Звуковая культура речи.
Не умеющему читать ребёнку трудно осваивать сложную и объемную программу начальных классов. Особенно трудно приходится первокласснику. Комфортнее, себя чувствует уже умеющие читать дети, им легче освоить обучение.
Чтобы научиться читать необходимо достаточное время уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка.
"Читает тот, кто слышит звуки в слове……" ( Шапошникова)
Поэтому языковая дошкольная подготовка складывается из обучения детей звуковому анализу слов и как результат овладение первоначальным чтением.
В моей группе (5-6 лет) обучение звуковому анализу продолжалось в течение года.
В процессе обучения звуковому анализу у детей формируется представление о соотношении между звуками и буквами. Результаты тестирования (январь – май) Показывают, что дети не умеющие в сентябре читать, в мае до 85 % умеют читать не только слоги, слова, предложения, но и писать несложные слова под диктовку. Звуковой анализ оказал огромное влияние на подготовку к письму и позволяет предупреждать распространённые ошибки на пропуск, замену, вставку лишних букв. Все эти ошибки медленно изживаются при письме в начальных классах. По утверждению А. Венгера "…дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте…"
Но они быстро устают, поэтому используют игровые приемы не утомляющие и не напрягающие ребёнка.
Память и внимание деток очень неустойчивы, поэтому многократно возвращаюсь к уже знакомой теме для прочности знаний.
Учитывая особенности детей старшей группы занятия строю последующей схеме:
1. Закрепление материала, пройденного на прошлом занятии. Использую индивидуальные карточки-звуки в различных упражнениях для закрепления понятий: гласные, согласные, твёрдые и мягкие. Звуки произносим индивидуально и в месте. На закрепление букв использую азбуку в картинках.
2. Переходим к работе в индивидуальных пособиях по развитию фонематического слуха детей, знакомству с новыми звуками, звуковыми схемами слов, слогами, буквами, составление звуковых моделей.
Слова в тетради даются в усложняющей последовательности от "простого к сложному". Здесь же представлены предметные картинки. В пособиях имеется материал для проведения графических работ. Дети будет контурные рисунки и заштриховать. Затем, по мере ознакомления с буквами, на страницах появляются строчки с клеточками, где дети записывают печатные буквы.
Параллельно в группе ведётся фронтальная работа у доски (с мелом) и с магнитной азбукой.
К доске дети всегда идут с большим желанием. К освоению нового материала приглашаю более "сильных" и для закрепления – "слабых" детей.
Физкульт пауза для отдыха и снятия напряжения. В основном, это короткие стишки, сопровождающиеся имитирующими движениями.
Эффективна игровая форма работы. Стараюсь сохранять развлекательный эмоциональный характер игр. Занятия включая всевозможные дидактические игры: словесные, подвижные, занимательные упражнения, игры по развитию речи. Большой интерес и увлечённость вызывает у детей командные соревнования. Воспитатель предлагает детям "поделиться "на две команды, придумать название каждой.
Вопросы задаются непременно каждый команде.
Какое слово начинается со звука "а"?
Утка – аист – индюк;
Осы – Ира – армия;
Уши – осень – ирис и т.д.
Или
Какое слово заканчивается звуком "а"?
Весна – беги – весело;
Ведро – столы – голова;
Пальто – коньки – часы и т.д.
Победители награждаются переводными картинками.
С не меньшим восторгом дети пытаются разгадать загадки, при этом выкладывают ответы в индивидуальных разрезных азбуках.
Поучительный но слаженно игра "поймай конец и продолжай".
В работе использую материалы: спецкурс "Обучение дошкольников грамоте", конспекты Д. Г. Шумаевой, сборник игр Ушаковой, журналы "Дошкольное воспитание".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_zvukovaya_kultura_rechi.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королев Московской области
«Детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко»
Консультация для родителей: «Звуковая культура речи».
Материалы для проведения индивидуальных и групповых бесед с родителями детей дошкольного возраста.
Воспитатель:
Алханишвили Г.В.
2016г.
Не умеющему читать ребёнку трудно осваивать сложную и объемную программу начальных классов. Особенно трудно приходится первокласснику. Комфортнее, себя чувствует уже умеющие читать дети, им легче освоить обучение.
Чтобы научиться читать необходимо достаточное время уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка.
"Читает тот, кто слышит звуки в слове……" ( Шапошникова)
Поэтому языковая дошкольная подготовка складывается из обучения детей звуковому анализу слов и как результат овладение первоначальным чтением.
В моей группе (5-6 лет) обучение звуковому анализу продолжалось в течение года.
В процессе обучения звуковому анализу у детей формируется представление о соотношении между звуками и буквами. Результаты тестирования (январь – май) Показывают, что дети не умеющие в сентябре читать, в мае до 85 % умеют читать не только слоги, слова, предложения, но и писать несложные слова под диктовку. Звуковой анализ оказал огромное влияние на подготовку к письму и позволяет предупреждать распространённые ошибки на пропуск, замену, вставку лишних букв. Все эти ошибки медленно изживаются при письме в начальных классах. По утверждению А. Венгера "…дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте…"
Но они быстро устают, поэтому используют игровые приемы не утомляющие и не напрягающие ребёнка.
Память и внимание деток очень неустойчивы, поэтому многократно возвращаюсь к уже знакомой теме для прочности знаний.
Учитывая особенности детей старшей группы занятия строю последующей схеме:
1. Закрепление материала, пройдённого на прошлом занятии. Использую индивидуальные карточки-звуки в различных упражнениях для закрепления понятий: гласные, согласные, твёрдые и мягкие. Звуки произносим индивидуально и в месте. На закрепление букв использую азбуку в картинках.
2. Переходим к работе в индивидуальных пособиях по развитию фонематического слуха детей, знакомству с новыми звуками, звуковыми схемами слов, слогами, буквами, составление звуковых моделей.
Слова в тетради даются в усложняющей последовательности от "простого к сложному". Здесь же представлены предметные картинки. В пособиях имеется материал для проведения графических работ. Дети будет контурные рисунки и заштриховать. Затем, по мере ознакомления с буквами, на страницах появляются строчки с клеточками, где дети записывают печатные буквы.
Параллельно в группе ведётся фронтальная работа у доски (с мелом) и с магнитной азбукой.
К доске дети всегда идут с большим желанием. К освоению нового материала приглашаю более "сильных" и для закрепления – "слабых" детей.
- Физкульт пауза для отдыха и снятия напряжения. В основном, это короткие стишки, сопровождающиеся имитирующими движениями.
- Эффективна игровая форма работы. Стараюсь сохранять развлекательный эмоциональный характер игр. Занятия включая всевозможные дидактические игры: словесные, подвижные, занимательные упражнения, игры по развитию речи. Большой интерес и увлечённость вызывает у детей командные соревнования. Воспитатель предлагает детям "поделиться "на две команды, придумать название каждой.
- Вопросы задаются непременно каждый команде.
Какое слово начинается со звука "а"?
Утка – аист – индюк;
Осы – Ира – армия;
Уши – осень – ирис и т.д.
Или
Какое слово заканчивается звуком "а"?
Весна – беги – весело;
Ведро – столы – голова;
Пальто – коньки – часы и т.д.
Победители награждаются переводными картинками.
С не меньшим восторгом дети пытаются разгадать загадки, при этом выкладывают ответы в индивидуальных разрезных азбуках.
Поучительный но слаженно игра "поймай конец и продолжай".
В работе использую материалы: спецкурс "Обучение дошкольников грамоте", конспекты Д. Г. Шумаевой, сборник игр Ушаковой, журналы "Дошкольное воспитание".