ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПИЛОТНАЯ ПЛОЩАДКА.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПИЛОТНАЯ ПЛОЩАДКА. Планирование.Презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emelyanova_muzey_v_tvoyom_klasse.docx | 37.02 КБ |
teatralnaya_studiya_programma_pilotnaya_ploshchadka.doc.docx | 41.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Оленинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании кафедры начального Приказ №__от______2011г.
обучения. Протокол №__от_____2011г. Директор школы
на заседании педагогического совета ____________В.Н. Головур
Программа внеурочной деятельности
КЛУБА « МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ», для 1-2 классов, составленная на основе программы «Музей в твоём классе»,
под редакцией Н А Чураковой
УМК « Перспективная начальная школа» Москва Академкнига/Учебник,
рекомендованной Министерством образования РФ 2010 г.
Адаптированная
Емельяновой Татьяной Викторовной, учителем начальных классов.
Оленино
2011
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования нового поколения определены задачи, стоящие перед современной школой, и одна из них – формирование целостной картины мира у учащихся посредством включения их в разнообразные виды деятельности. В связи с этим большое внимание уделяется организации внеурочной деятельности, способствующей дополнительному развитию каждого ученика. Эта деятельность должна организовываться с учетом запросов, интересов учащихся, их родителей.
Программа клуба «Музей в твоём классе» реализует актуальные проблемы современного образования:
- Углубление и расширение художественно-эстетических представлений, понятий, взглядов ребёнка во взаимосвязи с общим личным развитием и познанием окружающего мира
- Пробуждение, развитие и обогащение чувств и потребностей ребенка путем освоения им особенностей природных и художественных явлений, опираясь на живые ощущения и впечатления в виде звуков, красок, форм и пространства
- Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной продуктивной деятельности, общения, проектной деятельности
- Эстетическое развитие детей, их творческих навыков в художественно-предметной деятельности;
- Совершенствование содержания досуга детей;
- Создание среды творческого общения, ситуации успеха;
- Социализация личности ребенка, приобретение опыта совместной деятельности.
Цели программы: ознакомление младших школьников с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами.
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
- дать начальное представление о логике развития живопис ного языка: от классической выстроенности академических ком позиций через реалистическую повествовательность - к импрес сионистической пленэрности;
- сформировать первичные представления о целостности худо жественного мира того или иного художника, с этой целью в по собии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора;
- сформировать такие интеллектуальные умения обучающихся, как умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в особенностях композиционного решения худож ником поставленной задачи:
- освоить лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изобра жения;
- сформировать умения, свя занные с активным участием в диалоге при обсуждении увиден ного произведения, его фрагментов.
Направление: художественно-эстетическое.
Ожидаемые результаты.
Подготовка экскурсоводов по репродук циям картин «Музей в твоем классе»; подготовка проектов по направлениям: «Моя коллекция», «Каталог репродукций», «Музей в твоем классе», «Каталог моей коллекции репродукций», проектная деятельность - групповая и индивидуальная.
Обучающиеся научатся:
- находить на картине указанные детали, а затем самостоя тельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения,
- выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность,
- устанавливать причинно-следствецные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения,
- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.
- защищать проекты
Виды внеурочной деятельности:
1 Игровая
2 Познавательная
3 Проблемно-ценностное общение
Формы и содержание работы.
Формы организации деятельности на этих занятиях:
1. Групповые
2. Коллективные
3. Индивидуальные
Однако следует отметить, что проведение кружковых, факульта тивных,
экскурсионных занятий, круглых столов и диспутов не возможно без групповых и коллективных форм организации дея тельности. Следовательно, именно эти формы превалируют над индивидуальной формой.
Сроки реализации:
Программа рассчитана для обучающихся 1-2 классов.
Первый год обучения.
Занятия 2 часа в неделю. Всего 68 часов.
Занятия во вторник 14.50. и четверг в 14.50.
Педагогические принципы
Данная программа позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и
принципы:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации образовательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.
Тематическое планирование.
Клуб «МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ»
68 часов.
