Муниципальный конкурс "Учитель года - 2018"

Лукашина Маргарита Геннадьевна

Конкусное испытание "Я-учитель",

Цель: раскрытие мотивов выбора учительской профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.

Конкурсное задание "Методический семинар"

Цель: демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС), профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утверждённого приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – профессиональный стандарт «Педагог»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лукашина Маргарита Геннадьевна, учитель православнойкультуры МОУ «СОШ № 8» го Саранск

ЭССЕ  «Я – учитель»

Матушка, матушка! Не торопись научить

 детей-то по-французски и по-немецки,

а приготовь душу-то их прежде,

а прочее приложится потом

.

Преподобный Серафим Саровский

Начну своё повествование с того, что изначально я учитель немецкого языка. Но недостаток часов по предмету и отсутствие желания родителей, чтобы их дети изучали немецкий язык, привело меня совсем на другую педагогическую дорогу. Мне было предложено вести курс «Основы православной культуры». Как говорится: «Не было бы счастья, да несчастье помогло!» Я с удовольствием согласилась. Божий промысел?! Наверное. Нисколько не умаляю достоинство других школьных предметов, но точно знаю, что суффиксами и префиксами дверку в детскую душу не приоткроешь. Думала ли я когда-нибудь, почему я стала учителем? Сегодня мне кажется, что учителем я была всегда.

Кому же сейчас не заметен дисбаланс в современном образовании: чрезмерная нагрузка в интеллектуальном развитии при недостатке духовно-нравственного воспитания?! Сухая школьная мудрость нужна не для образования ума, сердца и изящного вкуса, а для приобретения средств к жизни. Серьёзный вопрос встаёт о формировании психического здоровья детей в условиях современности. О проблемах СМИ и их влиянии на детские души было сказано много. Экраны телевизора и компьютера, рекламы и мобильные телефоны, Интернет снабжают  подрастающее поколение зачастую непотребной информацией, которая влияет на формирование их личностных качеств. Искажённые образы распространяются даже на мультипликационные фильмы и игрушки. Происходит своего рода переворот в психике детей, они перестают различать добро и зло, подчас не имеют даже элементарных представлений что можно, а что нельзя, что хорошо, а что  плохо, так как не имеют духовных ориентиров.

И вот на помощь в светскую школу приходит курс ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики)! Какое же счастье, что такой предмет, как Основы православной культуры есть теперь в школьном расписании! Хрупкая надежда появилась у меня, что можно хоть на  сколько-нибудь изменить к лучшему удручающее положение в школьном социуме. Почему хрупкая? Да потому, что на предмет ОПК (Основы православной культуры) отводится ничтожно малое время, всего 1 час в неделю! Но и этот драгоценный час всё-таки даёт возможность помочь нашим чадам заглянуть в себя, думать, искать ответы на жизненно важные вопросы. Ведь даже в самом отъявленном озорнике можно и нужно найти что-то доброе.

Крайне важно заметить, что решающее воздействие на становление личности ребёнка оказывает, конечно, семья. Не случайно во времена православной педагогики наблюдался семейный характер школы. Родители понимали, что они будут держать ответ за своих детей перед Богом. В наше время большинство родителей перекладывают ответственность за воспитание своих детей на школьных педагогов. К сожалению, подобные родители не осознают, что без их помощи и поддержки, нам учителям, очень трудно, а подчас и невозможно исправить погрешности семейного воспитания, а порой и его отсутствия. Индифферентность родителей стала, на мой взгляд, непосильной ношей даже для тех педагогов, которые всеми силами стараются оказать положительное влияние на нравственность ребёнка.

Сейчас я наблюдаю поразительное явление: большинство русских детей являются крещёнными, но не имеют никакого представления о вере, у них отсутствуют даже базовые понятия православной культуры. Объяснить подобный феномен могу только отсутствием знаний у родителей.

Народ, бывший истинно верующим, утерял всякое представление о своём главном духовном богатстве. Можно сделать вывод, что преемственность русских традиций в светской школе абсолютно нарушена, то есть последние поколения не знают своего наследия, оно сохраняется только благодаря существованию православных школ, церквей и монастырей. (Приложение 1)

Обращение к курсу православной культуры, это для меня возможность личностного и профессионального роста. Это возможность прикоснуться к совершенно другому материалу. По крупицам многие годы я собирала коллекцию художественных, исторических и мультипликационных фильмов с духовной основой для детей. И, конечно, книги, книги, книги… О  Христе, Апостолах, Святых…

Большинство русских поэтов, писателей, учёных, философов ясно осознавали, что для людей, не знакомых с основами православной культуры, трудно понять русскую культуру и русского человека с его христианским мировоззрением, часто находящимся на подсознательном уровне. Евангелие, Библия и православное вероисповедание является главной основой и сущностью русской культуры,  без которой невозможно глубоко и полно воспринимать произведения русских писателей - Пушкина, Достоевского, Лескова, Гоголя, Лермонтова и других- незнающими Библию воспринимаются поверхностно и обеднённо. Сам же А.С. Пушкин писал: « Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания,…потому что в нём находишь всю человеческую жизнь…Библия всемирна».

