Конкурс "Учитель года - 2013"
Материалы на районный этап Всероссийского конкурса "Учитель года - 2013"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа
Тема
«Осторожно, вредные привычки!»
Автор: Крестелева Е.Ю.
учитель физики
МКОУ СОШ №6
с. Гофицкое
Петровского района
Ставропольского края
2012-2013 уч.год
Классный час «Осторожно, вредные привычки!» (5 класс)
Цель:
1) познакомить учащихся с информацией о вредных привычках, опасных для здоровья.
2) научить ребёнка отстаивать своё собственное мнение и противостоять давлению со стороны кого бы то ни было;
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, плакаты, карточки с заданиями, ящик для жетонов, жетоны с изображением клоунов.
Плакаты
«Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья, то и буду выбирать»
«Посеешь поступок - пожнёшь привычку»
Подготовительный этап
Проведение исследований (работа в группах) по темам: «Курение», «Алкоголь», «Наркомания»
Ход классного часа
I. Вводная часть
- Здравствуйте, ребята!
- Что обозначает это слово, которое мы говорим и слышим каждый день по несколько раз?
(ответы учащихся)
- Давайте вспомним, от чего зависит здоровье человека? (ответы учащихся)
- Верно, ребята, здоровье человека во многом зависит от образа его жизни.
Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям. Эти действия называются привычками. Многие привычки могут оказать влияние на здоровье человека. Например: чистить зубы. Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Приведите ещё примеры полезных привычек (ответы учащихся)
Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Например: есть много сладостей Приведите ещё примеры (ответы учащихся)
А какие привычки самые опасные?
Действительно, наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление алкоголя, наркотиков, табака.
Почему эти привычки считаются вредными? (ответы учащихся)
II. Основная часть.
Итак, тема нашего классного часа «Осторожно, вредные привычки, опасные для здоровья!»
Для того, чтобы убедиться, действительно ли эти привычки так опасны и вредны, ребята провели исследование, о котором сейчас нам расскажут. Давайте предоставим им слово.
1. Выступление исследовательских групп.
Мне кажется, что ребята нас очень убедили, что привычки курение, употребление алкоголя и наркотиков - действительно опасны.
2. Физминутка. Проведение игры “Да или нет”.
- Я задаю вопрос, вы дружно поднимаете руки вверх и одним словом отвечаете «да» или «нет»
а) Вы хотели бы всю жизнь просидеть дома, не выходя на улицу?
б) У вас есть желание съесть горькое мороженое?
в) Вы хотели бы получить «2»?
г) Вам хотелось бы сейчас услышать обидное слово?
д) А хотелось бы другу сказать обидное слово?
е) А если я вас попрошу, буду настаивать, оказывать на вас давление? Просто вам будет отказать?
- Да, ребята, отказывать действительно трудно.
3. Задание «Уговори ученика спеть»
Представьте себе, что в нашем классе есть ученик, который не желает петь. Но мы сговорились заставить его петь.
(одного выбранного ученика дети уговаривают спеть, а он различными способами отказывается)
Но ведь таким образом можно уговаривать или принуждать и к плохим делам. И сегодня на классном часе мы не только будем говорить о вредных привычках, но и рассмотрим методы давления и способы, с помощью которых можно отказаться.
4. Знакомство с методами давления и способами отказа
- Сейчас поучимся применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
(Каждая группа получает карточки, в которых описаны ситуации. Ученикам необходимо разыграть сценки, самим придумать формы отказа)
1. Тебе предлагают покурить, но ты знаешь, как это вредно, и отвечаешь отказом. Каким образом ты это сделаешь?
2. К тебе подходит незнакомый человек и предлагает выпить какую-то жидкость. Что ты ответишь?
3. По дороге домой после кружка старшеклассники предлагают тебе попробовать какие-то приятно пахнущие таблетки. Как ты поступишь?
- Во всех рассмотренных случаях все предложения прозвучали в вежливой форме. Но в жизни бывает так, что иногда возможно грубое, насильственное давление. Что делать тогда?
- Дома об этих неприятных встречах, разговорах обязательно расскажите родителям. Они ваши лучшие друзья и советчики.
Многим кажется, ничего опасного нет в этих вредных привычках. Мы должны запомнить: если человек выкурил 2 сигареты, скорее всего, он будет курить всегда. Алкоголику, кажется, что если он захочет бросить пить, то он бросит. Это не так. Недаром говорят: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку»
5. Задание «МОЙ ВЫБОР» (1учащийся у интерактивной доски)
Представь, что эти смайлики - 10 человек.
1) 3 человека начинают часто курить, нарушается работа лёгких, они заболевают раком, умирают. Зачеркни 3 смайлика
2) 2 человека стали часто принимать наркотики, курить запретные смеси, пить таблетки, колоть в вену опасную жидкость, болеть и от этого умирают. Зачеркни 2 смайлика.
3) 2 человека стали часто пить тоники, вино, пиво, водку, коньяк, у них заболело сердце, нарушилась мозговая деятельность, и они…. Зачеркни 2 смайлика.
А теперь найди, где здесь ты, напиши над кружком «Я»
- В каком месте ты нарисовал своё лицо?
- Среди тех, кто умер, или тех, кто остался жив?
Почему ты написал своё «Я» среди тех, кто остался жив?
III. Подведение итогов.
1. Составление модели.
Давайте представим себе, что наша жизнь - дерево. Пусть корни этого дерева - наши решения. Давайте подумаем, какие плоды может давать наше дерево, если мы выбираем различные решения (работа на интерактивной доске – изображении плодов на дереве)
(возможные ответы учащихся)
ЗОЖ | алкоголь | наркотики | сигареты |
семья успех | Больная печень | Жизнь до 30 лет | Желтые зубы |
дети здоровье | Трясущиеся руки | смерть | Чёрные лёгкие |
любимая работа | Беспамятство | долги | Тусклые волосы |
путешествия | Замедление роста | болезни | Сухая кожа |
красота | Больные зубы | Ссоры с родителями | Головные боли |
счастливые родители | Несчастные родители | Запах изо рта |
Вот и выросло дерево ваших решений, от которых будет зависеть ваша жизнь, жизнь ваших близких и тех, кто вас окружает.
А какое решение примете вы?
Вредным привычкам – нет!
Скажи всем друзьям.
Вредным привычкам – нет!
Скажи себе сам.
Вредные привычки – плохо!
Знай всегда.
Вредные привычки – смерть!
Убьёшь себя.
(стихотворение на слайде)
2. Как вы понимаете слова «Предупрежден, значит вооружен!» (ответы учащихся)
Подводя итоги нашего классного часа, мы разместим памятку в классный уголок. В этой памятке содержится все, о чем мы говорили на классном часе. Я хочу обратить внимание только на один пункт (№6)
ПАМЯТКА о вредных привычках.
1. Никогда не соглашайтесь пробовать вкусную конфетку, витаминку или сладкий компот, если предлагает их незнакомый вам человек, а рядом нет родителей. Никогда не соглашайтесь спуститься с незнакомыми людьми в подвал или зайти в чужую квартиру.
