"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. * Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Д.Б.Шоу Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности так, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.Проектная работа начинается с 1 класса и становится системной. Проектно-исследовательский метод : добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных, прогнозирования результатов работы. а) частично-поисковый; используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования; б) поисковый; - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем. в) проблемный. проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения; Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов. Составление мини- проектов имеет место быть на уроках (на интеграционной основе),а во внеурочной деятельности мы работаем по социальному направлению «Я-исследователь» и патриотическому направлению «Следопыт». В статьях ( statya_1_klass.docx) , (statya_2_klass.docx) можно ознакомиться с моим опытом работы по этой технологии.Есть в (Приложении) видео и аудио сопровождение уроков , защиты ученических проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №90»

Тазиева Г. Ш.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся.

Основная цель проектной деятельности: создание  условий для развития , самовыражения, самореализации каждого ученика.

В 1-ом классе проекты носят прикладной характер, когда учащиеся своими руками создают свой продукт: поделки, рисунки.

На начальном этапе организации проектной деятельности в 1 классе учащиеся выполняли творческие работы (проекты) на уроках технологии: «Теремок» - аппликация оригами; коллективная работа «Лес зимой», где учащиеся применяли имеющиеся знания и информацию, навыки работы в парах и микро-группах.

 На уроках «Окружающего мира» дети выполняли следующие проекты: «ЗОЖ»- плакат, «Лекарственные растения»-выставку; составляли мини-книжки «Веселая Азбука».  Дети всегда могли ответить, где можно применить продукт проектной деятельности. Часть проектов были индивидуальные, но и была работа в группах. Долгосрочный социально-значимый проект! (ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Презентация)

«Земноводные», готовился с участием родителей.  Содержание работы на данном этапе - это создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий. Мотивационным стимулом   было письмо от лягушки о том, что все ее обижают. (ПРИЛОЖЕНИЕ  № 2.  ПИСЬМО  ) Ведь  только интерес движет желанием постигать новое, неизведанное, значит ребенок будет в поиске , будет обращаться к  опыту взрослых или родителей. Так происходит постановка учебной задачи.

 Группы формировались учителем с учетом умений, опыта общения и способностей речевой навыка для продуктивной работы. В каждой группе были сильные ученики-ответственные, которые работали над заданиями.

Организация работы над проектом.

1 Разделение класса на мини-группы.

2 Распределение обязанностей в группе.

3. Выбор ответственного группы.
Подготовительным этапом служило заполнение бланков с выбором подтемы проекта.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Бланк. Работа над проектом. )

При изучении темы «Мир растений» (1 класс) проектное задание было: поставить опыт по выращиванию растения. Для наблюдения использовали красную фасоль. Дети задумались, можно ли вырастить фасоль на окне ?. Выдвинули гипотезу: если при выращивании семян фасоли в комнатных условиях использовать определенные семена, соблюдать правила посадки и уход за растением, создать благоприятные условия для выращивания семян,то можно получить экологически чистый урожай .

Мы посадили фасоль на проращивание на подоконнике. Работая над данным проектом, нами был намечен следующий план работы:

·  выяснить, откуда родом фасоль и каковы его полезные свойства;

· собрать информацию по условиям выращивания;

· провести свои собственные наблюдения за их ростом.

Задачи проекта: расширение знаний учащихся о многообразии семян, изучение условий их выращивания   в комнатных условиях, формирование навыков наблюдения и экспериментирования в процессе поисково – познавательной деятельности.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

1 этап - «Погружение» в проблему. На этом этапе мы установили, что фасоль является самой полезной (обогащает азотом почву) культурой.

2 этап - Поисково-теоретический. На данном этапе мы изучали дополнительные источники и литературу о растении.

3 этап - Осуществление деятельности. На этом этапе провели практическую работу и наблюдения по выращиванию фасоли в комнатных условиях.

4 этап - Обобщающий. Результаты получения продукта. Общие рекомендации.

5 этап - Презентация.

Работа над проектом способствует формированию следующих общеучебных умений:

·  намечать цель, планировать ход работы, осуществлять самоконтроль, готовить рабочее место.

·  проводить анализ, обобщение, выделять главное, существенное.

·  усваивать информацию со слов.

·  высказываться устно в виде рассказа, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

В результате  проектно-исследовательской деятельности  формируются  способности:

-видеть проблему; анализировать ;

-ставить и удерживать цели;

-планировать свою деятельность ;

-проявлять инициативу при реализации идеи проекта;

-взаимодействовать в группе.

Проектная деятельность велась и на уроках математики. Например, проект «Волшебные цифры».

(Приложение №5 АУДИО запись ученицы С.Ю).

Работа над проектом завершалась ее защитой.

1.Презентация.

2. Устное сообщение.

3.Демонстрация продуктов проекта (плакаты, рисунки, поделки).

4 Ответы на вопросы одноклассников

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ  №1. Презентация к классному социально-значимому проекту в 1 классе

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2   ПИСЬМО  

http://pandia.ru/pics/portal/user/envelope.jpg

Здравствуйте, ребята! « Сама знаю, что не красавица.

Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону,

считают, что от меня бородавки, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Польза же от меня большая!

Ребята, помогите изменить        отношение ко мне!»

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.  Работа над проектом (бланк)

-  Фамилия, имя

-  Тема проекта (основного)

                    Тема  (по интересу)

-  Почему я начал работу над проектом?

-Где я буду искать ответ на вопрос?

-Кто мне может помочь?

-Куда я пойду за информацией?

- Какой продукт я хочу получить?

-  Что  я узнал в результате работы над проектом?

-Что нового я узнал, чему научился?
Мои впечатления от работы над проектом.  

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ №4     АУДИО запись. Защита проекта ученика 1 В класса С. Я.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5 АУДИО запись ученицы С. Ю.


Предварительный просмотр: