Описание инновационного опыта
Описание инновационного опыта учителя
Познай, где свет, - поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
А.Блок.
У литературы одна цель - помочь человеку,
дохнуть на него при чтении книги теплом и добром.
В.Распутин.
Тема педагогического опыта
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в учебной и внеурочной деятельности»
Актуальность опыта
Духовно-нравственное воспитание – одна из приоритетных целей воспитания и развития обучающихся в рамках ФГОС второго поколения. Это воспитание «является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования
В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека - это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения.
Я убеждена, что жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек, способный к сотрудничеству, предприимчивый, имеющий чувство ответственности, образованный, нравственный, готовый в любых жизненных ситуациях принимать решения
Ведущей педагогической идеей моего опыта является идея формирования духовно-нравственной культуры школьника
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА
Вопросы духовности, нравственности волновали людей во все времена. Нужно сказать и о том, что во все времена говорилось и о падении нравственности. Это доказывают произведения художественной литературы. Вспомним пушкинское «Духовной жаждою томим…» или Тютчева
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Как современно звучат эти строки. Мы и сейчас, в наши дни, наблюдаем безнравственность, духовный вакуум, пренебрежение к культурному наследию нации, к нашей истории, пошлость, вульгарность, низкую культуру. В наше время эти явления укоренились.
Жизнь поставила школу в такие условия, когда воспитание нравственности перешло на первостепенный уровень. В проекте «Новая программа развития школы» духовно-нравственному воспитанию придается особое значение: «Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы... Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы».
Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта опирается на основные положения системы Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека. В своем поиске творческого подхода к преподаванию уроков литературы использую основные концептуальные положения Е.Н.Ильина преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться человеком. «...Общение с книгой - это, прежде всего, общение с жизнью!» (Е.Н.Ильин).
Значительный вклад в раскрытие проблемы духовно-нравственного воспитания средствами художественной культуры и художественной литературы внесли работы таких учёных, как Г.И. Беленький, И.С. Збарский, В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюмова, Н.Я. Мещерякова, Т.Я. Шпикалова, Е.В. Шорохов и др.
Духовно-нравственное воспитание средствами литературы и родного языка рассматривается в трудах Д.С.Лихачёва, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Ю.Г.Круглова, Т.В.Ефимовой, В.Ю.Троицкого и др.
На основе данной базы мной разработаны поурочные планы-конспекты уроков, большое количество дидактического материала, проверочные и тестовые работы, планы-конспекты открытых уроков.
На базе нашей школы проводились семинары учителей русского языка, литературы, эрзянского языка по темам «Духовно –нравственное воспитание подрастающего поколения», «Основные направления урочной и внеурочной деятельности по русскому и эрзянскому языкам в рамках ФГОС»
Кроме того с докладом по данной теме выступала на ШМО учителей социально-гуманитарного цикла, на педсовете школы, на секции учителей русского языка и литературы в рамках августовской конференции учителей района
Технология опыта
След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников.
Моя цель как учителя заключается в том, чтобы защитить детей от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро на благо людей. Это задача решается прежде всего с помощью духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы.
Милосердие и сострадание - одна из важнейших тем русской литературы. Глубоко убеждена, что необходимо с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделять боль любого живого существа, будь то человек, птица или животное. Говорю ребятам, что, понимая тех, кто рядом с нами, помогая им и поддерживая, мы исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию. Надо только вовремя успеть помочь нуждающимся, и ты станешь лучше, чище, сердечнее:
Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло!-
Ведь все порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо - научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.
(А. Дементьев)
Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.
Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам:
Например, сказки, где всегда добро побеждает зло. Они учат нас тому, что хороший человек всегда на уровень выше злодея.
Былины. Былины воспитывают в детях чувство патриотизма. «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ». Странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет».
ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА (см. программа 7 класс). Вот некоторые высказывания: - ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь; - лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д.
Вот какие важные гуманные советы оставил Владимир Мономах молодому поколению.
И, конечно, при воспитании настоящего человека с большой буквы нельзя не обойтись без русской классики. Она бесценна, в ней нет ничего лишнего.
Например, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает настоящая русская девушка Татьяна Ларина –хранительница русских традиций. «Но я другому отдана и буду век ему верна» - это пример того как высоко Татьяна ценит такие понятия как честь, совесть, верность. Она готова пожертвовать своим чувством к Онегину, но не сможет причинить боль своему мужу.
У М. Ю. Лермонтова в произведении «Песня про купца Калашникова» главный герой защищает честь своей семьи, жены. Ради этого Калашников готов пожертвовать своей жизнью.
Эту же тему продолжает Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба» Силу характера русского человека мы видим у Лескова в «Очарованном страннике», у А.Толстого в «Русском характере», у М.Шолохова в «Судьбе
На примере этих произведений ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик русского человека.
Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций и моя роль как учителя заключается в том, что направить их мысли в нужное русло
Считаю, что цель уроков литературы заключается не только в изучении программных произведений, но и в познания законов Добра, Правды, Милосердия, Любви, Сострадания, Справедливости. Учить любви – вот моя цель. Уроки строятся по следующей схеме: слово – чувство – открытие.
Развитию и стимулированию интереса к изучению литературы в целом и к отдельным ее разделам способствует использование мной различных форм и типов уроков:
1. Лекция, игра, исследование, портрет, встреча, дискуссия, конкурс.
2.Литературная гостиная, уроки–размышления, урок–праздник, интегрированный урок, урок – путешествие, литературное кафе.
Содержание материала – текст произведения, затрагивающий вопрос человеческих взаимоотношений, - раскрываю на уроках через метод эвристической беседы, через организованный диспут, в который включаются все ученики, возникает даже литературное соревнование. Здесь используются все возможные средства для достижения поставленной на уроке цели. К таковым можно отнести подготовку учащимися рисунков, вопросов группе соперников, загадки, инсценировки из пьес. Всеми этими средствами активизирую мыслительную деятельность учащихся, готовя их к важному нравственному выводу: нельзя жить не по совести. Это чревато горькой расплатой. На таких уроках вижу, что даже самый не читающий ученик пытается мыслить, просматривает текст в поисках доказательства своего мнения.
Сколько замечательных произведений включено в программу этого курса литературы 5-7 классы, где говорится о сострадании, доброте, милосердии
Это «Заячьи лапы» К.Паустовского,
«Юшка» Платонова, «Кусака»Л.Андреева
А сколько добрых чувств вызвано при изучении произведений Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского», В.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Вопросы после изучения данных произведений:
- К чему призывают авторы этих произведений читателей?
(Быть добрыми, чуткими, отзывчивыми, милосердными)
Запишите слова, чувства, эмоции, которые пришли к вам, когда вы слушали эти строки.
• Милосердие
• Сострадание
• Сочувствие
• Ответственность
• Гуманность
Что есть добро и что есть зло?
Почему человек поступает так, а не иначе?
Чем объясняется тот или иной поступок?
Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?
Методические приемы и средства, используемые на уроках литературы:
Ассоциативный ряд по теме урока.
Тема. К.Паустовский «Телеграмма».
Главные слова: любовь к родителям, забота о пожилых людях, милосердие, сострадание, христианская любовь, внимание к ближним.
Составление синквейна
Тема. Произведения о Великой Отечественной войне.
Победа
Долгожданная, грандиозная
Воевали, сражались, победили
Подвиг и слава русского народа
Героизм
2.Обсуждаем – размышляем. Тема беседы: « О военном подвиге, любви к врагам своим, о духовной радости».
· Что значит защищать Отечество от врагов?
· В чем должна выражаться любовь к своим врагам?
· Что значит слово «миротворцы»?
· Существуют ли сегодня войска миротворцев?
· Какая разница между личным врагом и врагом Отечества?
Рубрика на уроке «Поэзия души».
· Чтение стихотворений духовно-нравственного содержания, размышление над поэтическим текстом.
Творческие задания по тексту:
- Выбери, какие качества могут украсить душу человека: радость, печаль, заботливость, ложь, честность, подозрительность, отчаяние, дружелюбие, надежда.
- Какими ценностями души ты можешь поделиться с окружающими: гордость, терпение, верность, нахальство, бескорыстие, осуждение, любовь, жадность, стыдливость, мужество?
- Распредели дела героя литературного произведения на группы: дела любви, дела мира, дела долготерпения, дела милости, дела смирения.
- Прочти стихотворение, скажи, какими добрыми делами стал известен герой?
