Разработка урока
На этом уроке запланировано изучение новой темы "Корень" "Однокоренные слова". Для закрепления изученной темы использованы дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnokorennye_slova.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
Тема урока: Состав слова. Корень.
Цель урока: Ознакомить с признаками однокоренных (родственных) слов;
Развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;
Учить выделять общую часть родственных слов;
Повторить правописание предлогов.
Оборудование: таблицы, карточки, слайды по темам.
Ход урока.
1.Организационная часть. Приветствие.
- Сегодня к нам на урок пришли гости, учителя. Поздороваемся с гостями.
-Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, гости дорогие!
Вас приветствует 3б класс.
2. Проверка домашнего задания.
Раздача индивидуальных карточек.
Выполнение задания с классом: читайте рассказ о своём селе, найдите слова с предлогами.
Наше село Суг-Аксы стоит у реки Хемчик.В реке есть щука, окунь, лещ, хариус.
В наших лесах растут ягоды и грибы. За рекой лежит красивая поляна. На поляне растут цветы.
( у реки, в реке, в лесах, за рекой, на поляне)
-Вы любите своё село?
-Вы любите нашу реку Хемчик?
-Что вы любите делать на берегу Хемчика?( плавать, загорать, ловить рыбу, собирать ягоды и грибы)
Слайд №1. Впишите предлоги . ( можно устно)
Пришел … школу, вышел … школы.
Вышел …улицу, пришел … улицы.
Дошли … леса, подошел … столу.
Стоял … подъезда, спел … другом.
Вывод:
- Какие предлоги вписали?
Слайд № 2. Обведи в кружок предлог , который надо вставить в данное словосочетание.
Пришла ( к, до) сестре. Плывут ( по, на ) небу. Прибежал ( к ,по) финишу. Жил (у, в ) городе. Работал (на, в ) заводе. Летят ( над , по) городом.
Слайд №3. Игра « Кто внимательней ? »
-Прочитайте. Что вы заметили? ( Предлоги написаны не верно)
- Исправьте ошибки.
Рыхлый снег темнеет вмарте
Тают льдинки наокне
Зайчик бегает попарте
И покарте настене
-Это веселое стихотворение Самуила Маршака.
Вывод: Предлоги читаем слитно , а пишем раздельно.
Физминутка
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег
И на елке снег, снег
И под елкой снег, снег
- А под елкой спит медведь
- Тише! Тише! Не буди!
Сядь на место, не шуми.
-Скажите , ребята, какие предлоги вы заметили в словах физминутки ?
(на, под,) и они повторяются.
Слайд №4. Новая тема.
Отгадаем кроссворд, узнаем нашу тему.
1 … ловит мышей / кот/
2. У Деда Мороза … . /борода/
3. На елке висели … разноцветные. /шары /
4. Хемчик – это … / река или озеро/
5. На уроке музыки мы учили … /ноты/
6 На уроке рисования рисуем на … /альбоме/
Мы узнали нашу тему, получая слово « Корень»
1. Составление рассказа по сюжетной картине « Зима»
Составим рассказ, чтобы в каждом предложении было слово с корнем –снег-
Повторить можно , если в другом предложении оно имеет иное значение.
Снег идёт.
Тихо падают снежинки. Мягкий снежок покрывает крыши , деревья , землю. Во дворе дети играли в снежки. Рядом бегает пёс Снежок. Малыши играют и лепят снеговика. По улице проехали снегоочистители.
Словарная работа . Снегоочистители- машины, которые убирают снег.
На доске записать родственные слова.
Снежинки, снежок , в снежки, снеговика, снегоочистители. Подчеркните общую часть этих слов.
Вывод: Это родственные слова. Они близки по значению и имеет общую часть. Общая часть родственных слов называется корнем. Еще их называют однокоренными словами.
2. Слайд№5. Чужак.
Словарная работа. Чужак- чужой человек
по камушкам – по камням
пожаловал – пришел
приметила – увидела
идти прочь – просила уйти
Собрались у старухи Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей , сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак. Где ему родственников искать?
-Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? ( Водитель. Это слово имеет другое значение )
-Почему гости не сразу приметили чужака? ( В этом слове корень тоже – вод)
-Составьте список родственников Воды и допишите тех , кто не пришел к ней в гости на этот раз. Выделите корень.
( Вода, водица, подводник, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, водяной, водный ).
Слайд №6. Закрепление.
1. Самостоятельная работа.
Так же как , и у кустов
Корень слова есть у слов.
Будь внимательным к словам ,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Летчик, самолет, полет.
Сад, посадка, посадил.
Трудовой , трудись, труды.
2. Игра « Угадай-ка »
Машина-…..ист рыба- …..ак
Море-…..як баян-….ист
Скрипка-……ач трактор-……ист
-Найдите корень в паре слов.
Слайд №7
3. Игра « Найди лишнее слово » в тройке слов.
Белка, беленький, белить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок (лоскут- быжынды)
Горный, горка, городок
Пёс, песочный, песок
Моряки, морской, моржи
Холод, холмик, холодок
Семя, семечко, семья
Вдруг, подруга, друзья
( Работу можно провести по вариантам , дети находят лишнее слово)
4. Игра « Одень корень». Кто побольше найдет однокоренные слова к данным корням.
хлеб ( …, …, …, …, ) гриб ( …, …, …, )
чай ( …, …, …) школа ( …, …, …)
мышь ( …, …, …) свет ( …, …, …)
боль (…, …, …, ) ель ( …, …, …)
Слайд №8 Игра « Угадай слово». Кроссворды.
Корень БЕГ ------ 1. Спортсмен, занимающийся бегом.
2. Слово, обозначающее действие с этим корнем.
3. Дорожка для бега
( бегун, бегать, беговая )
Корень ЗВОН------ 1.Предмет, издающий звон.
2. Слово, обозначающее признак, с корнем – звон-
3. Издавать звон
( звонок, звонкий, звонить)
Слайд №9. Игра « Догадайся ». Даны концовки слов. По концовке найдем корень.
_____ик, _____ушка, _______инный. ( корень – стар- )
______ло, ______лый, ______лячок . ( корень – свет- )
Домашнее задание:
Запишите однокоренные слова группами, выделяйте корень.
Гриб, береза, грибник, березонька, грибница, подберезовик, березка.
Итог урока.
Выставление оценок.
Рефлекция.
-Какое у Вас настроение? Чтобы оно было еще лучше, давайте соберем букет цветов.
-Если вы считаете, что работали «очень хорошо» – красный цветок, а если «хорошо, но не очень » - желтый, если что-то немного не получилось – синий цветок.
( Все цветы помещаются на доску ).
- Так как же мы сегодня работали все вместе ? Каких цветов больше? Молодцы !