорогая книга Жалоб!
Я – Одуванчик. Меня сначала срывают, ведь я так красив. Потом мне становится очень плохо, и я начинаю вянуть. Люди меня выбрасывают.
Иногда меня срывают только для того, чтобы дунуть и выбросить. Мне очень больно. Помогите мне, пожалуйста! Ваш несчастный Одуванчик.
Применяю загадки, дидактические стихи, например, в 5 классе в теме
« Вселенная» учащимся предлагалось написать стихи на тему «Современные представления о происхождении Солнца и планет» «Назовите главные отличие Земли от других планет».
Предлагаю решить экологические задачи:
«Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки, но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни? Почему?»
«Согласно теории прав природы, синиц, чижей нельзя отлавливать для содержания в клетках, так как это нарушает их право на свободу в естественной среде. Но, держа зимой птиц в клетке, мы, таким образом, спасаем их от бескормицы. Как быть?»
Я отдаю предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут:
- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки – деловые или сюжетно-ролевые игры, уроки – конференции, семинары, беседы, доклады учащихся, диспуты и викторины).
- способствовать развитию творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей; это также традиционные методы: беседы, наблюдения, опыт, лабораторная работа с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности учащихся).
- обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и приобретать новые знания.
- вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного и регионального значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушений, определение факторов риска в районах проживания, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, рисунки, плакаты).
Проводя промежуточную диагностику « Сформированность экологической культуры обучающихся», я обнаружила, что произошло повышение познавательного интереса у учащихся, повышение экологических знаний, а уровень сформированности экологической
культуры остался без изменений. Возникает вопрос: все ли я сделала как учитель- предметник для того чтобы знания, полученные в процессе обучения, способствовали формированию экологического сознания?
Определяющим в понимании, каким должен быть урок, на котором формируется
экологическое сознание, стала работа над школьным проектом экологической газеты
« Ветер перемен». Проект показал мне, что погружение учащихся из теории в практику – это как раз те условия, при которых формируется творческое мышление, развивается инициатива и самостоятельность учащихся, то есть закладываются основы экологического сознания.
3.Мотивационно - деятельностный компонент:
Задачи:
Создать условия для
- организации проектной деятельности обучающихся, направленной на формирование ценностных установок и норм.
- активизации деятельности обучающихся по улучшению окружающей среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.
Только в деятельности может возникнуть мотивация. А деятельность организуется через метод проектов, целью которых является создание условий для погружения учащихся из теории в практику. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения “знания”, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. Кроме этого, в преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.
Экологическое
сознание экологические знания
деятельность
+ ( проектная)
отношения
экологическая
культура
Наш современник В.А. Сухомлинский в книге " Сердце отдаю детям " писал: " ...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи ... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира ..."
В курсе природоведения (5 класс) рассматривается 5 разделов. В разделе «Земля» выделяется 5 уроков на ознакомление с темой « Атмосфера». При изучении этой темы формируются знания о составе воздуха; свойствах воздуха и их исследовании человеком; о закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью, так же о проблеме охраны воздуха от загрязнений.
На первом уроке « Атмосфера земли» учащиеся знакомятся с составом и свойствами воздуха и их исследованиями человеком. В конце урока ребята делают выводы:
- Воздух окружает нас повсюду;
- Воздух – это смесь газов;
- Воздух необходим всем живым организмам;
Ставится проблемные вопросы:
- Какие опасности таятся в загрязнении атмосферы?
- Какие источники загрязнения атмосферы существуют?
- За счет чего поддерживается относительно постоянный состав атмосферы?
- Какие меры борьбы с загрязнением воздуха наиболее эффективны?
Ответить на эти вопросы предлагается мини- проектом.
« Основные источники загрязнения атмосферы в нашей местности»
(Он будет первым в проекте 5 класса « Сохраним наш мир», всего таких мини- проектов рассматривается четыре).
Актуальность:
Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы угарным газом и смесью оксидов азота. Повышенное содержание этих газов можно обнаружить в выхлопных газах неотрегулированного двигателя и двигателя в режиме прогрева.
Гипотеза:
Большое количество автотранспорта в городе и вокруг города позволяет предположить повышенное содержание загрязняющих веществ в окружающей среде.
Цель:
Изучение уровня антропогенного воздействия на атмосферный воздух города.
Задачи:
Провести анкетирование по рассматриваемой проблеме.
1.Изучить литературные источники по этой проблеме.
