Презентация по теме "Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса"
Руководитель проекта:
Заведующий Сердукова Любовь Анастасьевна
Авторский коллектив:
Старший воспитатель Черкашина Ирина Александровна
Учитель-логопед Казова Наталья Анатольевна
Учитель-логопед Онегова Татьяна Леонидовна
Музыкальный руководитель Мадан Марина Алексеевна
Инструктор по физической культуре Романова Елена Владимировна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.02 МБ |
выступление к презентации | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса Авторский коллектив: Черкашина Ирина Александровна – ст. воспитатель Казова Наталья Анатольевна - учитель-логопед Онегова Татьяна Леонидовна – учитель-логопед Мадан Марина Алексеевна – муз. руководитель Романова Елена Владимировна – инструктор по физ. культуре Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах компенсирующей направленности Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Основа для организации системы мониторинга в ДОУ Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» ФГТ: «…Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы…»
Определение мониторинга для компенсирующих групп ДОУ Мониторинг – система мероприятий, позволяющих точно и объективно оценить уровень и динамику достижений детей с ОВЗ в коррекционно-речевом, интегративно-личностном развитии и их успешности в освоении основной образовательной программы и её коррекционного раздела
Цели мониторинга Получение, анализ и оценка точных и объективных данных о всестороннем развитии детей с ОВЗ Комплексная оценка уровня и динамики развития детей с ОВЗ Выявление особых образовательных потребностей детей с ТНР Индивидуализация коррекционно-образовательного маршрута для обеспечения всестороннего развития детей с ОВЗ Осуществление взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном процессе Повышение эффективности коррекционного образовательно-воспитательного процесса Оценка выбранных коррекционных и образовательных программ развития для детей с ОВЗ
Принципы осуществления системы мониторинга Научности (учет закономерностей развития ребенка, использование научно-обоснованных методов и форм мониторинга) Непрерывности и цикличности (постоянная оценка достижения детьми планируемых результатов освоения ООП и её коррекционного раздела, периодичность проведения) Гуманизации (уважение к личности ребенка, его интересам, правам) Коллегиальности (взаимодействие в проведении и обсуждении результатов мониторинга всех педагогов и специалистов ДОУ)
Задачи администрации по реализации системы мониторинга в ДОУ Обеспечение профессиональной готовности педагогов и специалистов к проведению системы мониторинга в группах для детей с ОВЗ Организация постоянного взаимодействия воспитателей и специалистов на всех этапах реализации системы мониторинга
Модель системы мониторинга ДОУ Объективность Точность Целесообразность Доступность Комплексная оценка Сроки и время проведения Педагоги Области Методическое обеспечение Методы обследования Критерии и система оценки Форма учёта, обработки и анализа информации Использование результатов
Модель взаимодействия специалистов в системе мониторинга ПЕДАГОГИ СРОКИ И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЛАСТИ С е н т я б р ь М а й Учитель-логопед Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Все компоненты речевого развития Освоение образовательных областей Музыкальное развитие Физическое развитие И н т е г р а т и в н ы е к а ч е с т в а
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ А.М. Быховская, Н.А. Казова «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР». СПб. ООО «Издательство Детство-Пресс» 2012 Ю.А. Афонькина «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования», Волгоград: Учитель, 2012 Авторская методическая разработка музыкального руководителя ДОУ № 17 Мадан М.А. «Мониторинг музыкальных способностей детей от 4 до 7 лет» Авторская методическая разработка инструктора по физической культуре ДОУ № 17 Романовой Е.В. «Мониторинг физической подготовленности детей от 4-7 лет» МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ Низкоформализованные и Высокоформализованные
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КРИТЕРИИ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ ФОРМА УЧЁТА, ОБРАБОТКИ И АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ 4-х б а л ь н а я с и с т е м а о ц е н к и о т 0 д о 3 б а л л о в % с о о т н о ш е н и е У р о в е н ь р а з в и т и я р е б ё н к а С в о д н а я д и а г н о с т и ч е с к а я т а б л и ц а П р и в ы б о р е п р о г р а м м, м е т о д и к, т е х н о л о г и й П р и п л а н и р о в а н и и, к о м п л е к т о в а н и и п о д г р у п п П р и с о с т а в л е н и и а н а л и т и ч е с к и х с п р а в о к Речевые карты Диагностические таблицы Диагностические таблицы Диагностические таблицы Диагностические таблицы
