Мои выступления
Выступления на педагогических советах, заседаниях методического объединения, семинарах. конференциях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komfortnyy_mikroklimat.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Комфортный микроклимат на уроке как условие для самореализации учащихся в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната 6 вида
Выступление на педагогическом совете
На основе чего я выстраиваю взаимоотношения с учащимися? Думаю: на основе сотрудничества, которое опирается на уважение и соблюдение прав ученика. При этом всегда держу дистанцию между собой и учениками. Границ не перехожу. Я выполняю заказ государства и родителей. Моя жизнь – это моя жизнь, а жизнь моих учеников - это их жизнь. Вхожу в личную жизнь детей ровно настолько, насколько они меня в неё впускают. В закрытую дверь не ломлюсь и хитростью не вхожу, приоткроют – загляну, нет – пинком открывать не буду. Учитель должен быть тактичным, деликатным. Стараюсь не превратиться в зануду, учить, а не поучать. Когда- то прочитала строчки Бориса Слуцкого и запомнила:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычет, журчит…
Стараюсь входить на урок с хорошим настроением, с улыбкой. Этому меня обязывает моя работа. Дети не должны чувствовать моё дурное расположение духа, ведь всё самое важное и главное для школьника совершается на уроке и учитель в этом занимает не малое место.
Считаю, что на уроке каждый ребёнок должен чувствовать себя комфортно, уверенно; более того, ощущать не идущую от учителя опасность, а поддержку, помощь и укрепление. И учитель, и ученики должны получать удовольствие от общения на уроке. Обычно у меня на уроке нет обиженных, хотя хороших оценок немного. Тем не менее, надеюсь, что ученики считают меня справедливым учителем. Это высокое звание, по определению Добролюбова, «Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы глазами учеников» Хотелось бы соответствовать. Доставляет удовольствие, когда вижу свободных, раскованных, радостных учеников . Для этого создаю ситуацию успеха, условия для самоутверждения ребёнка с учётом его сильных сторон или хотя бы возможностей. Допустим, слышу на уроке о ком-либо из учащихся: « Да он ничего не знает, у него 5 ошибок в одном слове!» Всегда ищу возможность показать классу, что не всё так плохо. Предложу такое задание, что слабый ученик на глазах всего класса задание выполнит, чем удивит всех. На уроках не насмехаюсь, не высмеиваю учеников. Бывает, что посмеёмся над нелепым словом, предложением. Но если автор не хочет, чтобы зачитывала его работу, не буду. Но на уроке литературы при изучении юмористических произведений обязательно отмечаю, что человек с чувством юмора умеет посмеяться над собой. Так постепенно учу детей менее болезненно относиться к неудачам, а к чему-то и с юмором, тем более, что всегда позволяю исправить, переделать задание. Если же случайно обижу ребёнка – извинюсь. Не стесняюсь извиниться и признать свою ошибку. Но здесь нельзя переборщить, а то можно и потерять уважение к себе как педагогу.
Если ученик не хочет выходить к доске, стесняется, не настаиваю, но потом посмотрю, как он сделал работу. Скажу: Видишь, ты знал. Сегодня у тебя сорвалась четвёрка или пятёрка, не упусти в следующий раз. Если ученик раздражён, давить на него не буду, подожду, пока остынет, потом он сам подойдёт, извинится и всё сделает. Ещё и благодарен будет. Если есть необходимость поговорить, посидим, во всём разберёмся: и в отношениях, и в задании. На уроке не заостряю внимание на плохо выполненной работе, делаю выводы, в первую очередь, для себя. И предложу ученику определить, что он не знает и что ему повторить. Учту при даче домашнего задания.
Формирую уверенность, веру в свои силы. 11 класс часто спрашивает: Мы сдадим ЕГЭ? Отвечаю: Конечно, если будете заниматься. При выполнении тестов показываю: Этот материал повторили и с тестом справились, а это не повторили – результат плохой. Вывод сделайте сами.
На детей никогда не кричу. Это унижает ребёнка, но ещё больше учителя. Я на это права не имею.
Когда приходят ко мне пятиклассники, очень осторожно ищу пути к каждому. Допустим, кому-то нравится. когда с ним советуются, спрашиваю мнение, подчёркиваю, что он знает ответ. Имею в ходу фразы: Ты не возражаешь, если ты не против, как думаешь, твоё мнение. Считаюсь со мнением, желанием ребёнка и одновременно даю право выбора и учу брать ответственность за выбор на себя.
Никогда не заигрываю с учениками: Ты моя рыбонька, мой цветочек. Но знаю, кого нужно иногда приласкать. Стоит такому ребёнку сказать: Ты моя ягодка да ещё по голове погладить, и он мой, изо всех сил будет стараться.
Но не всегда можно и нужно решать всё лишь лаской. Если необходимо настоять на своём, настаиваю, но при этом аргументирую. Например, говорю: Не я так хочу, а Закон об образовании требует от меня и от вас. А законы нужно выполнять. Заканчиваю урок словами одобрения, но в соответствии с участием каждого ребёнка. Прекращаю урок со звонком, уважаю время детей для отдыха.