2.Выбрать пробные площадки с разной антропогенной нагрузкой и провести индикацию состояния окружающей среды (т.к. школа находится в 9 микрорайоне, то пробные площадки будут расположены вокруг 9 микрорайона и внутри него)
3.Выявить причинно-следственные связи, экологические проблемы, составить рекомендации и предложения (насаждения кустарник и деревья, наиболее очищающие атмосферу).
Наблюдение проводить в течение 3 дней с 12.00 -12.20. Привлечь учащихся старших классов и родителей для подсчета единиц автотранспорта на пробных участках.
Вывод:
Указать в каком пробном участке проходимость автотранспорта наибольшая и наименьшая (можно выпустить листовки с призывом отказаться от автотранспорта на сутки)
Одной из важных проблем организации учебной деятельности на уроках биологии является создание системы проверки и оценивания экологических знаний, умений и навыков учащихся.
При проведении диагностики я отслеживаю:
1.Экологическая грамотность, с учетом мировоззренческих отношений обучающихся к изменению окружающего мира (знание законов, закономерностей и принципов гармоничного существования природы);
2. Экологическая культура. Проводится итоговая диагностика «Сформированность экологической культуры обучающихся». Приложение № 4.
Результат в ЗУН проверить легко: есть система разработанных проверочных работ. А как проверить сформированность экологического сознания, то чем я дополняю ЗУН на уроках? И здесь я считаю, учитель должен выступать не проверяющим (контролером), а единомышленником. Результатом может быть лишь изменение в отношении к делу, поступок.
С 2006-2007 учебном году руковожу школьным экологическим центром. Я вижу, что дети стали активнее включаться в процесс познания окружающего мира: принимают участие во всех экологических школьных акциях: «Кормушка», « Зимняя кладовая», «Пусть всегда звучат птичьи голоса» « Фестиваль цветов» ко Дню Земли, в экологическом десанте на лыжной базе; а так же в классе: творческий подход к проведению викторин, классных часов, конкурсов, участие в субботниках и генеральных уборках, озеленении класса.
*С группой озеленителей определяли названия школьных растений и предложили « Секреты успеха» для правильного ухода за растениями. Подготовили материал и поместили его под каждым растением.
*С ребятами из группы экологического просвещения, разработали и провели (в начальных классах) классные часы на темы:
« Шум. Влияние шума на здоровье человека» для учащихся 2-5 классов. |
« Звуковая среда современного школьника», проведение классных часов учащихся 2-4 классов. |
« Рациональное питание - основа здоровья школьника», проведение классных часов учащихся 5-7 классы. |
Распространение листовок в 9 микрорайоне « Берегите хвойный лес», и игра для начального звена « Знаешь ли ты растения своего края». |
Приложение №2
Мной были разработаны критерии и я придерживалась их при выполнении наглядных пособий.
1. Графические наглядные пособия ( таблицы, графики, схемы, рисунки, диаграммы) должны
содержать:
а). Структурированный учебный материал;
б). Основную (главную) информацию;
в). Ключевые слова;
г). Существенные и достоверные статистические данные;
2.Графические наглядные пособия (таблицы, графики, схемы, рисунки, диаграммы) должны быть:
а). Чёткими, яркими, содержательными;
б). Адекватными по возрасту ( посильными для данного возраста);
3. . Графические наглядные пособия ( таблицы, графики, схемы, рисунки, диаграммы) должны
оказывать:
а). Воздействие на эмоциональную сторону восприятия материала;
б). Воздействие на нравственную и социальную сторону восприятия материала;
Выделена экологическая составляющая биологических знаний в курсе « Природоведение»-
5 класса по программе Сонина Н.И.
Содержание экологической грамотности:
- Всё взаимосвязано со всем;
таблица №1.Земля - наш общий дом.
таблица №2. Солнце – ближайшая к нам звезда.
таблица №3.Атмосфера – важнейший фактор поддержания жизни.
таблица №4. Значение гидросферы для живых организмов.
- Рациональное использование природных ресурсов;
таблица №1.Исперпаемые, неисчерпаемые ископаемые.
таблица №2. Необходимость охраны природных ресурсов.
- Взаимосвязь живых организмов;
таблица №1. Схематическое изображение цепи питания.
- Экология человека:
таблица №1. Влияние человека на численность живых организмов;
таблица №2. Как человек изменил Землю.
