школа педагогического мастерства

Загорулько Наталья Викторовна

совместная работа с психологом школы Ломакиной М.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_shppm.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

ГС(К)ОУ школа-интернат №1 V вида

Школа психолого-педагогического мастерства

семинар на тему:

«КОНФЛИКТЫ. СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТЕ И ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.»

Саратов, 2010


ПЛАН СЕМИНАРА

1. Вступительное слово (Сидоренко Л.А.)

2. Теоретическая часть.

Понятие конфликта. Виды конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Пути выхода из конфликтных ситуаций. (Ломакина М.В.)

3. Практическая часть.

Работа в группах. Обсуждение предложенных конфликтных ситуаций и путей выхода из них. (Свотина Т.Г., Ломакина М.В.)

4. Самодиагностика. Определение собственной модели поведения в конфликте. (Свотина Т.Г., Ломакина М.В.)

5. Предоставление участникам семинара памяток «Поведение в конфликтной ситуации».

6. Заключение. Подведение итогов работы на семинаре. Заявление следующей темы. (Сидоренко Л.А.)


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Понятие конфликта

В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно.

При разрешении педагогических ситуаций действия часто определяются личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым. Для учителя и ученика различные ситуации могут быть школой познания других людей и самого себя.

Под конфликтом понимают противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов двух субъектов.

Конфликты могут проходить:

•        между двумя лицами (ученик – ученик; ученик – педагог; ребенок – родитель; родитель – педагог; педагог - педагог);

•         между человеком и группой (ученик – класс; педагог - класс);

•         между двумя или несколькими группами (класс - класс).

Виды конфликтов

Конфликты могут быть острыми и вялотекущими; явными и скрытыми.

Психологи выделяют три вида конфликтов: деструктивный; конструктивный; стабилизирующий.

Деструктивные конфликты расшатывают и разрушают личные и групповые нормы, углубляют противоречия, обесценивают ценности.

Конструктивные конфликты помогают обновлять отношения, способствуют жизнедеятельности личности и работе организации в целом.

Стабилизирующие конфликты также приводят к положительным результатам, но не за  счет введения чего-то нового в систему отношений, а путем устранения отклонений и закрепления уже существующего.

В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты: •ученик — ученик;  •ученик — учитель; •учитель — учитель.

Конфликт “ученик — ученик”. Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельными учениками младших классов.

Конфликт “ученик — учитель”. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция “Я — взрослый”, которая способствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателем. В старших классах школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решают вопросы, касающиеся лично его, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него.

Конфликт “педагог — педагог”.

Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе

Педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов повеления, необходимых для успешной работы учителя:

•        в школе должно быть только рабочее настроение, отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами, остаются за порогом школы:

•        не избегать конфликтов, направлять процесс их разрешения в конструктивное русло, не затягивать их разрешения;

•        одинаковое, справедливое отношение ко всем ученикам;

•        вся деятельность учителя сосредоточивается на процессе обучения и воспитания;

•        не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня;

•        учить школьников умению учиться;

•        в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивную форму поведения.

Особенности педагогических конфликтов 

Среди особенностей педагогических конфликтов можно отметить следующие:

— профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

— участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

— разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

— различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

— присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

— профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

. — всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

— конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов

Причины конфликтов.

Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками. -

В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе.

Приведем те из причин конфликтов, которые уже встречались в приведенных выше примерах:

— малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;

— свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;

— учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);

— оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;

— учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;

— немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними;

— личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.). Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе. Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.

Конечно, нет двух одинаковых школ, одинаковых учеников и учителей, и поэтому невозможно предвидеть каждую ситуацию или разработать универсальный прием ее разрешения.

Конфликты возникают, когда ученики находятся наедине с учителем (в присутствии посторонних или администрации школы конфликтов не бывает), поэтому администрации трудно оказать ему помощь в их предупреждении и разрешении.

Пути разрешения и предупреждения конфликтов:

—учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста, усиливая деловую взаимозависимость между ними. Подобные конфликты чаще случаются у учителей, интересующихся в первую очередь лишь уровнем усвоения предмета, поэтому их значительно меньше на уроках, ведущихся классным руководителем и в начальных классах, когда учитель хорошо знает учеников и находит разнообразные формы взаимодействия с ними;

— ситуация на уроке доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим по предмету, «трудным» по поведению. Поэтому в интересах самого учителя лучше изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания;

— нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с учителем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету.