Являясь профессиональным музыкантом, приобщаю своих воспитанников к слушанию и пониманию духовной музыки, которая, как известно, обладает мощными нравственными ресурсами и воздействует на детское подсознание. Я глубоко уверена, что многие произведения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и других великих композиторов не могут быть постигнуты во всей глубине смысла и художественной выразительности, если не опираться на библейскую основу первоисточника. Также и великие произведения художников Александра Иванова «Явление Христа народу» и Василия Поленова «Христос и грешница» малопонятны без знания и осмысления Евангелия.

Я полагаю, что понимание аутентичных русских текстов и произведений искусства невозможно без понимания влияния Православия на сознание художников и писателей. Это очень важно учитывать при изучении курса «Основы православной культуры», особенно в культурологическом  аспекте.

Моя работа в школе не предполагает выставления оценок в журнале, она направлена на решение более важной задачи - научить каждого ребёнка самостоятельно оценивать свои поступки, своё поведение и принимать жизненно важные решения в соответствии со своей совестью. И как бывает радостно слышать, когда твои ученики рассказывают, как они спасли бездомного котёнка, накормили брошенного щенка, помогли незнакомой бабушке перейти в гололёд через дорогу, что они не хотят больше осквернять свой язык нехорошими словами, ссориться с одноклассниками. Не всегда всё получается, не всегда всё так, как хотелось бы, но я вижу, как они совершают над собой усилия, чтобы  стать лучше.

Каждый урок начинается с новых вопросов, их заинтересованных взглядов, с желания поделиться своим мнением, рассказать какую-то историю. А значит нужно идти дальше: учить их и учиться у них...

После школы, все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело - этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.

Недаром говорят, что англичане видят мир как фабрику, французы как салон, немцы как казарму, а русские как храм. Так давайте же научим наших детей видеть этот храм! И поможет нам  в этом изучение предмета «Основы православной культуры».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК МУ «ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» Муниципальный конкурс «Учитель года - 2018» Конкурсное задание «Методический семинар» Учитель православной культуры МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 8» Лукашина Маргарита Геннадьевна «Основы православной культуры - шанс детей стать нравственными и духовно богатыми»

Слайд 2

«Теперь, когда мы научились плавать под водой, как рыбы, летать в небе, как птицы, пора бы научиться жить на земле как люди». Б. Шоу

Слайд 3

Цель - показать значимость и необходимость введения учебного предмета «Основы православной культуры» в учебную общеобразовательную практику России», представление своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. Предмет - воспитательные возможности православия на примере учебного предмета «Основы православной культуры». Задачи : рассмотреть понятие религиозного воспитания в системе социального воспитания; изучить содержание учебного предмета и его учебно-методическое обеспечение; показать методические приемы, используемые на уроках «Основы православной культуры»; проанализировать практическую реализацию учебного предмета на примере исследований учащихся МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск, выявить воспитательные возможности учебного предмета. Методы: анализ научной литературы; обработка полученных результатов опроса и анкет. Актуальность - вопрос духовно - нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом

Слайд 4

Религиозное воспитание в системе социального воспитания Религиозное воспитание -это воспитательная система, основанная на догматах какой-либо одной конкретной религии. Религия способствует : сдерживанию страстей дает смысл жизни и делам гармонизирует бытие нравственно направляет Социальное воспитание -составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развития личности. Формы социального воспитания: - семейное - религиозное (конфессионально - социальное Социальное воспитание - главный стратег формирования ценностных ориентаций молодого поколения со стороны государства и общества.

Слайд 5

Содержание и учебно - методическое обеспечение учебного предмета «Основы православной культуры» Основы православной культуры ( ОПК) –учебный предмет, включенный Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу средней общеобразовательной школы в качестве федерального образовательного компонента с 1 сентября 2012 года во всех регионах России Заявленная цель предмета – ознакомить школьников с историей , культурой и основными ценностями православного христианства Учебно - методическое обеспечение уроков « Основы православной культуры к учебнику, написанному кандидатом философских наук, профессором Андреем Кураевым

Слайд 6

Методы проведения урока Метод моральных дилемм и дискуссий заставляет учащихся сделать выбор в реальных жизненных ситуациях; Эвристические методы – позволяющие делать акцент на творческой активности обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим; Исследовательский метод – организация обучения, при котором учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее; Проектирование – особый вид деятельности, в результате которой школьники создают конечный продукт их собственного творчества; Кейс-метод – метод конкретных ситуаций, активного проблемного анализа ситуации, путем решения конкретных задач (решение кейсов); Проблемное обучение – важное основание для активной мыслительной деятельности учащихся. Регулярное включение в учебный процесс развивающих творческих заданий, приучает к ним детей и поддерживает их активность; Применение ИКТ дает возможность совершать путешествия во времени, сравнивать церковное искусство разных эпох; Мультимедийные технологии также предоставляют возможность прослушивания церковных песнопений, звонов колоколов, таким образом, обеспечивая интеграцию с уроком музыки.

Слайд 7

Виды, приемы, методики, техники Дидактические игры; Действия по инструкции; Выработка коллективных решений; Доказательства и аргументация точек зрения; Анализ ситуаций; Решение конфликтных ситуаций; Работа с иллюстративным материалом; Практические работы; Разработка проектов; Создание текстов; Тематические дискуссии; Пресс – конференции; Работа с притчами.

Слайд 8

Реализация учебного курса «ОПК» в условиях МОУ « СОШ №8» г. о. Саранск Формы организации духовно- нравственного воспитания: Интегрированные уроки : - ОПК и литература - ОПК и изобразительное искусство ОПК и музыка Формы работ: приемы графической систематизации материала: составление синквейнов, кластера, кроссвордов работа с детской Библией ролевая игра «Вопрос священнику» поиск информации «Мудрость наших предков: пословицы и поговорки о человеческих пороках»

Слайд 9

Приложение №1 Составление синквейнов Душа Богатая, чистая Болит, помогает, чувствует Человек должен заботиться о своей душе Внутренний мир Храм Красивый, православный Спасает, помогает, утешает Богу Ангел Добрый, легк ий Хранит, спасает, помогает Ангел хранит людей Жизнь

Слайд 10

Приложение №2 Работа учащихся 5-6 классов с детской Библией (домашнее задание) Задание: Найдите библейские изречения, которые мы часто употребляем в повседневности, не подозревая, что они пришли к нам из Библии. Раскройте смысл этих изречений.

Слайд 11

С кем поведешься, от того и наберешься Всему свое время Во главе угла Заблудшая овца Всякой твари по паре Камень преткновения Козел отпущения Корень зла Манна небесная Притча во языцех Умывать руки Не ведают, что творят Метать бисер Не от мира сего Труба Иерехонская Нести свой крест Соль земли Суета сует Хранить как зеницу ока Посыпать голову пеплом

Слайд 12

Приложение №3 Вопросы детей священнику 1. Что такое благословение священника? 2. Я часто ссорюсь и дерусь со своей сестрой, как избавиться от такой напасти? 3. Я никак не могу избавиться от того, чтобы не говорить плохие слова. Скажите, что мне делать? 4. Зачем люди крестятся? 5. Что такое вера в Бога? 6. Кто такие Ангелы? 7. Кто создал Бога? 8. Где живет Бог? 9. Правда ли, что существовали динозавры? 10. Какое животное появилось первым на земле? 11. Есть ли у животного душа? 12. Почему на Рождество ставят елки? 13. Можно ли освящать телевизор, магнитофон? 14. Можно ли читать фантастику? 15. Как надо поступать, когда на тебя обижаются?

Слайд 13

Приложение № 4 Поиск информации учащихся 5-6 классов « Мудрость наших предков: пословицы и поговорки о человеческих пороках » О лени: Спать долго - жить с долгом. Сонливый да ленивый два родных брата. Ленивый сидя спит, а лежа работает. Лежебоке и солнце не в пору восходит. Лень без соли хлебает. О трусости: Трусостью от врага не оборонишься. Храбр трус за печью. Трус и таракана принимает за великана. Труса лечи опасностью. Всякий трус о храбрости беседует.

Слайд 14

Анализ и полученные результаты практической реализации курса «Основы православной культуры» в условиях МОУ «СОШ №8» г. о. Саранск. Результаты опроса учащихся 5-6 классов Цель опроса - выяснить отношение учащихся и родителей к предмету «Основы православной культуры »

Слайд 15

Таблица 1. Результат опроса учащихся № Вопрос Нравится ли Вам курс «Основы православной культуры»? Количество учащихся в классе Итого 5а 5б 5в 6а 6б 6в 27 25 28 26 22 25 153 Ответы 1 Да 89% 93% 92% 91% 97% 89% 91,8% 2 Нет 1% 4% 6% 4% 1% 1% 2,8% 3 Пока не определился, мало знаю 4% 1% 2% 1% 2% 2% 2% 4 Мне все равно 6% 2% 0% 4% 0% 8% 3,4%

Слайд 16

Таблица 2. № Вопрос Что нравится на уроках курса «Основы православной культуры»? Количество учащихся в классе Итого 5а 5б 5в 6а 6б 6в 27 25 28 26 22 25 153 Ответы 1 Экскурсии и поездки 50% 43% 50% 53% 56% 51% 50,5% 2 Нравится учитель 10% 19% 13% 12% 10% 19% 13,8% 3 Дискуссии и обсуждения на уроке 3% 2% 3% 52% 3% 1% 2,8% 4 Хорошая атмосфера на уроке 7% 10% 8% 10% 10% 7% 8,7% 5 Просмотр фильмов 10% 5% 7% 5% 7% 7% 6,8% 6 Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, выставках 3% 2% 4% 3% 3% 5% 3,3% 7 Изучение народных традиций и православных праздников 3% 3% 5% 2% 1% 1% 2,5% 8 Познание духовных ценностей 3% 2% 3% 3% 2% 2% 2,5% 9 После урока хорошее настроение 3% 5% 5% 7% 5% 3% 4,7% 10 Ничего 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 11 На уроке не ставят оценок 7% 7% 1% 2% 2% 2% 3,5% 12 Тема о сотворении мира 1% 2% 1% 3% 1% 2% 0,9%

Слайд 17

Таблица 3 № Вопрос Интересуются ли дома родители изучаемыми темами? Количество учащихся в классе Итого 5а 5б 5в 6а 6б 6в 27 25 28 26 22 25 153 Ответы 1 Да 73% 75% 80% 79% 83% 85% 79,2% 2 Нет 27% 25% 20% 21% 17% 15% 20,8%

Слайд 18

Таблица 4 № Вопрос Помогают ли знания по курсу «Основы православной культуры» в изучении других предметов? Количество учащихся в классе Итого 5а 5б 5в 6а 6б 6в 27 25 28 26 22 25 153 Ответы 1 Да 95% 93% 97% 95% 87% 91% 93% 2 Нет 2% 3% 1% 2% 3% 1% 2% 3 Затрудняюсь ответить 3% 4% 2% 3% 10% 8% 5%

Слайд 19

Результат опроса родителей учащихся 5-6 классов Таблица 1 № Вопрос Осведомленность родителей о курсе «Основы православной культуры»? Количество родителей в классе Итого 5а 5б 5в 6а 6б 6в 32 35 36 37 31 39 210 Ответы 1 Да 94% 96% 95% 94% 97% 96% 95,3% 2 Впервые слышу 1% 2% 1% 1% 0% 2% 1,2% 3 Затрудняюсь ответить 3% 1% 2% 2% 1% 1% 1,7 % 4 Я не интересуюсь тем, что происходит в школе 2% 1% 2% 3% 2% 1% 1,8%

Слайд 20

Таблица 2 № Вопрос Хотели бы Вы, чтобы ваши дети изучали курс «Основы православной культуры»? Количество родителей в классе Итого 5а 5б 5в 6а 6б 6в 32 35 36 37 31 39 210 Ответы 1 Да 98% 99% 98% 99% 99% 99% 98,6% 2 Пока не определился, мало знаю 2% 1% 2% 1% 1% 1% 1,4% 3 Нет 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 4 Мне все равно 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0%

Слайд 21

Выводы Большинство учащихся, изучающих предмет «Основы православной культуры», позитивно относятся к содержанию и методам преподавания этого предмета. По мнению родителей и учащихся предмет «Основы православной культуры» в школе может вести как светский учитель, так и православный священник. Приоритетные направления работы: экскурсии по святым местам, дискуссии. Для учащихся необходимо создавать возможность участия в конкурсах, выставках, конференциях. В организации и проведении уроков необходимо использовать аудио, видео и компьютерную технику. На уроках применяются разнообразные формы работ: составление синквейнов, работа с детской Библией, ролевая игра « Вопрос священнику», поиск информации « Мудрость наших предков: пословицы и поговорки о человеческих пороках» Важно, чтобы в школе был кабинет «Основ православной культуры». Учащиеся считают, что знания, полученные на уроках «Основ православной культуры», помогают в изучении других предметов обязательной школьной программы. Для успешного преподавания «ОПК» важна позиция и личные качества учителя.

Слайд 22

Спасибо за внимание!!!