Выделена экологическая составляющая биологических знаний в курсе « Биология. Живой организм»-6 класса по программе Сонина Н.И.
Содержание экологической грамотности:
- Взаимосвязь живых организмов;
таблица №1.Питание.
таблица №2.Опыление.
таблица №3. Выделение.
- Закономерности связи со средой, присущие всем гриппам организмов (на примере растений);
таблица №1. Распространение плодов и семян.
- Экология человека;
таблица №1. Профилактика заболеваний;
таблица №2. Влияние негативных факторов на развитие зародыша.
Выделена экологическая составляющая биологических знаний в курсе « Биология Многообразие живых организмов.»-7класса по программе Сонина Н.И.
Содержание экологической грамотности:
- Взаимосвязь живых организмов;
таблица №1. Прокариоты. Экология бактерий.
таблица №2. Микориза.
- Экология человека;
таблица №3. Паразитизм. Профилактика заболеваний;
- Взаимосвязь живых организмов;
таблица №4. Биотические отношения в природе.
Например: Природоведение 5 класс.
ТАБЛИЦА №2. Солнце - ближайшая к нам звезда.
Таблица предназначена для использования на уроке « Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда». Таблица может использоваться при обобщении и систематизации знаний в разделе « Земля», на уроке « Уникальность планеты Земля».
Таблица №2 расширяет представления учащихся, о звездах, (на примере самой близкой к нам звезды), показывая зависимость развития живой и неживой материи, планеты Земля - от звезды солнечной системы, Солнца.
1.До сих пор существовало мнение, что Солнце – самая обычная звезда (жёлтый карлик), лишенная каких- либо особых признаков. Сравнительное изучение Солнца и звезд солнечного типа показало, что Солнце уникально.
Если принять во внимание предположение, высказываемое некоторыми учеными, о том, что наша Земля – единственная обитаемая планета в доступной для исследования части Вселенной, то возникает вопрос: не связана ли уникальность жизни на Земле с уникальностью физических условий на Солнце?
2. Можете ли вы представить, какой бы была жизнь, если бы расстояние от Земли до Солнца изменилось намного?
Если бы мы отодвинулись дальше, жизнь стала бы невозможной из-за холода. Если бы мы намного приблизились, то сгорели бы от сильной жары. На самом деле расстояние от Земли до Солнца все время почти одинаково, и оно составляет около 148 миллионов километров.
3.Солнце служит для Земли неиссякаемым источником света и тепла. Под его влиянием из года в год происходит геологические изменения поверхности, формируется климат, рождаются штормы в океане и смерчи в атмосфере. В результате переработки солнечной энергии на нашей планете развивается растительная и животная жизнь. Пища, которую мы едим, это по существу « консервированные» солнечные лучи. Уголь, нефть, газ- все употребляемые нами энергоносители тоже « консервы» из солнечной энергии.
4.Земля вращается вокруг Солнца и вращается вокруг собственной оси. ( мы - это чувствуем и наблюдаем). Именно вращение Земли вызывает смену дня и ночи. Если бы Земля не вращалась, то на стороне обращенной к Солнцу всегда бы был день, а противоположная сторона всегда находилась бы в темноте. Вращение Земли вокруг Солнца является причиной смены времен года. А вы знаете, как меняется наша жизнь каждый сезон?
При работе с таблицей школьникам можно предложить следующие задания:
1. Что представляет собой Солнце?
2. Какое значение имеет Солнце для Земли?
3. Что случилось бы на Земле, если бы солнце стало холодным?
4. Какие два главных движения отмечаются у Земли? Их значение.
Проверочный тест к таблице №2.
« Солнце – ближайшая к нам звезда».
Вариант № 1.
К каждому заданию даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. Выберите правильный ответ.
1.Наше Солнце считается карликом:
А). Голубым; Б). Желтым; В). Красным;
Г). Белым.
2. Температура на поверхности Солнца достигает:
А). 20 тысяч градусов;
Б). 15 млрд. градусов;
В). 6 тысяч градусов;
Г). 30 млн. градусов.
3. Расстояние от Солнца до Земли:
А). 58 млн. км.; Б). 108 млн. км.; В). 150 млн.км.; Г). 100 тысяч км.
4. Солнце вращается вокруг своей оси:
А). С запада на восток; Б). С востока на запад; В). С юга на север;
Г). С севера на юг.
5. Диаметр Солнца больше диаметра Земли примерно:
А). В 100 раз; Б). В 120 раз; В). В 109 раз; Г). В 90 раз.