Способы поведения в конфликтных ситуациях

«Уход» или «избегание». Человек всячески избегает конфликта, старается в любых ситуациях сделать вид, что ничего не произошло; такой человек часто говорит, что считает себя неконфликтным, что у него нет конфликтов. Но в действительности получается иная картина. Оказывается, что в результате ухода от конфликта у его участников может накапливаться недовольство.

 «Конфронтация» (конкурирующий способ поведения). Использование этого способа приводит к тому, что выигрывает один человек, а второй проигрывает, то есть один получает выигрыш на 100%, а другой получает ноль. Выигравший может также выиграть чувство вины, а проигравший выиграть обиду. В долговременной перспективе этот способ имеет отрицательные последствия.

 «Вынужденная уступка»

Этот способ представляет собой зеркальный вариант второго способа. Он заключается  в том, что один, проиграв в первый раз, будет усиленно готовиться ко второму раунду. Это жизнь посвященная борьбе.

 «Компромисс»

При компромиссе можно что-то поделить поровну. Как правило, человек обращает внимание не на то, что получил, а на то, чего не получил. Кроме того, в компромиссе есть одни подводный камень: начиная что-то делить, люди увлекаются и доходят до абсурдных ситуаций.

 «Сотрудничество»

При этом варианте каждый участник ожжет выиграть 100%, а может быть и 150%. Например, один добровольно уступает другому потому, что хорошо к нему относится и не считает, что второй ему обязан. При этом люди сохраняют хорошие отношения и даже делают их лучше. Конечно, не так просто найти выход из ситуации, но это единственный способ, который гарантирует хороший результат.

Существует такой способ поведения, как претензия без претензий. Этот способ заключается в том, что свое недовольство человек выражает не в оценке партнера как виноватого, а в оценке ситуации. В любом сообщении можно выделить 3 блока. Первый блок – это описание самой ситуации (того, что вызывает недовольство) Второй блок – это сообщение о том, что хочет человек. И третий блок выражает недовольство партнером, как виновником ситуации.  Чтобы сообщить претензию без претензии необходимо изменить сообщение в третьем блоке, например, заменить недовольство и оценку просьбой о помощи. Таким образом, в любых ситуациях, переформулировав свою претензию в претензию без претензии, мы не обижаем человека  и не нарушаем коммуникации.

Точно так же мы можем сами, когда слышим претензию от другого человека, переводить ее в конструктивную форму и понять. Что когда человек кричит, то не на нас, а нам. Это крик о помощи, он уже не может не кричать, и ему надо помогать, а не обижаться на него. Он просто не знает как правильно предъявить претензию.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Тренинг профессиональных умений. Участники семинара разбиваются на 4 группы. Каждой группе предлагается конфликтная ситуация для обсуждения и поиска путей выхода и ее разрешения.

(Примеры ситуаций см. в приложении 1)

2. Самодиагностика.

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.

(см. приложение 2).

3. Предоставление участникам памяток: «11 факторов усугубляющих конфликт», «Поведение в конфликтной ситуации».

(см. приложение 3).


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примеры конфликтных ситуаций

1. Учитель стал новым классным руководителем класса.  Один из учеников, перестал выполнять домашние задания, нарушал дисциплину. Несмотря на то, что ребенок был способным учеником,  «двойки» стали появляться по многим предметам, никакие уговоры на него не действовали. Эта ситуация  длилась почти весь учебный год

(Продолжение ситуации) В одно из посещений школы матерью этого ученика выяснилось, что его отец пьет и скандалит, и мальчик с матерью часто не ночуют дома.

2. На уроке русского языка учительница несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников, сидящих впереди.

Учительница потребовала, чтобы мальчик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте, хотя стрелять прекратил. Учительница села за стол и стала писать в журнале, ученики занялись своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели.

3. На уроке литературы в VII классе при проверке домашнего задания учительница трижды поднимала отвечать одного и того же ученика, но он молчал. В конце урока она объявила, что ставит ему «два». На следующем уроке учительница вновь начала опрос этого ученика и, когда он отказался отвечать, удалила его с урока. На следующие занятия по предмету ученик ходить перестал, всячески избегая встреч с учителем, по другим предметам учился по-прежнему успешно. В конце четверти учитель поставил ему «двойку». Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу.

4. Класс вместе с классным руководителем работает на субботнике на уборке территории. Работают уже два часа, дети устали. Работа встала. На убеждения учителя дети не реагируют. Назревает конфликт. Как из него выйти?