2. Никогда не соглашайтесь “чуть-чуть” покурить или выпить вина, даже если предлагают это знакомые. Пусть говорят вам, что ничего не произойдёт, что вместе со старшими все можно, - не поддавайтесь! А на настойчивые уговоры ответьте: “Мне хочется “Фанты” или лимонада, или в-о-он ту конфетку в блестящей обёртке. Передайте мне её, пожалуйста”.
3. Никогда не соглашайся попробовать сигарету или пахучее вещество в компании сверстников или старших ребят. Вас будут уговаривать, рассказывать о приятных ощущениях, утверждать, что это неопасно,- не верьте!
4. Никогда не соглашайтесь с тем, кто обзывает вас малышом за отказ попробовать дурман (сигарету, вино или наркотик). Вы уже достаточно взрослые и серьёзные, потому что знаете, что это такое.
5. Никогда не соглашайтесь с тем, кто называет вас трусами и слабаками за отказ познакомиться с дурманом. У вас сильная воля, так как вы не поддались уговорам.
6. Никогда не соглашайтесь с теми, кто называет вас несовременными. Современный человек сильный, красивый, умный, удачливый. Разве может быть таким раб дурмана?
7. Никогда не соглашайтесь с тем, кто утверждает, что употребление дурмана приносит человеку удовольствие. Помните, что употребление дурмана влечёт за собой болезнь, безвременную старость, дряхлость.
8. Никогда не соглашайтесь с теми, кто говорит, что дурман может помочь в беде и горе. За советом в трудную минуту лучше обратиться к близким людям. Посмотрите: их так много вокруг – улыбающаяся мама, добрая бабушка, сильный папа, мудрый дедушка.
IV. Рефлексия
- Предлагаю нарисовать клоуну такую улыбку, чтобы это выражение лица соответствовало вашему настроению после проведенного занятия.
- А теперь кто уверен в себе, что сможет сказать нет любому предложению что-то попробовать, опустите своих клоунов в этот ящик.
- Я думаю, что вы не растеряетесь, если окажетесь в трудной ситуации. Будьте сильными и рассудительными.
Использованная литература
1. Баранова С.В. Вредные привычки. Избавление от зависимостей. - Санкт-Петербург, Феникс, 2007 г.- 192 с.
2. Буянов Т.А. Размышления о наркомании. – М.: Просвещение, 1990.
3. Габиани А.А. На краю пропасти. – М.: Мысль, 1990.
4. Ляхович А.В., Маркова А.И. Здоровый образ жизни. – М., 2004.
5. Макаров В.В. Первичная профилактика наркоманических заболеваний у подростков. – Вопросы наркологии, 1991, № 4.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Полезные привычки Привычки , способствующие сохранению здоровья , считаются полезными. Полезные привычки : УМЫВАТЬСЯ чистить зубы , соблюдать режим дня, спать при открытой форточке и др.
Вредные привычки Привычки , наносящие вред здоровью , называются вредными . Вредные привычки : есть много сладостей , долго сидеть у компьютера и телевизора , читать лёжа, разговаривать во время еды и др.
Наиболее опасно влияют на здоровье человека вредные привычки : Алкоголь Наркотики Курение
Осторожно, вредные привычки!
Способы давления: Лесть Угроза Обещание награды Дружеское давление Авторитет
Некоторые формы отказа Нет! (объяснение причины) Нет! (предложение чего-то другого) Не буду! Не хочу! Уйти в сторону Сделать вид, что не услышал
ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ
Вредным привычкам – нет! Скажи всем друзьям. Вредным привычкам – нет! Скажи себе сам. Вредные привычки – плохо! Знай всегда. Вредные привычки – смерть! Убьёшь себя.
ПРЕДУПРЕЖДЕН , ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН !
Предварительный просмотр:
Сценарий родительского собрания
(5 класс)
Тема:
«Конфликты родителей с детьми»
Автор: Крестелева Е.Ю.
учитель физики
МКОУ СОШ №6
с. Гофицкое
Петровского района
Ставропольского края
2012-2013 уч.год
Цель: выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов родителей с детьми и выстроить модель адекватного поведения.
Задачи:
1. Определить сущность понятия «Конфликт»
2.Выявить источники и психологические механизмы типичных конфликтов между родителями и детьми.
3.Оценить различные стратегии поведения в конфликте и выстроить на диагностических основаниях собственную модель, адекватную семейным условиям и традициям.
Ход родительского собрания
I.Введение.
Когда-то я с некоторым удивлением прочла в одной психологической книге, что конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, и что дело вовсе не в том, чтобы их избегать или стараться замять, а в том, чтобы правильно их разрешать. Со временем, присмотревшись к жизни своей и окружающих, я убедилась, что это действительно так.
Конфликтные ситуации подстерегают нас чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело кончается открытым спором, в других — невысказанной и затаенной обидой, а бывает, и настоящим «сражением». Наша встреча посвящена конфликтам с детьми. Ее цель - выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов родителей с детьми и выстроить модель (мысленный алгоритм) адекватного поведения родителей.
Для начала давайте посмотрим, как и почему возникают конфликты между родителями и детьми.
Возьмем один из типичных примеров (знаком ли он вам?): семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, сын — заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ее ждала»; сын никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше!»
Другой пример. Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются...
Что общего в этих историях? Что создает конфликтную ситуацию и приводит к «накалу страстей»?
Очевидно, что дело — в столкновении интересов родителя и ребенка. Заметим, что в подобных случаях удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев. Так что же такое конфликт? (высказывания родителей) Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.
Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.
II. Основная часть.
Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.
1. Работа в группах
Задание. Определить причины конфликтов родителей с подростками
(обсуждения и вывод)
Подростки в конфликте:
- кризис переходного возраста;
- стремление к самостоятельности и самоопределению;
- требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;
- привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
- бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте:
- нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
- боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
- проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
- борьба за собственную власть и авторитетность;
- отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
- неподтверждение родительских ожиданий.
2. Упражнение «Главная проблема в конфликтах с ребенком» (самостоятельно, анонимно)
На листе бумаги ответить на вопрос «Что для вас является главной проблемой в конфликтах с вашим ребенком?» (ответ опустить в коробочку)
Каждый участник по очереди вытягивает первый попавшийся лист с ответом и зачитает его всем.
Типичные ответы участников:
«Конфликты заканчиваются отчуждением. Мы отдаляемся друг от друга»; «Я раздражаюсь, начинаю кричать, отец берет ремень»; « Мне трудно сдерживаться, я говорю резкости, а потом жалею и пью лекарства»; « Наши конфликты всегда заканчиваются на повышенных тонах», « Меня раздражает то, что моя дочь при конфликте уходит в себя и просто молчит, я не знаю, понимает ли она меня или нет.» « В конфликт вмешивается бабушка и поддерживает ребенка, это мне очень мешает».
3. Составление схемы «Нарастание конфликта»
несогласие –> недовольство –> противодействие –> унижение –> агрессия -> разрыв
4. Упражнение «Качества для успешного разрешения конфликтов» (мозговой штурм). Идеи записываются на доске.