Определение периодичности и сроков мониторинга ФГТ: «Периодичность мониторинга должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей…» СЕНТЯБРЬ Первичный мониторинг МАЙ Заключительный мониторинг ЯНВАРЬ Промежуточный ПМПк подготовительный диагностический аналитический итоговый анализ, оценка диагностический взаимодействие с детьми взаимодействие специалистов
Участники мониторинга Старший воспитатель Учитель-логопед Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Медицинский работник (врач) ФГТ: « … комплексное коррекционное сопровождение детей с ОВЗ включает психолого-медико-педагогическое обследование детей в целью выявления их особых образовательных потребностей…»
Области мониторинга МЕДИЦИНСКИЙ работник Здоровье детей МУЗЫКАЛЬНЫЙ руководитель Музыкальное развитие ИНСТРУКТОР по физической культуре Физическое развитие ВОСПИТАТЕЛЬ Освоение Образовательных областей ЛОГОПЕД Все компоненты речевого развития интегративные качества ст. воспитатель
ФГТ: « Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами воспитания и обучения детей»
Методическое обеспечение мониторинга логопеда
Методическое обеспечение мониторинга воспитателя
Методическое обеспечение мониторинга музыкального руководителя Авторская методическая разработка музыкального руководителя ДОУ № 17 Мадан М.А. «Мониторинг музыкальных способностей детей от 4 до 7 лет»
Методическое обеспечение мониторинга инструктора по физической культуре Авторская методическая разработка инструктора по физической культуре ДОУ № 17 Романовой Е.В. «Мониторинг физической подготовленности детей от 4-7 лет»
Методы Низко формализованные наблюдение беседа опрос (анкетирование родителей) изучение продуктивной деятельности задания Высоко формализованные тесты пробы аппаратурные методы ФГТ: «Обязательным является сочетание низко формализованных и высоко формализованных методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных»
Критерии оценки 0 баллов – Ребёнок не имеет представлений по указанному показателю развития 1 балл –Ребёнок имеет бессистемные, плохо усвоенные, неточные и неполные представления по указанному показателю развития 2 балла – Ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями, недостаточно полные представления по указанному показателю развития 3 балла – Ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному показателю развития
Определение уровня развития Математические действия Сумма баллов по всем показателям развития Определение процентного соотношения 3. Определение уровня развития
Определения процентного соотношения Итоговая сумма баллов ребенка Максимальное количество баллов 36:69х100% = 52.1% или 36х100%:69 = 52.1% Определение уровня развития Низкий уровень – 49% и ниже Средний уровень – 50 – 70% Пограничный уровень – 71- 79% Высокий уровень – 80 – 100% Х 100%
Итоговая диагностическая таблица результатов мониторинга музыкального руководителя № Ф.И. 1 раздел Музыкальные способности (мах – 9 б) 2 раздел Восприятие музыки ( мах – 6 б) 3 раздел Исполнительство (мах – 9 б) 4 раздел Музыкальное творчество (мах – 6 б) Уровень развития ребёнка (мах – 30 баллов) С М С М С М С М С М б % Ур. б % Ур. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Средний уровень развития группы детей Количество детей с низким уровнем развития Количество детей со средним уровнем развития Количество детей с пограничным уровнем развития Количество детей с высоким уровнем развития 5 6 5 4 20 67 Ср 18 14 19 17 18 20 13 18 20 60 42 63 57 60 67 43 60 67 Ср Н Ср Ср Ср Ср Н Ср Ср 6 4 4 7 5 7 5 6 3 177 59 Ср 2 8
Сводная таблица результатов мониторинга № Ф.И. ребёнка Общее речевое развитие Интегративные качества Образовательные области Физическое развитие Музыкальное развитие Комплексная оценка развития ребёнка (мах – 462 б) Учитель-логопед (мах – 69 б) Воспитатель (мах - 168 б) мах – 174 б) Инструктор по физической культуре (мах – 21 б) Музыкальный руководитель (мах – 30 б) С М С М С М С М С М С М Б % У Б % У Б % У Б % У Б % У Б % У Б % У Б % У Б % У Б % У Б % Ур Б % Ур Итоговый уровень развития детей группы низкий уровень средний уровень пограничный уровень высокий уровень 39 56 С 92 68 С 108 44 Н 128 61 С 273 59 С 20 67 С 177 59 С 2 8 352 51 С 4 6 3 3 4 14 67 С 1008 60 С 946 54 С 3 5 2 4 2 4 2611 56 С 3 5 2