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса

Респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

1        А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2        А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3        А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4        А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5        А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6        А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7        А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса-с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8        А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9        А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих,

21А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Ключ:

Соперничество: 3, 6, 8, 9, 10, 13, 14, 16, 17, 22, 25, 28.

Сотрудничество: 2, 5, 8, 11, 14, 19, 20, 21, 23, 26, 28, 30.

Компромисс: 2, 4, 7, 10, 12, 13, 18, 20, 22, 24, 26, 29.

Избегание: 1, 5, 6, 7, 9, 12, 15, 17, 19, 23, 27, 29.

Приспособление: 1, 3, 4, 11, 15, 16, 18, 21, 24, 25, 27, 30.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

11 ФАКТОРОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ УГЛУБЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ КОНФЛИКТА

1. Перебивание партнера. В большинстве случаев в эмоционально напряженной ситуации перебивание собеседника приводит к нарастанию раздражения и напряжения, что может послужить дополнительным толчком к конфликту. Рекомендации здесь просты: нужно ждать пока собеседник выговорится, как бы ни хотелось ему в ответ что-то сказать.

2. Принижение партнера. Пункт, который не нуждается в комментариях, так как даже самый спокойный человек может с трудом сдерживать себя в ситуациях, связанных с принижением.

3. Высказывание негативных оценок партнера, его слов, поступков. Обычный вариант, когда в ситуации спора мы говорим собеседнику, что его мнение ничего не значит, что только мы в этой области специалисты и т.д. Это только «подливание масла в огонь».

4. Подчеркивание разницы между собой и партнером. Этот фактор часто встречается в сложных ситуациях, когда один или оба собеседника делают заявления, подчеркивающие собственный опыт и компетенцию в некорректной форме.

5. Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.

6. Мелочные придирки. Нередко бывает, что вместо детального анализа проблемы один из собеседников обвиняет другого в несущественных мелких ошибках и тем самым уходит от ответственности.

7. Искусственное создание дефицита времени для решения проблемы. Этот пункт обычно проявляется в нежелании одного из партнеров решать проблему. Например: «У меня есть только пять минут».

8. Резкое убыстрение темпа беседы. Еще одна попытка закончить неприятный разговор.

9. Полное непонимание или нежелание понять партнера. Обычно, когда нас не хотят услышать и понять, вероятность достижения взаимоприемлемого результата снижается.

10. Отсутствие или потеря эмоционального контакта с партнером. Самый обычный пример такого поведения – это когда ребенок игнорирует эмоциональное высказывание родителей, тем самым еще более накаляя обстановку.

11. Избегание пространственной близости и контакта глаз с партнером. Это тоже часто встречается в жизни, когда один из собеседников может отводить глаза, и это раздражает другого, так как не понять, слушает человек или нет. То же относится к увеличению дистанции в разговоре – это воспринимается как нежелание продолжать разговор.

ПОВЕДЕНИЕ В НАПРЯЖЕННОЙ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

I стадия выхода из конфликта. Перевод претензии партнера в так называемую  «претензию без претензии». Такой способ поведения предполагает, что свое недовольство человек выражает не в оценке партнера как виноватого, а в оценке ситуации.

В любом сообщении можно выделить 3 блока. I блок – это описание самой ситуации (того, что вызывает недовольство). II блок – это сообщение о том, что хочет человек. III блок выражает недовольство партнером, как виновником ситуации.  Чтобы сообщить претензию без претензии необходимо изменить сообщение в третьем блоке, например, заменить недовольство и оценку просьбой о помощи. Таким образом, в любых ситуациях, переформулировав свою претензию в претензию без претензии, мы не обижаем человека  и не нарушаем коммуникации.

Точно так же мы можем сами, когда слышим претензию от другого человека, переводить ее в конструктивную форму и понять. Что когда человек кричит, то не на нас, а нам. Это крик о помощи, он уже не может не кричать, и ему надо помогать, а не обижаться на него. Он просто не знает как правильно предъявить претензию.

II стадия выхода из конфликта – дать возможность партнеру выговориться для того чтобы немного успокоиться. Далее мы стараемся показать, что мы с ним партнеры в борьбе с проблемой, готовы и хотим ему помочь. Если есть наша вина, то сначала надо признаться в этом, попросить прощения и предложить выход. Если же нашей вины нет, то мы опять же просим прощения, но в данном случае, когда мы говорим «извините», это просто форма вежливости, а не признание вины), а потом говорим о нашей непричастности и предлагаем свою помощь.

Все эти правила и рекомендации выполнять в полном объеме не обязательно, нужно ориентироваться на конкретную ситуацию.