Типичные примеры идей участников:
« Умение слушать и, главное, слышать другого», «Хладнокровие и выдержка», «Сдержанность в эмоциях», «Терпение», « Умение влиять на другого», «Красноречие», «Способность поставить себя на место другого», «Умение аргументировать свою позицию», «Немногословие», «Умение убеждать».
5. Составление схемы «Предотвращение конфликтов»
нежность –> юмор –> компромисс –>третейский судья –> анализ своих действий –> умение слушать –> понимание –> согласие –> временный разрыв
6. Выполнение теста «Оценка склонности к конфликту»
(методика В.А. Алексеенко)
Тест «Оценка склонности к конфликту»
Инструкция: Вам предлагается выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений и шкалу самооценки. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение в левой и правой колонках. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в Вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка проводится по 7- бальной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.
1. | Рвется в спор | 7 6 5 4 3 2 1 | Уклоняется от спора |
2. | Свои выводы излагает тоном, не терпящим возражений | 7 6 5 4 3 2 1 | Свои выводы излагает извиняющимся тоном |
3. | Считает, что добьется своего, если будет рьяно возражать | 7 6 5 4 3 2 1 | Считает, что проиграет, если будет возражать |
4. | Не обращает внимания на то, что другие не принимают доводов | 7 6 5 4 3 2 1 | Сожалеет, если видит, что другие не принимают доводов |
5. | Спорные вопросы обсуждает в присутствии оппонента | 7 6 5 4 3 2 1 | Рассуждает о спорных проблемах в отсутствии оппонента |
6. | Не смущается, если попадает в напряженную обстановку | 7 6 5 4 3 2 1 | В напряженной обстановке чувствует себя неловко |
7. | Считает, что в споре надо проявлять свой характер | 7 6 5 4 3 2 1 | Считает, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции |
8. | Не уступает в споре | 7 6 5 4 3 2 1 | Уступает в спорах |
9. | Считает, что люди в споре легко выходят из конфликта | 7 6 5 4 3 2 1 | Считает, что люди с трудом выходят из конфликта |
10. | Если взрывается, то считает, что без этого нельзя | 7 6 5 4 3 2 1 | Если взрывается, то вскоре ощущает чувство вины |
Итого баллов____________________________
На каждой строке соедините отметку по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра 4) влево означает склонность к конфликтам, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов. Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности, 60 баллов - высокую, 50 баллов - на выраженную конфликтность. Число 11-15 баллов указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.
7. Обсуждение результатов теста «Как вы действуете в условиях конфликта?» (выполненного заранее)
Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как описание различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов. Внимательно прочитайте утверждение и по пятибалльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта:
5 – весьма типично, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – совсем не типично. Внесите номер утверждения в соответствующий столбец таблицы и подсчитайте общую сумму баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Итого | Итого | Итого | Итого | Итого |
1. Худой мир лучше доброй ссоры.
2. Если не можете другого заставить думать так, как хотите, заставьте его делать, как вы думаете.
3. Мягко стелет, да жестко спать.
4. Рука руку моет. (Почеши мне спину, а я тебе почешу.)
5. Ум хорошо, а два лучше.
6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
7. Кто сильнее, то и правее.
8. Не подмажешь – не поедешь.
9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.
10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
11. Кто ударит и убежит, то сможет драться и на следующий день.
12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
13. Убивай врагов своих добротой.
14. Честная сделка не вызывает ссоры.
15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
19. Ты мне – я тебе.
20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
21. Кто споит – ни гроша не стоит.
22. Кто не отступает, тот обращается в бегство.
23. Ласковое телятко двух маток сосёт, а упрямое – ни одной.
24. Кто дарит – друзей наживает.
25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
26. Лучший способ решать конфликты – избегать их.
27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
28. Кротость торжествует над гневом.
29. Лучше синица в небе, чем журавль в облаках.
30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
32. В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.
33. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.
35. Копай и копай без устали – докопаешься до истины.
Оценка результатов
У каждого человека есть две жизненные заботы: достичь личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) и сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие). Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.
Наибольшее количество баллов указывает на приверженность к той или иной стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратегии.
Тип I. «Черепаха» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказ от достижения личных целей и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
Тип II. «Акула» - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения нет. Им не важно, любят л их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
Тип III. «Медвежонок» - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения – важны, цели – нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
Тип IV. «Лиса» - стратегия компромисса. Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Тип V. «Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
8. Анализ и решение конфликтных ситуаций (работа в группах)
- А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем конфликтные ситуации. У вас на столе карточка с конфликтной ситуацией. Вы обсуждаете в группе, затем зачитываете ситуацию и предлагаете своё решение.
Ситуация 1
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — “это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся”
Как вы поступите в такой ситуации? Есть ли другое мнение? Кто считает иначе?
Ситуация 2
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”
Ваше решение в подобной ситуации? Есть ли другое решение в данной ситуации?
Ситуация 3
У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. “Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!”Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — “мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!”
Как решить подобную ситуацию? Кто считает иначе?
Ситуация 4
После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”.
Как поступить в такой ситуации? Есть ли другое мнение?
Ситуация 5
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.
Как поступить в подобном конфликте?
III. Заключение.
Очень важно понять, что каждый из окружающих тебя людей имеет свой сложный и богатый внутренний мир.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё…
Е.Евтушенко
И если человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.
Закончить нашу встречу хочется старой притчей. Однажды Солнце и сердитый Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри,- сказал Ветер,- как я налечу на него; мигом сорву с него плащ.- Сказал и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязал поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамершего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
- Видишь ли,- сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом. Как Вы думаете, на что направлена эта притча, какие проблемы она поднимает? (высказывания родителей)
Конечно, выявление проблем, связанных с возникающими конфликтами, очень значимо для родителей и детей. И все же, как бы ни было трудно, именно от позиции взрослого очень многое зависит: можно стать врагами с собственным ребенком, а можно конфликтом управлять. Выбирая тактику поведения в конфликте, родителям следует помнить: «От любви до ненависти один шаг, а от ненависти до любви- километры шагов».
Рефлексия
Я благодарю вас за работу и прошу закончить фразы:
- Теперь я знаю…
- В вопросах общения с ребенком я буду…
- мне больше всего запомнилось…
- Я нашел ответ на …
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы изменения эти были в лучшую сторону!
Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» - это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
1. Не следует видеть в самостоятельности ребёнка угрозу его лишиться.
2. Помните, что ребёнку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё.
3. Чтобы ребёнок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём.
Использованная литература
1. Баркин А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
2. Баулина М. Конфликт с учителем: выход есть! Г. Здоровье школьника, №9, 2007.
3. Гайдукова Н.Е. Родительские собрания. 8 класс. Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.
4. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999.
5. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2005.
6. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.
7. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1998.
8. Сонин В.А. Психологический практикум. М., 1998.
Предварительный просмотр:
Творческая работа
Тема:
«Новый образовательный стандарт:
мой творческий поиск,
методические находки»
Автор: Крестелева Е.Ю.
учитель физики
МКОУ СОШ №6
с. Гофицкое
Петровского района
Ставропольского края
2012-2013 уч.год
Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки.