№ № | Название модулей | Содержание материала | Кол. часов | Формы работы |
1 | Введение. | Знакомство с членами клуба | 1 | Игра |
2 | И.Хруцкий «Цветы и фрук ты». Натюрморт | Название изображённых на картине плодов и цветов, составляющих букет. Рас ширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, со ставляющих композицию. Мастерство ав тора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, пред метов. Определение целого и части | 4 | Беседа. Экскурсия в осенний лес. |
3 | Г.Серебряков «За завтраком (За обедом)» | Своеобразный семейный портрет в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретны ми детьми: имя, возраст; сравнение де тей друг с другом |
3 | Беседа. Экскурсия в столовую Творческая работа «За столом» |
4 | Б Кустодиев «Морозный день» | Темы и объекты изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, за бор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/ мало). Бег саней: детали одежды и дру гие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон? |
5 | Беседа. Проект « Зимний дворик» |
5 | Б Кустодиев «Масленица» | Празднование масленицы. Разгар гуляний. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскива ние музыканта). Детские игры |
3 | Беседа. Подвижные игры. |
6 | П Федотов «Сватовство майора» | Работа над лексикой , позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, рас цветок и их качеств | 5 | Беседа. Проект « Одежда 19 века» |
7 | К. Брюллов «Последний день Помпеи | Знания художника об историческом со бытии и организации археологической работы. Свидетельства сильного земле трясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изобра жениями участников трагического со бытия. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы |
4 | Беседа. Экскурсия в библиотеку. Просмотр к/ф |
8 | И. Горюшкин- Сорокопудов «Базарный день в старом городе» | Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых ря дах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского крем ля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола хра ма. Продавцы и покупатели. Звуки тор говых рядов |
4 | Беседа. Подготовка докладов, сообщений |
9 | И. Горюшкин- Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия» | Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало вес ны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по за данным названиям: ориентировка в ме стонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла худож ника и особенностей его воплощения |
5 | Коллективная работа « Постройки 17 века |
10 | В. Маковский «Две сестры (Две дочери)» | Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, ука зывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни |
3 | Просмотр к/ф |
11 | В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная» | Персонажи картины и ее название. Со отношение названия картины и вероят ной ситуации. Предположения о взаи моотношениях героев картины |
3 | Беседа. Диспут. Анализ произведения. |
12 | М.В. Нестеров «Три старца | Одежда старцев, их обувь (лапти, обу тые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персо нажей. Кто более погружен в свои мыс ли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины |
3 | Беседа. Диспут. Анализ произведения. |
14 | К.А. Коровин «За чайным столом» | Рассматривание предметов на репро дукции картины. Стол, посуда (чаш ки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, на чищенный/тусклый) Помещение, время года, состояние по годы.Одежда людей. Общение. Возраст. Уют но ли людям? |
5 | Беседа. Диспут. Анализ произведения. Проект « Я-экскурсовод» |
15 | К.А. Коровин «Алупка | Алупка стала в начале 20-го века мод ным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмен та «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей |
3 | Беседа. Диспут. Анализ произведения. Проект « Я-экскурсовод» |
16 | И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова» | 0 личности П.М. Третьякова. Дар род ному городу. 1856 год — год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяков ской галереей. В 2006 году ГТГ испол нилось 150 лет. Впечатление, котороеРассматривание экспозиции в зале га лереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседству ют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известно го школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и по лотно автора картин «За чайным сто лом» и «Алупка» (вспоминают фами лию художника | 5 | Беседа. Диспут. Анализ произведения. Проект « Я-экскурсовод» |
17 | Подготовка проектов | 7 | ||
18 | Защита проектов | 5 | Участие в научно-практической конференции |
Содержание программы и методические рекомендации
Основное пособие: Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «Музей в твоем классе» (для 1-6 классов). - М. : Академкнига/Учебник.
Список репродукций
- Хруцкий И.В. Цветы и фрукты. 1855.
- Серебрякова З.Е. За обедом. 1914.
- Серебрякова З.Е. На кухне. Портрет Кати. 1924.
- Поленов В.Д. Московский дворик. 1878.
- Левитан И.И. Свежий ветер. Волга. 1895.
- Кустодиев Б.М. Морозный день. 1913.
- Кустодиев Б.М. Масленица. 1916.
- Федотов П.А. Сватовство майора. 1848.
- Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833.
- Горюшкин-Сорокопудов И.С. Базарный день в старом го роде. 1910.
- Горюшкин-Сорокопудов И.С. Сцена из 17-го столетия. Мо сковская слобода. 1934.
- Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери). 1893.
- Маковский В.Е. Две матери. Мать приемная и родная. 1905-1906.