Использование результатов мониторинга Для определения уровня и динамики развития детей, их успешности в освоении ООПДО и ее коррекционного раздела Для разработки индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов При комплектовании подгрупп детей для организованных видов деятельности При взаимодействии специалистов в системе планирования и организации коррекционно-развивающего процесса При отборе коррекционно-образовательных программ, методик, технологий При составлении аналитических справок, при написании годовых отчётов, при прохождении аттестации педагогов
Инновационные компоненты Разработка чёткой модели системы мониторинга и модели взаимодействия специалистов в системе мониторинга Разработка единой системы оценки для определения уровня развития детей Разработка и использование эффективной формы диагностических таблиц для сбора и анализа результатов мониторинга Использование авторской методики проведения мониторинга речевого развития (Н.А. Казовой), включённой в методический комплект к «Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» Н.В. Нищевой
SWOT - анализ Положительные факторы Проблемные факторы Пути преодоления В Н У Т Р Е Н Н И Е Ф А К Т О Р Ы -Руководитель, поддерживающий инновации -Наличие педагогов и специалистов с высшей квалификационной категорией -Наличие педагогов, готовых работать творчески, инновационно -100% специалистов и 90% воспитателей владеют ИКТ Громоздкая, недостаточно чёткая структура мониторинга воспитателя Большое количество часто болеющих детей, что негативно влияет на качество усвоения коррекционно-образовательной программы Недостаточное участие родителей в коррекционно-образовательном процессе Отсутствие чёткой системы взаимодействия специалистов в ходе календарно-тематического планирования Частая смена педагогических кадров на коррекционных группах Разработка новой чётко структурированной модели мониторинга воспитателя специалистами ДОУ - Составление и реализация плана по снижению заболеваемости Проведение бесед и консультаций о роли родителей в коррекции речи и развитии детей Разработка и апробация сводных таблиц календарно-тематического планирования Реализация программы кураторства и наставничества для вновь поступивших воспитателей
SWOT - анализ Положительные факторы Проблемные факторы Пути преодоления В Н Е Ш Н И Е Ф А К Т О Р Ы -Методическая поддержка ИМЦ, АППО -Введение новой системы аттестации привело к повышению творческой активности педагогов -Отсутствие в штатном расписании ДОУ педагога-психолога и руководителя изостудии -Отсутствие медицинских сведений о сопутствующих заболеваниях у детей в заключениях ТПМПК. - Недостаточная материально-техническая база (отсутствие компьютеров, мультимедийного оборудования на коррекционных группах). Взаимодействие администрации ДОУ с ТОО о расширении штатного расписания Изменения процедуры взаимодействия учителей-логопедов с секретарём ТПМПК Взаимодействие администрации ДОУ с вышестоящими административными и образовательными учреждениями
Уважаемые коллеги! Желаем творческих успехов в реализации системы мониторинга!
Предварительный просмотр:
. (слайд № 1)
(слайд № 2) (слайд № 3)
Уважаемые коллеги! Совсем недавно я поняла, что пословица «Я и швец, я и жнец, я и на трубе дудец» про нас с вами. Ведь мы не только работаем с детьми, но и составляем новые программы, разрабатываем новые методики и прикладной инструментарий для их реализации. Мое сегодняшнее выступление как раз и подтверждает сказанное. Коллеги, я хочу представить вам систему мониторинга, разработанную специалистами нашего дошкольного учреждения для определения успешности детей с нарушениями речи в освоении основной образовательной программы и ее коррекционного раздела.
(слайд № 4) Начали мы с определения, что же такое мониторинг, соответствующий основным положениям ФГТ, и чем он отличается от комплексной диагностики, которую мы проводили ранее. Мы выделили ряд принципиальных различий, которые учли при разработке мониторинга.
- Во-первых, объектом мониторинга в первую очередь должны стать интегративно-личностные качества детей, а не узко-предметные знания, как это было в диагностике.
- Во-вторых, мониторинг, как современная диагностическая методика, должен давать точные и объективные данные об уровне и динамике развития, как отдельного ребенка, так и группы в целом, что не могла дать диагностика, владеющая лишь тремя цветами для обозначения уровней развития.