I.Введение.
Для многих школьников и их родителей школа – это место, где ребенок накапливает в себе объём информации, которую необходимо каким-то образом «законсервировать» на будущее. Однако, в современном мире школа и жизнь стали едва ли не противоположными понятиями. В результате востребованность усвоенной информации оказывается почти нулевой, а необходимые, жизненноважные умения не находят своего воплощения. Парадоксальна ситуация, когда троечник становится более успешным в жизни, чем его одноклассник, старательно выучивавший законы и правила. Троечнику повезло – он сумел защититься от потока ненужной информации, нашёл в себе самом, активизировал и организовал творческий потенциал.
II. Новая эпоха – новые подходы.
На смену приходит новая эпоха, эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. Это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный. Он способен видеть и решать проблемы автономно, а также в команде, готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте. Он самостоятельно и при помощи других находит и применяет нужную информацию. Все вышеперечисленные свойства и качества необходимы любому человеку и в любой профессиональной деятельности. Они являются ключевыми компетентностями. Поэтому в Концепции модернизации образования заложен компетентностный подход. Основная причина: необходимость усиления ориентации школы на изменившиеся условия жизни современного общества и, в особенности, сферы труда. Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции “усвоения знаний”, а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Компетентностный подход отличается от традиционного практически по всем параметрам. Цели, реализуемые в нем, ориентированы на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции). Развитие критического мышления и развития способности к творческому и деятельному подходу в практической деятельности. В то время как традиционный (знаниевый) - трансляция и приобретение некого теоретического объема заний-умений - навыков, составляющих содержание образования. В результате в первом случаем на выходе позиция: « Знаю «как» и смогу. И если не знаю «как», то узнаю и смогу». Во втором случае – «просто знаю».
Согласно новому образовательному стандарту во главе образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться. Кроме того на смену заучиванию, повторению и контролю, приходит усиление значения самостоятельной работы учеников - работы практической и творческой. Даже в способах контроля ученической успеваемости комплексное оценивание учебных и познавательных достижений (портфолио, исследовательская работа, творческий проект) позволяют более объективно оценить способности и результаты учащихся, чем если это будет просто оценка, как статистический способ определения уровня знаний.
III. Роль учителя в образовании.
Конечно же, принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем “объективного знания”, которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Я считаю, ему необходимо создать условия - “развивающую среду”
Наряду с традиционными способами повышения мотивации считаю необходимым использовать следующие правила:
1.Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
2.Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
3.Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
4.Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
5.Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
Развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности. При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. В педагогической практике нужно применять различные современные технологии, активные методы обучения. Можно выделить 5 основных технологий, на мой взгляд, имеющих возможность реализации компетентностного подхода. Это: модульная, игровая, проектная технологии, ИКТ, технология КСО. Модульная технология позволяет создать ситуацию успеха для каждого обучающегося на уровне его учебных возможностей; повышает мотивацию. С помощью модульной технологии удается реализовать задачу развития критического мышления. Учащиеся определяют цели и порядок работы, самостоятельно планируют учебную деятельность, применяют разные способы деятельности в новых ситуациях, осуществляют самоконтроль. Анализируют свои ошибки, обнаруживают проблемы, критически оценивают свою деятельность. Таким образом, модульная технология позволяет формировать информационную и коммуникативную компетентность. Формировать коммуникативную компетентность позволяет технология КСО. Считаю эффективной работу в группах. Работа в группах, командах способствует воспитанию коллективной ответственности друг за друга, формируются лидерские качества. Одной из форм организации учебной деятельности являются игровые уроки: КВН, турнир смекалистых, викторины: «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», ролевые игры. Ролевые игры формируют у подростков компетентность самореализации. Проживая в течение урока определенные социальные роли, подросток приобретает готовность к самоопределению в будущей профессиональной деятельности. Особое внимание нужно уделять межпредметным связям. Это помогает создать целостную картину мира, следовательно, ученик приобретает ценностно-смысловую компетентность. Наиболее активно последнее время используют метод проектов. Проектная технология помогает осуществить личностно-ориентированный подход. Учащиеся являются субъектом образовательного процесса. С помощью метода проектов можно создать условия индивидуальной творческой учебной деятельности. Участвуя в проектной деятельности, ребята получают навык сбора и обработки информации, исследовательской деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения, представления полученных результатов деятельности. Таким образом, проектная технология позволяет осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем.
Меняются и подходы к организации учебного процесса. При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели прежде всего жизненное обоснование. Учащиеся должны знать, зачем они это делают. Вместе с тем, нам, учителям, надо помнить, что строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно. Главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – его самые верные союзники. Не надо: считать себя единственным и главным источником знаний, передавать свой опыт жизни и воспитания, утверждать о раз и навсегда заданных способах «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем.
Необходимым элементом педагогической деятельности является диагностика, мониторинг и анализ результатов учебных достижений моих учеников. Для успешной профессиональной деятельности, помимо «Знаю», необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности». Именно этому мы должны пытаться научить своих детей. Основное отличие стандартов второго поколения - в акценте на результаты обучения, но именно здесь больше всего и возникает вопросов. Как проверить и оценить результаты в предметном направлении мы все знаем. А каким образом будем оценивать результаты школьников в направлении личностного роста и метапредметном направлении? Я вижу для себя пока только один путь - педагогическое наблюдение. Но тогда как станут оценивать качество нашей работы по этим направлениям различные проверяющие инстанции? Побывав один раз на уроке? Или проведя анкетирование учащихся?
IV. Заключение.
Основная задача современной школы - подготовить ребенка к жизни. Идеальный выпускник – это человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни.
Соглашусь со словами Г.Спенсера
«Великая ценность образования — это не знания, а действия».
Использованная литература
1. Законодательство РФ. Государственный стандарт
2. Каверина А.А. Основные подходы к построению учебной программы с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования / А.А.Каверина . – М.: ФИПИ, 2006.
3. Кузнецов А. Принципы проверки и оценки результатов обучения при использовании образовательных стандартов / А.Кузнецов, В.Степанов. – М.: ИОСО РАО, 2005.
4. Тоцкий Н. Образовательный стандарт: на пути к общественному договору Учительская газета, 2006
5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Часть 1: Начальное общее образование. Основное общее образование: Часть 2: Среднее (полное) общее образование. – М.: Изд-во: Министерство образования РФ, 2004.
6. Стандарт общего образования. Концепция государственного стандарта общего образования//Стандарты и мониторинг в образовании.-2008.
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
Тема:
«Использование информационно-коммуникационных технологий
как средство овладения общеучебными навыками, знаниями по предмету и формирования интереса к физике»
Автор: Крестелева Е.Ю.
учитель физики
МКОУ СОШ №6
с. Гофицкое
Петровского района
Ставропольского края
2012-2013 уч.год
Времена пошли такие,
что можно позволить себе
не помнить таблицу умножения,
но вот с компьютером
будь добр общаться на «ты»
и без посторонней помощи.
Что поделаешь –
информационный век на дворе!