Творческий вопрос:
Какой была бы жизнь, если бы расстояние от Солнца до Земли изменилось намного? Почему?
На работу отводится 12 минут.
Вариант № 2.
Прочитайте утверждения и решите, какие из них верны. Номера верных утверждений выпишите в тетрадь.
1.Солнце – это гигантский пылающий шар;
2.Солнце служит для Земли неиссякаемым источником света и тепла;
3. Ближайшая к Земле звезда - Солнце;
4. Солнце неподвижно;
5. Солнце находится в центре Галактики;
6. Температура внутри Солнца достигает 15 млн. градусов;
7. Солнце относится к звездам – гигантам;
8. Наше Солнце считается желтым карликом;
9. Солнце способствует круговороту воды на планете Земля;
10. Солнце по размерам почти такое же, как Луна;
Творческий вопрос:
Что случилось бы на Земле, если бы солнце стало холодным? Почему?
На работу отводится 12 минут.
1. Что вызывает у вас потребность заниматься экологией? | ||||
а) требования учителей | ||||
б) мне нравится природа | ||||
в) хочу быть полезным | ||||
г) понял свою личную ответственность за охрану природы | ||||
д) требования родителей | ||||
е) пример других людей | ||||
ж) интересуюсь экологическими проблемами | ||||
2. Деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем. | ||||
а) да | ||||
б) нет | ||||
3. Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)? | ||||
а) да | ||||
б) нет | ||||
4. Интересуют ли Вас проблемы взаимодействия человека и природы? В чем конкретно это выражается? | ||||
а) постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики | ||||
б) временами читаю отдельные статьи | ||||
в) я не интересуюсь этими проблемами | ||||
г) пишу доклады по экологической тематике | ||||
д) провожу исследования в природе | ||||
5. Что препятствует заниматься экологической деятельностью? | ||||
а) мне неинтересны проблемы взаимодействия человека и природы | ||||
б) экологическая деятельность – это очень трудно | ||||
в) мысль, что я вряд ли один могу изменить экологическую ситуацию | ||||
г) я не владею навыками и умениями экологической деятельности | ||||
д) это не мое дело | ||||
6. Что является причиной Вашего поведения в природе? | ||||
а) стараюсь беречь растения и животных | ||||
б) стремлюсь получить выгоду для себя | ||||
в) чувство долга, что все живое должно быть сохранено | ||||
г) желание отдохнуть | ||||
10. Что такое экология? | ||||
а) наука о взаимодействии человека и природы | ||||
б) система знаний об экосистемах | ||||
в) наука о воспроизводстве жизни и факторах этого воспроизводства | ||||
г) сведения об экологических проблемах | ||||
д) наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей природой | ||||
е) система знаний о растительном и животном мире | ||||
ж) наука о биосфере | ||||
13. Что такое Красная книга? | ||||
а) список редких и исчезающих видов животных и растений, подлежащих охране | ||||
б) описание экологических проблем современности | ||||
в) перечень лучших дел человечества по охране природы | ||||
г) перечень негативных поступков, действий человека по отношению к природе | ||||
д) описание наиболее красивых объектов | ||||
15. Какие правила необходимо соблюдать в общении с природой? | ||||
а) беречь | ||||
б) быть ответственным | ||||
в) быть безразличным | ||||
г) любить | ||||
16. Можно ли рвать цветы в лесу? | ||||
а) да | ||||
б) нет | ||||
17. Можно ли приносить домой диких животных? | ||||
а) да | ||||
б) нет | ||||
18. Умеете ли вы сажать деревья? | ||||
а) да | ||||
б) недостаточно умею | ||||
в) нет | ||||
19. Сумеете ли Вы убедить другого человека не наносить вреда природе? | ||||
а) да | ||||
б) нет | ||||
20. Как бы Вы оценили свою экологическую деятельность? | ||||
а)высокий уровень | ||||
б)средний уровень | ||||
в)низкий уровень | ||||
21. Какие эмоции и чувства вызывает у Вас общение с природой? | ||||
а) положительные | ||||
б) безразличие | ||||
в) желание оберегать | ||||
г) чувства ответственности | ||||
22. Срываете ли Вы цветы без особой потребности? | ||||
а) да | ||||
б) очень редко | ||||
в) нет | ||||
23. Могли бы вы остановить своего товарища от нанесения вреда природе? | ||||
а) да | ||||
б) нет |