- Кроме того, мониторинг делает акцент на отслеживании динамики и успешности развития, а не просто на констатации данных о развитии детей.
Учитывая это, мы сформулировали определение мониторинга именно так, как на этом слайде. Надеюсь, вы его прочитали. Мониторинг – система мероприятий, позволяющих давать комплексную и объективную оценку уровню и динамике развития, как отдельного ребенка, так и группы детей с тяжелыми нарушениями речи в коррекционно-речевом и интегративно-личностном развитии, их успешность в освоении основной образовательной программы и ее коррекционного раздела.
Далее мы определили
(слайд № 5) цели мониторинга. Главные из них это:
- Комплексная оценка уровня и динамики развития детей с нарушениями речи
- Индивидуализация коррекционно-образовательного маршрута для обеспечения всестороннего развития детей с нарушениями речи
(слайд № 6)
Мы определили так же основные принципы реализации мониторинга. Одним из них является принцип коллегиальности, т. е. участия и взаимодействия воспитателей и специалистов на всех этапах проведения мониторинга.
(слайд № 7).А организацию этого взаимодействия мы определили как одну из задач администрации по проведению мониторинга в ДОУ.
(слайд № 8) На этом слайде представлена наша модель системы мониторинга, которая состоит из 8 структурных элементов. В фундаменте, в основе мониторинга, как «три кита», лежат три преобладающих критерия, которые мы учитывали при ее разработке:
- Во-первых, мониторинг должен выполнять свою основную задачу, а именно: отражать точные, объективные данные об уровне и динамике развития детей.
- Во-вторых, результатом мониторинга должна стать комплексная картина развития ребенка. Каждый специалист, обследуя ребенка в своей области, понимает, что результаты его обследования станут частью общей комплексной картины развития, как отдельного ребенка, так и группы детей.
- В-третьих, это четкость и целесообразность структуры мониторинга и, как следствие - простота и доступность его реализации. Это значит, что наличие каждого структурного элемента в системе мониторинга и его содержание должно быть целесообразно и оправдано. А все, что мы придумали про мониторинг должно быть настолько понятно, что
-Любой специалист, ознакомившись с этим инструментарием, с одной стороны, без труда сможет определить в нем свое место и выполнить свои задачи;
- А с другой стороны, увидев результаты мониторинга, сможет понять, с какими детьми ему придется работать. Перед ним будет комплексная картина развития, как каждого ребенка, так и группы в целом.
На следующих 3 слайдах (№ 9, 10, 11)
представлена модель взаимодействия воспитателей и специалистов в системе мониторинга. Коллеги, у вас в раздаточном материале эта модель представлена на одном листе. По этой модели видно как специалисты, пройдя вместе через ряд структурных элементов мониторинга, объединяют результаты своих обследований в сводной диагностической таблице и затем используют их в коррекционно-образовательном процессе.
А сейчас я бы хотела несколько подробнее остановиться на отдельных структурных элементах мониторинга и на взаимодействии специалистов в рамках этих структурных элементов.
(слайд № 12) Мониторинг в нашем детском саду проводится 2 раза в год: в сентябре и в мае.
Первичный мониторинг, проводимый в сентябре, условно делится на 3 этапа.
На подготовительном или организационном этапе специалисты четко определяют свои области мониторинга, представляют свои методики обследования и наглядно-дидактическое обеспечение, утверждают точные сроки проведения, критерии оценки и формы диагностических таблиц.
На 2 этапе каждый специалист проводит обследование в своей области мониторинга.
. На последнем итоговом этапе специалисты заполняют сводную итоговую таблицу, определяют комплексную оценку развития ребенка и группы в целом, определяют коррекционно- образовательные маршруты, основные направления индивидуальной работы, формируют подгруппы детей для организованных видов деятельности.
В январе на ПМПк специалисты проводят анализ и оценку планируемых промежуточных результатов освоения программы. При необходимости вносят коррективы в индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты и в планы индивидуальной работы с детьми.
В мае, после проведения заключительного мониторинга педагоги
- сравнивают показатели развития в начале и в конце учебного года по всем областям мониторинга и получают данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом;
- определяют дальнейшие образовательные маршруты для детей;
- подводят итоги коррекционно-образовательной работы за год;
(слайд № 13) На этом слайде перечислены специалисты нашего детского сада, которые участвуют в мониторинге. К сожалению, среди них нет психолога.