I. Введение
Важнейшей задачей школы, в том числе, и преподавания физики, является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Физика является основой естествознания и современного научно - технического прогресса, что определяет следующие конкретные цели обучения: осознание учащимися роли физики в науке и производстве, воспитание экологической культуры, понимание нравственных и этических проблем, связанных с физикой.
На современном этапе развития школы выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе. Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знаний обучаемыми, на их самообразование и на самопознание.
В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал. Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу является внедрение информационных средств, в процесс обучения.
II. Актуальность.
1. Курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, - персональный компьютер.
2. Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью.
3. Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод: современный урок физики невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Компьютер - самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает учитель.
Таким образом, использование ИТ на уроке рассматривается :
- как способ постижения мира ребенком;
- как источник дополнительной информации по предмету;
- как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся;
- как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя;
- как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка.
Я считаю, что благодаря моей ИКТ-компетентности и техническим средствам обучения в моем кабинете (практически в полном объеме), я могу проводить уроки и внеурочную деятельность по физике с применением ИКТ в системе.
Целью моей работы является обобщение опыта по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках физики. Свою задачу вижу в том, чтобы помочь учащимся через использование информационно – коммуникационных технологий создать условия для овладения общеучебными навыками, знаниями по предмету и для формирования интереса к физике. Конечным результатом организации данной деятельности вижу повышение качества обучения по предмету физика как одного из приоритетных направлений Концепции модернизации российского образования.
Концептуальные подходы:
- Обучение – это общение ребенка с компьютером;
- Диалоговый характер обучения;
- Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
- Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
- Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
- Неограниченное обучение: содержание, его интерпретация и приложения как угодно велики.
III. Методические аспекты применения ИКТ на уроках физики
1. Применение компьютера на уроках в качестве универсального технического средства обучения.
Традиционные аудиовизуальные средства обучения — плакаты, таблицы, видеоматериалы –– могут быть с успехом заменены компьютером, экраном и мультимедийным проектором. С помощью современного программного обеспечения («Открытая физика», «Библиотека наглядных пособий», «Библиотека электронных наглядных пособий» и т.д.), я демонстрирую на уроке большое количество наглядного материала: рисунки, схемы, таблицы, тексты (формулировки законов, формулы и т.д.), видеозаписи, анимации, физические модели. Я сама могу скомплектовать из объектов электронного ресурса презентацию, которая будет демонстрироваться по ходу урока.
Для измерения результатов обучения я также использую средства ИКТ, а именно электронные тесты. За время работы создала банк тестов по различным темам, используя «конструктор создания тестов».
2. Использование интерактивной доски
Нельзя переоценить значение интерактивной доски на уроке физики. Интерактивная доска - устройство, позволяющее учителю объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную доску.
Использование интерактивной доски не только усиливает наглядность изложенного материала, делает урок живым и увлекательным, но и повышает заинтересованность учащихся, позволяет улучшить запоминание учебного материала.
Интерактивную доску использую на различных этапах урока (при проверке домашнего задания, изучении и закреплении нового учебного материала). Работая с интерактивной доской, я всегда нахожусь в центре внимания, я обращена к ученикам лицом и поддерживаю постоянный контакт с учащимися. Это устройство дает возможность работать непосредственно у доски, без использования мыши и клавиатуры. Причем возможности интерактивной доски позволяют значительно повысить эффективность урока: экономия времени возникает за счет использование готовых информационных объектов (чертежей, графиков, схем, решение кроссвордов, диаграмм, задания с недостающими или “скрытыми” данными). Для акцентирования внимания учащихся использую цветные маркеры.
3. Использование цифровой лаборатории «Архимед»
Цифровая лаборатория «Архимед» - это новое поколение школьных лабораторий, это оборудование для проведения широкого спектра лабораторных и практических работ, опытов, демонстраций и экспериментов. А также это мощный современный инструмент освоения знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Сбор данных в ЦЛ осуществляется с помощью измерительного интерфейса ТриЛинк. К нему подключаются различные датчики. Для управления экспериментом и обработки данных используют карманный компьютер PALM или настольный ПК.
Начиная с 7 класса при изучении различных тем наряду с традиционными приборами (динамометр, термометр, барометр, психрометр, амперметр, вольтметр) я демонстрирую и знакомлю учащихся с датчиками из ЦЛ Архимед (датчик силы, температуры, давления, датчик для измерения влажности).
ЦЛ Архимед обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным оборудование:
1) Происходит автоматический сбор данных, что экономит время и силы учащихся и позволяет сосредоточить внимание на сути исследования. При проведении лабораторной работы «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» в 8 классе я эффективно использую датчик температуры из ЦР Архимед, заменяя им традиционный термометр.
2) За счет активной деятельности учащихся в ходе экспериментальной исследовательской работы повышается уровень знаний (определяя высоту местной горы, учащиеся использовали зависимость давления атмосферного воздуха от высоты)
3) Используя ЦЛА, повышается степень наглядности эксперимента, визуализация его хода и результатов (т.е. строятся графики, можно узнать значение измеряемой величины в любой момент времени эксперимента, наглядно видно максимум, минимум значений)
4) Возможно проводить эксперименты в природных, полевых условиях. ТриЛинк предназначен для измерений на ходу, будь то класс, улица или лес.
Применение цифровой лаборатории не ограничивается уроками физики. Для работы с этим оборудованием во внеурочное время была отобрана по добровольному принципу группа учеников с разных классов. Эти учащиеся с 7-го класса активно занимаются физикой. Ребята с интересом выполняли исследовательские работы по темам: «Исследование зависимости атмосферного давления от высоты», «Исследование магнитного поля земли», «Использование цифровой лаборатории «Архимед» в исследовании санитарно-гигиенического состояния школьного помещения». Учащийся 8 класса проводил проектную деятельность по теме: «Возможности создания метеостанции с помощью ЦЛ Архимед». В ходе работы было выявлено множество преимуществ цифровой метеостанции перед традиционной, а также некоторые недостатки.
После участия с данным проектом в научно-практической конференции «Первые шаги в науку», цифровую метеостанцию, собранную из оборудования ЦЛ Архимед, стали использовать в школе для проведения дальнейших исследований («Влияние температуры и влажности на учащихся во время проведения урока»)
IV. Использование компьютерных моделей на уроках физики.
Компьютерные модели — компьютерные программы, имитирующие физические опыты, явления или идеализированные ситуации, встречающиеся в физических задачах. Компьютерная модель позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей математической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент.
Я выделяю следующие виды заданий для учащихся к компьютерным моделям:
- компьютерные эксперименты;
- расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой (учащимся предлагаются задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ, поставив компьютерный эксперимент (при составлении таких задач необходимо учитывать как функциональные возможности модели, так и диапазоны изменения числовых параметров);
- творческие задания (в рамках данного задания учащемуся предлагается составить одну или несколько задач, самостоятельно решить их (в классе или дома), а затем, используя компьютерную модель, проверить правильность полученных результатов);
- исследовательские задания (задание, в ходе выполнения которого ученикам необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые бы позволили подтвердить или опровергнуть определённые закономерности);
- проблемные задания (с помощью ряда моделей можно продемонстрировать, так называемые, проблемные ситуации, то есть ситуации, которые приводят учащихся к кажущемуся или реальному противоречию, а затем предложить им разобраться в причинах таких ситуаций с использованием компьютерной модели).