- Выдели в тексте слова-обращения к собеседнику. Какие чувства они выражают? (вежливость, доброжелательность, воспитанность, благочестивость, уважительность),
- Выдели главные средства, которые могут противостоять проявлению зла в сердце человека (любовь, чистота, целомудрие, милостыня, честность, доброжелательность),
- Выбери, что в человеке несет свет и добро людям (красота лица, изящная форма носа, ум, доброта души, добрые дела, красивая одежда),
- Назови одно недоброе качество души, которое тебе не нравится больше других в этом герое (непослушание, лень, осуждение, злость, неуступчивость, нескромность, любопытство, неуважение старших, использование в разговоре грубых слов, ложь, воровство),
В старших классах в процессе самостоятельной творческой учебной деятельности очень эффективна проектная деятельность. Такая форма организации учебной работы способствует развитию у обучающихся исследовательских умений, аналитического мышления, формирует информационные, коммуникативные, социальные, информационные компетенции, связанные с умением учиться всю жизнь.
К деятельностным технологиям обучения, которые развивают коммуникативную компетенцию, относится и исследовательская деятельность учащихся.
Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества – это дети экранной информации, которая воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Поэтому если мы хотим, чтобы урок был интересен ученикам, а разговор в нравственных категориях был не формальным, а актуальным, необходимо проводить его на новом современном уровне. А это значит, что необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии обучения, благодаря которым можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее, услышать мастерское чтение любимых классических произведений, увидеть фрагмент кино и театральной экранизации.
На уроках русского языка все учителя-словесники обращают внимание на культуру речи, мы проводим внеклассные мероприятия на эту тему, предметные недели, занимательные беседы, учим любить родной язык, раскрываем его красоту, призываем беречь его. И на занятиях дети с нами соглашаются, даже иногда очень интересно высказываются по этому поводу. А после занятий они общаются друг с другом СМСками или в «аське», искажая слова, а то и просто смайликами, забыв, что сами говорили о необходимости сохранять культуру речи. И мы понимаем, что остановить это не можем, это - технический прогресс. Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь, заменяет живое общение. Вот еще одна проблема, возможно ли совместить общение через Интернет и сохранение норм речи.
Проблем много. Их надо решать. Обучая детей, надо самим учиться вместе с ними, показывать пример.
Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.
Анализ результативности
Внеурочная деятельность
С целью формирования духовно-нравственных ориентации следующие формы работы во внеурочной деятельности:
· школьные праздники (праздник знаний, праздник последнего звонка, , праздник первоучителей словенских Кирилла и Мефодия и др.); >'..
-школьные традиционные мероприятия (неделя русского языка и литературы, олимпиады, литературные викторины, вечера, поэтические часы и д.р.);
· народные праздники (Рождество, масленица, Пасха, Троица, Новый год и д.р.;
-традиционные акции (акция милосердия, акция «Российский патриот», акция «Живи и помни» и т.п.).
- выпуск газет, оформление стендов, буклетов, альбомов, презентаций
Были проведены внеклассные мероприятия,посвященные году литературы, такие как литературно-музыкальные композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова, С.Есенина, И.Бунину,Б.Пастернака, викторины по творчеству Шолохова, Андерсена, Пушкина, Блока, защита проектов по творчеству писателей-юбиляров, викторины, Результаты проведения таких уроков говорят о том, что в классе меняется атмосфера (положительная динамика), дети менее агрессивны, их не привлекает безнравственные поступки. Учащиеся по – новому открывают в себе такие качества, как доброта, уважение к старшим, любовь к родителям и окружающим людям, учатся видеть и ценить прекрасное.
Опытом своей работы делюсь на педагогических советах в учебном образовательном учреждении, на заседаниях методического объединения учителей, районных семинарах, на конференциях при МРИО во время прохождения курсов. Посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Составляю свое поурочное планирование, рабочие программы по предмету в соответствии со стандартом образования. Использую различные формы и методы проведения уроков. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, приобретаю методическую литературу.
Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь некоторых результатов:
Учащиеся принимают участие в разных конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Комиссарова Д.- победитель в течение ряда лет олимпиады по эрзянскому языку муниципального этапа, принимала участие в республиканском этапе, показала неплохой результат
Ерочкина А.- победитель олимпиады по эрзянскому языку муниципального этапа
Пантилейкина Л.-призер олимпиады по эрзянскому языку муниципального этапа
Егина А.- призер конкурса «Искусство слова» муниципального этапа, участник республиканского этапа
Потапкин О.-призер конкурса «Святыни земли Мордовской»
Морозкина Т.-участник конференции исследовательских работ, участник конкурса творческих работ, посвященных 70 летию Победы
Космачев С.- победитель конкурса чтецов школьного этапа по теме «Поэзия, опаленная войной»
Участие во Всероссийском конкурсе сочинений по литературе