(слайд № 14) Здесь в виде необычной ромашки представлены области мониторинга, которые обследуют специалисты. Вы видите, что все педагоги совместно участвуют в определении уровня развития интегративно-личностных качеств у детей. Данные об их развитии заносит в свои диагностические карты воспитатель. В раздаточном материале более подробно указаны объекты обследования каждого специалиста.
(слайд № 15) Содержание мониторинга, параметры развития, обследуемые специалистами, безусловно, соответствуют содержанию образовательных программ, по которым работает ДОУ. Наши программы видите на слайде.
(слайд № 16) Каждый специалист в ходе мониторинга использует свою методику обследования, утвержденную на педсовете. Сейчас вы видите печатное издание методики, которую используют учителя-логопеды. Без лишней скромности скажу, что авторами этой разработки являемся я и моя дочь. В настоящее время этот мониторинг входит в методический комплект к примерной коррекционно-развивающей программе для детей с общим недоразвитием речи Н. В. Нищевой.
(слайды № 17, 18, 19) На следующих слайдах представлены методики, которыми пользуются другие специалисты. Более подробная информация о методиках дана в раздаточном материале.
(слайд № 20) При обследовании педагоги используют различные методы, обеспечивающие объективность и точность получаемых данных.
(слайд № 21) Все специалисты нашего детсада пользуются единой 4-х бальной шкалой для оценки показателей развития. Почему не 3 и не 5 баллов, как принято во многих образовательных учреждениях? Не потому, что это золотая середина, а потому что на наш взгляд мы можем объективно поставить лишь 4 оценки: хорошо-4, не очень хорошо-3, плохо-0, не очень плохо-1. Мы считаем, промежуточную оценку между «не очень хорошо и не очень плохо», можно объективно поставить лишь при наличии научно обоснованных и апробированных методик, которые есть, например, у психологов. А 3 балла, как нам, кажется, невольно ассоциируются с тремя уровнями развития. Их явно недостаточно для объективной оценки развития ребенка.
(слайд № 22) Уровень развития ребенка каждый специалист определяет с помощью трех математических действий:
В первом действии мы подсчитываем сумму баллов по всем показателям развития. Но сама по себе сумма баллов мало информативна. Ведь у каждого специалиста разное количество показателей.
(слайд № 23) Поэтому вторым действием мы определяем процентное соотношение набранных ребенком баллов к максимально возможным по всем известной формуле.
И только потом по % соотношению определяем уровень развития.
(слайд № 24) На следующих 2 слайдах представлены диагностические таблицы как форма учета, обработки и анализа результатов, полученных в ходе мониторинга. У всех специалистов форма таблиц аналогичная.
Основное достоинство наших таблиц - максимальная информативность. Кроме того, по ним удобно обрабатывать и анализировать оценки показателей развития.
Вы видите диагностическую таблицу музыкального руководителя. Суммируя баллы за отдельные показатели развития, специалист в конце строки определяет уровень развития ребенка, а внизу столбца средний уровень развития группы детей в своей области мониторинга.
(Слайд № 25) В сводной таблице, куда все специалисты заносят результаты своих обследований, определяем уровень комплексного развития каждого ребенка и средний уровень развития всей группы детей.
Кроме того, сравнив показатели в сентябре и в мае, мы определяем динамику развития каждого ребенка и группы в целом, как по отдельным объектам мониторинга, так и комплексно.
Эти таблицы так же представлены в раздаточном материале.
(слайд № 26) На этом слайде указано, где мы используем результаты мониторинга.
(слайд № 27) То, что мы посчитали инновационным в нашей системе мониторинга, мы представили на этом слайде и в раздаточном материале.
(слайд № 28, 29) Проведя SWOT- анализ, мы определили, что нам необходимо сделать в ближайшее время, как для совершенствования системы мониторинга, так и для совершенствования коррекционно-образовательного процесса в целом.
(слайд №30) В заключение хочу сказать, что для получения максимального эффекта выступающий обязан своих слушателей, в данном случае – вас уважаемые коллеги не столько наполнить информацией, сколько, как факел, зажечь. Не уверена, что мне удалось вас зажечь данной темой за ограниченное время выступления, но надеюсь, что мне удалось донести до вас главное: «Наш мониторинг соответствует основным положениям ФГТ и на сегодняшний день он эффективно справляется со своими задачами». Благодарю вас за внимание.
.