V. Использование сети Интернет
В своей работе в Интернете я могу выделить основные направления:
- Использование сети Интернет на уроке, при выполнении домашних заданий, во внеурочной деятельности для получения необходимого материала. (В Интернете можно найти тематические сайты по всем темам, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов. Добывая информацию именно таким способом, у ученика повышается мотивация к получению знаний)
- Участие в дистанционных олимпиадах (Это позволяет, не нарушая основного учебного процесса, принять участие в различных конкурсных мероприятиях, найти единомышленников из других учебных заведений. С каждым годом растет количество детей, участвующих в краевой дистанционной олимпиаде «Интеллект». Ребята принимали участие во Всероссийской многопрофильной Интернет-олимпиаде по физике среди одиннадцатиклассников)
III. Анализ результатов.
Накопленный мною опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках физики расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету; использование компьютера позволяет усилить мотивацию учения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Ученики становятся более самостоятельными, коммуникабельными, уверенными в себе. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника. Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно модель, физический опыт, рисунок, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности.
Использование в работе средств информационно-коммуникационных технологий дает:
- ученику: повышение мотивации учения; повышение познавательного интереса; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; формирование информационных, коммуникационных компетентностей; развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; формирование познавательной самостоятельности обучающихся.
- учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников, развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов; формирование мотивационной готовности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях.
Подход, в котором происходит обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, наиболее реальный путь обеспечения положительной мотивации обучения, формирования устойчивого познавательного интереса обучающихся, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей обучающихся, вовлечения в самостоятельную творческую деятельность.
В результате моей работы наблюдаются стабильные результаты в изучении предмета:
Учебный год | Обученность | Качество знаний |
2008-2009 | 100 % | 52 % |
2009-2010 | 100 % | 58 % |
2010-2011 | 100 % | 54 % |
2011-2012 | 100 % | 53 % |
Такой уровень успеваемости подтверждают и выпускники, сдающие экзамены ГИА (9 кл) и ЕГЭ (11 кл ) по предмету.
Учебный год | 9 класс (традиционная форма) качество знаний | 11 класс средний балл по ЕГЭ |
2008-2009 | _ | 40 (9 чел) |
2009-2010 | _ | 53 (5 чел) |
2010-2011 | - | 51 (6 чел) |
2011-2012 | 23 балла («4») (1 чел) | 45(10 чел) |
Учащийся 8 класса в 2011-2012 уч.году занял 2 место в научно-практической конференции «Первые шаги в науку»
Прочные знания по предмету, интерес к физике позволяют учащимся продолжать обучение. За последние 4 года поступили в высшие учебные заведения (сдавая физику) по результатам ЕГЭ 26 человек.
Оценка качества подготовки учащихся наряду с количественной может быть и качественной. Я испытываю чувство глубокого удовлетворения, когда, уходя с урока, ученики говорят: «Спасибо за урок!», или «Сегодня был замечательный урок!», когда я вижу их горящие любопытством глаза, когда предмет «физику» они называют любимым предметом.
IV. Выводы и заключения.
Опыт использования мною компьютера на уроках позволяет предложить следующие принципы компьютерной поддержки уроков физики:
- Компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность.
- Методика проведения урока физики с использованием компьютера зависит от подготовленности учителя и от программ, обеспечивающих компьютерную поддержку.
- Реальный эксперимент необходимо проводить всегда, когда это возможно, а компьютерную модель следует использовать, если нет возможности показать данное явление. Иногда я совмещаю демонстрацию реального эксперимента и компьютерной модели. К примеру, при изучении темы «Конвекция в жидкостях» сначала я провожу реальный эксперимент (нагревание воды с марганцем), а затем показываю компьютерную модель «Конвекция в жидкостях» с объяснениями на молекулярном уровне.
- Невозможно использовать компьютер на каждом уроке, т.к. это приведёт к нарушению санитарных норм и повлечёт ухудшение здоровья школьников.
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Организация обучения на основе технологического подхода позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития школьников.
В поисках эффективных методов работы, каждый учитель выбирает путь, который бы позволил повысить интерес к предмету, получить высокий результат обучения, самостоятельность, творчество, умение мыслить. Для меня этот путь проходит через компьютер и ИКТ.
Использованная литература
1. Иванова Н.Ю. Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.
2. Лыткина Н.П. Повышение познавательного интереса учащихся на уроках физики с использованием информационных технологий обучения.
3. Майер Р.В. Применение информационных технологий при изучении физики.
4. Самойлова Е.А. Использование компьютерных технологий на уроках физики.
5. Телегин С.И. Использование информационных технологий при обучении физики.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Недостаточно развиты образное мышление, мыслительные навыки учащихся 2. Недостаточное оснащение кабинета физики 3. Невозможность проведения некоторых экспериментов, демонстраций в кабинете Вывод: современный урок физики невозможен без применения ИКТ
Опыт работы по теме: « Использование информационно-коммуникационных технологий как средство овладения общеучебными навыками, знаниями по предмету и формирования интереса к физике» Учитель Крестелева Е.Ю. МКОУ СОШ №6 с. Гофицкое
Цель - обобщить опыт по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках физики. Задача - помочь учащимся через использование информационно – коммуникационных технологий создать условия для овладения общеучебными навыками, знаниями по предмету и для формирования интереса к физике.
Методические аспекты применения ИКТ на уроках физики Применение компьютера на уроках в качестве универсального технического средства обучения Применение интерактивной доски Использование цифровой лаборатории «Архимед» Использование компьютерных моделей на уроках физики Использование сети Интернет
Применение компьютера на уроках в качестве универсального технического средства обучения При радиоактивном распаде возникают альфа-лучи (ядра атома гелия), бета-лучи (электроны) гамма-лучи (коротковолновое электромагнитное излучение) назад
Применение интерактивной доски Преимущества: экономия времени за счет использование готовых информационных объектов (чертежей, графиков, схем, решение кроссвордов, диаграмм) сохранение и возможность дальнейшего использования элементов работа непосредственно у доски, без использования мыши и клавиатуры
Использование цифровой лаборатории «Архимед» Преимущества цифровой лаборатории «Архимед» Повышение уровня знаний за счёт активной деятельности учащихся в ходе экспериментальной исследовательской работы Автоматический сбор данных на протяжении всего эксперимента позволяет сэкономить время на записи Результаты эксперимента – наглядны: данные отображаются в виде графика, таблицы, аналогового табло и в цифровом виде Лаборатория обладают мобильностью, что позволяет проводить исследования в «полевых условиях» Обладают портативностью
Использование компьютерных моделей на уроках физики Компьютерная модель позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей математической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Компьютерные модели — компьютерные программы, имитирующие физические опыты, явления или идеализированные ситуации, встречающиеся в физических задачах.