- Нестеров М.В. Три старца. 1915.
- Коровин К.А. За чайным столом. 1888.
- Коровин К.А. Алупка. 1912.
- Репин И.Е. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1901
Общая методика анализа живописного произведения, с помощью которой можно реализовать поставленные цели, предполагает переход от начального, целостного впечатления через наблюдение и рассматривание деталей — снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей.
Большое значение для достижения заявленных целей имеет ис пользование инструментов при работе с репродукцией живописного произведения. В данном пособии используются разные инструмен ты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно- значимых фрагментов и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с по мощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, осо бенностей красочного слоя и характера мазка.
Порядок следования репродукций в пособии подчиняется ло гике музейной педагогики: от более простого к более сложному через накопление опыта зрительского восприятия к возможно сти использовать этот опыт в дальнейшем. Эта логика учиты вает прежде всего жанровую принадлежность картин и требует следующую последовательность знакомства с жанрами: от на тюрморта и детского портрета — через пейзаж и исторический пейзаж — к исторической картине, бытовой картине и портрету (то есть от предметного мира и всего того, что понятно ребен ку, — к миру социальных отношений и всему тому, что состав ляет мир взрослых).
Методический аппарат пособия «Музей в твоем классе» вклю чает выделенные фрагменты и детали, которые вынесены на поля каждой репродукции. Педагогический смысл этого приема варьи руется в зависимости от возраста и от конкретной задачи. Так, обучающимся 1-х и 2-х классов выделенные детали помогают внимательно рассматривать картину и находить места выделен ных фрагментов с помощью инструментов, удерживать внима ние на конкретной задаче. Школьникам, занимающимся ИЗО, вынесенные на поля увеличенные детали помогают рассмотреть и проанализировать особенности живописной манеры художни ка: выяснить форму и фактуру мазка, которым художник пользу ется, изображая разные поверхности и предметы (высокое каче ство репродуцирования позволяет это сделать).
Для обучающихся всех возрастных групп на полях репродук ций помещается дополнительный изобразительный материал. Это фрагменты других картин того автора, чья картина помещена на основной репродукции, или фрагменты картин других художни ков, необходимые для сравнительного анализа.
При рассмотрении исторических сюжетов на полях репродук ции помещаются фотографии предметов и реалий, которые могут воссоздать необходимый историко-культурный контекст.
Дифференцированность вопросов и заданий подразумевает, что учебное пособие рассчитано на детей разного возраста, разных типов восприятия и разного уровня подготовленности, в том числе и на детей с трудностями в обучении. Для детей, у ко торых есть речевые трудности (не хватает лексического запаса, трудно вербализовать свои наблюдения) или есть задержка в раз витии (трудно сосредоточивается, недолго удерживает внима ние), большим подспорьем является использование инструмен тов (рамок, которые можно передвигать по репродукции, лупы и т. д.). Ребенок, которому по той или иной причине еще трудно сказать или рассказать, имеет возможность показать то, что он обнаружил, на репродукции, и почувствовать, что он тоже спра вился с заданием.
На обороте обложки даны черно-белые изображения репро дукций 17 картин, представленных в пособии. Это дает представ ление о размерах подлинных полотен, для чего рядом с репродук циями представлены силуэты детей трех возрастных групп: 1—2 классы, 3-4 классы, 5-6 классы. Последовательность размеще ния репродукций на этом листе подчиняется законам музейной экспозиции и соответствует логике исторического развития ис кусства за 100-летний период — с первой трети 19-го века по пер вую треть 20-го века.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
3. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
4. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Оленинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»_____________________
Директор школы____________ Головур В Н
Приказ № 165 от 30 августа 2010 года
Программа внеурочной деятельности
художественно-эстетического направления.
Студия «Театральная»
Составитель:
учитель начальных классов
МОУ Оленинская СОШ
Емельянова Татьяна Викторовна
п. Оленино
2010 год
- Пояснительная записка.
Внеурочная программа студии «Театральная» составлена в соответствии ФГОС НОО, базисным планом.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на общий ход развития детей. Мало внимания уделяется театральному образованию детей младшего школьного возраста, которое больше сводится к дополнительному образованию, а значит, не охватывает каждого ребенка и предоставляет право выбора в большей степени родителям, которые предпочитают обучение детей предметам искусства, исходя из собственных интересов.
Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.
В основе занятий театром лежит игра, поскольку занимает значительное место в постижении мира. В процессе игры дети совместно с учителем моделируют вымышленные и реальные ситуации, которые будят воображение и развивают стремление к творчеству.
Программа способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе.
Курс направлен на воспитание и развитие понимающей, умной, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение.
Театр как искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра – непременный атрибут театрального искусства, она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.
Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Но не следует бояться неудач, т.к. это прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы.
Школа – это первый социальный институт ребенка, именно там он получает свой первый жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых. Полноценный социальный опыт приобретается только в конкретной деятельности, а не в ее имитации. Задача состоит в создании в школе таких условий, в которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Цели программы: формирование в процессе создания и представления художественных произведений способности управления культурным пространством своего существования.
Задачи программы:
Развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся.
Развивать диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми.
Формировать способность «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексорного управления ситуациями межличностного взаимодействия
Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.
- Развивать ритмические способности и координацию движений.
- Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.
- Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.
- Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.
- Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики. Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания.
- Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой.
- Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.
- Расширять диапазон и силу звучания голоса.
- Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п.).
- Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Нормировать четкую, грамотную речь.
- Пополнять словарный запас, образный строй речи.
- Строить диалог между героями разных сказок.
- Подбирать рифмы к заданным словам.
- Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.
- Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение.
- Знакомить детей с терминологией театрального искусства.
- Познакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер.
- Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.
Форма и режим занятий.
Формы занятий:
Репетиционные
Постановочные
Беседа
Встреча со зрителем
Этапы занятий:
- игровой тренинг
- работа по пособию:
- работа с театральным словариком
- работа в театральных мастерских
- основы театральной культуры
- репетиция и показ спектакля
- подведение итогов работы, обсуждение спектакля.
Игровой тренинг включает в себя ряд общеразвивающих игр и специальных театральных, а также театральные этюды, игры на превращения, игры на развитие двигательных способностей детей, упражнения на речевое дыхание, творческие игры со словом:
- работу со словами, которые дети записывают в театральный словарик
- изготовление афиш, программок, билетов, эскизов декораций, костюмов и т.д.
- знакомство с основами театральной культуры.
Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение сценических представлений, музея, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории.
Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
На каждом занятии проходят репетиции определенных театральных пьес по специально разработанной учебной программе.
Тематическое планирование и содержание деятельности.
Первый год занятий.
№ | Название темы | Содержание темы | Виды упражнений | Количество часов | ||||
1 | Вводное занятие. Познакомимся, мой друг! | Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. | Игра «Назови свое имя ласково» | 1 | ||||
2 | Изображение героев. Попробуем измениться. | Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов. | Игра «Назови ласково соседа» Пантомимические загадки и упражнения | 1 | ||||
3 | Давайте поиграем. Моя любимая игра. | Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов. | Игра «Театральная разминка» Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Репка» | 1 | ||||
4 | Игра жестов, мимики лица.Управление голосом. | Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей. | Игры на выразительность жестов, мимики, голоса | 1 | ||||
5 | Сказка-миниатюра. | Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. | Пантомимическая игра. Творческая игра «Что это за сказка?» | 1 | ||||
6 | Играем пальчиками. | Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Закрепить понятие «пантомима». | Игровые упражнения с помощью пальчиков. Игра-инсценировка с помощью пальчиков | 1 | ||||
7 | Постучимся в теремок. | Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию. | Игра-загадка «Узнай, кто это?» Знакомство со сказкой «Теремок» Этюд на расслабление «Разговор с лесом» | 1 | ||||
8 | Характеристика героев сказки. | Учить понятно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность. | Характеристика персонажей сказки. Интонационные упражнения | 1 | ||||
9 | Наши эмоции. Творческий пересказ сказки. | Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. Учить передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями. | Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов | 1 | ||||
10 | Пантомима. Узнай героя. | Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. | Игра «Угадай героя» Драматизация сказки | 1 | ||||
11 | Замена интонации. Учимся говорить по - разному | Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. | Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности | 1 | ||||
12 | Учимся четко говорить. | Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. | Погружение в сказочную ситуацию. Игра «Едем на паровозике» | 1 | ||||
13 | Игра в рифмы. | Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. | Дидактическая игра «Придумай рифму» | 1 | ||||
14 | Рассказываем про любимые игры и сказки. | Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | Рассказы детей по ассоциациям
| 1 | ||||
15 | Характеристика персонажей. Сказочные рисунки. | Дать понятие, что иллюстрации - важное средство выразительности Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам | Игра «Узнай сказку» Игра «Узнай героя» | 1 | ||||
16 | Изобрази героя. | Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности | Пантомимические упражнения Интонационные упражнения | 1 | ||||
17 | Сочиняем новую сказку. | Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы. | Упражнение у зеркала «Изобрази настроение» Драматизация сказки | 2 | ||||
18 | Играем в сказку. Постановка в группе. | Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе. | Погружение в сказку, придуманную детьми Пантомимическая игра «Узнай героя» | 1 | ||||
19 | Наши эмоции. | Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. | Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации. Упражнение «Изобрази эмоцию» | 1 | ||||
20 | Изображение различных эмоций | Совершенствовать умение Изображать ту или иную эмоцию.
| Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх. Этюды на изображение различных эмоций. | 1 | ||||
21 | Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса | Учить распознавать эмоции радости, грусти, злости по мимике и интонации голоса. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции. | Работа по графическим карточкам Игра «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон» | 2 | ||||
22 | Настроение героев. | Помочь понять и осмыслить настроение героев. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам. | Беседа о настроении героев сказки Игра-загадка «Изобрази настроение». Актёрский этюд. | 1 | ||||
23 | Разыгрывание сценок. | Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции, изображать их, находить выход из ситуации. | Упражнение на изображение разных эмоций | 1 | ||||
24 | Изобразим страх и его преодолеем. | Закрепить умение детей изображать страх. Учить преодолевать это состояние. | Изображение различных степеней страха Игра «Преодолеем страх». Актёрский этюд. | 2 | ||||
25 | Если ты поссорился с другом подружись! | Показать детям как легко могут возникнуть конфликты. Учить находить выход из конфликтных ситуаций. | Игра «Найди и покажи эмоцию» Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов | 1
| ||||
26 | Игры в интонировании диалогов. | Развивать способность у детей понимать друг друга. | Упражнение в интонировании диалогов. Актёрский этюд. | 1 | ||||
27 | Правильное дыхание в речи. | Развивать правильное речевое дыхание | Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри» | 1 | ||||
28 | Театральная миниатюра. | Развивать речь и воображение | Творческие игры со словами | 3 | ||||
29 | Итоговое занятие «Мы любим сказки» | Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. | Проведение викторины Драматизация сказки Награждения | 1 |
Содержание театральной деятельности учащихся.
Основные виды деятельности, которые используются при работе с учащимися, являются:
- Театральная миниатюра;
- Театральная игра;
- Занятия по ритмопластике;
- Занятия по культуре и технике речи;
- Основы театральной культуры;
- Создание спектакля.
Театральная миниатюра. Актёрский этюд. Наблюдения актёра. Лаборатория актёра и режиссёра. Учебные театральные миниатюры. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Проблемная ситуация персонажа и способы решения.
Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальной школе за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социального компонента. Обычно все дети делятся на мини-группы (4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.
Эти игры можно использовать на уроках риторики, информатики, физкультуры, в качестве физкультминуток.
Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовит детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.
Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.
Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
- развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);
- развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
- развитие воображения (способность к пластической импровизации).
Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов. Ритмопластические упражнения и игры не дублируют раздел посвященный музыкально-ритмическому воспитанию в системе музыкальных занятий с школьниками. Они развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел «Культура и техника речи» включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.).
Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
- Дыхательные и артикуляционные упражнения.
- Дикционные и интонационные упражнения.
- Творческие игры со словом.
Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:
- Особенности театрального искусства.
- Виды театрального искусства.
- Рождение спектакля.
- Театр снаружи и изнутри.
- Культура зрителя.
Работа над спектаклем является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
- Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
- Премьера спектакля.
- Повторные показы спектакля.
Предполагаемые результаты:
- Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
- Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
- Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
- Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
- Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
- Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
- Находить оправдание заданной позе.
- На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.
- Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
- Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
- Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
- Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.
- Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
- Знать и четко произносить в разных темпах 8 - 10 скороговорок.
- Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Список литературы
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
- Григорьев Д.В. Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. - М.2010 г.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006.
- Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 1967.
- Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.
- Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.
- Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М. 1875.
- Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.
- Дж.Родари. Грамматика фантазии. – М. 1978
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. 2003.