Использование сети Интернет для получения необходимого материала участие в дистанционных олимпиадах
Использование ИКТ-технологий дает: ученику учителю повышение мотивации учения; повышение познавательного интереса; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; формирование ИКТ-компетентностей; развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; формирование познавательной самостоятельности обучающихся. нестандартное отношение к организации образовательного процесса; возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников, развития ИКТ-компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов; формирование мотивационной готовности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях.
Результаты изучения предмета Учебный год Обучен ность Качество знаний 2008-2009 100 % 52 % 2009-2010 100 % 58 % 2010-2011 100 % 54 % 2011-2012 100 % 53 % Учебный год 9 класс (ГИА) 11 класс (балл ЕГЭ) 2008-2009 - 40 (9 чел) 2009-2010 - 53 (5 чел) 2010-2011 - 51(6 чел) 2011-2012 23 балла («4») 45(10чел)
Использование цифровой лаборатории «Архимед» в исследовании санитарно-гигиенического состояния школьного помещения II место в научно-практической конференции «Первые шаги в науку» 2011-2012уч.г
Тема: «Использование возможностей цифровой лаборатории «Архимед» на уроках и во внеурочной деятельности» Участие в краевом семинаре
Принципы компьютерной поддержки уроков физики: Компьютер не может полностью заменить учителя Реальный эксперимент необходимо проводить всегда, когда это возможно, а компьютерную модель следует использовать, если нет возможности показать данное явление. Невозможно использовать компьютер на каждом уроке, т.к. это приведёт к нарушению санитарных норм и повлечёт ухудшение здоровья школьник ов .
В поисках эффективных методов работы, каждый учитель выбирает путь , который бы позволил повысить интерес к предмету, получить высокий результат обучения, самостоятельность, творчество, умение мыслить. Для меня этот путь проходит через компьютер и ИКТ.
Предварительный просмотр:
Сценарий мастер-класса
Тема:
«Приемы использования
интерактивной доски
с целью оптимизации учебного процесса
на уроках физики и во внеурочной деятельности»
Автор: Крестелева Е.Ю.
учитель физики
МКОУ СОШ №6
с. Гофицкое
Петровского района
Ставропольского края
2012-2013 уч.год
I. Введение.
Учитель до тех пор учитель, пока в нем не умерла способность учиться, и мне нравиться работать в школе, потому что тут как в жизни: есть проблемы и задачи, есть радость после их решения, а между ними работа и всегда по-новому: другой ребенок, другая задача.
Решение возникших задач возможно многими путями, и сегодня я хочу остановиться на одном из них.
С древних времен люди пытались объяснить друг другу законы мироздания и воспитания нового поколения. Давайте вспомним всю историю человечества.
На чем люди писали? (ответы слушателей: на песке, и на скалах, на глиняных плитах и вощеных дощечках, папирусе).
Наконец, в 19 веке появилась меловая доска. Она помогла расширить коммуникацию, т. е. смысловой аспект взаимодействия, сделать ее массовой, позволила преподавателям и ученикам вырабатывать новые стратегии поиска, раскрывая их творческий потенциал. Доска стала окном в мир знаний и воспитания.
Со временем и обычная школьная доска изменилась: она стала шире, у нее появились "крылья", изменился цвет. Даже писать на ней стали по-другому: сначала — цветными мелками, а затем — фломастерами. На доске начали демонстрировать диафильмы, слайды, учебные фильмы. Чем больше возможностей появлялось у доски, тем легче и увлекательнее становилось учиться. Процесс обучения перестал быть однообразным и скучным. Возникли технологии, в которых учитель оставался за кадром, становился скрытой фигурой, методистом, организовывавшим подачу материала. Ученик доходил до всего сам.
Но и этого оказалось мало! Общество продолжало искать более эффективные методы познания. Как помочь учащимся лучше усвоить материал? Как заставить их не отвлекаться? Как повысить их успеваемость? — вот что всегда волновало преподавателей всего мира. Но создание интерактивной доски помогло ответить на этот вопрос.
Как вы думаете, что это? (на доске нарисована фигура, похожая на овал) (обсуждение вопроса) Почему разные ответы?
А как вы думаете, чем служит вот это техническое средство? От чего (кого) это зависит?
Только от учителя зависит, будет доска лишь обычной заменой экрана или универсальным рабочим инструментом. В конечном итоге именно учитель определяет, как и насколько полно будут задействованы функции доски, от его усилий и творческого воображения. И сегодня я хочу показать приемы использования интерактивной доски, которые помогут оптимизировать учебный процесс на уроках физики и во внеурочной деятельности.
Цель:
показать приемы использования интерактивной доски.
Задачи:
познакомить с техническими характеристиками, основными возможностями интерактивной доски,
выявить преимущества работы на интерактивной доске по сравнению с традиционной.
II.Интерактивная доска в процессе обучения.
Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Она реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность. Такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. Работая с интерактивной доской, я всегда нахожусь в центре внимания, обращена к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.
1. В интерактивном режиме компьютером можно управлять прямо с поверхности доски с помощью электронных маркеров. В этом режиме доска по мановению волшебной палочки превращается то в координатную сетку, то в космическое пространство, то в подводный мир, в зависимости от тематики задач, которые мы решаем на ней. Экономия времени возникает за счет использование готовых информационных объектов (чертежей, графиков, схем, решение кроссвордов, диаграмм, задания с недостающими или “скрытыми” данными). Для акцентирования внимания учащихся использую цветные маркеры. С применением различных цветов можно показать сложение векторных величин, строить графики и отмечать их преобразования (работа на ИД)
Конечно же, можно писать и рисовать и на обычной доске. Но преимущества интерактивной доски в том, что добавлять записи можно к страницам, которые были приготовлены до занятия; после занятия записи на доске можно сохранить, не обязательно их стирать; можно использовать разные цвета, а также выделение цветом, которое, при использовании обычной меловой доски, не доступно.
2. При отработке навыков решения задач удобно использовать замечательный инструмент Шторка, который используется для скрытия части доски. Наиболее очевидное применение этого приема – скрытие правильных ответов: ученикам очень нравится возможность самостоятельно проверить правильность выполнения заданий. На закрытой части доски можно поместить план решения задачи, которым должны пользоваться ученики, и открывать его по мере выполнения каждого пункта, можно спрятать уже готовое решение задачи и также открывать постепенно, чтобы ученики могли сверить своё решение с решением учителя и т. д. Учителя, использующие этот прием, отмечают, что школьники активнее работают на уроках, охотнее вызываются отвечать у доски (это может даже восприниматься ими как награда за хорошую работу на уроке). При выполнении тестов эта функция доски также может быть использована для скрытия правильных ответов и последующей их проверки (работа на ИД)
3. Во время объяснения по заранее подготовленному конспекту можно путешествовать с помощью инструмента Прожектор, который затемняет неважный в данную минуту материал и высвечивает на доске именно тот участок, который должен привлечь внимание учащихся (работа на ИД)
4. Предлагая различные задачи, например, о движении и взаимодействии тел, можно подобрать фон из реальных объектов совершающих эти движения, что вызывает больший интерес у студентов при решении задач. Например, при решении задач на движение с ускорением фоном может служить улица твоего микрорайона с машинами твоих знакомых или даже родственников, при решении задач на закон всемирного тяготения фоном можно сделать планеты и другие космические объекты. Для более эффективного усвоения материала можно использовать фотографии природных явлений, бытовых приборов и приспособлений, экспериментальных установок, технических объектов, портреты ученых. Они призваны проиллюстрировать экспериментальную базу, на которой строятся физические представления и многочисленные технические применения физических явлений, открытых в лаборатории.
Также можно использовать рисунки, которые являются статичными иллюстрациями к текстам сопровождаемых учебников и представляют собой схемы приборов, экспериментальных установок, электрических цепей, образное представление физических величин, символьное изображение протекающих процессов, модельных представлений об их протекании, а также графики зависимостей физических величин от времени, расстояния и т. п., диаграммы, иллюстрирующие взаимосвязь различных физических параметров объектов (работа на ИД)
Фантазиям учителя и учащихся здесь нет преград.
При объяснении материала иногда требуется вернуться к началу или середине своего объяснения, на обычной доске предугадать такой возврат бывает трудно, ведь могут возникнуть различные ситуации: что-то забыли, кто-то прослушал, кто-то не успел дописать. Интерактивная доска позволяет быстро вернуться к тому месту объяснения, которое вызвало затруднение или непонимание материала, т. к. все записи на ней сохраняются.
5. При работе в режиме Office доска позволяет работать с документами MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Например, при проверке домашнего задания, где необходимо было разобраться в устройстве какого-либо прибора или показать на рисунке направление тока или силы, удобно отсканированный рисунок вместе с заданием поместить в MS PowerPoint, а затем на занятии, не затрачивая времени на воспроизведение условия и рисунка, попросить учащихся показать выполнение домашнего задания. Таких слайдов можно сделать несколько и соответственно вызвать несколько учеников для проверки домашнего задания. Все изменения, произведённые в этом режиме, сохраняются в исходном документе, поэтому работы можно проверить после занятия (работа на ИД)
6. С помощью компьютерных анимаций можно показывать схемы процессов, объяснение протекания которых связано со знанием структуры вещества на атомно-молекулярном (давление газов, протекание тока, ядерные реакции) или планетарном уровне (образование ветров, магнитное поле Земли, солнечное затмение). Кроме того, их удобно использовать для демонстрации в динамике принципов действия технических устройств (насос, множительный аппарат, двигатель и т. д.), в которых невозможно увидеть процесс в ходе работы механизма. Анимации призваны облегчить введение абстрактных понятий, физических величин, которые связаны с изменением какого-либо параметра во времени (движение относительно разных систем отсчета, ускорение как изменение вектора скорости, правило буравчика и т. д.).
При работе с интерактивной доской эффективно использовать компьютерные интерактивные модели, представляющие собой схемы, графики, имитации процессов и экспериментов, задания, игры, исходные параметры которых задаются пользователем, протекание процессов рассчитывается с использованием физических законов. Результат расчетов представляется в виде статичной или динамичной картины. На основе моделей можно вести изложение материала, составлять задания для тренинга по усвоению понятий и физических законов (работа на ИД)
III. Выводы и заключения.
Дети и родители утверждают, что образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным. Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске. У них обостряется восприятие, повышается концентрация внимания.
Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Результаты анкетирования школьников свидетельствуют о повышении уровня мотивации и интереса к предмету. Ученики отмечают, что уроки с использованием ИД, являются для них наиболее запоминающимися.
При работе с интерактивной доской можно выделить
положительные аргументы:
мотивация, наглядность, иллюстрирование, интерактивность, доступность сложного материала, оперативность, моделирование эксперимента, индивидуальная работа, классификация, пополнение методической копилки учителя, систематизация ЗУН при малом количестве времени.
отрицательные аргументы:
подготовка к уроку с использованием интерактивной доски требует значительных временных затрат учителя,
множество их моделей, каждая из которых требует достаточно большого времени для изучения, т.е. невозможно мгновенно перейти из одного класса в другой класс, если там доска другой фирмы производителя.
Но эти два минуса не могут испугать учителя, ведь плюсов гораздо больше.
Из всего вышесказанного следует: ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, для оптимизации учебного процесса необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимся в рамках обучения информации. Это было бы практически невыполнимой задачей без привлечения современных технологий, особенно в преподавании точных наук. С помощью интерактивных досок вполне возможно решить эти и многие другие проблемы. Решения на базе подобного оборудования помогают использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффективно и увеличить эффективность образования в целом.
Использование интерактивной доски при изучении физики — это ещё один шаг к повышению интереса к предмету, т. к. благодаря именно этой науке создаются подобные приборы.
Использованная литература
1. Савченко Н.А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании.
2. Панюкова С.В., Байков А.С. «Возможности использования интерактивной доски на уроках информатики», журнал « Информатика в образовании», №1- 2008г.
3. Костецкая С.Е. Машина должна работать, а человек думать. Журнал “Ментор”№1'2008
4. Кондратова О.А. Уроки физики с интерактивной доской.
5. Брыксина О.Ф., Телегина И.В. Интерактивная доска на уроке физики: реализация дидактического потенциала. Учебно-методическое пособие. — Самара; ПГСГА - МОУ гимназия №1 г.о. Самара, 2010
6. Гомулина Н.Н. Особенности создания электронных образова-тельных ресурсов для интерактивных досок // Научно-практический электронный альманах «Вопросы Интернет-образования». – 2007. – № 10.
7. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образова-тельный процесс. Методические рекомендации. Под ред. О.Ф. Брыксиной. — Самара; СГПУ - МОУ Гимназия №1 г.о. Самара, 2008. — 80 с.
8. Усенков Д.Ю. Школьная доска обретает «разум». //Информатика и образование.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учитель до тех пор учитель, пока в нем не умерла способность учиться
На чем писали люди?
В 19 веке появилась доска
Интерактивная доска
Приемы использования интерактивной доски с целью оптимизации учебного процесса на уроках физики и во внеурочной деятельности
Цель: показать приемы использования интерактивной доски Задачи: познакомить с техническими характеристиками, основными возможностями интерактивной доски, выявить преимущества работы на интерактивной доске по сравнению с традиционной
Решить задачу: Толщина льда на реке такова, что он выдерживает давление 40 кПа. Пройдет ли по льду трактор массой 5,4 т, если он опирается на гусеницы общей площадью 1,5 кв.м?
Решить кроссворд Вопросы: 1. Величина, равная произведению скорости тела на время его движения. 2. Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. 3. Мера инертности тела. 4. Одна из основных частей учебных весов. 5. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. .
Переведи в СИ 108 км/ч 30 м/с 20 л 0,020 куб.м 300 кв.см 0,0300 кв.м 45 тонн 45 000 кг 8 мм 0,008 м
АРГУМЕНТЫ положительные отрицательные мотивация, наглядность, иллюстрирование, интерактивность, доступность сложного материала, оперативность, моделирование эксперимента, индивидуальная работа, пополнение методической копилки учителя, экономия времени подготовка к уроку с использованием интерактивной доски требует значительных временных затрат учителя, множество их моделей, каждая из которых требует достаточно большого времени для изучения